73online.ru публикует очередную историю от хранителей Ульяновского областного художественного музея. В собрании хранятся уникальные предметы церковной деревянной пластики - фигурки херувимов, небесных крылатых существ. В библейском представлении они считаются наиболее близкими к Богу и принадлежат второму, после Серафимов, ангельскому чину.
Четыре херувима конца XVIII-XIX вв. происходят из сел Аксаково и Ляховка Ульяновской области. В 1980-е годы они были вывезены сотрудниками музея Владимиром Цодиковичем и Вячеславом Кудашовым, в 2018 году отреставрированы Ольгой Хныревой.
Немного дошло до нас подобных памятников. Синодальные указы XVIII - начала XIX вв., ограничивающие и запрещающие «фигуропочитание» в храмах, борьба с верой и всем, что было с ней связано за годы советской власти, оставили только отдельные творения от некогда крупного художественного явления как народная деревянная скульптура, развивавшаяся на Руси с XIV века.
Шестикрылый херувим. После 1888 г. Инв. 358:
В божественных текстах отсутствует подробное описание херувимов, говорится лишь, что они обладают крыльями и лицами. Но, несмотря на религиозную отвлеченность и условность использованных художественных средств, народные резчики, как видим, наделяли свои ваяния чертами живых людей. При внешнем сходстве выражение ликов каждой из фигурок индивидуально: скорбно-серьезное у шестикрылого херувима (Инв. с358), по-детски непосредственное у другого (фото на главной).
Херувим. Конец XVIII в. Ракурс. Инв.359:
Херувимы располагались на высоте иконостаса, на них смотрели снизу вверх. Они парили и защищали своими распростертыми крыльями мир добра. Поэтому перепады объемов округлых лиц с надутыми щечками и плоскорельефных перекрестьев крыльев придавали статичным фигурам импульсы движения и парения. Неизвестный мастер простыми приемами добился полета херувима (Инв. 359, ракурс), изобразив вытянутую вперед голову и отведенные назад кудри. Во всех малых формах отмечается безупречная работа резцом и в многоступенчатой проработке локонов, и в разнообразных рельефных обводах и выемках дерева на крыльях. Уплощенную поверхность оперения херувимов мастера часто разрывали просветами, образованными парами сложенных крыльев (Инв. 360).
Херувим. Конец XVIIIв. Инв.360:
Херувим. Конец XVIII в. Инв.359:
Недавняя реставрация вернула фигуркам внешнюю теплую телесность кожных покровов с мягким румянцем, синеву зрачков, коричневые дуги бровей, век и локонов на фоне сохранившейся позолоты крыльев (Инв. 359). Реставратор грамотно и качественно удалила поздние записи и восстановила первоначальный вид, что позволило раскрыть и сохранить подлинность памятника, что крайне важно для музейного собрания. Моменты реставрации смотрите в нашем ролике.
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
События, 18.6.1937