1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
События, 20 Сентября 1920
События, 17 Февраля 1919
Места, 1 Февраля 1918
Места, 8 Августа 1980
Герои, 7 Августа 1952
Места, 7 Сентября 1873
События, 14 Июня 1923
События, 13 Июня 1919
События, 17 Марта 1919
События, 1 Апреля 1918
Места, 1 Августа 1648
Герои, 22 Января 1837
События, 31 Марта 1919
События, 7 Декабря 1919
Герои, 14 Января 1922
События, 18 Октября 1920
Герои, 15 Ноября 1919
Места, 18 Июня 1812
События, 24 Мая 1898
События, 22 Июля 1918
События, 22 Июля 1918
События, 3 Января 1919
События, 3 Августа 1918
События, 24 Июня 1812
Герои, 18 Июня 1812
События, 15 Июня 1918
События, 1 Января 1919
Места, 1 Января 1648
Места, 1 Января 1685
Места, 1 Января 1672
Фото дня
Вид на север Симбирска с водонапорной башни
Герои, 22 Января 1837
Первый симбирский фотограф: город в объективе Антона Муренко
Источник: Иван Сивопляс

История Антона Муренко — первого фотографа, запечатлевшего виды Симбирска, и одного из лучших военных фотокорреспондентов своего времени. Муренко застал наш город в интересное время, когда тот буквально восставал из пепла страшного пожара 1864 года. Один из сделанных здесь снимков стал предметом гордости фотографа — ему удалось выполнить крайне сложную для задачу, учитывая тогдашний уровень техники.

Однажды довелось мне читать учёную статью, автор которой рассуждал на тему, можно ли считать источником правдивой исторической информации дореволюционные открытки с фотографическими изображениями русских городов? Вроде бы, всё очевидно: фотообъектив не обманешь. Ан, нет! – утверждал автор. Мало того, что для открытых писем использовались снимки, сделанные за годы до печатания тиража открыток, так над ними ещё самым усердным образом трудилась рука ретушёра, эдакий старинный «фотошоп».

Пририсовывались несуществующие окна, затирались «лишние» двери, на фасадах появлялись никогда не бывшие здесь завитушки, а реально стоявшие рядом деревья, коновязи, афишные тумбы и попавшие в кадр выразительные горожане с открытки безжалостно стирались.

Старинную фотографию не зря называли светописью, по аналогу с живописью: ретушёр был одной из главных фигур в старинных фотоателье. И старому Симбирску весьма повезло, что в 1866 – 1868 годы город неоднократно попадал в объектив «самого» Антона Муренко (1837 – 1875), признанного «отца» русской научной фотографии и одного из первых российских военных фотографов. «Некоторые из фотографий Муренко справедливо считаются лучшими среди дореволюционных изображений нашего города» — писал авторитетнейший краевед и учёный-историк Сергей Львович Сытин (1925 – 2001), создатель «симбирской фотолетописи» и сам замечательный фотограф.

Фотограф Антон Муренко:

Антон Степанович Муренко появился на свет в небогатой дворянской семье в селе Богдановка Новгород-Северского уезда Черниговской губернии. В июне 1855 года 18-летний прапорщик Муренко поступил на службу в 16-ю полевую артиллерийскую бригаду, оборонявшую осаждённый англичанами, французами и турками Севастополь во время драматичной Крымской войны 1853 – 1856 годов. В августе Севастополь пал…

Крымская война – одна из первых войн в истории человечества, запечатлённая фотообъективом. Фотография не просто сохраняла эпизоды войны для потомков. Фотография становилась источником актуальной информации, чрезвычайно важной для полководцев, разведчиков, картографов, артиллеристов. Первыми это поняли гораздо более нашего технически «продвинутые» англичане и французы, и нам было чему поучиться у наших противников. Крымская война ещё продолжалась, когда в Санкт-Петербурге в Генеральном штабе Военного министерства Российской империи было учреждено фотографическое отделение при военно-топографическом депо.

14 марта 1856 года, ровно за четыре дня до окончания Крымской войны, 19-летний прапорщик Муренко был прикомандирован к фотографическому отделению Генерального штаба, под начало к подполковнику Николаю Григорьевичу Писаревскому (1821 – 1895), человеку разнообразных талантов, выдающемуся российскому учёному-электротехнику, специалисту в области телеграфа, педагогу, публицисту, издателю газеты «Русский инвалид».

Уже в декабре 1856 года Антон Муренко получил чин подпоручика. Он успешно овладевал новыми технологиями в фототехнике – хотя техника эта по-прежнему была громоздкой, хрупкой, капризной и мало подходящей для работы вне студии. А между тем весной 1858 года подпоручик Муренко был командирован в качестве фотографа к среднеазиатской миссии полковника Павла Николаевича Игнатьева (1832 – 1908), прославленного русского военачальника, дипломата, посла в Китае и Турции, министра государственных имуществ и внутренних дел.

Самому полковнику Игнатьеву затея с фотографированием явно не глянулась. Средняя Азия была регионом на редкость неспокойным, стоило ожидать нападений кочевников или разбойников, да и перед местными ханами потрясти ещё одной пушкой было не лишне, а вместо этого отдавай дефицитную повозку под невесть что! «Вещи фотографические так громоздки, что их нельзя было применить к вьючке и пришлось уложить всё на повозку на волю Божью. Я не думаю, чтобы когда-либо отправлялся в Зауральскую степь такой неуклюжий караван, как мой» — писал полковник и добавлял яду: «Вряд ли придётся Вам присылать фотографии. Я очень плохо надеюсь на своего фотографа».

Но скоро оказалось, что эффекта от одного подпоручика Муренко куда больше, чем от целой артиллерийской батареи. Стоило ему где-то явиться со своей неуклюжей техникой и накинуть на голову чёрную клеёнку, непременный элемент старинного процесса фотографирования, как бухарцы и хивинцы норовили кинуться врассыпную. Могаммед Керим, диван-беги, второй человек в Хивинском ханстве, поначалу перепугался, решив, что на него и вправду наводят пушку.

Но вскоре к фотоаппарату привыкли, и к Антону Степановичу потянулись желающие получить фотопортрет, а вскоре и сам Хивинский владетель Саид Мухаммад-хан (1823 – 1864) «прислал для снятия портретов несколько мальчиков из своего гарема и любимую собаку». Собак для позирования приходилось связывать, иначе они не выдерживали многоминутную экспозицию.

Фотоснимки Антона Муренко стали первыми в истории Средней Азии. Альбом из 28 фотографий «От Оренбурга через Хиву до Бухары. Светопись артиллерии подпоручика Муренко» был поднесён великому князю Константину Николаевичу (1827 – 1892), управляющему российским флотом и морским ведомством. Сам Антон Муренко в 1860 году был удостоен серебряной медали Русского географического общества.

Караван-сарай в Оренбурге. Первое фото этого города, сделанное А. Муренко в 1858 году:

И путешествие, и награда настолько вдохновили молодого офицера, что он решил взять продолжительный, в три года отпуск и поездить, под эгидой Русского географического общества по России, снимая её города и веси, выразительный быт населявших её народов и сословий. «Фотографический балаган» Антона Муренко был замечен в 1861 году на Нижегородской ярмарке. В том же году фотограф осел в городе Саратове, откуда и совершал свои дальнейшие фотопутешествия.

Город Саратов, запечатлённый Антоном Муренко:

Если плыть из Нижнего до Саратова по Волге, невозможно не миновать Симбирска – и, судя по всему, Антон Муренко Симбирска не миновал, сделав здесь определённую остановку. До нас не дошли, точнее говоря, пока не выявлены, сделанные в те времена в Симбирске Муренко фотографии. Но косвенным свидетельством тому является сатирическая поэма «Симбирская губернская фотография», писанная как раз в 1861 году знаменитым российским поэтом-сатириком, симбирским уроженцем Дмитрием Дмитриевичем Минаевым (1835 – 1889).

Поэт описывал «ящик фотографа», при помощи которого решил запечатлеть разных симбирских «уникумов», хотя с этой целью куда лучше справился бы карандаш карикатуриста. Но это значит, что именно фотоаппарат оказался актуальным в симбирском контексте 1861 года. Тем более Антон Степанович мог быть и лично знаком с Минаевым-младшим по Санкт-Петербургу, ибо Муренко водил дружбу со звёздами своего времени, причём самой высшей пробы.

Известный снимок запечатлел фотографа, сидящего в свободной позе, на стуле спинкой вперёд, что указывает на короткость отношений, в обществе великого русского драматурга Александра Николаевича Островского (1823 – 1886) и актёра Ивана Фёдоровича Горбунова (1831 – 1895), близкого друга драматурга, прекрасного певца и рассказчика.

Драматург Александр Островский, актер Иван Горбунов и фотограф Антон Муренко:

Горбунов, помимо прочего, популяризировал российский освежающе-пьянящий напиток лампопо, пиво с сахаром, лимонами и сухарями, учредив даже особое Общество лампопистов. «Быть в Москве, и не отведать лампопо – как быть в Москве и не поглядеть на царь-пушку и царь-колокол», говорили в те благословенные времена. Кстати, чудесный задел и для нынешних импортозамещающих времён – почему до сих пор мы не пьём лампопо?

Можно предположить, что в 1861 году фотограф Антон Муренко успел поработать в Симбирске – а это значит, что он стал самым первым симбирским фотографом. Жизнь фотографа в провинции в те времена была вынужденно хлопотливой и связанной с переездами. В сравнительно небольших, в 10 – 50 тысяч жителей губернских и уездных городах было немного публики, способной и готовой оплачивать недешёвые услуги фотографов. Ещё бы, дюжина так называемых «визитных портретов», небольших фотокарточек, служивших вместо карточек визитных (такая была мода), обходилась желающим в пять рублей. Цена фотопортрета доходила до десяти рублей за экземпляр. И это во время, когда за копейку можно было купить фунт, больше 400 граммов, печёного хлеба, за 4 – 6 копеек – фунт мяса, а ведро «лучшей водки» обошлось бы всего в четыре рубля.

Потому Антон Степанович регулярно наведывался в Симбирск с очередными «гастролями». Особенно удачной для потомства – и, будем надеяться, для самого фотографа Муренко – стала визитация весны-лета 1867 года.

Карамзинская площадь и Никольская церковь. На переднем плане видны монахини Спасского женского монастыря, на заднем заключённые, занятые благоустройством:

Для Симбирска это было интересное время. Город в буквальном смысле слова восставал из пепла страшного пожара 1864 года. Симбирск действительно хорошел и менялся в лучшую сторону, прирастая тем, на что до пожара не хватало денег или попросту не доходили руки, например, шоссирование улиц, разбивка бульвара на Венце, строительство дамбы через овраг реки Симбирки, обустройство спусков к Волге.

Начало работ по сооружению дамбы в овраге реки Симбирке. Трудятся заключённые. 27 мая 1867 года:

30 мая 1867 года через объявление в газете «Симбирские губернские ведомости» фотограф Муренко известил почтенную публику, что в его фотографии, в доме Городецкого на углу Большой Саратовской (Гончарова) и Покровской (Л.Толстого) можно приобрести «вид Соборной площади во время молебствия, состоявшегося 28 мая сего года». «С 27 июня в фотографии Муренко можно видеть первый экземпляр Двенадцати характеристических видов города Симбирска, — извещал фотограф публику в последующем объявлении. — Желая сделать цену доступною, я могу назначить 12 рублей серебром за фотографический альбом видов, если число подписчиков достигнет тридцати».

Обложка и оглавление Симбирского фотоальбома А. Муренко:

Кто был инициатором съёмки городских пейзажей? Едва ли Антон Степанович проникся Симбирском настолько, чтобы облазить весь город, спуски, овраги, окраины с тяжеленным фотоаппаратом. Но к работе своей фотограф Муренко действительно отнёсся творчески и ответственно. Что особенно ценно, в объектив его фотоаппарата попали не только центр города с расхожими достопримечательностями, но и городские окраины с теснящими друг друга деревянными домиками.

Панорама города Симбирска от реки Свияги, сделанная Антоном Муренко:

А ведь послепожарные окраины Симбирска реально были не самым безопасным местом, особенно в весенне-летний сезон. Криминальная обстановка в Симбирске второй половины 1860-х годов была заметно накалена. Отстраивавшийся город привлекал массу желавших подзаработать, и не всегда праведным путём. Благородная публика, стремившаяся поближе познакомиться с бытом «симбирских трущоб», нередко оставалась с битой физиономией, без бумажников, часов, перстней и брелоков, и иногда – в одних кальсонах.

28 мая 1867 года симбиряне молебствовали на Соборной площади в радость о чудесном спасении императора Александра II, на которого 25 мая было совершено покушение в Париже. Двадцатилетний Антон Березовский, участник Польского восстания 1863 года, разрядил в направлении государя двуствольный пистолет, но перебрал с зарядом, отчего пистолет взорвался, стрелявшему вывернуло руку, и пули попали не в царя, а в лошадь.

Молебствие 28 мая 1867 года на Соборной площади:

На маленьком снимке Муренко сложно разобрать фигуры и лица, но в толпе молящихся обязательно присутствовал Симбирский губернатор, генерал-майор граф Владимир Владимирович Орлов-Давыдов (1837 – 1870), и его-то, судя по «репертуару» фотографий, можно считать инициатором серии симбирских пейзажей. Среди сюжетов, запечатлённых Муренко, дважды фигурирует дом дворян Бычковых на Покровской, ныне Спасской улице – он выстоял в пожар и до 1872 года, пока восстанавливался Губернаторский дом, служил резиденцией начальникам Симбирской губернии.

Кучер в коляске и полицейская будка у дома Бычкова:

Особенно интересен снимок, где за домом Бычковых видно выгоревшее здание почтовой конторы. Почта не только возила письма и бандероли – почтовые экипажи и лошади перевозили пассажиров, так что, по сути, это вокзал, перевидавший самых именитых посетителей Симбирска первой половины XIX века, того же Пушкина, например. А занимала почтовая контора, бывший дом купца Пустынникова, самый старый каменный дом в нашем городе, в котором останавливалась Екатерина II и содержался под стражей Емельян Пугачев – к сожалению, пострадавший в пожаре 1864 года дом так и не был восстановлен.

Дом Бычковых, временная резиденция Симбирских губернаторов, за ним сгоревшая почтовая контора:

Но не ради уже минувшего пожара был приглашён Антон Степанович. Он в буквальном смысле касался будущего, запечатлевая начало масштабных работ по благоустройству города. Губернатор граф Орлов-Давыдов изыскал для них средства и держал под собственным контролем, памятуя, что сам сказал однажды: «Дороги и мосты в здешней губернии ремонтируются только перед приездом начальства».

Губернатор, кстати, ссудил Антону Степановичу и собственную коляску с кучером, чтобы возить его аппаратуру. Коляска или же кучер узнаётся на многих кадрах. Муренко едва ли пошёл на подобную вольность, если бы это был какой-то вольнонаёмный «ванька». Свой кучер у вельможи – это особенно доверенный человек, как правило, ещё и телохранитель. Видно, что экипаж у графа Орлова-Давыдова был простым, под местные дороги – и самый богатый в истории Симбирский губернатор никак внешне не выпячивал своё богатство.

Антон Муренко явно гордился запечатлённым молебствием на Соборной площади. Ему удалось справиться с очень сложной для того уровня фототехники задачей, запечатлеть человеческую массу. Известен феномен «пустых городов» на старых фотографиях: безлюдные центры оживлённейших Лондона, Парижа, Москвы, Петербурга – и ни облачка в небе. Всё определялось экспозицией, выдержкой для недостаточно светочувствительных материалов, которая доходила до десяти минут и попросту не улавливала движущиеся объекты, людей, транспорт, облака. Молящаяся толпа – довольно статичное явление, и потому она «удержалась» в кадре.

Ну а симбиряне в визуальной полноте – «лучше, один раз увидеть, чем сто раз услышать» – смогли явить свою лояльность российскому престолу. Покусившийся на Александра II Березовский был поляком, католиком – народы в Российской империи различались не по языкам, а по вере.

«Национальную карту» в подобных случаях начинали разыгрывать «горячие головы» со всех сторон, и монархисты, и революционеры. В этих условиях мудрость власть предержащих состояла в сохранении и демонстрации внутреннего мира. Так, в серию Муренко, кроме православных соборов и церквей, попали два «инославных» культовых сооружения – мечеть на Лосевой улице, единственная каменная мечеть в Симбирской губернии, и флигель на Большой Саратовской улице, в котором молились симбирские католики.

Вид на Большую Саратовскую улицу. Посреди виден бульвар, справа Троицкая церковь, слева Вознесенский собор:

Вид на Симбирск от Лосевой улицы:

Симбирская мечеть на Лосевой улице:

Летом 1875 года Антон Муренко неожиданно покончил с собой: как пишут, по Саратову в то время прокатилась волна самоубийств. В ту пору Россия переживала не лучшие времена – в 1874 году страна вошла в острую фазу экономического кризиса, длившегося до 1877 года. «Промышленность находится в плачевном состоянии, ремесленные знания не совершенствуются, фабричное дело поставлено в неправильные условия» — писал о той эпохе граф Николай Игнатьев, с которым фотограф Муренко путешествовал в Среднюю Азию. Судьба отпустила Антону Степановичу недолгое время жизни, и мы, симбиряне-ульяновцы, должны быть благодарны, что в этой жизни случился Симбирск.

Иван Сивопляс

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru