Передо мной – газета «Пролетарский путь» (издание Ульяновского горкома ВКП(б) и горисполкома) за июнь 1941 г. О мировой войне, которая к тому моменту шла уже 9 месяцев, здесь напоминают лишь заголовки коротких заметок в рубрике «Дневник военных действий»: «Война в Европе, Азии и Африке», «Подробности высадки германских парашютистов на Крите», «Сводка германского командования», «Война в Китае»… Где‐то там, а пределами СССР империалисты привычно рвали друг другу глотки за сферы влияния, за рынки, за прибыли и сверхприбыли, за колонии и прочие империалистические ценности.
А в нашей стране шла обычная мирная жизнь. Люди радовались за 10 тысяч крестьянских хозяйств Эстонии, которые с помощью государства наконец обзавелись коровами. И за то, что «впервые в Эстонии и Латвии начата аэрохимическая борьба с лесными вредителями. Опыление участков леса, зараженных сосновым шелкопрядом, на площади в 4 тысячи гектаров производится с самолетов гражданского воздушного флота» (Пролетарский путь. 01.06.1941). С интересом разглядывали фотографии новенького павильона Литовской, Латвийской и Эстонской ССР, совсем недавно появившегося на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. И, конечно же, строили планы на будущее.
В феврале 1941 г. в Москве прошла XVIII конференция ВКП(б), и в номере за 3 июля «Пролетарский путь» под заголовком «Об укреплении независимости народного хозяйства СССР» опубликовал развернутый отчет об этом важнейшем мероприятии. Удивительно, но то, о чем говорилось на партийной конференции в феврале 1941 г., очень созвучно тому, что мы слышим сегодня. Впрочем, судите сами: «XVIII Всесоюзная конференция ВКП(б) подвела итоги развития народного хозяйства за 1940 год и одобрила грандиозную программу строительства в 1941 г. Хозяйственный план 1941 года… исходит из того, что, как говорил в своем докладе на конференции тов. Вознесенский (натот момент – председатель Госплана СССР – В.М.), необходимо «закрепить самостоятельность и независимость нашего народного хозяйства от капиталистического окружения, не быть зависимыми от капиталистического хозяйства особенно в металлургии и машиностроении... В борьбе за мотор, в борьбе за создание мощных резервов мы должны полагаться лишь на свои собственные силы, ибо капиталистический мир не заинтересован в том, чтобы укреплять нашу экономическую и военную мощь» (Пролетарский путь. 03.06.1941). Сегодня это называется импортозамещением.
Ну, а что же Ульяновск? Что происходило здесь? А здесь текла самая обычная жизнь – люди учились, работали, отдыхали, занимались повседневными бытовыми делами…
Начало лета – горячая пора для старшеклассников – у них впереди сначала выпускные, а потом и вступительные испытания. В 1941 г. в Ульяновске было 35 школ – начальных, неполных средних и средних. В них учились 10 тыс. детей. И каждый из учеников по окончании школы мог продолжить образование в родном городе, благо выбрать было из чего. Парням – прямая дорога в любое из 4 военных училища и в авиашколу. А девушек ждали педагогический и учительский институты либо одно из 3 педагогических училищ – русское, татарское или чувашское. Кроме того, в городе работали техникумы: механический, библиотечный, ветеринарный, дорожно‐механический НКВД, сельскохозяйственный и строительный. А также фармацевтическая и фельдшерско‐акушерская школы, школа кулинарного и торгового ученичества, курсы бухгалтеров, счетоводов, ревизоров и т.д. (Ефимов Ю.Д., Лосева В.И. Ульяновск и Ульяновская область в годы Великой Отечественной войны. Ульяновск, 1995. С. 5). Не случайно «Пролетарский путь» назвал Ульяновск студенческим городом, где учебные заведения разного профиля готовят средние командные кадры для сельского хозяйства, промышленности и других отраслей народного хозяйства. «В 1941–1942 учебном году в институт, техникумы и школу придут, примерно, 1450 юношей и девушек. Уже начался прием заявлений… При всех учебных заведениях уже работают приемные комиссии», – извещал читателей «Пролетарский путь» (Пролетарский путь. 01.06.1941).
А еще «ежедневно в общий отдел городского совета приходит не менее 40–50 подростков. У всех у них одна просьба – принять заявления о добровольном зачислении в школы фабрично‐заводского обучения, ремесленные и железнодорожные училища» – сообщает газета и приводит цитату из заявления Дмитрия Васильева: «Прошу принять меня в школу ФЗО. Хочу учиться столярному мастерству и стать квалифицированным мастером. Родился в 1924 году, окончил 6 классов. Прошу не отказать в моей просьбе» (там же).
Рабочие профессии в те годы были, как сейчас говорят, престижными, а тогда говорили – почетными. «Городской отдел социального обеспечения прибрел нескольким инвалидам‐пенсионерам путевки на курорты и в санатории. В г. Троицке (Урал) находится на кумысолечении инвалид труда К.С. Игнатьева. Зуева и Акифьев лечатся в Ялте. 6 июня туда же отправлена т. Курбатова. Орденоносец т. Карпов и П.Е. Лукьянов находятся на лечении в Сочи и Пятигорске» (там же).
Те же, кто еще полон сил и энергии, живо откликнулись на «призыв передовой группы Куйбышевской швейной фабрики «Красная звезда» ко всем работникам инженерам и техникам области о досрочном выполнении полугодовой производственной программы. Коллектив плодвинзавода принял инициативу «с большим воодушевлением». 29 мая обращение куйбышевцев обсудили на общем собрании рабочих и служащих… «Собрание единодушно решило включиться в соревнование за досрочное выполнение полугодового производственного плана к 25 июня» (Пролетарский путь. 01.06.1941). А вот лучшие стахановцы завода им. Володарского и без всяких призывов «из месяца в месяц перевыполняют производственные задания и дают продукцию высокого качества. Растет производительность труда, растут и заработки. Так, шлифовальщик тов. Кандаулов, выполнив месячное задание на 400 процентов, заработал 1 053 рубля. Слесарь тов. Тришин за месяц дал более трех норм и заработал 1 800 рублей. Гравер тов. Сухов выполнил норму на 219 процентов, заработал 1 362 рубля» (Пролетарский путь. 04.06.1941) (средняя зарплата рабочего на заводе составляла около 400 руб. в месяц).
Появились в Ульяновске и первые лунинцы – последователи знатного машиниста. В те годы имя Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии, машиниста‐стахановца из Новосибирска Николая Александровича Лунина гремело по всей стране. В 1940 г. он выступил с инициативой внедрения новых методов эксплуатации паровоза. В частности, предложил увеличить объём ремонта, выполняемого силами самой паровозной бригады. Такой подход значительно повышал качество работ. Почин подхватили по всей стране, в том числе и в Ульяновске (там же).
Впрочем, далеко не все хотели работать постахановски. Да и вообще работать. Прежде чем привести заметку, опубликованную в разделе «По следам наших материалов», необходимо дать ряд пояснений. В 1941 г. автомобильного моста через Волгу не было, поэтому в Заволжье и обратно ходил местный, так называемый рабочий поезд, или «патронник». Зимой сообщение осуществлялось прямо по льду. Летом пассажиры могли переправиться через реку на пароходе «Ульяновск», а машины и повозки – на пароме. Работа последнего и оказалась под огнем критики в заметке под названием «Путешествие по островам». Под таким заголовком в опубликованном в «Пролетарском пути» за 24 мая фельетоне писалось, что директор горперевоза Городнов использует горперевоз на других работах, вследствие чего пассажиры на подводах и автомашинах в ожидании парома вынуждены простаивать на берегу по 10–15 часов. Подтверждая факты, приводимые в фельетоне, начальник горкомхоза т. Иванов сообщил редакции, что решением исполкома горсовета директор горперевоза Городнов с работы снят, и дело о нем передано в следственные органы».
А вот – еще ситуация: «Гр‐н М. С. Павлов пришел на рынок в нетрезвом виде. Здесь у него сняли шапку и галоши. На следующий день милиционер т. Симонов, будучи на рынке заметил, что неизвестный гражданин продавал шапку. Это ему показалось подозрительным. Милиционер задержал неизвестного, который назвался Е.В. Белоноговым. Белоногов сознался, что украл у Павлова шапку и галоши. Белоногов – человек без определенного места жительства и занятий, неоднократно судимый за кражи. Вор привлечен к уголовной ответственности» (Пролетарский путь. 03.06.1941). В общем, как гласит народная мудрость, «в семье – не без урода». Что тогда, что сейчас.
С другой стороны, в те годы государство вполне официально ставило перед собой цель построения идеального общества и формирования нравственно совершенного человека. А одним из инструментов этого процесса была культура.
Летом 1941 г. в городе работал драматический театр, кинотеатры «Художественный» и «Пионер», а в городском саду им. Свердлова летом шли представления в деревянном цирке. Были также краеведческий и художественный музеи, дом‐музей Ленина, 10 ведомственных клубов и домов культуры, Дом Красной Армии (Ефимов Ю.Д., Лосева В.И. Ульяновск и Ульяновская область в годы Великой Отечественной ... С. 5).
«Пролетарский путь» информировал всех о том, что «Художественный музей оборудовал передвижную выставку на тему «История развития русского искусства», в которую входят разделы «Искусство XVIII и XIX веков», «Советское искусство» и в связи с 50‐летием со дня смерти И.А. Гончарова – «Литературный Ульяновск». Кроме того, на выставке будет представлена специальная витрина о связи музея со Сталинскими лауреатами (фото и несколько работ лауреатов, присланных в подарок музею). «Выставка будет экспонироваться на строительстве, где начальник т. Афанасьев завода им. Володарского, в г. Сенгилее и Мелекессе. Попутно с экспонированием работники музея прочтут лекции «Жизнь и деятельность И.А. Гончарова», «Гражданская война на родине Ленина» и др.» (Пролетарский путь. 19.06.1941).
А вот еще один пример того, как искусство шло в массы: «В связи с приближающимся 100‐летием со дня смерти великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, на плодовинном заводе (том самом, который только что включился в соревнование за досрочное выполнение плана – В.М.) организован Лермонтовский комитет. Комитет разработал план подготовки и проведения лермонтовских дней на заводе» (Пролетарский путь. 16.06.1941).
«В кинотеатре «Художественный» по причине большого успеха по просьбе публики показ фильма «Парень из тайги» продлен до 27 июня. «Кинотеатр «Пионер» с 20‐го июня звуковой художественный фильм «Наталка-Полтавка». «С 23 июня – новый звуковой художественный фильм «Фронтовые подруги». Производство Ленинградской ордена Ленина киностудии «Ленфильм».
Авторы сценария: орденоносец С. Михалков, М. Розенберг.
Режиссер В. Эйсмонт. Оператор орденоносец В. Раппопорт.
Композитор В. Шебалин.
В главных ролях:
Орденонсцы Зоя Федорова, А. Абрикосов, Б. Блинов, Ю. Толубеев» (Пролетарский путь. 21.06.1941).
А еще «дирекция сада имени Свердлова получила из Москвы скульптуру “Девушка с веслом”. На днях скульптура будет установлена.
Установлена радиола на танцевальной площадке. Теперь в саду музыка будет слышна непрерывно» (Пролетарский путь. 22.06.1941). Кстати, летом в саду работал ресторан. Еще один в период навигации функционировал на дебаркадере Волжской пристани. И лишь одно такое заведение принимало посетителей круглый год (Ефимов Ю. Д., Лосева В. И. Ульяновск и Ульяновская область в годы Великой Отечественной ... С. 5).
14 июня «Пролетарский путь» опубликовал на первой полосе знаменитое сообщение ТАСС, в котором советское правительство опровергало слухи о «близости войны между СССР и Германией». В нем, в частности, говорилось: «Слухи о том, что СССР готовится к войне с Германией, являются лживыми и провокационными…
Проводимые сейчас сборы запасных Красной Армии и предстоящие маневры имеют своей целью ни что иное, как обучение запасных и проверку работы железнодорожного аппарата, осуществляемые, как известно, каждый год, ввиду чего изображать эти мероприятия Красной Армии, как враждебные Германии, по меньшей мере, нелепо».
Среди участников этих маневров была и 154 стрелковая дивизия, сформированная в Ульяновске летом 1940 г. В начале лета 1941 дивизия пополнилась личным составом по штатам военного времени и с 15 июня, согласно директиве Генштаба Красной Армии о выдвижении войск из внутренних округов на запад, стала эшелонами убывать из Ульяновска (Пашкин А. 154 стрелковая дивизия. Письма с фронта // Улпресса. 22.06.2013. Режим доступа: http://ulpressa.ru/2013/06/22/154‐strelkovaya‐diviziya‐pisma‐s‐fronta).
А город, между тем, прихорашивался: «Последнее время вопросам озеленения уделяется много внимания. Горзеленстрой уже проводит посадки по улицам и скверам. Но… посадки идут в центре города, а озеленение окраин не производится.
А, между прочим, озеленение северной и южной окраин сыграет большую роль в ограждении города от туч пыли, которых в летнее время более, чем достаточно в нашем городе, «городе ветров» (Пролетарский путь. 04.06.1941).
«100 тысяч штук цветочной рассады получил сад им. Свердлова от горзеленстроя для разбивки клумб и цветочных грядок» (Пролетарский путь. 04.06.1941).
«На ремонт и оборудование детских площадок при домоуправлениях исполком горсовета разрешил израсходовать 2 610 рублей из собственных средств, отпущенных на капитальный ремонт.
В целях облегчения труда почтальонов и большей гарантии за сохранность писем, газет и журналов, контора связи проводит ценное мероприятие: подготовляет большую партию удобных дверных почтовых ящиков. Продажа их начнется с 1 июля» (там же).
Материал из книги Владимира Миронова «Неизвестная война. Ульяновский «фронт»» из серии «Симбирские тайны». Издание в научно-популярной форме рассказывает о жизни Ульяновска и Ульяновской области в годы Великой Отечественной войны. Особое место в книге уделено работе ульяновской милиции в тот период.
СОДЕРЖАНИЕ
Если завтра война… ……………………………………………………. 5
Вставай, страна огромная…………………………………………… 14
Мобилизация…………………………………………………………… 20
Милицейский фронт………………………………………………. 30
«В Красной Армии штыки, чай, найдутся…»…………… 40
Любимый город мог ли спать спокойно? ………………. 44
Хочешь мира – готовься к войне……………………………… 51
В здоровом теле – здоровый дух…………………………….. 54
Фронтовые подруги………………………………………………… 55
Стирка оборонного значения……………………….………… 57
Путь‐дорожка фронтовая… ……………………………………. 62
Все – для фронта! …………………………………………………… 63
«Складолазы»…………………………………………………………… 68
Во имя отца, и сына, и боевого духа………………………… 70
Глас народа – глас божий? ……………………………………… 73
Диверсанты шли в Ульяновск………………………………… 79
Люди в белых халатах……………………………………………… 83
Город в шинели………………………………………………………. 90
Парад………………………………………………………………………… 94
Ополчение………………………………………………………………… 98
Граждане! Воздушная тревога! ……………………………… 100
Бункер для Сталина? ……………………………………………… 107
В тесноте, да не в обиде…………………………………………… 109
Ты сейчас далеко, далеко… ……………………………………. 118
Похвальное слово о военной цензуре………………………125
Фабрика «КИМ» и другие………………………………………… 130
Володарка…………………………………………………………………135
Десять лет за опоздание…………………………………………. 141
«Прогулял, потому что нет одежды и обуви»………… 144
Дело «вредителей»…………………………………………………. 150
Завод имени Сталина……………………………………………… 152
Кадры решают все…………………………………………………… 156
Дело о молотке………………………………………………………… 162
Жизнь – на карту………………………………………………………167
Пища для ума и не только………………………………………. 181
378
НКВД – затянуть пояса! ……………………………………………184
Земля – кормилица…………………………………………………. 191
От работы кони дохли………………………………………………198
Тагайский оборонительный рубеж………………………… 202
Рокада……………………………………………………………………… 210
Кто – воюет, а кто – ворует……………………………………… 213
Нефть в обмен на продовольствие…………………………. 215
«Каждый коммунист должен быть чекистом»………. 218
В застенках НКВД…………………………………………………… 220
Сидели два товарища……………………………………………… 220
Ульяновская область……………………………………………… 223
Погоны……………………………………………………………………. 231
Новое печатное слово……………………………………………… 234
Громкое эхо Сталинграда…………………………………………238
Чем можем, тем поможем………………………………………… 243
О хлебе… ………………………………………………………………… 246
…И зрелищах…………………………………………………………… 249
Чтобы тело и душа были молоды… …………………………253
Жить стало лучше? Жить стало веселее? ……………… 256
На милицейском «фронте» – бои местного значения……………………………………………………..……………… 259
«Бесы» из собеса……………………………………………………… 261
По звериному следу………………………………………………… 265
Налет на Пролетарском спуске………………………………. 267
Убили меня, Дима…………………………………………………… 268
След………………………………………………………………………… 270
Убийство в Панской Слободе……………………………………271
Гастролеры……………………………………………………………… 273
Охотники за сундуками…………………………………………… 274
«Татарка»………………………………………………………………… 275
В лесу не фронтовом………………………………………………. 276
Лесные «братья»……………………………………………………… 277
Задонский…………………………………………………………………279
Михайлычев……………………………………………………………. 280
Про беглых знало все село……………………………………… 282
Последний бой………………………………………………………… 283
Банда Нестерова……………………………………………………… 286
379
Бандит‐орденононсец………………………………………………287
Мелекесская «гастроль»…………………………………………. 289
За хлебом – с вилами………………………………………………. 292
Лампочка – за ударный труд…………………………………… 300
С мыслями о будущем……………………………………………… 301
Предпоследний год войны……………………………………… 303
Чистота – залог Победы………………………………………….. 307
«Кто сказал, что надо бросить песни на войне?»…… 311
Чтобы шли, как по маслу………………………………………… 312
Место, не столь отдаленное……………………………………. 314
Пожар……………………………………………………………………… 315
Подготовка……………………………………………………………… 317
Убийство…………………………………………………………………. 318
Приговор………………………………………………………………… 318
«Черные валеты»………………………………………………………319
Чего и сколько………………………………………………………… 322
Про «три колоска»…………………………………………………… 323
Расстрел за прогул, и «десятка» за опоздание………… 330
Последнее дело лейтенанта Миридонова……………… 333
Дети войны……………………………………………………………… 342
В войну взрослели рано……………………………………………343
«Наша крыша –небо голубое»………………………………… 347
Казенный дом…………………………………………………………. 353
«Сопливые острожники»………………………………………… 359
Колонисты……………………………………………………………… 365
Пленники или изменники? ……………………………………. 370
Эпилог…………………………………………………………………………… 376
Изданы две детские книги с иллюстрациями ульяновского художника
События, 25.11.2024