
С полным основанием могу сказать: далеко не многие российские и тем более поволжские сёла назывались не по главному престолу православного храма, а по церковному песнопению. В позднем богослужении кондак — это не что иное, как краткая песнь во славу Спасителя, Богородицы или святого 597 (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 2. М., 1998. С. 150. Альтернативная версия: в переводе с татарского «кан» означает «кровь», а «дау» — «спор, ссора», то есть «кровавая ссора» // Ставрополь и Ставропольский уезд… С. 241. Учитывая вероятное основание поселения русскими и нелогичность татарского перевода, отмечу её несостоятельность). В переводе с греческого языка оно означало палочку, на которую наматывался свиток пергамента. Изначально это был жанр ранневизантийской церковной музыки и поэзии, гимн-поэма на религиозный сюжет, в VIII–IX вв. вытесненный каноном как жанром гимнографии (искусство сочинения торжественных песней культового содержания). Сам по себе факт происхождения названия села от такого слова является уникальным и удивительным. Такое действие мог совершить только глубоко верующий человек. В России есть только ещё один населённый пункт с таким же названием — это посёлок Кондаковка в Астраханской области.
Село располагалось вдоль левого берега притока Черемшана — Бирли, между крупными поселениями Бирля (примерно в 3 км вниз по течению) и Рязаново (7 км вверх по течению), а также в 7 км к юго-востоку от Никольского-на-Черемшане. Все они сейчас затоплены водами Куйбышевского водохранилища. Пожалуй, меньше всего осталось информации по истории именно Кондаковки. Обидно, что о ней нет даже краткой статьи и в Ульяновской-Симбирской энциклопедии. И только в книге С. Б. Семёнычева есть очерк о селе объёмом около одной страницы 598 (Семёнычев С. Б. Указ. соч. С. 67–69). По сведениям краеведа, Кондаковка впервые встречается на «Карте земель около города Ерыклинска», датируемой 1717 г. Правда, на карте Среднего Поволжья в первом Российском атласе 1745 г. она не указана. Церковное название села, по мнению С. Б. Семёнычева, связано с тем, что Кондаковка, Бирля и Сускан (современный Чувашский Сускан) принадлежали знаменитому Московскому Новодевичьему монастырю 599 (Там же. С. 67).
Внимательно посмотрев карту Изволова 1717 г., я нашёл слева от деревни Резаново деревню Кондакова, а ещё левее и ниже, за рекой Черемшан — деревню Мордовская Таборная (все названия по источнику). Конечно, их расположение дано схематично и не совсем точно по сравнению с топографической картой 1946 г., но всё же можно признать факт существования данных поселений в указанное время. Но Кондаковка долгое время являлась небольшой деревней (сельцом), превратившись в село только в 1862 г., когда была построена церковь.
Интересный случай произошёл в селе в 1908 г., в эпоху Столыпинской аграрной реформы 600 (Там же. С. 69). В августе кондаковцы отказались выделить земли на отруба, при этом избив желающих отделиться. В дело вмешался самарский губернатор В. В. Якунин, который приехал в село и отстранил от должности волостного старшину Малышева и сельского старосту Калмыкова за срыв схода и выделения земельных участков под отруба, а также арестовал 9 человек.
Село входило в состав Симбирского уезда и наместничества, Ставропольский уезд Самарской губернии, Средневолжский край, Куйбышевскую область и с 1943 г. относилось к Ульяновской области. Многие известные документы по истории села хранятся сейчас в Центральном государственном архиве Самарской области (церковные документы примерно в 40 делах за 1862–1911 гг. (среди них выделяется донесение священника о переходе в раскол из православия крестьян из с. Кондаковка, Ф. 32. Оп. 1. Книга 1. Д. 422) и порядка 15 гражданских дел с 1851 по 1928 гг.) В Государственном архиве Ульяновской области есть фонд, в котором отложилось несколько дел колхоза «Маяк революции» Кондаковского сельсовета за 1929–1954 гг., а также десятки дел исполкома Кондаковского сельсовета (фонд Р‑2029) за 1928–1939 гг. Правда, информации по истории села в них — как говорится, кот наплакал. Пока я не нашёл и фотографий с изображениями самого села и храма (есть только фотоснимки с жителями).
В ходе работы по проекту «Культурное наследие зоны затопления Куйбышевской ГЭС на территории Ульяновской области» в августе 2015 г. я приезжал в село Александровка, куда перед затоплением эвакуировалась значительная часть жителей Кондаковки. По словам учителя истории местной школы Н. Г. Курезаевой, основная часть переселенцев образовала улицу Полевую, которая сейчас находится ближе всего к выезду из села. Улица имеет неприглядный облик: асфальта нет, дорога ухабистая, многие дома не ремонтировались, видимо, со времени эвакуации и т. д. На новой родине кондаковцы чувствовали (а оставшиеся и чувствуют) себя явно неуютно.
Первые данные о численности населения относятся к 1780 г. Тогда в Кондаковке проживало 106 экономических крестьян (но учитывались только души мужского пола) 601 (Там же. С. 141). Этот факт подтверждает сведения о принадлежности поселения к Новодевичьему монастырю, так как экономические крестьяне образовались из бывших монастырских и церковных в 1764 г.
Через 79 лет, в 1859 г. в удельном сельце Кандаковка (так в источнике, и как минимум до 1928 г. название писали преимущественно через «а» в первом слоге) при речке Бирля в 176 дворах числилось 1368 человек 602 (Самарская губерния. Список населенных мест по сведениям 1859 года… С. 104). К 1889 г. в селе было уже 315 дворов и 2241 житель (также кроме церкви здесь находились земская школа, 3 ветряных и одна водяная мельницы и 3 обдирки) 603 (Список населенных мест Самарской губернии по сведениям 1889 года… С. 48). Среди великорусского населения помимо православных отмечались и раскольники. Так, в 1907 г. по данным священника в селе было 18 человек, склонных к расколу Спасова согласия и два подозреваемых в магометанстве 604 (ЦГАСО. Ф. 32. Оп. 16. Д. 186. Л. 50 об.)
Поселение принадлежало к Рязановской волости. В начале XX в. в 438 дворах числилось 2709 человек (для сравнения: в Бирле было 3115 жителей, а в Рязаново — 737) 605 (Список населенных мест Самарской губернии. Составлен в 1910 году… С. 77).
Кроме храма в Кондаковке работали земская и церковно-приходская школа, 6 ветряных и одна водяная мельницы, две обдирки и маслобойня кредитного товарищества (последнее было открыто в 1909 г. и активно помогало развитию крестьянских хозяйств). Последняя имеющаяся информация о населении села содержится в источнике 1928 г. Тогда в Кондаковке в 453 дворах было 2017 человек 606 (Список населённых пунктов Самарской губернии… С. 74).
Казанско-Богородицкий храм
Деревянную Казанско-Богородицкую церковь в Кондаковке построили в 1862 г. Закрыли и разобрали в 1930‑е гг. В 1956–1957 гг. это место было затоплено водами Куйбышевского водохранилища 607 (См. подробнее в книге «Затопленные святыни Симбирского-Ульяновского края»).
Творческие жители села
Фролов Александр Иванович (1903, с. Кондаковка — 1960) — известный поволжский живописец, член Союза художников Ульяновской области. Закончил Саратовское художественное училище, затем трудился в Рязановском совхозе-техникуме. С 1939 г. А. И. Фролов жил и работал в Никольском-на-Черемшане, преподавал рисование в средней школе. Является автором памятника павшим воинам. Работы художника хранятся в областных краеведческом и художественном музеях Ульяновска, а также в частных коллекциях 608 (Семёнычев С. Б. Указ. соч. С. 130).
Креатив жителей села хорошо изучил С.Б Семёнычев: «…особенно кондаковцев тянуло к сочинительству. И занимались они этим не без успеха. Вот что мы находим в воспоминаниях известного советского писателя Александра Неверова, автора романа «Ташкент — город хлебный»: «Живя в Мелекессе, я тоже писал стихи в уголку за печкой. Я разыскал сочинителя (поэт-самоучка крестьянин Денисов из села Кондаковки), раскрыл перед ним тоскующую непонятую душу, показал свои стихи и, к огорчению своему, получил ответ: «Надо учиться, знать размер, ударения». Надо же. Крестьянин, разбирающийся в стихотворных размерах и ударениях.
Но и это еще не всё. Упоминание о Кондаковке мы находим в переписке великого русского писателя Льва Толстого! Жил в Кондаковке сельский учитель Иван Филиппович Тимонов (1874 г. р. — Е.А. Б.), который писал статьи по сельскому хозяйству. А в декабре 1897 года он написал художественное произведение и отправил на рецензию Льву Николаевичу. И вот какой ответ он получил: «Я получил ваше письмо и рукопись. Переделка ваша Робинзона мне очень понравилась. Советую вам окончить её, если она ещё не кончена, и прислать её Ивану Ивановичу Горбунову. Я ему говорил про вас, и он рад будет напечатать эту очень хорошую книгу, если вся переделка будет так выдержана. Л. Толстой». И хотя книга напечатана не была, оценка столь маститого критика многого стоит» 609 (Там же. С. 67–68).
P.S. История села закончилась в 1956–1957 гг., когда местоположение Кондаковки оказалось затоплено Куйбышевским водохранилищем. Её жители переехали в основном в село Александровка, где образовали целую улицу на окраине — Полевую 610 (Бурдин Е. А. Волжская Атлантида… С. 237). Кондаковцы и их потомки сейчас оказались разбросанными по всей России, не сумев сохранить уникальные традиции религиозного, творческого и зажиточного села.
6 памятных дат и уникальных фактов истории села
1) начало XVIII в. (1717 г. или ранее) — основание Кондаковки; предположительно его первым владельцем стал Московский Новодевичий монастырь; по аналогии с Никольским и другими соседними сёлами можно сказать, что первые люди появились здесь как минимум в раннем железном веке (в VI–V веках до н. э.);
2) село сначала было монастырским, а затем удельным, поэтому его жители не знали крепостной зависимости;
3) главной архитектурной и духовной достопримечательностью Кондаковки с 1862 г. являлась деревянная Казанско-Богородицкая церковь; закрыта и разобрана в 1930‑е гг.;
4) в начале XX в. в селе действовали земская и церковно-приходская школа, 6 ветряных и одна водяная мельницы, две обдирки и маслобойня кредитного товарищества;
5) наиболее известными жителями (уроженцами) Кондаковки были А. И. Фролов (1903–1960) — художник; И. Ф. Тимонов (1874 —?) — учитель, писавший статьи по сельскому хозяйству и имевший хорошие задатки писателя; поэт-самоучка Денисов (? —?);
6) предположительно в 1952–1954 гг. жители села эвакуировались из зоны затопления преимущественно в село Александровка.
Материал из книги Бурдин Е.А. Книга «Замечательные поселения Ульяновского левобережья: страницы истории и культурного наследия»
Оглавление
Введение 5
Глава 1. Замечательные поселения Старомайнского района 7
1.2. Село Волжское (Старая Грязнуха) 15
1.3. Посёлок городского типа Старая Майна (Богоявленское) 22
1.4. Село Головкино (Вознесенское) 37
Глава 2. Замечательные поселения Чердаклинского района 59
2.2. Село Архангельское (Репьёвка) 63
2.3. Село Сосновка (Троицкое) 82
2.4. Часовня, Канава и Королёвка (заволжские слободы Симбирска-Ульяновска) 89
2.6. Село Крестово-Городище (Рождественское) 111
2.7. Село Кайбелы (Ильинское) 130
2.8. Село Тургенево (Богоявленское) 141
Глава 3. Замечательные поселения Мелекесского района 189
3.4. Село Никольское-на-Черемшане 202
3.5. Село Кротково-Городище (Архангельское) 226
3.6. Село Ерыклинск 235
3.7. Село Приморское (Грязнуха) 259
3.8. Село Чувашский Сускан 266