1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Лента времени
Воспоминания, 26 Ноября 1959
Фото, 27 Сентября 1966
Фото, 1 Мая 1921
Фото, 16 Апреля 1970
Фото, 16 Апреля 1970
Фото, 16 Апреля 1970
Фото, 15 Марта 1960
Фото, 30 Октября 1957
Фото, 5 Июня 1962
Фото, 10 Июля 1955
Фото, 18 Октября 1976
Фото, 18 Октября 1976
Фото, 1 Мая 1976
Фото, 1 Октября 1969
Фото, 22 Апреля 1967
Фото, 22 Апреля 1967
Фото, 22 Апреля 1969
Фото, 22 Апреля 1969
Фото, 22 Апреля 1969
Фото, 12 Апреля 1969
Фото, 24 Мая 1988
Фото, 24 Мая 1987
Фото, 21 Апреля 1970
Фото, 24 Марта 1970
Фото, 18 Марта 1969
Фото, 18 Марта 1980
Фото, 1 Января 1985
Фото, 2 Декабря 1996
События, 5 Декабря 1879
События, 28 Декабря 1908
Фото дня
Фурцева
Популярное
Видеоархив
Тэги
События, 5 Октября 1916
Как строили старый мост

Утро 11 сентября 1910 года. На пароходе "Межень " прибывает в Симбирск председатель Совета Министров Л.А. Столыпин и главнокомандующий землеустройством и земледелием А.П. Кривощекин. На пароходе проходит прием должностных лиц и депутаций. Председатель Симбирского купеческого общества М.А. Волков обращается с ходатайством о скорейшем проведении железнодорожного моста через Волгу у Симбирска. Тут же взяв карту, Столыпин знакомится с направлением проектируемого пути и обещает способствовать осуществлению этого желания симбирян.

Купеческая делегация преподносит альбомы с видами симбирских правительственных и общественных учреждений и реки Волги. Обещание купцам Столыпин выполнил.

В 1913 г. разработан проект и началось строительство моста, сыгравшего важную роль в экономической жизни Симбирска и губернии и ставшего одной из визитных карточек города.

В то время самая короткая дорога до Санкт-Петербурга проходила через Симбирск. Мост был необходим, как воздух, и в 1910 году император подписывает постановление на грандиозное строительство. В смету закладывается 15 млн. руб. Опытнейший инженер Николай Аполлонович Белелюбский, на счету которого уже имелось около сотни мостов, приступает к возведению своего последнего детища - красавца волжского моста.

3 марта 1913 г. состоялась закладка моста. Торжество проходило на 6 баке, считая от правого берега. Существует легенда, что в его основание была заложена серебряная пластина размером 54 на 36 сантиметров и весом более килограмма. По одной из версий, на ней записаны имена строителей, по другой - обращние к потомкам. И может быть, когда на свете не будет ни Симбирска, ни мостов, ни даже самой Волги археологи прочитают народу, что на этом месте была река, через нее был устроен мост.

Строительство проводилось четко и быстро. Немаловажно, что при таких рекордных сроках не погиб ни один рабочий, а между тем на объекте было занято около 4 тысяч тружеников. Но идиллия не бывает вечной. Случилось непредвиденное. Летом 1914 года вспыхнул пожар. В зародыше пламя обуздать не удалось, так как возгорание замечено не было. В итоге выгорели леса, мосту был причинен вред, оцененный в 2 млн. рублей.

По городу поползли слухи о поджоге, злом умысле, связанные в основном с большим долевым участием в строительстве иностранных компаний, в частности, "Тами и Дейчман". Постановление судебно-следственного отдела окружного суда развеяло сомнения. Пожар произошел от раскаленной клепки, уроненной рабочим Ивановым. Она упала в мусор, нанесенный половодьем. Дело было закрыто в связи с отсутствием состава преступления.

Это происшествие несколько затормозило стройку. Последствия были ликвидированы только к апрелю. Но это была не единственная беда. Гигантский оползень в мае 1915 года повредил стройке, пришлось делать насыпь.

Но все же 5 октября 1916 года мост был открыт. Торжество возглавила церковь. Праздничное Богослужение прошло в специально возведенном временном павильоне на углу Петропавловского и Успенского спусков. После вся процессия во главе с губернатором А.С. Ключаревым отправилась в первый путь по мосту, носящему имя Его Императорского Величества Николая II, на станцию Верхняя Часовня, где участников торжества ждал завтрак. В 15 часов гудок паровоза сообщил о возвращении на правый берег.

Однако эксплуатация моста задержалась из-за обвала железнодорожных путей 4 ноября. Наконец, 1 декабря 1916 года началось функционирование моста.

После Февральской революции он получил гордое и величественное название: мост Свободы. Во время гражданской войны мост пострадал, но не сильно. Был взорвал один пролет у левого берега.

Впоследствии железнодорожное сообщение было восстановлено, однако разрастание Заволжья требовало связи с городом иного рода. В 1956 году сдается в эксплуатацию вторая часть моста, по которой временно прокладывают пути. Начинается реконструкция моста Свободы. Впервые приращение опор велось в зимних условиях. В работах принимали участие водолазы. Руководил строительством Гордон. В итоге мост был поднят на 2,5 метра, а в некоторых местах до 6 метров.

К весне 1958 года расширение было завершено, берег поднят, железнодорожные пути возвращены на прежнее место. 10 августа 1958 года открытие автомобильного моста состоялось. Проблема сообщения берегов, существовавшая 40 лет, была решена.

Надежность и верность службы моста, являющегося не только транспортной артерией города и региона, но и украшением, доказана временем. Сегодняшний вид, открывающийся с Венца, немыслим без этого воздушного, волнообразного памятника человеческому труду и величию.

Подготовила Надежда Липатова

На фото: катание на пароходе по случаю открытии волжского моста 16 октября 1916 г.

«Мономах», №2(13), 1998 г.

Темы: Строительство

Места: Мосты

Поделиться в социальных сетях

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев.

© 2019. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Биджанов К.В.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru