
90 лет – знаковая дата для любого учреждения, а для Дворца, который стал «домом» для тысяч детей, это целая эпоха. Сегодня мы беседуем с Тамарой Пчелкиной, человеком, чьи 33 года жизни неразрывно связаны с этим местом.
Она пришла сюда молодым директором, полным идей, и смогла не только сохранить, но и приумножить лучшие традиции, трансформировав Дворец в центр развития и поддержки подрастающего поколения. От комсомольской работы до организации грандиозных пионерских парадов, от воспитания врачей до зарождения юных бизнесменов – ее путь наполнен служением детям и неустанным новаторством. Она поделилась как рождались эти истории успеха и какие принципы помогали Дворцу оставаться на пике актуальности.
— Тамара Петровна, 90 лет дворцу, это такая знаковая дата. Вы отдали ему 33 года своей жизни. Можете описать этот путь, как вы прошли его?
- До Дворца я работала вторым секретарем горкома комсомола. В один прекрасный день меня вызвал Юрий Фролович Горячев и сказал: «С завтрашнего дня Вы директор Дворца Пионеров». Конечно, партия сказала – комсомол ответил «да». Так я пришла сюда 16 ноября 1971 года. Я была молода, мне был всего 31 год, и я хотела внести перемены, «сломать» старый уклад. Поработала директором до ноября 1983 года, а затем партия попросила меня возглавить райком на пять лет. Я справилась, но быстро поняла, что это не мое. Мое призвание – Дворец, дети, внешкольное дополнительное образование. Поэтому я вернулась и проработала здесь в общей сложности 33 года.
- Сегодня Дворец творчества значительно изменился. А как выглядела работа организации в те времена, когда Вы только начинали свой путь?
Наша работа делилась на три основных направления.
Первое - дополнительное образование. Главным принципом работы Дворца всегда было соответствовать современным запросам общества. Так, когда возникла острая нехватка медицинских работников среднего звена, я договорилась с деканом медицинского факультета. Мы открыли школу медиков на базе медицинского училища, с преподавателями как с факультета, так и из училища. Участники получали льготы при поступлении, сдавали зачеты и становились младшими медицинскими сестрами. Другой пример – открытие школы юного бизнесмена. В начале развития бизнеса мы пригласили хорошего преподавателя из сельхозинститута, а также преподавателей экономики и финансов. Старшеклассники с удовольствием посещали эти занятия, и многие из них впоследствии успешно занимались бизнесом.
Второе направление - массовые мероприятия. Во дворце проводилось множество мероприятий союзного и республиканского значения. Чтобы их организовать, требовалась серьезная подготовка. Начиная с 1967 года, когда я еще работала в комсомоле, и до 1991 года, мы организовывали пионерские парады и слеты. Только представьте: на пионерский парад 22 апреля мы собирали все школы города, от 6-7 тысяч, а иногда и до 10 тысяч детей! Это требовало тщательной проработки каждой детали. Такие же мероприятия мы проводили 19 мая, в день рождения пионерской организации, уже областного масштаба.
Третье - методическая помощь. Мы оказывали поддержку пионерским вожатым и организаторам классной работы по месту жительства.
- Через Дворец прошло огромное количество детей. Можете вспомнить кого-то из ваших воспитанников, чьи успехи особенно запомнились, кем вы гордитесь?
- Да, детей было очень много! От трех до четырех тысяч занималось в кружках и объединениях. А когда к нам добавили профтехобразование, эта цифра перевалила за пять тысяч. Наши ребята, те, кто приходил к нам совсем маленькими, с 5-6 лет, и занимался до 10-го класса, становились действительно известными людьми.
Вот, например, российский актёр музыкального театра, певец Иван Ожогин. Я очень хорошо помню его маму, мы до сих пор общаемся. Он пришел к нам в 5-6 лет. Или Владислав Витковский ведущий и журналист регионального телеканала «ГТРК Волга». И таких ребят я могу назвать очень много. Возьмите Дмитрия Ивановича Травкина, который возглавляет наш политсовет «Единой России», или Игоря Игоревича Егорова, долгое время руководившего Счетной палатой области. Список таких успешных людей можно продолжать.
- Расскажите, пожалуйста, каким образом вы находили подход к ребятам, которые изначально демонстрировали низкую активность или нежелание посещать секции и кружки?
Конечно. Мы уделяли внимание и тем ребятам, которым нужна была дополнительная поддержка, которых нужно было увлечь чем-то полезным. У нас был отличный кружок юного водителя мотоцикла! Зимой мы брали ребят, даже тех, кого считали «трудными», с которыми договаривались директора школ. Мы говорили им: занимайтесь целый год в классе, а после окончания курса, к 16-18 годам, вы получите права. Бывало, организовывали велосипедные походы с сопровождением ГАИ, в том числе и в соседние населенные пункты, например, в Майну. Перед этим договаривались с директорами школ и облхозом, чтобы ребята могли остановиться и даже помочь им с какой-то работой, чтобы заработать на бензин. Мы видели, как эти ребята менялись, становились более ответственными, целеустремленными.
То же самое с тяжелой атлетикой. Мы закупали тренажеры, и ребята, которые были, скажем так, не самыми активными в учебе, находили здесь свое увлечение. Руководители следили за ними, и, если возникали проблемы в школе, они могли повлиять на ребенка, помочь ему вернуться на путь занятий.
Примерно в 1985-1987 годах появились первые компьютерные классы. Нам тоже удалось оборудовать такой класс, и отбоя от желающих не было. Ребята шли умные, увлеченные. Очень популярным был и класс радиосвязи. Мы поддерживали связь с тысячами корреспондентов по всему миру, получали открытки со всех концов земли. Ребята, которые занимались у нас, часто потом поступали в училища связи.
- Мы помним, как Дворец был закрыт. Это было трудное время. Расскажите, как Вам удалось, будучи руководителем, вернуть его к жизни? Как Вам удалось добиться возобновления его работы?
- В сентябре 2004 года Дворец творчества детей и молодежи был закрыт на капитальный ремонт. Столкнувшись с угрозой потери работы для коллектива, я искала выход. Удалось договориться с директорами школ о временном размещении наших воспитанников и педагогов. Моей главной целью было сохранить коллектив и рабочие места. Серьезным вызовом стало предложение использовать здание Дворца для других целей. Я настаивала, что это ценный подарок детям, который нельзя продавать. В итоге, стремление сохранить Дворец объединило многих: благотворительный марафон «Живи, Дворец!», собравший артистов, чиновников и общественность, позволил собрать средства на ремонт. В январе 2011 года Дворец вновь открыл свои двери, продемонстрировав, как совместными усилиями можно преодолеть трудности.
- Тамара Петровна, какие бы пожелания вы могли бы высказать в адрес этого учреждения?
- Мое главное пожелание – чтобы Дворец сохранил и приумножил все те прекрасные традиции, которые закладывались годами. Я очень надеюсь, что столетие Дворца будет отмечаться как пример лучшего учреждения дополнительного образования.
По материалам министерства просвещения и воспитания
Фото: министерство просвещения
В Ульяновске состоялась премьера фильма «Удивительные клады Волги»
События, 27.11.2025Во Дворце книги откроется выставка, посвящённая 200-летию со дня восстания декабристов
События, 10.12.2025






