
На этой неделе, 23 октября, в России отмечался День работников рекламы. Праздник этот относительно молодой, но причастные к нему специалисты появились задолго до того, как им придумали название. Краткий экскурс в историю «двигателя торговли» и примеры симбирских «завлекалок» приводят сотрудники Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина».
Реклама – весьма древнее изобретение и всегда шла рука об руку с торговлей. В конце 19 - начале 20 веков реклама в России была весьма разнообразна: использовались яркие вывески, которые размещались на фасадах домов.
Чтобы дополнительно привлечь внимание покупателя, многие небольшие лавочки и магазинчики и использовали выносные кронштейны, на которые вешали дополнительные вывески. Часто это были фигурные вывески в виде предметов торговли или услуги. Например, над хлебной лавкой вешали жестяной крендель, над обувным магазинчиком – сапог. Этот прием очень тонко учитывал особенность целевой аудитории, ведь многие были неграмотны, читать не могли, а вот предметные вывески такими людьми понимались прекрасно.
Также лавки использовали под рекламные площади собственные витрины, куда выставлялся самый завлекательный и эффектный товар, например, сахарные головы. Витрины крупных магазинов фирмы «Брокар», «Эйнем» поражали своим великолепием. Любопытно, что в конце 19 века не было понятия «дизайн витрины», в нее старались выставить как можно больше товара, а если товар был скоропортящийся, использовали муляжи.
— Крупные производители печатали тематические открытки и карточки, чтобы вложить их в упаковку с товаром, кондитеры заказывали печать не только картинки и названия фирмы на этикетке, но и размещали на ней отметки о наградах на конкурсах.
Бывало, внутри этикетки печатали забавные четверостишия. Например, на фантике одной из конфет в начале 20 века было напечатано следующее «Мила ты мне мила, и будешь и была». Товарищество «Абрикосова и сыновей» выпускало шоколадные яйца к Пасхе, внутрь которых клали небольшую игрушку из дерева или картона, — рассказывает сотрудник Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» Юлия Кириллова.
Маленькие лавочки использовали архитектуру здания, чтобы пометить дополнительную информацию о себе. Как выглядели такие лавочки можно увидеть, внимательно рассмотрев музей «Мелочная лавка». На здании музея воссоздан кронштейн, на котором на металлической табличке продублировано название музея, на боковых поверхностях деревянных колонн у входа размещены таблички с указанием товаров, которые продавались в лавках «Мука, крупа, сахар». Облик музея создавали по старинным фотографиям, на которых были изображения лавок и магазинов.

Из любопытных рекламных ходов в крупных городах существовала профессия «человека-рекламы», когда человек одевал на себя большую табличку с рекламной информацией и ходил в ней в людном месте. В начале 20 века предприниматели активно использовали печатную рекламу. Уже были листовки и то, что мы сейчас называем флаером, рекламные объявления печатались в газетах и журналах. В Симбирске объявления размещались в Симбирских губернских ведомостях.

Из воспоминаний А.В. Ястребова о Симбирске начала 20 века:
«В небольших магазинах с целью привлечения покупателей предоставлялся кредит служащим государственных и частных учреждений и предприятий. Владелец магазина выдавал постоянному покупателю книжку, в которую записывался отпущенный товар в присутствии покупателя. А затем ежемесячно, после получения жалования, долг погашался, и кредит открывался снова. Так делалось из месяца в месяц».
– Существовавшая в то время в торговом мире конкуренция заставляла торговцев всеми правдами и неправдами переманивать к себе покупателей от конкурента. С этой целью Самойлов давал покупателям, приобретшим в его магазине товаров на определённую сумму, какую-нибудь премию вроде небольшого календарика или переводных картинок и т.п. И, надо сказать, на младших школьников эта мера действовала очень хорошо, – заключила сотрудница Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина».
Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online
Татьяна Лисицына







