(Продолжение книги «Страницы истории Майнского района Ульяновской области». В.К. Воробьев, 2011 г.)
Выше отмечалось, что первые частные торговые точки (лавки, кабаки, шинки) в селениях Майнского района появились ещё в 18-19 веках. В них, и особенно на ближайших базарах и ярмарках, крестьянское население приобретало продукты питания, изделия местных ремесленников-умельцев и другие завозимые товары. В посёлке Майна до революции 1917 года открылись пристанционные буфет, столовая и пивная лавка.
Что же касается первых государственных и кооперативных сельских магазинов с продовольственными и промышленными товарами, то они возникли позднее, уже в советское время.
1 марта 1931 года, семь месяцев спустя после образования Майнского района, в посёлке райцентра было создано районное потребительское общество (райпо). В 1957 году в него вошли такие же общества в упразднённых Игнатовском и Тагайском районах.
Новое учреждение ставило своей задачей более полное удовлетворение растущего спроса населения в потребительских товарах.
В 1965 году в Майнском районе насчитывалось 139 магазинов и 24 предприятия общественного питания (ресторан, столовые и чайные). Торговые точки имелись во всех населённых пунктах, даже в небольших. Розничный товарооборот государственной и кооперативной торговли в том году выражался в сумме 13,5 миллиона рублей, в том числе общепита - 1,1 млн. рублей.
За довольно короткий промежуток времени райпо претерпело несколько преобразований. Так, в 1974 году оно было раздроблено на 16 торгово-розничных предприятий - ТРП, которых вскоре, после укрупнения, осталось 5.
Кроме основной функции - торговли - коллектив райпо успешно занимался производством хлебобулочных изделий, безалкогольных напитков и колбасных изделий, а также закупкой излишков сельскохозяйственной продукции у населения. Такое направление работы положительно сказалось на укреплении материально-технической базы. К началу 2001 года райпо имело 9 общетоварных складов площадью 6100 м², мощный холодильник с машинным охлаждением на 300 тонн, овощехранилище на 180 тонн, квасильно-засолочный пункт на 40 тонн, собственную автобазу из 34 технически исправных автомобиля (в том числе 28 грузовых), железнодорожные подъездные пути. Штат работников составлял 466 человек (в 1990 году - 1045, 1995 году - 711), а объём розничного товарооборота - 177 миллионов рублей в год.
Многое сделал для развития райпо за почти 20 лет работы председателем его правления А.И. Сафарчев - Заслуженный работник торговли РСФСР, награждённый орденом «Дружбы народов» и медалями. Предприятие стало одним из лучших в области, неоднократно завоёвывало призовые места во всероссийском соревновании работников потребкооперации.
За большие успехи в труде почётное звание «Заслуженный работник торговли Российской Федерации» получили председатель правления райпо Т.В. Тютькина, директор райунивермага А.И. Злобина и продавец Тагайского ТРП Р.В. Беспалова, орденом «Знак почёта» награждены А.Ф. Головина и М.А. Петрушкина, орденом Трудового Красного Знамени - З.А. Балмашнова и П.В. Долгов, орденом Трудовой Славы III степени - Т.В. Михеева и Л.Н. Пяткина.
«Рыночные реформы» подорвали экономику и престиж райпо: огромная задолженность по кредитам, налоговым и коммунальным платежам, задержки по выплате зарплаты, отсутствие оборотных средств, без которых в торговле делать нечего, - всё это подвело стабильно работающий коллектив к кризису. 31 августа 2001 года собрание уполномоченных пайщиков приняло решение образовать новое потребительское общество «Майна» путём выделения его из структуры райпо. В потребобщество вошли 5 ТРП и 3 филиала - «Заготовитель», «Кооппром» и «Торговый дом» со штатом сотрудников в 220 человек.
ПО«Майна» (председатель правления - И.Н. Терёхин) сумело задействовать неиспользованные резервы: резко увеличило выпуск хлебобулочных изделий, макарон и безалкогольной продукции, заготовки у населения мяса и молока, открыло специализированные магазины «Мясо» и «Рыба», ветаптеку и швейный цех при «Торговом доме», что позволило повысить объём товарооборота и сократить прежние долги, а по итогам заготовительной работы за II-й квартал 2003 года выйти на второе место по России. Впрочем, опыт возрождения потребительского кооператива в общем оказался неудачным.
Много ценного было в советской торговой системе: увеличивались капиталовложения, укреплялась материальная база, строились магазины (ни одной деревни не было без них), закупалось новое оборудование, почти везде наблюдались одинаковые цены, периодически производилось их снижение на отдельные виды товара, лучшие работники награждались орденами, удостаивались почетных званий и заносились на Доски почета. Всё это было.
Но было и другое: искусственно создаваемый всеобщий дефицит товаров, низкий его ассортимент, не всегда качественная продукция и отсутствие какой бы то ни было конкуренции, слабый учёт спроса покупателей и т.д. Всё это порождало длинные очереди за «дефицитом», обслуживание «по блату», через «заднее крыльцо, товаровед, директор магазин», продажу товара «с прицепом», грубость продавцов, обвес, обмер и обсчёт клиентов, разбавленную сметану и пиво, пересортицу, простой обман, взятки «контролёрам», «нужным людям» и в итоге вызывало недовольство населения действиями «торгашей». Дело дошло до того, что в период «мягкого вхождения» Ульяновской области в рынок с полок наших магазинов (за очень редким исключением) как метлой смело и без того немудрящий товар и, как в войну, появились талоны на каждого «едока». Дальше идти было некуда, работать по-старому стало невозможно.
Вот тогда-то и пришло в торговлю разнообразие форм её собственности. Хозяевами торговых учреждений в Майне и районе выступили не только государство, кооперация и муниципальное образование, но и частные предприниматели, фирмы и фермеры.
В 2008 году общий объём розничного товарооборота только по крупным и средним учреждениям торговли и общественного питания в Майнском районе составил 287,3 миллиона рублей, в том числе 237,7 млн. рублей или 82 % пришлись на учреждения частной формы собственности. Вместе с мелкими торговыми предприятиями товарооборот района в том же году выразился в сумме 793,7 млн. рублей, «львиная доля» которых относилась к частному сектору торговли.
Частных торговых точек на улицах и переулках Майны и сёл становится всё больше и больше, к удовольствию населения удалённых окраин. Примером же продуманного, по-хозяйски рачительного ведения торгового бизнеса можно назвать двух майнских предпринимателей - Н.П. Абрамова и А.Г. Михайлова.
Первый из них почти 20 лет руководит ООО«Совет» с десятью торговыми предприятиями в Майне и Игнатовке с общей площадью около 500 м2 со штатом работников почти 40 человек и ежегодным товарооборотом свыше 20 миллионов рублей. Всем известен магазин «У Петровича» возле железнодорожного переезда в райцентре, вновь построенный из красного кирпича, с красивыми архитектурными формами, просторный и светлый, никогда не пустующий. При нём имеется уютное кафе, открыты мебельный цех и цех по выпечке хлеба.
Предприниматель воплощает на практике идею создания нового закупочно-перерабатывающего кооператива по заготовке от населения излишков мяса, овощей и фруктов с последующей переработкой их и реализацией потребителям. На базе заброшенного и разграбленного бывшего хозрасчётно-прорабского участка для этой цели построены овощехранилище на 200 тонн, цеха по переработке полуфабрикатов, коптильный и упаковки овощей, восстановлены электростанция, пилорама и мастерские, подведены отопление и газ, приобретён низкотемпературный холодильник на 180 м3, завезено оборудование для станции технического осмотра и ремонта автомобилей на 4 бокса. – Новый кооператив, - считает Н.П. Абрамов, - должен ориентироваться на снабжение школ и детских садов района качественной непривозной продукцией, по доступной цене и круглогодично. Ведь сколько разного добра зря пропадает в хозяйствах населения. А ведь они могут и должны приносить своим владельцам известный доход, заключи они договора с нашим кооперативом.
В дальнейшее развитие своей базы ООО«Совет» вкладывает большие средства. В планах закладка и ввод в действие двух новых жилых домов с магазинами, расширение собственного производства.
Своя торговая сеть у А.Г. Михайлова. Любо-дорого посмотреть на прекрасное в архитектурном исполнении его новое, во многом оригинальное здание магазина «Камелот», расположенное на улице Советской. А чего стоит настоящий чудо-парк, появившийся совсем недавно на пустыре возле районной администрации благодаря стараниям предпринимателя: радуют глаз дорожки из тротуарной плитки, с бордюром и брусчаткой, красивая металлическая ограда, ажурные урны, окрашенные скамеечки, яркие цветы и, наконец, действующий посередине этого великолепия фонтан. И всё это сделано со вкусом, не по приказу свыше, для людей. Много клиентов посещает другие магазины этого предпринимателя, разместившихся на пустующих площадях бывших райунивермага и КБОи вновь построенных.
Оба предпринимателя оказывают немалую спонсорскую помощь учреждениям культуры, образования и спорта. Побольше бы Майне таких «новых русских»!
Пользуются популярностью населения района и такие открывшиеся в недавнее время фирменные магазины, как «Дворцовый ряд», «Магнит», «Пятёрочка», «Комфорт» и другие.
В 2002 году в западной части Майны, на территории бывшего дорожного участка, было открыто муниципальное унитарное предприятие «Майнский рынок». Еженедельно по четвергам здесь бывает многолюдно, со многих районов съезжаются до 100 и более предпринимателей-продавцов, сотни и тысячи покупателей. Широк ассортимент привозимых товаров: от красивой мебели до гвоздей и шурупов, да и цены на них ниже, чем в кооперативных магазинах. С утра до обеда идёт здесь торговля, и все вроде бы довольны ею: и предприниматели, и покупатели, и сборщики торгового налога. Одного только не хватает рынку – культуры обслуживания. Можно было бы расширить и благоустроить его территорию, поставить простейшие торговые прилавки и лотки под надёжной крышей да отвести стоянку для множества автомашин. Дело-то выгодное и нужное для всех.
Большим, подспорьем для жителей Майны являются тради-ционные сельскохозяйственные ярмарки, проходящие осенью и зимой, когда до 20 и более сельских хозяйств района, а также фермеры и частные предприниматели на центральной площади по ценам ниже рыночных торгуют своим товаром от мяса и масла до отрубей и навоза. Многие майнцы впрок запасаются на ярмарке самым необходимым, а выручка сельских товаропроизводителей составляет на ней до миллиона и более рублей «живых» денег. Опыт проведения ярмарок свидетельствует, что наше село способно кормить население, только вот побольше бы родное государство заботилось о нём. Тогда и ярмарки можно было бы проводить чаще.
В целом, изменения в торговой сфере райцентра за последние годы произошли огромные. Их можно назвать настоящим, качественным прорывом в общественной жизни района.