Утро 11 сентября 1910 года. На пароходе "Межень " прибывает в Симбирск председатель Совета Министров П.А. Столыпин и главнокомандующий землеустройством и земледелием А.П. Кривощекин. На пароходе проходит прием должностных лиц и депутаций. Председатель Симбирского купеческого общества М.А. Волков обращается с ходатайством о скорейшем проведении железнодорожного моста через Волгу у Симбирска. Тут же взяв карту, Столыпин знакомится с направлением проектируемого пути и обещает способствовать осуществлению этого желания симбирян.
Купеческая делегация преподносит альбомы с видами симбирских правительственных и общественных учреждений и реки Волги. Обещание купцам Столыпин выполнил.
В 1913 г. разработан проект и началось строительство моста, сыгравшего важную роль в экономической жизни Симбирска и губернии и ставшего одной из визитных карточек города.
В то время самая короткая дорога до Санкт-Петербурга проходила через Симбирск. Мост был необходим, как воздух, и в 1910 году император подписывает постановление на грандиозное строительство. В смету закладывается 15 млн. руб. Опытнейший инженер Николай Аполлонович Белелюбский, на счету которого уже имелось около сотни мостов, приступает к возведению своего последнего детища - красавца волжского моста.
3 марта 1913 г. состоялась закладка моста. Торжество проходило на 6 баке, считая от правого берега. Существует легенда, что в его основание была заложена серебряная пластина размером 54 на 36 сантиметров и весом более килограмма. По одной из версий, на ней записаны имена строителей, по другой - обращение к потомкам. И может быть, когда на свете не будет ни Симбирска, ни мостов, ни даже самой Волги археологи прочитают народу, что на этом месте была река, через нее был устроен мост.
Строительство проводилось четко и быстро. Немаловажно, что при таких рекордных сроках не погиб ни один рабочий, а между тем на объекте было занято около 4 тысяч тружеников. Но идиллия не бывает вечной. Случилось непредвиденное. Летом 1914 года вспыхнул пожар. В зародыше пламя обуздать не удалось, так как возгорание замечено не было. В итоге выгорели леса, мосту был причинен вред, оцененный в 2 млн. рублей.
По городу поползли слухи о поджоге, злом умысле, связанные в основном с большим долевым участием в строительстве иностранных компаний, в частности, "Тами и Дейчман". Постановление судебно-следственного отдела окружного суда развеяло сомнения. Пожар произошел от раскаленной клепки, уроненной рабочим Ивановым. Она упала в мусор, нанесенный половодьем. Дело было закрыто в связи с отсутствием состава преступления.
Это происшествие несколько затормозило стройку. Последствия были ликвидированы только к апрелю. Но это была не единственная беда. Гигантский оползень в мае 1915 года повредил стройке, пришлось делать насыпь.
Но все же 5 октября 1916 года мост был открыт. Торжество возглавила церковь. Праздничное Богослужение прошло в специально возведенном временном павильоне на углу Петропавловского и Успенского спусков. После вся процессия во главе с губернатором А.С. Ключаревым отправилась в первый путь по мосту, носящему имя Его Императорского Величества Николая II, на станцию Верхняя Часовня, где участников торжества ждал завтрак. В 15 часов гудок паровоза сообщил о возвращении на правый берег.
Однако эксплуатация моста задержалась из-за обвала железнодорожных путей 4 ноября. Наконец, 1 декабря 1916 года началось функционирование моста.
После Февральской революции он получил гордое и величественное название: мост Свободы. Во время гражданской войны мост пострадал, но не сильно. Был взорван один пролет у левого берега.
Впоследствии железнодорожное сообщение было восстановлено, однако разрастание Заволжья требовало связи с городом иного рода. В 1956 году сдается в эксплуатацию вторая часть моста, по которой временно прокладывают пути. Начинается реконструкция моста Свободы. Впервые приращение опор велось в зимних условиях. В работах принимали участие водолазы. Руководил строительством Гордон. В итоге мост был поднят на 2,5 метра, а в некоторых местах до 6 метров.
К весне 1958 года расширение было завершено, берег поднят, железнодорожные пути возвращены на прежнее место. 10 августа 1958 года открытие автомобильного моста состоялось. Проблема сообщения берегов, существовавшая 40 лет, была решена.
Надежность и верность службы моста, являющегося не только транспортной артерией города и региона, но и украшением, доказана временем. Сегодняшний вид, открывающийся с Венца, немыслим без этого воздушного, волнообразного памятника человеческому труду и величию.
Подготовила Надежда Липатова
На фото: катание на пароходе по случаю открытия волжского моста 16 октября 1916 г.
«Мономах», №2(13), 1998 г.
31 декабря 1978 года в Ульяновске из-за морозов произошла крупная коммунальная авария
Воспоминания, 31.12.1979