1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
События, 20 Сентября 1920
События, 17 Февраля 1919
Места, 1 Февраля 1918
Места, 8 Августа 1980
Герои, 7 Августа 1952
Места, 7 Сентября 1873
События, 14 Июня 1923
События, 13 Июня 1919
События, 17 Марта 1919
События, 1 Апреля 1918
Места, 1 Августа 1648
Герои, 22 Января 1837
События, 31 Марта 1919
События, 7 Декабря 1919
Герои, 14 Января 1922
События, 18 Октября 1920
Герои, 15 Ноября 1919
Места, 18 Июня 1812
События, 24 Мая 1898
События, 22 Июля 1918
События, 22 Июля 1918
События, 3 Января 1919
События, 3 Августа 1918
События, 24 Июня 1812
Герои, 18 Июня 1812
События, 15 Июня 1918
События, 1 Января 1919
Места, 1 Января 1648
Места, 1 Января 1685
Места, 1 Января 1672
Фото дня
Вид на север Симбирска с водонапорной башни
Места, 1 Января 1676
Деревня Мордовская Кандарать и село Мордовский Белый Ключ (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)

Продолжение книги «Наш родной Вешкаймский край. Страницы истории селений Вешкаймского района Ульяновской области». В.К. Воробьев, 2021. Ульяновск. Издательство ООО «Центр коммуникаций Поволжья» 2021.

Содержание:

Книга «Наш родной Вешкаймский край». От автора

Села, деревни, поселки Вешкаймского района. Вешкайма

Село Араповка (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)

Села Архангельское Куроедово и Ахматово-Белый Ключ (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)

Села Бекетовка и Беклемишево (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)

Село Белый Ключ (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)

Село Берёзовка, деревни Бутырки и Верхняя Туарма (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)

Село Вешкайма (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)

Село Вырыпаевка (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)

Деревня Грачёвка и село Ермоловка (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)

Поселки Забарышский и Залесный (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)

Село Зимнёнки (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)

Сёла Канабеевка и Каргино (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)

Деревня Котяковка и Коченяевка (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)

Деревня Красная Эстония и Красный Бор (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)

Деревня Мордовская Кандарать и село Мордовский Белый Ключ (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)

 

МОРДОВСКАЯ КАНДАРАТЬ – деревня Ермоловско­го сельского поселения, бывшей Вешкаймской волости Кар­сунского уезда Симбирской губернии. Население в 2000 г. – 35 человек, в 2014 г. – 3 человека, мордва.

Расположена в 16 км к юго-западу от райцентра на левом берегу реки Кандаратки (Белый Ключ), названа по её имени и национальному составу населения.

А.О. Липинский пишет о старинном предании о льготах мордве, принявшей христианство, в селе Ахматово Куроедово и д. Мордовская Кандарать, но оно больше относится к селу, жители которого еще в XVIII в. построили у себя специальную церковь, чем к данной деревне.

По мнению П.Д. Дорогойченко, испокон веков мордва, предки жителей этой деревни, жили в одноименном селе Мор­довская Кандарать (ныне с. Большая Кандарать Карсунско­го района). Но в XVII в. там появились князья Троекуровы и Долгорукие, которые безжалостно выгнали из села мордву, не пожелавшую стать их крепостными крестьянами. Те навсегда покинули родину и новым местом жительства для себя облю­бовали село Мордовский Белый Ключ, дав новому селению и реке родные с детства названия.

В XVIII–XX вв. через Вешкайму, Мордовскую Кандарать и Ахматово Куроедово проходил Пензенский почтовый и этап­ный тракт. Был он шириной 60 м, с врытыми в землю по обеим сторонам полотна дороги двухметровыми полосатыми столба­ми, на расстоянии 100 м один от другого, с канавами для сто­ка воды. В этой деревне находились одни из немногих почто­вых станций и этапный дом-тюрьма. По тракту круглогодично проезжали под охраной арестанты в места ссылки и каторги и с наступлением темноты ночевали в этих тюрьмах, в том числе и в Мордовской Кандарати.

Селение долгое время оставалось сравнительно неболь­шим. В 1859 г. в нём было 75 дворов и 505 жителей, церковный приход находился в селе Мордовский Белый Ключ.

В 1903 г. здесь в наёмной избе открылась школа грамоты. Через год, по сведениям Д. Троицкого, на покупку дома для неё, на его перенос и приспособление для занятий с детьми духов­ное ведомство выделило 300 рублей, ещё 320 рублей собрали местные крестьяне. Так школа получила собственное помеще­ние, причём общество крестьян «обязалось давать отопление, освещение и прислугу для школы, а также отвело место для неё в 200 кв. сажен».

К 1910–1911 гг. в деревне уже было 123 двора и 694 житель. На каждое хозяйство бывших удельных крестьян приходилось в среднем по 10 десятин земли (вместе с арендуемой), но её хватало далеко не всем: меньше 4 десятин засевало 31 хозяй­ство, с 4 до 10 десятин – 62 и только 17 хозяйств засевало более 10 десятин.

Совсем не имели земли 13 дворов, лошадей – 46, коров – 23. Больше всего крестьяне сеяли овса и проса (80%), затем – гороха (9%) и гречи (3,6%) и совсем немного – ржи и картофе­ля. Урожаи собирались очень низкие. На всю деревню – всего 17 плугов, 2 веялки, по одной жнейке, молотилке и железной бороне. В деревне было 22 валяльщика, 17 плотников, 10 кир­пичников и столько же стекольщиков, по 5 столяров и черно­рабочих, 4 сельхозрабочих и столько же нищих. 77% населения считалось неграмотным.

Наибольшее число дворов и жителей в деревне было в 1913 г. (145 и 706). К 1926 г. дворов здесь осталось 132, а населе­ния – 685 человек.

16 апреля 1928 г., как сообщала газета «Пролетарский путь» 15 мая, в деревне от рук зажиточного крестьянина И. Рузано­ва был убит руководитель здешней партячейки Г.П. Андронов.

Под жернова репрессий попали 2 уроженца деревни: рядо­вой И.Ф. Андронов и сержант Ф.Е. Аваргин.

В 1950 г. местный колхоз имени Ворошилова вошёл в состав колхоза имени Чапаева (позднее – отделение СХПК «Рассвет» с центральной усадьбой в с. Мордовский Белый Ключ).

В здешней школе много лет работал учителем русского языка и литературы старейший педагог Вешкаймского района Михаил Сергеевич Крюков, основатель учительской династии (учителями стали его племянница, её муж и сын).

МОРДОВСКИЙ БЕЛЫЙ КЛЮЧ – село Ермоловского сель­ского поселения, бывшей Каргинской волости Карсунского уез­да Симбирской губернии. Население в 2000 г. – 648 человек, в 2014 г. – 403 человека, преимущественно мордва.

Расположено в 20 км к югу от райцентра на реке Белый Ключ, получило наименование по названию реки и националь­ности местных жителей. В окрестностях села находятся сме­шанный лес и курганная группа, здесь найден клад монет XVI в.

Памятниками природы признаны болото имени П.В. Бо-лотнова (2000 г.) площадью 14,5 гектара и реликтовая аллея сосны обыкновенной (1994 г.) площадью 15 гектаров, располо­женная в 2,5 км к северо-западу от села.

Селение образовано в 1676 г. и первоначально называлось деревней Верхней Мордовской Тувармой. В 1686 г., как видно из писцовой книги, она находилась «на вершине речки Тувар­мы, на речке Чёрном ключе. А в ней живут служилые мордов­ские мурзы и мордва». Было тогда в деревне 27 дворов (87 муж­чин) Родьки Вельдяева «с товарыщи», в том числе дворы мор­довских мурз Андрея, Емельяна, Бориса, Фёдора, Ишата, Пав­ла и Осипа из рода князей Издеборских, мурз Арькая и Аслки Бегушёвых, Михайлы Уразаева и Василия Бохтина и 15 мор­довских дворов. По указу великих государей и по выписи син­бирского стольника и воеводы князя Фёдора Долгорукого им в 1676 г. были даны во владение земля 150 десятин и сенные покосы 300 десятин. Та земля была смежна с землёй чувашей Торобайки Кострова «с товарыщи» из деревни Туварма (ныне – Нижняя Туарма) с одной стороны, с другой – с землёй син­биренина Василия Зимнинского (ныне – с. Зимнёнки), с тре­тьей стороны – с землёй ясачной мордвы Кормишки Арькае­ва «с товарыщи» (ныне – с. Мордовский Белый Ключ), а по чет­вёртую сторону находился «большой чёрный (то есть непрохо­димый. – В.В.) лес».

«По скаске» Кормишки Арькаева, Куприяшки Китаева и Живайки Бигильдеева, «во 184-м (1676. – В.В.) году пришли они, Кормишка с товарыщи в Синбирский уезд за Вал в дерев­ню Верхнюю Туварму жить из Алаторского уезду, из дерев­ни посопной Кученяевы от отцов дети, и от братьев братья, и от дядьёв племянники в новоприбылый ясак. А в той деревне Кученяеве посопное тягло тянут отцы их, и братья, и дядья». Было тех чувашей 11 дворов и более 30 мужчин. Отвели им земли из угодий служилой мордвы Родьки Вельдяева, которо­му 9 сентября 1686 г. отмежевали 12 тысяч десятин, в том чис­ле под усадьбы и огороды 27 десятин, под пашню 810, под сен­ные покосы 135 и «примерной земли» 9000 десятин да «чёрного Каргашинского лесу» 2023 десятины. Половину пашни и поко­сов они «поступились» новоприбывшей из деревни Кученяе­вой мордве, которая платила в казну «ясак денежной и хлебной и арбугинские деньги за десятинную пашню... погодно с полу­двора по пяти алтын да хлеба по четверте ржи, овса потомуж, а за арбугинскую десятинною пашню с целого двора по рублю». Кроме того, они выплачивали в казну: в Свияжскую приказную избу «на год по батману (половина пуда. – В.В.) мёду без чет­верти с Чилимского ухожья, а с Хомутерского ухожья платят мёд весной оброк на Москве по два пуда мёду».

Древнее мордовское село, по мнению П.Д. Дорогойчен­ко, оказалось под русским названием благодаря тому, что при регистрации села писарь занёс в писцовую книгу не мордов­ское название (Ашолей) (Белая речка), а в русском переводе как «Белый Ключ».

В 1859 г. в удельной деревне 142 двора и 1049 жителей. Деревянную двухпрестольную церковь Архистратига Божия Михаила, Святителя и Чудотворца Николая построили прихо­жане в 1877 г., в её приход входила и д. Мордовская Кандарать.

Профессор Н.П. Гриценко в своей книге «Удельные кре­стьяне Среднего Поволжья» (Грозный, 1963, стр. 493) приво­дит на основании выявленных архивных документов любо­пытные сведения о судьбе удельного крестьянина из этого села Никифора Фролова, который в 1857 г. бежал из родного селе­ния, потому что приказной голова попытался сослать его за какую-то провинность в Сибирь. Первое время беглец скитал­ся в Царицыне, Ростове-на-Дону, Бердянске, где перебивался грузчиком, затем попал в Турцию. Приняв турецкое поддан­ство, наш земляк прожил на чужбине 5 лет. И только в 1862 г., прослышав об отмене крепостного права в России, он с боль­шими трудностями вернулся на родину, где был сразу же... аре­стован и предан суду. Дело в том, что от крепостной зависимо­сти удельные крестьяне были освобождены по реформе 1863 г.

После 1863 г. удельные крестьяне с. Мордовский Белый Ключ потеряли много земли в результате разверстания угодий и неравноценного обмена земельных участков. Остро нуждаясь в лесе, выпасах для скота, ликвидации чересполосицы и снятии юридической ответственности за потравы, они под давлением удельного начальства согласились взять менее качественные земли.

В 1870 г. в селе открылась школа, а в 1882 г. при содействии И.Н. Ульянова и инспектора А.А. Красева местные крестьяне на свои средства (1097 рублей) построили новое просторное школьное помещение с квартирой для учителя и специальным общежитием для приходящих детей.

По данным подворной переписи населения 1910 г., в селе в 326 дворах проживал 1881 житель. 124 безземельных крестья­нина были кирпичниками, 42 – валяльщиками, 24 – сельхоз­рабочими, 17 – стекольщиками, почти 100 человек разрабаты­вали и вывозили лес для Ермоловского спиртзавода, четверо нищенствовали.

В 1913 г. в селе – 340 дворов (2000 человек), церковь, школа и общественная мельница, в 1926 г. дворов стало 348, а населе­ние сократилось до 1807 человек.

Зимой 1918 г. создан сельсовет (первый председатель – В.К. Киушов), позднее – партийная и комсомольская ячейки (их руководители – В.Ф. Герасимов и П.А. Герасимов).

В 1928 г. в селе организовали артель «Трудовик» по произ­водству извести и кирпича, в 1929–1930 гг. – артель по изго­товлению кошмы и валенок, а в 1929 г. – колхоз имени Карла Маркса, в 1931 г. – колхоз имени Чапаева, ныне ООО «Чапаев» (руководитель В.Р. Найвирт), работников в нём – 13, пашни – 1750 га.

Осенью 1929 г. местными властями было сфабрикова­но дело «О массовом выступлении верующих в с. Мордовский Белый Ключ Карсунского р-на». Поводом для событий послу­жили сообщения священника здешней церкви А.Н. Яблонского (родился в этом селе в 1877 г.) и дьякона П.Г. Бамбурова (родил­ся здесь же в 1881 г.), сделанные ими в храме во время служ­бы своим верующим, о том, что им обоим сельсоветом даны для оплаты непомерно высокие суммы налога, и они вынуж­дены искать для себя иное место. Прихожане после оконча­ния службы потребовали от сельсовета прекратить давление на священнослужителей, снизить им налог. Если верить показа­ниям допрошенных во время следствия свидетелей, то во вре­мя собрания у совета из толпы слышались крики в защиту слу­жителей церкви и против «жуликов и тюремщиков», которые душат их налогами. В результате оба духовных пастыря были арестованы и «тройкой» при ОГПУ по Средне-Волжскому краю приговорены к заключению в концлагерь сроком на 5 лет.

Новое дело против жителей этого села районные спец­службы завели весной 1930 г., когда была осуждена целая «контрреволюционная группа» из 10 человек. 8 и 9 марта в селе произошли массовые выступления местных крестьян против насильственной организации колхоза. Они требовали исклю­чить их из колхоза и прекратить попытки закрыть сельскую церковь. Последнее требование и стало фактической причи­ной ареста нового священника Михаило-Архангельской церк­ви П.П. Пономарёва, которого обвинили в подстрекательстве толпы и контрреволюционной агитации, особенно против кол­хоза. «Тройкой» при ОГПУ по Средне-Волжскому краю 9 июня 1930 г. священник был осуждён к пяти годам содержания в концлагере.

А в январе 1933 г. по надуманному обвинению в антисовет­ской агитации и в действиях против колхоза были арестованы и осуждены на 3–10 лет концлагеря настоятель местной церк­ви иеромонах П.С. Орешников, церковный староста Г.С. Брю­ханов, председатель церковного совета А.А. Дырчёнкова и его члены М.П. Васильева, С.К. Костин. Трёх церковных активистов осудили условно (по материалам протоиерея Алексия Скала).

С Великой Отечественной войны домой не вернулись 308 жителей села из 440 мобилизованных. Более 20 человек были незаконно репрессированы в 1920–1950-х гг.

Осенью 2009 г. был ликвидирован СХПК «Рассвет», обра­зованный в 1970 г. в результате разукрупнения совхоза «Веш­каймский». В 2018 г. разработан проект на строительство в селе водопроводных сетей стоимостью 4,4 млн рублей, а все­го в строительство вложено около 22 млн рублей. В настоя­щее время в ООО «Чапаев» (руководитель В.Р. Найвирт) вхо­дит, кроме села, деревня Котяковка. В 2013 г. в нём было 1093 гектара земли, от которых 16 работников получили около 20 тысяч центнеров зерна (прибыль соста­вила 839000 рублей).

Ныне в селе – СДК и библиотека, музей крестьянского быта мордовского наро­да, ФАП, почтовое отделение, 3 частных торговых точки, восстановленный храм. Многое сделал для развития школы мест­ный уроженец, начальник Российской таможенной академии, генерал-полков­ник в отставке Виктор Степанович Чече­ватов (1945). Совсем недавно по его ини­циативе у школы и памятника погибшим в целях военно-патриотического воспита­ния молодёжи были установлены танк и 3 пушки. Его сын Андрей Викторович – генерал-лейтенант в отставке, а сестра Татьяна Степановна – заслуженный учи­тель Российской Федерации. Имя генера­ла В.С. Чечеватова присвоено Карсунской кадетской школе-интернату.

На тренажерном памятнике у школы установлена мемориальная доска в память о генерал-майоре танковых войск Юрии Ночёвкине (на средства сыновей генерала – Юрия и Александра).

Гордость села представляют генерал-лейтенант Федор Ефимович Шевердин (1895–1970) – фронтовик, командир леген­дарной Таманской гвардейской дивизии, почётный гражданин ряда городов Вос­точной Европы, участник исторического Парада Победы в Москве 24 июня 1945 г., а также врач и поэтесса Мария Николаевна Шоржина-Зинкевич (1935) – автор стихот­ворного сборника «Опалённые крылья», известный ветврач и краевед Степан Гри­горьевич Дырченков (1875–1962), Нико­лай Павлович Майоров – водитель, кава­лер ордена Трудового Красного Знамени и медалей.

Большую работу в селе проводят здешние культпросветработники Ольга Алексеевна и Василий Иванович Лодягины, их народный коллектив «Боярава» занесён в Книгу мордовской национально-куль­турной автономии Ульяновской области. Учитель местной школы Альфия Ильма­новна Ажина в 2000 г. заняла второе место в областном конкурсе лучших учителей, затем победила в конкурсе национального проекта «Образование» и выиграла прези­дентский грант в 100 тысяч рублей.

23 сентября 2017 г. митрополит Сим­бирский и Новоспасский Анастасий совер­шил освящение местного храма Миха­ила Архангела и часовни на сельском кладбище.

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru