
Продолжение книги «Наш родной Вешкаймский край. Страницы истории селений Вешкаймского района Ульяновской области». В.К. Воробьев, 2021. Ульяновск. Издательство ООО «Центр коммуникаций Поволжья» 2021.
Содержание:
Книга «Наш родной Вешкаймский край». От автора
Села, деревни, поселки Вешкаймского района. Вешкайма
Село Араповка (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Села Архангельское Куроедово и Ахматово-Белый Ключ (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Села Бекетовка и Беклемишево (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Село Белый Ключ (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Село Берёзовка, деревни Бутырки и Верхняя Туарма (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Село Вешкайма (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Село Вырыпаевка (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Деревня Грачёвка и село Ермоловка (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Поселки Забарышский и Залесный (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Село Зимнёнки (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Сёла Канабеевка и Каргино (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Деревня Котяковка и Коченяевка (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Деревня Красная Эстония и Красный Бор (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Деревня Мордовская Кандарать и село Мордовский Белый Ключ (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
КРАСНАЯ ЭСТОНИЯ – деревня Стемасского сельского поселения, бывшего Карсунского уезда Симбирской губернии. Население в 2000 г. – 40 человек, 2014 г. – 22 человека, в основном эстонцы, пенсионеры.
Расположена в 19 км к юго-востоку от райцентра и в 2 км к северу от с. Стемасс на реке Стемасс. Основана в конце XIX в., в 1898 г., переселенцами из Эстонии (откуда эстонские семьи пришли в наши края и что заставило их осесть здесь – сведений не обнаружено). Первое время они назывались Стемасским посёлком и жили в землянках. По подворной переписи 1910 г., в нём насчитывалось 12 дворов и 74 жителя. Были эстонцы более зажиточными, по сравнению со стемасцами, все семьи имели землю (более 220 десятин пашни), коров и лошадей. 4 хозяйства засевали до 10 десятин земли и 8 хозяйств – более чем по 10 десятин. Пашню засевали в основном картофелем, овсом и просом. У крепкого, зажиточного эстонца Осипа Максимовича Лукса была своя мукомольная мельница.
В 1926 г. в посёлке было 15 дворов и 63 жителя. Ни церкви, ни школы в нём не было.
В 1930 г. здесь образован колхоз «Красная Эстония». Первым председателем хозяйства избрали М.Ф. Лелепео.
В 1951 г. колхоз вошёл в состав стемасского колхоза «Волна революции» (впоследствии «1 Мая», СХПК «Горизонт» и «Горизонт-М»). Лишившись производства, деревня не имеет будущего.
КРАСНЫЙ БОР – село Вешкаймского городского поселения, бывших Каргинской, Соплёвской волостей Карсунского уезда Симбирской губернии. Население в 2000 г. – 1223 человека, в 2014 г. – 727 человек, преимущественно русские.
Расположено в 9 км к юго-востоку от райцентра на левом берегу реки Барыш. До 1934 г. называлось Соплёвкой, переименовано по сосновому лесу у села. Вблизи селения – месторождения мела.
Река Барыш, правый приток реки Суры, занимает 4-е место в Ульяновской области после Волги, Суры и Свияги. Начинается на возвышенности Сурская Шишка Барышского района на высоте 300 метров из двух источников, впадает в Суру у с. Барышская Слобода Сурского района. Её длина 237 км, ширина – до 30 метров, глубина 1,5–2 метра, имеет 48 притоков, в том числе Карсунку, Вешкайму, Урень и другие.
Селение основано в 1679 г. В писцовой книге 1685–1686 гг. о нём сказано: «Село Козьмодемьянская Слобода, на реке Борыше. А в нём церковь во имя святых бессеребреников Козьмы и Демьяна. Сосновая, рублена в угол, с трапезою, олтарь прирублен тройной, круглой в брус, паперть с трёх сторон на отводных углах у дву лесниц, над рундуками шатры, на трапезе колокольня шатровая, на колокольне три колокола. А церковь, и паперть, и колокольня крыты тёсом... А та церковь не освящена. А по скаске попа Семиона Захарьева, что ту церковь построили Козьмодемьянской Слободы солдаты Микифор Толкачёв с товарыщи». Были у церкви дворы попа, пономаря Дмитрия Ильина, просвирницы Марьи Евстифеевой, земли ей отмерили 60 десятин и сенных покосов 5 десятин.
Жили в том селе «выборного полку солдаты» (в списке – 46 дворов и 231 мужчина). Некоторые из них были зачислены на царскую службу с пожалованием земли 50 десятин (М.Ф. Сотников, С.В. Голосов и И.С. Лушников), 25 десятин (Л.Г. Морщелин), остальные – по 10 десятин. Среди них значились Каменсковы, Киселёвы, Юдины, Андреевы, Чернышёвы, Долговы, Пономарёвы, Алёнины, Толкачёвы, Кокоревы и другие. Землёй они владели «по поступной записи» (то есть записи с добровольным отказом от земли) служилых чувашей деревни Нижняя Туарма Т. Кострова по отводу от воеводы Синбирска князя Якова Долгорукова с «183-го (1680. – В.В.) году». «По мере» 16 и 18 августа 1686 г. той их земли объявилось 8 тысяч десятин.
П.Д. Дорогойченко считает, что первопосленцы пришли сюда из соседнего древнего города Козьмодемьянска, что находится возле устья у р. Суры у г. Нижний Новгород, на левом берегу Волги.
Как известно, бывшие солдаты Московского выборного полка генерала А.А. Шепелёва участвовали в разгроме разинских войск под Симбирском осенью 1670 г. После разгрома бунтовщиков многие больные, раненые, увечные и сверхштатные, выслужившие свой срок службы солдаты и офицеры этого полка добровольно остались жить в Симбирском уезде, где по царскому указу получили поместную землю. Именно они основали много сёл в Майнском, Сенгилеевском, Тереньгульском, Цильнинском и Ульяновском районах, а также с. Красный Бор Вешкаймского района.
В 1723 г. село в документах называлось «Козмодемьянской слободой, Соплявка тож».
Здешний учитель А.Ф. Соловьёв писал в районной газете «Путь Октября», что село было названо по имени одного из первопоселенцев – солдата Соплёва, а по другой версии, таким обидным словом его окрестил некий князь или граф, владелец селения, вложив в название своё презрение к местным крестьянам, задолжавшим ему по оброку. Примечательно, что при этом селе имелось имение Матвея Чернышёва, сын которого, Пётр Матвеевич Чернышёв, с 10 февраля 1766 г. состоял в должности симбирского коменданта в звании полковника и был повешен Е.И. Пугачёвым в 1773 г.
В 1859 г. по числу дворов (211) Соплёвка уступала в Карсунском уезде только сёлам Вешкайма и Малый Карсун (Старое Погорелово), а по численности населения (1985 человек) – только Вешкайме. Через неё проходила большая торговая и хлебная дорога из г. Сызрани на реку Суру.
Школа в селе открылась в 1863 г., в год выхода местных бывших удельных крестьян на волю. В 1882 г. для неё с помощью И.Н. Ульянова и инспектора А.А. Красева на средства жителей в сумме 1033 рублей построили новое помещение. В 1891 г. учитель Ушаков обучал в ней 64 ученика, в том числе 13 девочек.
В 1897 г. крестьяне на свои средства построили у себя новый деревянный храм в честь святых Космы и Дамиана, Святого Николая и Живоначальной Троицы.
В 1910 г. в Соплёвке было уже 544 двора и 3311 жителей, 299 плотников, 4 овчинника и 4 кузнеца, 3 кирпичника и 3 портных, 2 сапожника и бандарь. 90 хозяйств не имели коровы, а 78 хозяйств – ни коровы, ни лошади. По числу дворов она по-прежнему уступала лишь с. Вешкайме, а по численности населения – только Карсуну. Здесь еженедельно по средам проходили базары.
О событиях 1917 г. в селе рассказывает в своих воспоминаниях местный житель Алексей Арсентьевич Грязнов.
В 1918–1924 гг. село было центром одноимённой волости.
В селе многие верующие крестьяне не хотели мириться с тем, что советская власть своими декретами лишала их привычного векового православного порядка. Так, в конце 1918 г. местный учитель, согласно Декрету об отделении церкви от государства, вынес из школы икону. Между тем здешние крестьяне на сельском сходе потребовали поставить икону на прежнее место. Такое «вольнодумство» заставило Карсунскую уездную комиссию провести 26 декабря расследование на месте и принять строгие меры: по данному делу многие жители, в том числе приходский священник Павел Никулин и псаломщик в сане дьякона Виктор Тихов, были арестованы и подвергнуты тюремному заключению. Всё имущество священника было расхищено (по материалам протоиерея Алексия Скала).
Драматические события разыгрались здесь в середине марта 1919 г., во время Чапанной войны, что видно из телеграммы из Карсуна в Симбирск: «В Соплёвке убиты политком Репинский, временный продкомиссар Чесноков, Кожевников, Платонов. Двое последних найдены. Первых ищут. Трупы изуродованы, убивались топорами, вилами, переносили медленную агонию купания в воде, топтания ногами».
В ноябре 1919 г. здесь была создана одна из первых в уезде партячеек, в 1920 г. – сельскохозяйственная коммуна «Красное Знамя», которая в 1932 г. превратилась в образцовое хозяйство для всей области. В 1926 г. в селе в 679 дворах проживал 3881 человек (это был пик численности дворов и населения в истории села).
В 1929 г. были образованы 3 колхоза – имени Репинского, «Красная жатва» и «Победа», которые в 1930 г. объединились в одно хозяйство – имени Репинского.
С Великой Отечественной войны домой не вернулись 653 красноборца. Командир отделения связи Михаил Яковлевич Малкин (1912–1987) и командир взвода автоматчиков Николай Яковлевич Волчков (1924–1994) были награждены тремя орденами Славы. В 1920–1940 гг. 66 жителей села были незаконно репрессированы.
Ныне Красный Бор – крупное современное село, центр ООО «Красноборское» (вернее, того, что от него осталось). В селе имеются школа и детсад, СДК и библиотека, ФАП и почтовое отделение, 5 частных торговых точек. Установлены памятники погибшим воинам-землякам и Семёну Львовичу Репинскому.
Производством зерна, картофеля и овощей здесь занимается крестьянско-фермерское хозяйство Б.Б. Сулейманова. В 2018 г. разработана проектно-сметная документация на строительство в селе газопроводных сетей на сумму более 10 млн рублей (стоимость всего строительства – 58,5 млн рублей) и на устройство водопровода стоимостью почти 11 млн рублей.
Красный Бор – родина многих известных людей. Среди них – заместитель министра финансов Российской Федерации и СССР Александр Николаевич Каменсков (1930–1984), генерал-лейтенанты Николай Степанович Лепёшкин и Павел Степанович Шушканов, генерал-майор медицинской службы Николай Николаевич Каменсков, заслуженная артистка РСФСР Полина Никитична Кушманцева-Майская (1889–1957), общественные деятели Алексей Фролович Аксёнов и Андрей Арсентьевич Грязнов, начальник Ульяновского областного клинического госпиталя ветеранов войны, заслуженный врач Российской Федерации Александр Николаевич Баландин, родоначальник династии учителей Алексей Кузьмич Климочкин, депутат Верховного Совета СССР 9-го созыва, передовая колхозная телятница Валентина Васильевна Гриняшина, академик Российской академии транспорта Валерий Петрович Елисеев, работающий начальником Федерального учреждения «Волжское государственное управление водных путей и судоходства».
В средней школе работали заслуженные учителя РСФСР Александр Фёдорович Соловьёв и Алексей Герасимович Никонов. В 1948–1952 гг. завучем в школе работал Николай Рябинин (Николай Романович Сидоров) (1918–1985), в дальнейшем – поэт, член Союза писателей СССР, автор шести стихотворных сборников, с 1972 г. – персональный литератор.
Тремя медалями Материнства награждена рядовая колхозница Вера Георгиевна Шутова. Трудился наездником лошадей в коммуне «Красное Знамя» кавалер двух георгиевских крестов Степан Евдокимович Лапушкин.
Председателем здешнего колхоза много лет работал Михаил Макарович Манакин (1924–2006), опыт своей рабты он описал в брошюре «Внутрихозяйственный расчёт в колхозе имени Репинского» (Ульяновск, 1969).