В январе 2020 года у меня дома зазвонил телефон. На проводе был художник Александр Байбушкин:
«Борис, Петр Никитенко никогда больше в свою мастерскую не придет».
«Как, почему?»
«Сегодня утром он скончался».
Печальное сообщение, словно молния, пронзило меня. Ведь накануне мы с Петром собирались встретится. Опомнившись, я стал звонить его дочери:«Наташа, объясни, что стряслось?»
«Утром папа позвонил мне, сказал, что собирается на работу, но плохо себя чувствует. Посоветовала ему вызвать скорую, сказала, что сама сейчас к нему подъеду. А как приехала, там уже медики сказали, что папа только что умер…»
…Вот так внезапно прервалась моя шестидесятилетняя дружба с Петром Дмитриевичем Никитенко.
Художник Петр Никитенко в своей мастерской:
А началась она, когда я работал кинооператором на Ульяновском телевидении. А Петр тогда после того, как несколько лет прослужил учителем рисования в Куйбышевской области, вернулся с женой в Ульяновск. С работой вопрос решился – его приняли художником на телевидения, а супругу Людмилу – педагогом в музыкальную школу.
Вместе с двумя дочками они поселились на волжском спуске в доме родителей Петра – Зинаиды Дмитриевны Гордеевой и Дмитрия Евтихиевича Никитенко. Род со стороны матери был коренной симбирский, прадед торговал лесом, рубленый дом с мезонином построил.
Петр Никитенко у родительского дома:
Про родителей его краеведы позже написали книгу – летопись семьи.
Дмитрий Никитенко родом из Приазовья, из семьи революционера, сам член РСДРП, участник Гражданской войны. В честь его даже деревню, которую он освобождал от белых, назвали Дмитриевкой. А после учился в Средневолжском сельхозинституте в Куйбышеве, там и встретил Зинаиду Гордееву, она училась на цветовода. Ее мать Амалия была по национальности немкой, а отец, врач по профессии, умер, когда дочери не было и четырех лет.
Зинаида мечтала учиться в столице, но родные отговорили, мол, там суета, транспортное движение сильное, и она выбрала Куйбышев – и нашла свое семейное счастье. Цветоводческий факультет слили с агрономическим, и после окончания ее отправили в Оренбургскую область. Там она вновь встретила Дмитрия – он специально приехал к ней, и в 1930-м году поженились.
Мать Петра Никитенко Зинаида Гордеева в юности:
14 октября 1933 года у них родилась дочь Ольга, а через год семья переехала в Куйбышевскую область, Дмитрия назначили там директором семеноводческого совхоза. Там 15 декабря 1934-года и родился сын Петр. Его бабушка Александра не усидела дома в Ульяновске, приехала нянчить детей. Петра она особенно любила, он ей напоминал ей своего сына. С зятем у нее наладились теплые отношения. В 1936-м году семья переехала поближе к Ульяновску, Дмитрия назначили директором Ново-Уренской семеноводческой опытной станции, а Зинаиду – старшим агрономом.
Там они занимались выведением новых сортов озимой пшеницы, морозоустойчивых и устойчивых к засухе. В 1937-м году там у них родилась дочка Галина.
В те времена станцию посетил глава правительства Калинин, сказал, что директор Никитенко достоин награды. Но судьба уготовила другое: летом 1937-года к дому подъехала машина, ему велели взять смену одежды, пообещали, что дня через три возвратится домой. Но он не вернулся – арестовали.
Отец Петра Никитенко:
А бабушка увезла внуков и дочь в свой дом в Ульяновск.
На работу жену врага народа никуда не брали – даже на овощном складе рабочей долго не держали, уволили. А надо было на что-то жить: Зинида Никитенко была беременна. Четырнадцатого марта 1938-го года родился мальчик, его назвали в честь арестованного отца Митей.
Портрет своей матери Зинаиды Петр Никитенко написал в саду её старого дома:
Не найдя в Ульяновске никакой работы, Зинаида устроилась преподавателем немецкого в школу села Ундоры.
Она пыталась спасти мужа – писала письма Калинину, Сталину. Невозможно описать, как трудно проходили эти годы в многодетной семье, оставшейся без отца. Но неожиданно в августе 1940-го года в дверь дома постучали – вернулся Дмитрий, худой, оборванный. В его руках была справка о реабилитации. Новое назначение Никитенко получил в Черновершины Куйбышевской области, директором машинно-тракторной станции. Семье стало легче, Зинаида вновь носила под сердцем ребенка.
«Сколько родится детей, столько и поднимем», - говорил ей муж.
Володя родился 15 мая 1941-го года, вскоре началась война. Дмитрий перевез семью в село Мордово-Аделяково, там сразу же завели корову по кличке Конфетка – и ушел на фронт в звании капитана. Вся семья проводила его на станцию.
Жили в войну трудно, как и все, часто недоедая. Зинаида Дмитриевна работала директором школы. В том селе от болезни сердца умерла бабушка Саша. Председатель колхоза старался помочь семье фронтовика – то муки привозил, то дрова. От Дмитрия Никитенко долго не было никаких вестей, а летом 1944-м года домой вернулся он сам – по ранению, на простреленных ногах. Радость была неописуемая, он забрал всех детей и поездом поехал в Ульяновск. Матери Зинаиде пришлось добираться пешком, ведя за собой корову – 250 километров прошла за неделю.
Все домашние заботы (в семье было шестеро детей, младшая дочка родилась в 1951-м году) лежали в основном на плечах матери. Отец всю жизнь работал по специальности, скончался он в 1968-м году. Сыновья похоронили его в семейном склепе Гордеевых на кладбище в Ульяновске. Зинаида намного пережила мужа, на скончалась в возрасте 97-лет в 2007-м году, до самого преклонного возраста сохранив ясный ум и прекрасную память.
Мать Петра Никитенко вместе с детьми:
Вернусь после этого экскурса в родословную моего друга к телевизионным временам. Петр Никитенко работал там в постановочном цехе, там оформляли передачи, писали титры, делали рисунки, декорации к спектаклям. Самым опытным декоратором был Петр Григорьевич Андреев, он раньше работал театральным художником. Евгений Кузнецов и Николай Доброхотов выполняли любые заказы, они были выпускниками Пензенского художественного училища. Коллектив был творческий, дружный. Петр Никитенко влился в творческий процесс быстро. Я часто приходил к постановочный цех – отретушировать фотографии, заказать титры.
Однажды с Петром Никитенко мы задумали снять мультфильм, благо кинокамера позволяла это сделать покадровой съемкой. Перед каждым кадром Петр рисовал какую-то черточку, чтобы потом из них на экране сложился ожившее изображение. Работа заняла несколько дней, ее завершил мой ассистент Юрий Тишкин. Когда ролик был показан на студийном капустнике, в нем все узнали без труда нашего режиссера Григория Рогендлера.
Рисовать дружеские шаржи на сотрудников было у нас доброй традицией, однажды на большом листе сделали коллективный шарж на сюжет знаменитой картины Иванова «Явление Христа народу». В образе Христа изобразили режиссера Ивлиева, а в других персонажах - прочих работников телестудии.
Шарж и список персонажей:
Стенгазету «Салат» тоже помогали оформлять художники – в ней отражались рабочие и комичные моменты жизни телестудии. Их рисунки добавляли юмора и смысла.
В то время я был председателем правления городского кинофотоклуба и часто обращался к Никитенко с просьбой нарисовать плакат выставки или эмблему и он мне никогда не отказывал.
Петр Никитенко с женой Людмилой:
Шло время, работа у Петр ладилась, его жена Людмила тоже успешно работала в музыкальной школе. Но в бытовом отношении проблемы – они с детьми ютились в небольшой комнате материнского дома. Очередь на квартиру на телестудии подошла к 1970-му году, горсовет выделил тогда несколько квартир телевизионщикам в канун 100-летия Ленина.
Мы дружно и с радостью помогли Никитенко с переездом на улицу Варейкиса. Петр Дмитриевич, конечно, был талантливым художником, тяготел к живописи, и графика телевидения, оно было черно-белым, ему была тесна. Когда его пригласили на работу в мастерские Ульяновского союза художников он, с надеждой на будущее, согласился.
Там ему выделили громадный стол в большом зале на третьем этаже, рядом с ним там творил еще десяток художников. Заказы были чаще всего для оформления города, со временем их становилось все меньше, штаты сокращались.
Художники Петр Никитенко и Николай Чернов готовят новогодние стенды для украшения Ульяновска:
Кроме производственных мастерских Союза, удалось оборудовать под студию помещение в полуподвале дома на улице Энгельса – там с Петром работали художники Борис Клевогин и Александр Крашенинников. К ним на «огонек» можно было забежать поговорить, заказать картинку. Однажды с художником Петром Андреевым после удачной охоты мы сварили в мастерской у Петра шулюмку из лосятины. Там с кинокамерой я позировал Никитенко для своего портрета, его демонстрировали на областной выставке.
Кинооператор Борис Тельнов у своего портрета, написанного Петром Никитенко:
Сейчас то полотно висит у меня на стене – как добрая память об авторе и нашей дружбе.
В девяностые годы разрешили разгородить на индивидуальные мастерские помещения в Доме союза художников. Петр Никитенко тогда не был членом Союза и делил помещение с коллегами.
В то время Александру Крашенинникову и Петру Никитенко предложили сделать совместную персональную выставку на первом этаже Дома союза художников.
На ней был выставлен портрет известного революционера Варейкиса, в годы Гражданской войны он был комендантом Симбирска.
Портрет революционера Варейкиса, написанный Петром Никитенко:
Это очень сильная и качественная работа, Варейкис был изображен на фоне красного знамени с газетой с воззванием «К гражданам России» в руке. Художник выразил характер той эпохи – напряженная поза, как будто рвущаяся к светлому будущему. Колорит картины, преобладание красного, подчеркивает то пылающее горячее время.
Портрет Бориса Тельнова и Александра Меркелычева. Работа Петра Никитенко:
На той выставки было много пейзажей, картин природы Среднего Поволжья и Ульяновска, портретов наших земляков.
Петр Никитенко любил родной город, любил цветущий весной Карамзинскому садику, бульвар Венец, откуда открывается изумительный вид на красавицу Волгу.
Река на его полотнах была труженицей, носящей баржи и пароходы, дающей работу людям, живущим на ее берегах. Тема Волги была близка ему с юности - картина «Трудовые будни. Рыбаки и невод» стала его дипломной работой еще в Пензенском училище.
Привлекло внимание зрителей на выставке полотно «Кузница автозавода», оно написано широкими крупными мазками, в ярко-оранжевом колорите, смотришь на нее – и чувствуешь жар профессии кузнецов.
Натюрморт Петра Никитенко:
Натюрморты тоже были прекрасны – будь то голова сома на тарелке или корзина с грибами, они были написаны так натуралистично и подробно, что хотелось потрогать.
«Сельский домик» - картина Петра Никитенко:
Мне особенно приятно было видеть картину «Сельский домик» - на ней Петр нарисовал мое деревенское жилище. Стол под раскидистой старой березой, за которым мы часто сидели вместе. На нем он изобразил все, чем богата осень – капусту, корзину с помидорами, картошку, балакирь с молоком.
«Букет в кувшине». Работа Петра Никитенко:
Петр Никитенко любил и умел, как никто, писать цветы – они у него выглядят живыми, только что срезанными, поставленными в вазу с прозрачной водой, словно хранящими пьянящие ароматы приволжских лугов.
«Васильки». Работа Петра Никитенко:
Рисуя букет, он умел оживить картину, обратив внимание на какую-то деталь – оставленную рядом с букетом, на столе, веточку сирени, на упавший лепесток розы.
Сирень он обожал, она окружала дом его мамы. Кусты ее повсюду растут на волжском косогоре. В мае, когда они расцветали, он приносил букеты в мастерскую и писал, писал их в разных вариантах.
«Сирень» - картина работы Петра Никитенко:
Картины с сиренью хорошо покупались в художественном салоне.
Я сделал киносюжет о той выставке, снял её и на фото. Для меня она тоже памятна, это была общая радость. Петр, окрыленный успехом, работал над новыми картинами. Получил заказы на портреты, заказчики отмечали не только внешнее сходство, но и точно подмеченный характер.
«Осенний натюрморт», одна из последних работ Петра Никитенко, показанная на областной выставке:
Никитенко показывал свои полотна на областных, поволжских и республиканских выставках, вступил в члены Союза художников России. Ему выделили индивидуальную мастерскую, назначили повышенную пенсию.
Для моих родных Никитенко был семейным художником.
Портреты Бориса Тельнова и Лидии Тельновой:
Портреты, пейзажи и натюрморты, подаренные им, висят в квартирах моих детей и внуков в Ульяновске, Москве, Санкт-Петербурге. Есть работы Петра даже в Париже, у его и моего друга фотографа Ари.
Мастерская Петра Никитенко была настоящим клубом для наших общих товарищей – художников, фотографов и журналистов:
Мы часто путешествовали вместе по лесам и полям области на моей машине, я помогал искать ему заказы. Как-то за картины для лесхоза с Петром расплатились пиломатериалами, доски пригодились Петру для ремонта старенького дома его матери. Это старинный дом когда-то весь принадлежал ей, после революции туда вселили и других жильцов. Снесли то здание только недавно.
Дочери Петра вышли замуж, сначала Наташа – уехала с мужем-офицером на Украину, он через несколько лет погиб и она вернулась. А Марина осталась в Ульяновске, родила девочку Катю, но ее брак закончился разводом.
Петр Никитенко и его жена Людмила заботились о дочерях и внучке. Марина, к сожалению, доставляла много проблем – ее жизнь не заладилась.
Петр Никитенко со своими питомцами у родительского дома:
А престарелая мама Петра Дмитриевича нуждалась в уходе, и ему пришлось из благоустроенной квартиры переселиться к ней в дом. Людмила тоже начала болеть, сердце подводило, она умерла в мае 2010-го года.
На пасху в день 90-летия Зинаиды Дмитриевны Никитенко я записал ее вспоминания на видеопленку. А позже, в канун 80-летия Петра, я сделал о нем и его семье видеофильм, подарил его ему.
На следующую съемку, к 85-летию, он долго не соглашался, но я всё-таки снял его в мастерской, разбирающего свои картины и эскизы.
Художник Петр Никитенко среди своих картин в день 80-летия с моим подарком:
Смонтировал ролик, вручил ему – а сам уехал в Санкт-Петербург. Посмотреть мы его договорились вместе, когда я вернусь, в его квартире, куда он только что переехал.
Не сбылось: в день, когда была назначена наша встреча, я получил известие о его смерти. Хоронили мы Петра зимой 2020 года, пришло много друзей – все говорили о том, что он был светлым и добрым человеком.
Петр Никитенко в Винновской роще:
Автор воспоминаний - член Союза журналистов России Борис Григорьевич Тельнов.
Март 2022 года, Ульяновск.
Борис Тельнов также подготовил видео к 85-летию художника Петра Дмитриевича Никитенко:
Посмотреть фото и видео из личного архива Бориса Тельнова можно в специальном разделе нашего сайта