1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
Герои, 28 Марта 2025
Герои, 28 Марта 2025
Герои, 8 Мая 2025
Герои, 27 Марта 2025
События, 28 Марта 2025
События, 27 Марта 2025
События, 29 Марта 2025
Герои, 27 Марта 2025
Герои, 27 Марта 2025
Места, 27 Марта 2025
Воспоминания, 15 Мая 1932
Воспоминания, 26 Марта 2025
События, 26 Марта 2025
Герои, 26 Марта 2025
Герои, 30 Августа 1880
События, 22 Марта 2025
Герои, 25 Марта 2025
Герои, 25 Марта 2025
События, 25 Марта 2025
Места, 19 Марта 2025
Места, 25 Марта 2025
События, 24 Марта 2025
Места, 25 Марта 2025
Герои, 20 Марта 2025
События, 20 Марта 2025
Герои, 20 Марта 2025
События, 27 Марта 2025
Места, 15 Марта 2025
События, 19 Марта 2025
Места, 13 Марта 2025
Фото дня
Улица Мартыновая, Дом Харитоновых, начало ХХ в.
Места, 20 Января 1885
Свято-Духовская церковь при Симбирской чувашкой школе

По адресу: ул. Воробьёва, 8 находится Свято-Духовская церковь. Она сохранилась в Симбирске-Ульяновске с 1885 года и действует до сих пор. Побробнее о церкви рассказал в своей книге "Храмы Симбирска" краевд Владислав Ястребов. Ниже приводим текст автора.

ВАРИАНТЫ НАЗВАНИЙ

  • Духосошественский храм,
  • Духо-Сошественская церковь,
  • Святодуховской храм,
  • Храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов,
  • Церковь во имя сошествия Святого Духа на апостолов,
  • Церковь при учительской чувашской школе,
  • Церковь Сошествия Св. Духа,
  • Церковь Сошествия Святого Духа на апостолов,
  • Церковь Сошествия Святого Духа при чувашской учительской школе,
  • Храм во имя Святого Духа,
  • Храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов,
  • Чувашская церковь.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

История этого храма неразрывно связана с образованием в Симбирской губернии первой в России чувашской национальной школы, начавшей свою деятельность 28 октября [9 ноября] 1868 г. благодаря инициативе Ивана Яковлевича Яковлева (1848–1930).

Ещё в 1876 г. министр народного просвещения, граф Дмитрий Андреевич Толстой (1823–1889) указывал на желательность устройства домовой церкви при Симбирской чувашской школе. При этом отмечалось, что отсутствие храма при учебном заведении, положившем в основу своей деятельности религиозное воспитание, составляет существенный пробел. Необходимость иметь собственный храм стала ещё более ощутимой в последующие годы, когда количество учащихся в школе заметно возросло (особенно с открытием женского отделения) и когда школа получила право готовить учителей для начальных чувашских училищ. 

В 1878 г. на участке, приобретённом для учебного заведения крупнейшим симбирским фабрикантом, удачливым купцом и известным меценатом Николаем Яковлевичем Шатровым (1853–1932), планировалось организовать большие мастерские. Одноэтажное кирпичное здание по проекту архитектора-строителя Аполлония-Иосифа Игнатьевича Львовича-Кострицы(1833 – после 1895) для учебных мастерских Симбирской чувашской школы было построеноуже в 1879 г. (1).

Впрочем, уже в процессе строительства И. Я. Яковлев меняет своё намерение и, руководствуясь идеей «христианского просвещения инородцев светом Евангелия», планирует открыть в этом здании домовую церковь. «Эта задача была требованием совести и сердца руководителя Школы и требованием самой жизни», – пишет Иван Яковлевич в «Кратком очерке Симбирской чувашской учительской школы» (2).

В 1881 г. тем же архитектором А. И. Львовичем-Кострицей «по поручению» был составлен проект переустройства здания школьных мастерских в храм. После соответствующего разрешения было приступленок перестройке (3).

 Из-за недостатка средств процесс «переустройства» несколько затянулся и проходил в 1883–1884 гг. (4).

В 1884 году работы, наконец, были завершены. Новый храм имел в длину 8 саж. (ок. 17 м) и в ширину 4 саж. (ок. 8,5 м), алтарь занималоколо 2 саж. (ок. 4,3 м), амвон – одну сажень (ок. 2 м).

Характерными чертами домового храма стали его строгость и простота. Так, резной дубовый иконостас (с элементами национального орнамента), киоты и рамки для икон изготовили в школьной мастерской учащиеся школы, а написание 11 икон для храма было поручено казанскому цеховому иконописному мастеру Сергею Яковлевичу Спиридонову (?–?).

«Иконостас дубовый в русском стиле, весьма простой, но изящный, без всяких золотых украшений. Иконы написаны масляными красками на полотне, натянутом на подрамники; фон их живописный. Вся обстановка церкви простая, соответствующая общему духу и назначению школы» (5).

Забегая вперёд, стоит заметить, что учащиеся не только благоукрашали храм, но и участвовали в богослужениях: в школе был прекрасный хор (церковное пение входило в программу обучения).

После окончательного благоустройства храма было принято решение:

«Освятить: Новоустроенный храм во имя Святаго Духа при доме Центральной чувашской в городе Симбирске школы» (6).

В воскресенье 20 января [1 февраля] 1885 г. (7) епископ Симбирскийи Сызранский Варсонофий (в миру Иаков Петрович Охотин, 1830–1895) совершил чин освящения храма во имя Сошествия Святого Духа на апостолов (8). В этот же день в храме состоялось первое богослужение на чувашском языке – случай для тех времён беспрецедентный и единственный в Российской империи.

18 февраля [2 марта] 1885 г. И. Я. Яковлев писал епископу Симбирскому и Сызранскому Варсонофию:

«В 1881 году возникла у меня мысль устроить храм в отдельно стоящем каменном флигеле школы, построенном в 1879 году для помещения мастерских, увеличив его пристроем с восточной стороны и сделав соответствующие капитальные изменения. На эти работы и на отделку всего каменного флигеля по моему поручению губернским инженером Львович-Кострицей был составлен проект и смета, в которую включены были и предстоящие ремонтные исправления в деревянном флигеле школы. Последние работы исчислены приблизительно в 1 600 руб., а первые – в 3 723 руб. 86 коп., а всего смета на сумму 5 323 руб. 86 коп. Составленная смета была рассмотрена и утверждена Строительным отделением Симбирского Губернского Правления. Часть штукатурной работы, вошедшей в смету, была исполнена в том же 1881 году.

Весною 1883 года я приступил к устройству помещения для церкви, придерживаясь утверждённых проекта и сметы, а для руководства и наблюдения за работами пригласил техника, бывшего директора ремесленного училища, Данилова. Помещение и сам храм я предполагал устроить на частные средства, будучи вполне уверен, что в предпринятом мною святом деле найдутся благотворители и ревнители православия.

Весною 1883 года я располагал личными средствами, а пожертвований ещё не поступило, но мне был открыт значительный кредит в Симбирском обществе взаимного кредита, и отпуск строительных материалов с условием уплатить следующие за него деньги, по мере возможности, из лавки наследников Зурова и от симбирского купца Матвея Александровича Сахарова. В сентябре 1883 года почти все работыпо устройству помещения для церкви и ремонта деревянного флигеля были окончены.

В сентябре 1883 года попечитель Казанского учебного округа, осмотрев школу и помещение для церкви, приказал мне доставить подробную записку о настоящем положении школы и сведения о расходах по устройству храма, что мною и было исполнено. Его Превосходительство, ознакомившись подробно с положением школы, вошёл с ходатайством о назначении 3 502 руб. на окончательное устройство домовой церкви и о выдаче мне 1 600 руб. на уплату долга, заключённого мною в Симбирском обществе взаимного кредита по устройству церкви. Государь Император, по докладу Министра народного просвещения, в 31 день марта минувшего 1884 года Высочайше соизволил на принятие на счёт казны как уплаты долга моего в Симбирском обществе взаимного кредита 1 600 рублей на устройство церкви, так и расходапо окончательной отделке церкви, в размере 3 502 рублей.

Весною и летом прошлого 1884 года окончены были в помещении церкви остающиеся малярные работы, за которые также уплачено из частных пожертвований, а в сентябре я приступил к устройству иконостаса за счёт назначенных 3 502 рублей; из последней суммы в настоящее время израсходовано 2 297 руб. 7 коп. и остается налицо в Симбирском Губернском Казначействе 1 204 руб. 93 коп. На устройство домовой церкви при Симбирской чувашской школе по 17 февраля деньгами поступило и израсходовано 6 506 руб. 8 коп. В том числе 1 000 руб. от Православного Миссионерского общества, 325 руб. 25 коп. из частных средств Симбирской чувашской школы, 1 283 руб. 15 коп. пожертвований от частных лиц и из сумм Министерства народного просвещения 3 827 руб. 7 коп.; кроме того разными благотворителями пожертвовано вещами, стоимость которых я не определяю, и снесено при уплате по счетам за строительные материалы, или вещи для церкви, 213 р. 98 коп.» (8).

После преобразования чувашской школы в учительскую и последовавшего затем увеличения числа учащихся церковь стала тесной. К тому же её посещали жители окрестных домов.

В 1897 г. Иван Яковлевич Яковлев принял решение надстроить над зданием, где находилась церковь, второй этаж (9), а также увеличить его в длину. Проект перестройки храма (в два света и с пристроем алтаря) составил симбирский архитектор Михаил Григорьевич Алякринский (1852 – после 1908). Работы проводились опять же на средствапопечителя церкви, купца Николая Яковлевича Шатрова (1853–1932), а также других жертвователей (включая о. Иоанна Кронштадтского(1829–1908)). В результате был надстроен второй этаж длиной 16 саж. 2 аршина (ок. 36 м) и шириной в 4 саж. (ок. 8,5 м), в восточной части здания пристроено одноэтажное, имеющее форму полукруга, помещение для алтаря, а в коридоре устроена каменная лестница. После переустройства помещение храма стало двухсветными, появилась большая комната для воспитанниц женского училища.

И через некоторое время церковь приняла тот вид, который она имеети сегодня:

«Двухэтажное, кирпичное, прямоугольное в плане здание под четырехскатной крышей. Южный фасад усложнен кирпичным тамбуром входа с небольшим узким окном, освещающим его внутренне пространство. Тамбур увенчан треугольным завершением, украшенным фигурной кирпичной кладкой. Наружные стены не отштукатурены и расчленены междуэтажными и подоконными поясками фигурной кирпичной кладки.Окна первого этажа с лучковыми кирпичными перемычками. Второго – арочные с архивольтами и сандриками в видекокошников, защищенных сверху кровельным железом» (10).

В воскресенье 29 ноября (11) [11 декабря] 1898 г., в неделю по пятидесятнице, епископом Симбирским и Сызранским Никандром (в миру Николай Дмитриевич Молчанов, 1852–1910) было совершено освящение переоборудованного храма в честь Святого духа с одним престолом во имя Сошествия Святого Духана Апостолов (12):

«В воскресенье, 29 ноября, его преосвященством, преосвященнейшим Никандром, епископом симбирским и сызранским имеет быть освящена переустроенная и расширенная Духосошественная домовая церковь Симбирской чувашской учительской школы; накануне, 28 ноября, в 6 часов вечера будет совершено всенощное бдение. Освящение начнется в 9 час. утра. После литургии последует открытие православнаго Святодуховскаго братства при церкви чувашской школы. Благочестивые христиане и ревнители православия и благолепия храма приглашаются на предстоящее церковное торжество и открытие братства» (13).

К этому замечательному событию была приурочена духоподъёмная речь иеромонаха Сергия:

«Итак, возлюбленный брат, не соблазняйся мудрованиями лжебратии и люби храм Божий, как душу свою, сроднись с ним, как природною своею стихиею. Если есть у тебя искреннее усердие принести ему жертвуот трудов своих, не смущайся отдать малое, чтобы принять великое, укрась образ Божий, чтобы Господь украсил тебя своим подобием, облеки в лепоту служение Ему, ибо велико, свято и страшно таинство этого служения!.. Приходи в храм чаще: здесь ищи увеличения твоей радости, если ты счастлив, и облегчения своего горя, если скорбишь.Ты забыл уже сладость молитвы, твое сердце черство, а ум блуждает по земле, – все же иди в храм; за тебя станут молиться служители Божии. Не послушает Бог их, послушает сил небесных, которыя невидимо с нами служат, послушает апостолов, пророков, святителей, мучеников, лики которых свидетельствуют их пребывание здесь. Прогневал ты Бога так, что Он ходатайства и друзей Своих за тебя не примет,примет моление Матери Своей, послушает прошения Родившей Его, ибо давший нам повеление слушаться родителей Сам первый исполнит его!

В особенности вы, питомцы сей школы, нелестно, с любовию спешите сюда; если везде храм Божий дорог, как разсадник идей религиии нравственности, как тихая пристань от бурь житейских; то храм при учебных заведениях безценен и как первый воспитатель и как добрый, надежный опекун на всю последующую жизнь учащихся. Храм,в котором люди молятся в годы детства и юности – в золотые годы невинности – становится для них нередко на всю жизнь путеводною звездою, сияющею и во тьме ночной, маяком, предостерегающим об опасностях житейскаго плавания; пусть же красота службы Божиейвсею своею могучею силою ложится на вашу, еще неиспорченную, душу, чтобы после, среди омрачающих условий жизни, под натиском холодных волн житейскаго моря, в минуты раздумья и тоски, вы вспомнили впечатление дорогого храма, как иногда старец на закате дней своих, оборачиваясь назад, среди приятных воспоминаний с любовию останавливается на образе своей матери, родившей его в церковь, на впечатлении от праздников Рождества Христова, Св. Пасхи и из этих светлых воспоминаний черпает для себя свежесть и бодрость сил, охоту житьи честно трудиться. Храм сей, для вас устроенный, ныне обновлен; обновляйтесь же в нем духом своим, запасайтесь силами на борьбу со злом, открытым сердцем воспринимайте здесь даром подаваемую благодать и истину Христову, чтобы после нескудною рукою сеять семена христианской веры и благочестия на близкой вашему сердцу народной ниве. Наряду с вашею обязанностью обучать народ грамотности пред вами лежит тяжелая, ответственная, чисто миссионерская задача просвещать светом истины евангельской ваших язычествующих собратий и сородичей и тех, за кого пролита безценная Кровь Сына Божия, привести ко Христу, из рабов греха сделать их сынами света, чадами Божиими, наследниками рая, живыми и вечными храмами Божественнаго Духа» (14).

В начале XX в. причт Свято-Духовской церкви состоял из одного священника (15): «В церкви псаломщика не положено, а потому читают, поюти прислуживают священнику всегда сами воспитанники»(16).

В 1898 г. при церкви Симбирской чувашской школы по инициативе Ивана Яковлевича Яковлева было открыто Православное Свято-Духовское братство. В сообщении Епископу Симбирскому и Сызранскому Никандру от 5 [17] ноября 1898 г. он пишет:

«Многие из лиц, близко знающих Симбирскую чувашскую школу и сочувствующих ей, давно указывали мне на полезность открытия при её домовой церкви Православного братства для поддержания благолепия храма и оказания материальной помощи нуждающимся её воспитанникам и воспитанницам; то же самое неоднократно высказывали и наставники школы» (17).

Разделяя эту мысль и желая воспользоваться предстоящим торжеством освящения церкви, Иван Яковлевич просит преосвященного утвердить проект Устава братства. Копию проекта рассмотрел и попечитель Казанского учебного округа (с 18 [30] января 1895 г. по 30 июля [11 августа] 1899 г.), действительный статский советник Василий Александрович Попов (1843–1906). В понедельник 23 ноября [5 декабря]1898 г. он сообщил телеграммой И. Я. Яковлеву, что не возражает открыть братство (18).

В пятницу 27 ноября [9 декабря] 1898 г. (19) Симбирская духовная консистория утвердила Устав Православного Святодуховского братства при церкви Симбирской чувашской учительской школы и женского при ней училища (20). Целью братства (с учётом изменений в уставеот 13 [26] февраля 1911 г.) являлось:

«а) распространение среди чувашскаго населения епархии религиозно-нравственнаго просвещения в духе Православной церкви и утверждение колеблющихся в истинах святой веры и в правилах христианской жизни, б) устройство церковно-трудового женскаго общежития на речке Вараксарке, в Старо-Айбесинском приходе, Буинскаго уезда, управляемаго на основании особаго устава <…>, в) издание и распространение на чувашском языке книг священнаго писания, богослужебных, религиозно-нравственных и других полезных, г) оказание воспитанникам Школы и воспитанницам Женскаго училища материальнаго пособия и специальной медицинской помощи как во время учения, так и по окончании курса, д) оказание помощи тем нуждающимся лицам, которыя когда-либо и чем-либо были полезны Школе и Женскому при ней училищу и е) поддерживать благолепия храма, богослужения и церковнаго пения в братской церкви Сошествия Святого духа» (21) .

Единственным условием членства в Братстве было православное вероисповедание.

В 1906 г. по инициативе И. Я. Яковлева при домовой церкви была образована Испытательная комиссия для кандидатов из чуваш на должность псаломщика, дьякона и иерея. По указу Симбирской духовной консистории первыми её членами назначены с 30 мая [12 июня] 1906 г. священники домовой церкви Симбирской чувашской школы Василий Никифорович Никифоров (1864–?) и Михаил Петрович Петров(1877–?) (22).

По-настоящему тяжёлые времена как для чувашской школы, так и для её домового храма (как, впрочем, и для всей страны) наступили в революционную пору. 

Свидетель тех печальных событий – Александр Владимирович Жиркевич (1857–1927) – 26 июня1917 г. записал в своём «Дневнике»:

«Была у нас вчера Е. А. Яковлева (жена «чувашского Бога»). Она рассказывала о том, что делают на дворе в саду чувашской школы расквартированные в части помещений школы солдаты. У церкви они устроили себе на вольном воздухе отхожие места так, что, выйдя из дома, рискуешь попасть ногою в человеческие испражнения. Теперь идет чувашский съезд, почему на днях в церкви при школе было торжественное богослужение. И что же? Солдаты под открытыми окнами храма, точно в насмешку, устроили игру в орлянку. В храм во время богослужения доносились звуки гармошки, ругательства играющих, пение и нецензурная брань» (23).

И затем (13 октября 1918 г.):

«Вчера утром зашел к И. Я. Яковлеву. Застал его в удрученном состоянии духа: церковь при чувашской школе закрыли, иконы убрали из классных помещений, самого его выживают из квартиры, т. к. в нее въезжает какой-то “штаб”» (24).

Фактически церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов перестала действовать в декабре 1918 г. «...Но службы в церкви давно прекратились. На Пасху в этом году служба была лишь в первый день», – вспоминает Иван Яковлевич Яковлев (25). И далее: «…В настоящее время церковь при Симбирской чувашской школе распоряжением Советской власти закрыта» (26).

Наиболее ценные церковные вещи были перенесены в ближайшую Богоявленскую церковь, а по некоторым данным, и в другие «соседние церкви» (27).

Координаты (приблизительно): 54.316038, 48.373672.

ПРИЧТ

  • Алексеев Гр. (?–?, диакон),
  • Афанасьев Василий Афанасьевич (?–?, диакон),
  • Дормидонтов Иван Дормидонтович (по архивным документам:Иоанн Доримедонтович Доримедонтов; 1876–?, священник,настоятель),
  • Иванов Филипп Иванович (1866–?, священник),
  • Никифоров Василий Никифорович (1864–?, священник,протоиерей),
  • Петров Михаил Петрович (1877–?, священник, настоятель),
  • Петров (Туринге) Андрей Петрович (1858–1913 (или 1914),диакон, священник).

ХРАМОВЫЙ ПРАЗДНИК:

21 июня.

P. S.

В советские годы храм счастливо избежал разрушения. Он сначала использовался под библиотеку, биологический класс и общежитие. С 1956 по 1982 г. в здании бывшей церкви размещался спортзал Школы-интерната (восьмилетки) №16 и музей Симбирской чувашской школы (ныне Музей «Симбирская чувашская школа. Квартира И. Я. Яковлева», адрес:г. Ульяновск, ул. Воробьёва, 12), а затем – в качестве актового зала Ульяновского училища культуры (ныне ОГБПОУ «Ульяновский колледж культурыи искусства» (28)).

Церковь Сошествия Святого Духа на Апостолов возродилась в начале 1990-х гг. В воскресенье 1 ноября 1992 г. в ней состоялась первая Божественная Литургия. В качестве приходской зарегистрирована 10 сентября 1993 года. Первым настоятелем храма был назначен игумен Игнатий, тогда ещё о. Илия (вмиру Илья Николаевич Григорьев, род. 13 июля1967 г.) (29).

По сохранившимся старинным фотоснимкам в точной копии дореволюционному был восстановлен иконостас.Часть икон принесли прихожане, а часть была написана местными иконописцами.

«В Духосошественском храме пребывает одна из Святынь епархии – старинная чудотворная, афонского письма, икона «Святого великомученика Пантелеимона Целителя». Её передал сюда (как и некоторые другие иконы) отец игумена Игнатия, священник Нижегородской епархии, как раз в тот момент, когдао. Игнатий начал хлопоты о восстановлении храма. После каждой службыу чудотворного образа совершается молебен, что даёт облегчение людям, страдающим беснованиями, одержимостью. В праздник Целителя Пантелеимона (27 июля [9 августа]. – В. Я.) и в воскресные службы икону проносятв храме над болящими, расположившимися прямо на полу, и прикасаются святым образом к больным местам» (30).

Богослужение совершается на чувашском и на русском языках. И это единственный храм в епархии, где большая часть богослужения ведётся на чувашском языке.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Церковь Сошествия Св. Духа // Мартынов, П. Л. Город Симбирск за 250 лет его существования : сист. сб. ист. сведений о г. Симбирске. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. –С. 141.

2. Церковь Сошествия Святаго Духа при чувашской учительской школе // Баженов, Н. Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархиипо данным 1900 года : с прил. геогр. карты Симбир. епархии. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1903. – С. 13.

3. Отчет о состоянии Святодуховскаго Братства при церкви Симбирской чувашской учительской школы и женскаго при ней училища за 1903 год. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева,1904. – 12 с.

4. Отчет о состоянии и деятельности Святодуховского Братства при церкви Симбирской чувашской учительской школы за 1908 г. – Симбирск : Тип. А. и М. Дмитриевых, 1909. – 16 с.

5. На память о сорокалетии Симбирской чувашской школы. (28 октября 1868 – 1908 г.) : [сб. материалов]. – Симбирск : Тип. А. Токарева, 1910. – С. 11

6. Отчет о состоянии и деятельности Святодуховскаго Братства при Симбирской ЧувашскойУчительской школе за 1910 год. – Симбирск : Тип. А и М. Дмитриевых, 1911. – 45 с.

7. Проекты уставов Православного Святодуховского духовно-просветительного Братствапри храме Симбирской чувашской учительской школы и Женского при ней училища и б) Церковного чувашского трудового женского общежития на речке Вараксарке в Старо-Айбесинском приходе,Буинского уезда, Симбирской епархии, учреждаемого Святодуховским Братством и ходатайствои разрешение устроить молитвенный дом-храм для Церковного трудового женского общежитияна речке Вараксарке в Старо-Айбесинском приходе, Буинского уезда, Симбирской епархии. –Симбирск : Тип. А. и М. Дмитриевых, 1911. – 32 с.

8. Отчет о состоянии и деятельности Святодуховскаго братства при церкви Симбирскойчувашской учительской школы за 1912 г. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1913. – 18 с.

9. Отчет о состоянии и деятельности Святодуховского Братства при церкви Симбирскойчувашской учительской школы за 1913 г. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1914. – 26 с.

10. Война и чувашская школа в Симбирске / [инспектор И. Я. Яковлев]. – Симбирск : Типо-литогр. Губ. правл., 1915. – С. 18.

11. III. Справочник-путеводитель по г. Симбирску : II. Церковный отдел // Справочная книжкаи адрес-календарь Симбирской губернии на 1916 год / изд. Симбир. ГСК ; под ред. секр. ком. –Симбирск : Губ. типо-лит., 1916. – С. CVII.

12. Отчет о состоянии и деятельности Святодуховскаго братства при церкви Симбирской чувашской учительской школы за 1915 г. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1916. – С. 28–53. –Включает ст.: Доримедонтов, И. Беседа в день годичного собрания братчиков и сестер Свято-Духовскаго при церкви Симбирской чувашской учительской школы братства. – С. 1–27.

13. Симбирск-Ульяновск : краевед. справ.-путеводитель / сост. В. Н. Ильин. – Ульяновск :Симб. кн., 2001. – С. 43–44.

14. Симбирская чувашская школа : Домовая церковь // Историко-архитектурные памятникиСимбирска-Ульяновска : каталог / Гос. ист.-мемор. заповедник «Родина В. И. Ленина». – Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2006. – С. 311–312.

15. Церковь Сошествия Святого Духа на апостолов // Илюшин, Д. 100 православных местУльяновской области. – Ульяновск : [Б. и.], 2012. – С. 22–23.

16. Разрешено устроить домовую церковь при Симбирской центральной чувашской школево имя Святаго Духа // СЕВ. – 1883. – № 21 (1 нояб.). – С. 678.

17. Разрешено : [Освятить: Новоустроенный храм во имя Святаго Духа при доме Центральнойчувашской в городе Симбирске школы] // СЕВ. – 1885. – № 3 (1 февр.). – С. 66.

18. Освящение церкви при учительской чувашской школе // СГВ. – 1898. – 28 нояб. (№ 81). –Отд. неоффиц. – С. 1–2.

19. 27-го ноября, в неделю 27 по пятидесятнице, совершено при Симбирской чувашской школе освящение храма в честь Св. Духа // СЕВ. – 1899. – № 1 (1 янв.). Отд. оффиц. – С. 5–6.

20. Сергий, иеромонах. Слово в день освящения храма при Симбирской чувашской учительской школе // СЕВ. – 1899. – № 3 (1 февр.). Отд. неоффиц. – С. 116–124.

21. Отчет о состоянии Святодуховскаго Братства при церкви Симбирской чувашской учительской школы и женскаго при ней училища за 1903 год // СЕВ. – 1904. – № 10 (15 мая). Отд.оффиц. – С. 138–148.

22. Служение Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшаго Вениамина, Архиепископа Симбирскаго и Сызранскаго, в Святодуховском храме при Симбирской чувашской учительской школе // СЕВ. – 1916. – № 3 (1 февр.). Отд. неоффиц. – С. 70–72.

23. Елагин, В. Церковь ждет прихожан // Народная газета. – 1992. – 22 июля (№ 177). – С. 2.

24. К Христу – на чувашском // Симбирский курьер. – 1992. – 3 нояб. (№ 127). – С. 2.

25. Шадрина, Л. Храм во имя сошествия Святаго Духа на апостолов // Православный Симбирск. – 2002. – 24 июля (№ 14). – С. 7.

26. Макарова, Р. Домовая церковь при Симбирской чувашской школе // Хыпар = Вести. –2014. – 21 апр. – С. 5.

27. Макарова, Р. Домовая церковь при Симбирской чувашской школе // Чӑваш тӗнчи = Чувашский мир. – 2014. – Апрель. – С. 5.

28. Ракитинская, К. 130 лет со дня освящения Духосошественского храма // ПравославныйСимбирск. – 2015. – 11 февр. (№ 3). – С. 3.

29. Макарова, Р. Церковь Сошествия Святого Духа на апостолов // Мономах. – 2015. – № 3(87). – С. 49.

30. Маняков, В., иерей. Через образование – ко Христу // Православный Симбирск. – 2020. –28 окт. (№ 20). – С. 9.

31. Фролова, А. Колыбель чувашского просвещения / А. Фролова, О. Новосад, А. Шабалкин //Православный Симбирск. – 2021. – 23 июня (№ 12). – С. 6–7.

† †

АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

32. Переписка консистории с духовными учреждениями и инспектором чувашских школ Казанского учебного округа об открытии домовой церкви при Симбирской чувашской школе. 7 января1884 г. – 13 января 1886 г. // ГАУО. Ф. 134 (Симбирская духовная консистория ведомства православного исповедания г. Симбирск). Оп. 3. Д. 279. ЛЛ. 1–46 [В деле имеются автографы И. Я. Яковлева – ЛЛ. 1, 2, 7, 9, 13, 36].

33. Клировые ведомости Симбирской церкви при Чувашской школе за 1910 г. // ГАУО. Ф. 134(Симбирская духовная консистория ведомства православного исповедания г. Симбирск). Оп. 2.Д. 67.34. Дело о рукоположении учителя Симбирской чувашской учительской школы Г. Алексеевав сан дьякона церкви школы. 19 июня 1893 г. – 4 февраля 1897 г. // ГАУО. Ф. 1

34 (Симбирская духовная консистория ведомства православного исповедания г. Симбирск). Оп. 3. Д. 533. ЛЛ. 1–20.

35. Документы об открытии свято-духовского братства и женского училища при церкви Симбирской чувашской учительской школы (Отношение инспектора чувашских школ Казанскогоучебного округа, проект Устава братства, журнал заседания консистории). 25 ноября – 27 ноября1898 г. // ГАУО. Ф. 134 (Симбирская духовная консистория ведомства православного исповеданияг. Симбирск). Оп. 3. Д. 665. ЛЛ. 1–3.

Ссылки:

  1. см.: ул. Набережная р. Свияги. Дом № 162/2. Комплекс зданий Симбирской чувашской школы // Краткийобзор исторической застройки города Симбирска-Ульяновска. – Ульяновск : Государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В. И. Ленина», 1999. – С. 49.
  2. см.: 1) Яковлев, И. Я. Краткий очерк Симбирской чувашской учительской школы : (по случаю сорокалетия, 1868–1908). – Симбирск : Симб. губ. тип., 1908. – С. 4. 
  3. см.: Разрешено устроить домовую церковь при Симбирской центральной чувашской школе во имя Святаго Духа. // СЕВ. – 1883. – № 21 (1 нояб.). – С. 678. 
  4. см.: Устройство домовой церкви 1883–1884 г.г. // Материалы к истории Симбирской чувашской школы,мужского и женскаго при ней приходских двухклассных училищ с трехлетними педагогическими курсами. –Симбирск: Типо-литог. губ. правл., 1915. – C. 40–44. 4 Там же, с. 43.
  5. см.: Разрешено // СЕВ. – 1885. – № 3 (1 февр.). – С. 66.
  6. см.: Церковь Сошествия Св. Духа // Мартынов, П. Л. Город Симбирск за 250 лет его существования : сист.сб. ист. сведений о г. Симбирске. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. – С. 141.
  7. В годы учёбы Ивана Яковлева (1848–1930) в Императорском Казанском университете (в 1870–1875 гг.)его преподавателем и вдохновителем просветительских идей был профессор, педагог-миссионер НиколайИванович Ильминский (1822–1892). Именно он предложил освятить домовую церковь во имя Сошествия Святаго Духа на апостолов, которым свыше был дан дар проповедования на разных языках. Н. И. Ильминский(1822–1892) также посоветовал, чтобы в престольный праздник священник обязательно произносил проповедь о просвещении светом христианского учения иноверцев вообще и чуваш в частности.
  8. см.: 1) Макарова, Р. Домовая церковь при Симбирской чувашской школе // Хыпар = Вести. – 2014. –21 апр. – С. 5; 2) Макарова, Р. Домовая церковь при Симбирской чувашской школе // Чӑваш тӗнчи = Чувашскиймир. – 2014. – Апрель. – С. 5. 
  9. см.: Увеличение в длину одноэтажнаго каменнаго флигеля, надстрой над ним второго этажа и переустройство храма в 1897–1898 годах // Материалы к истории Симбирской чувашской школы, мужского и женскаго при ней приходских двухклассных училищ с трехлетними педагогическими курсами. – Симбирск : Типолитогр. Губ. правл., 1915. – C. 44–46.
  10. см.: Симбирская чувашская школа : Домовая церковь // Историко-архитектурные памятники СимбирскаУльяновска : каталог / Гос. ист.-мемор. заповедник «Родина В. И. Ленина». – Ульяновск : Корпорация технологий продвижения, 2006. – С. 311–312. 
  11. В некоторых источниках датой освящения церкви ошибочно указывается 27 ноября: «27-го ноября,в неделю 27 по пятидесятнице, совершено при Симбирской чувашской школе освящение храма в честьСв. Духа» (источ.: Архиерейския служения, рукоположения и посвящения в стихарь и освящение храма //СЕВ. – 1899. – № 1 (1 янв.). Отд. оффиц. – С. 5–6).
  12. см.: Клировая ведомость церкви во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов что при доме Симбирской чувашской учительской школы за 1909 год // ГАУО. Ф. 134 (Симбирская духовная консистория ведомстваправославного исповедания г. Симбирск). Оп. 2. Д. 33. ЛЛ. 229–229 об.
  13. см.: Освящение церкви при учительской чувашской школе // СГВ. – 1898. – 28 нояб. (№ 81). – Отд. неоффиц. – С. 1–2.
  14. см.: Сергий, иеромонах. Слово в день освящения храма при Симбирской чувашской учительской школе// СЕВ. – 1899. – № 3 (1 февр.). Отд. неоффиц. – С. 123–124. 
  15. см.: Церковь Сошествия Святаго Духа при чувашской учительской школе // Баженов, Н. Статистическоеописание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года : сприл. геогр. карты Симбир. епархии. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1903. – С. 13. 
  16. см.: Война и чувашская школа в Симбирске / [инспектор Я. Яковлев]. – Симбирск : Типо-литогр. губ.правл., 1915. – С. 18. 
  17. см.: Документы об открытии свято-духовского братства и женского училища при церкви Симбирскойчувашской учительской школы // ГАУО. Ф. 134 (Симбирская духовная консистория ведомства православногоисповедания г. Симбирск). Оп. 3. Д. 665. Л. 1.
  18. Там же.
  19. см.: Устав Православнаго Святодуховскаго Братства при церкви Симбирской чувашской учительскойшколы и женскаго при ней училища [утвержден 27 ноября 1898 года]. – Симбирск : Типо-литогр. А. Т. Токарева, 1898. – 8 с. 
  20. см.: Документы об открытии свято-духовского братства и женского училища при церкви Симбирскойчувашской учительской школы // ГАУО. Ф. 134 (Симбирская духовная консистория ведомства православногоисповедания г. Симбирск). Оп. 3. Д. 665. Л. 3.
  21. см.: Проекты уставов Православного Святодуховского духовно-просветительного Братства при храмеСимбирской чувашской учительской школы и Женского при ней училища и б) Церковного чувашского трудового женского общежития на речке Вараксарке в Старо-Айбесинском приходе, Буинского уезда, Симбирскойепархии, учреждаемого Святодуховским Братством и ходатайство и разрешение устроить молитвенный домхрам для Церковного трудового женского общежития на речке Вараксарке в Старо-Айбесинском приходе,Буинского уезда, Симбирской епархии. – Симбирск : Тип. А. и М. Дмитриевых, 1911. – 32 с. 
  22. см.: 1) Клировые ведомости церквей гор. Симбирска и сёл Симбирского у. за 1906 г. // ГАУО. Ф. 134(Симбирская духовная консистория ведомства православного исповедания г. Симбирск). Оп. 2. Д. 31. Л. 225;2) Клировые ведомости церквей гор. Симбирска и сёл Симбирского у. за 1909 г. // ГАУО. Ф. 134 (Симбирская духовная консистория ведомства православного исповедания г. Симбирск). Оп. 2. Д. 33. Л. 232 об.
  23. см.: Жиркевич, А. В. Потревоженные тени… Симбирский дневник : к 150летию со дня рождения / [сост. иподгот. текста Н. Г. Жиркевич-Подлесских]. – Москва : Этерна-Принт, 2007. – С. 313. 
  24. Там же, с. 378.
  25. см.: Яковлев, И. Я. Моя жизнь : воспоминания : [вступ. ст. Л. П. Куракова]. – Москва : Республика, 1997. –С. 581.
  26. Там же, с. 582.
  27. см.: Дело о перемещении церковного имущества безприходных церквей в приходские церкви городаСимбирск. 09 декабря 1917 г. – 15 января 1920 г. // ГАУО. Ф. Р-3022 (Ульяновский епархиальный совет г. Ульяновск Ульяновской губернии). Оп. 1. Д. 49. Л. 3. 
  28. адрес: г. Ульяновск, ул. Назарьева, 4.
  29. В настоящее время (с 13 апреля 2021 г.) – епископ Гурьевский, викарий Кемеровской епархии.
  30. см.: Шадрина, Л. Храм во имя сошествия Святаго Духа на апостолов // Православный Симбирск. –2002. – 24 июля (№ 14). – С. 7.
Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей РусскихАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛатышевЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМаркелычев АлександрМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНиколай ШатровНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПастухова О.Д.ПаустовскийПерси-ФренчПетров С.Б.ПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.Соснин П.И.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрёшников АлексейТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАвтомеханический техникумАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыбульвар ПластоваВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГоспиталь ветеранов войнГостиницыДворец бракосочетания на улице ГимоваДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньзавод "Контактор"ЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейКуйбышевское водохранилищеЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМариинская гимназиямедицинский факультет УлГУМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островпамятник Богдану ХитровоПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводпереулок КраснознаменныйПескиплощадь 30-летия Победыпоселок Поливнопосёлок имени КарамзинаПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер Гончаровасквер имени И.Н. Ульяновасквер КарамзинаСквер Карамзинасквер Новый ВенецСоборная площадьСпасский женский монастырьСпасский женский монастырьспуск Степана РазинаСтадионыСуворовское училищеСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУулица Гагаринаулица Гончароваулица Карла Либкнехтаулица Карла Марксаулица Крымоваулица Ленинаулица Льва Толстогоулица Пушкарёваулица Пушкинскаяулица Радищеваулица Рылееваулица Спасскаяулица Сувороваулица УльяновскаяУльяновская областная клиническая больницаУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийсоборыСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорХрамыЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Регистрационный номер СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, 73online@mail.ru

Политика конфиденциальности