ВСЯ СЕРИЯ ПО ССЫЛКАМ:
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 1
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 2
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 2 (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 3
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 4
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 5
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 6
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7
Глава 3.
«Учиться, учиться и учиться»
Любовь Шипкова из Подгорной Каменки была лучшей ученицей – читать и писать она научилась быстрее остальных, хотя впервые села за парту в шестьдесят один год. А самой молодой ее «однокласснице» исполнилось тридцать восемь. Обе колхозницы занимались в одной из трех действовавших в селе групп по ликвидации неграмотности и малограмотности. В первую входили шестеро допризывников, вторую составляли малограмотные подростки и взрослые колхозники в количестве двадцати одного человека, и третью – восемь женщин, в том числе Л.П. Шипкова.
Курсы ликбеза в Подгорной Каменке открылись 14 октября 1936 года. Ученики занимались ежедневно по три часа и организаторы рассчитывали, что через год, к XX годовщине Октябрьской революции, в селе не останется ни одного неграмотного колхозника.
Век живи – век учись
Разумеется, Подгорная Каменка в этом плане не была чем-то исключительным. Например, в Панской слободе сельские комсомольцы бросили на этот «фронт» культармейца Александру Васильевну Иванову, которая систематически занималась с пятьюдесятью неграмотными и малограмотными односельчанами, разбив их на две учебные группы. Вести занятия ей помогал заведующий местной школой Степанов.
Умение читать ученики Ивановой оттачивали, изучая доклад Иосифа Виссарионовича Сталина на VIII Чрезвычайном Всесоюзном Съезде Советов и на тексте Сталинской Конституции.
В широком и успешном наступлении «культармии» на неграмотность, А.В. Иванова стояла плечом к плечу с другими такими же «бойцами». Например, ульяновский педагогический институт бросил на фронт борьбы с неграмотностью в городе специальную бригаду численностью в 65 культармейцев. А комсомольская организации учебного заведения помогала им в организации изучения неграмотными горожанами избирательного закона и Сталинской Конституции.
К середине марта научился читать и писать весь личный состав городской пожарной охраны – последние 15 пожарных, закончивших к этому времени ликбез, были переведены в группу малограмотных, где, в школе повышенного типа, уже занимались 35 их коллег.
Неполная средняя школа для взрослых открылась 26 марта и при ульяновском железнодорожном узле. В ней рабочие и служащие стальных магистралей, не имевшие семилетнего и десятилетнего образования, получали таковое. А отличницы школы, работницы стройучастка М. Валлиулова и О. Парамонова были командированы на краевую конференцию по ликбезработе.
Тогда же для учителей железнодорожной средней школы № 65 была введена специальная форма одежды, а кабинет дорожного дела оборудован необходимыми «экспонатами железнодорожного транспорта».
Не стоял в стороне и завода им. Володарского. Профсоюзная организация предприятия выявляла неграмотных и малограмотных рабочих и направляла их в специально организованные на предприятии учебные группы. Таковых было четыре, разбитых на 26 классов, в которых к концу марта обучалось в общей сложности 480 человек, в основном проживавших в Заволжье.
Наряду с уровнем общей грамотности, повышали трудящиеся района и свой профессионализм. Так, еще в феврале 1937 года дирекция Бирючевского совхоза организовала курсы по повышению квалификации комбайнеров, трактористов и шоферов, на которых те учились без отрыва от производства.
Краткосрочные курсы повышения квалификации для 40 колхозных бригадиров организовала в начале марта ульяновская станция лекарственных растений.
И это – всего лишь несколько из бесконечного множества подобных примеров.
35 тысяч учащихся
Именно столько к началу 1937 года их было во всех учебных заведениях Ульяновска. В том числе более 26 тысяч ребят училось в начальных, неполных средних и средних школах города и района. В техникумах, педагогическом институте, на рабфаке, в школах ФЗУ и на различных курсах получали профессию еще около семи тысяч парней и девчат.
К концу года из их числа в народное хозяйство должны были выйти 3000 молодых специалистов — педагогов, зоотехников, ветеринарных врачей, акушерок, слесарей, токарей, работников прилавка. А на освободившиеся места планировалось принять более 4000 новых студентов. Таким образом, общее количество последних в профессиональных учебных заведениях должно было возрасти до восьми с лишним тысяч человек.
Одновременно с ростом количественных показателей, росло в училищах и техникумах и качество обучения. В первую очередь за счет расширения материально-технической базы учебного процесса. Например, библиотечных фондов. Так, если за весь 1936 год библиотека фельдшерско-акушерской школы приобрела 5136 экземпляров книг, то всего за 4 месяца 1937-го уже было закуплено 2084 экземпляра.
В татарском педагогическом училище к 1 сентября организовали новый педагогический кабинет, а при зоотехникуме 15 августа открылся врачебный для обслуживания студентов и прибывающих курсантов.
Не забывали и про культурное развитие будущих молодых специалистов: в 1937 году учебные заведения города: педрабфак, ветеринарный и библиотечный техникумы, трудколония НКВД и летная школа Осоавиахима. приобрели восемь звуковых кинопередвижек завода «Кинап».
С большим мастерством ставил пьесы советских и западных драматургов. драмкружок чувашского педучилища. А пятнадцать выпускников русского отправились в середине июня в большую двухнедельную экскурсию по городам СССР: Баку, Батуми, Новороссийск. Сопровождал вчерашних студентов доцент педагогического института Бочаров.
Росли и расходы на народное образование – в 1937 году по сравнению с предыдущим, они увеличились почти на два миллиона рублей, составив в бюджете города и района 42,8 процента, то есть около половины. Всего же на образование намечалось направить 6742,3 тыс. рублей.
Расходы на школы возросли в общей сложности на 1164 тыс. руб., и на дошкольные учреждения – на 554,9 тысяч, что было па 147,7% больше, чем в 1936-м. Увеличение ассигнований вызывалось тем, что число учащихся к концу года должно было вырасти почти на 7 тысяч, а стоимость содержания одного школьника – со 197 руб. в прошедшем году до 222 рублей – в наступившем.
Значительно увеличивалось количество воспитанников детских садов – в 1937 году их должно было стать не менее 1300. При этом расходы на содержание одного ребенка тоже выросли с 449 в 1936-м до 697 рублей в 1937-м.
На развитие материальной базы учреждениий народного образования в бюджете было заложено 711,4 тыс. рублей, в том числе почти 318 тысяч – на строительство новой школы и 268,5 тысяч – на достройку двух детских садов.
На ремонт начальных, неполных средних и средних школ района в 1937 году отводилось 100 тысяч рублей против 20 годом ранее. 25 тысяч планировалось потратить на реконструкцию детских садов. Наряду с ремонтом, расширялась учебно-методическая база учреждений народного образования. Например, при школе имени Карла Маркса был оборудован методический кабинет, где имелись образцовые конспекты, планы, каллиграфические таблицы и другая методическая литература.
В целом же к концу года, точнее, в 4 квартале 1937-го, городским школам на ремонт и приобретение инвентаря было отпущено в общей сложности 38100 рублей. В частности, средняя школа № 2 получила 3000 рублей, школа № 13 — 5000, № 16 –7000. Неполным средним школам № 4,7 и 8 было перечислили по три с лишним тысячи. А финансирование начальной школы № 15 было увеличено па 2800 рублей, и еще 3500 она получила дополнительно на ремонт здания. 640 тысяч было выделено заволжской средней школе
Кроме того, к началу 1937 года в Ульяновске имелась начальная школа-трехлетка для слепых По постановлению Наркомпроса, к новому учебному году ее намечалось развернуть в семилетку. А пока это специальное учебное заведение получило Сталинскую Конституцию, изданную специально для незрячих.
В связи с увеличением количества классов, дополнительные ассигнования за счет городского бюджета получили и сельские неполные средние школы: ивановская – 1500 рублей, грязнухинская – 500.
В целом же на сельские школы – их достройку и ремонт, ассигнования к октябрю 1937 года были увеличены на 10800 рублей. Из них 7300 рублей получила ишеевская средняя школа, 1000 —вырыпаевская и 2500 — упомянутая гряздухинская.
Развитие материальной базы народного образования города и района должно было продолжиться и в дальнейшем. В декабре Наркомпрос утвердил строительство в Ульяновске в 1938 году новой средней школы на 880 учащихся. К этому времени городские власти уже подобрали площадку на улице Кирова, рядом с бывшей школой огнестойкого строительства. На подготовительные работы и заготовку стройматериалов было отпущено 98 тысяч рублей.
Проект предусматривал возведение четырехэтажного здания объемом 15 тысяч кубометров, в котором разместятся 22 класса, две лаборатории, два вестибюля, буфет и подсобные помещения. Стоимость оборудования новой школы превышала миллион рублей. Здание планировалось оснастить центральным отоплением.
«Когда уйдем из школьного двора»
Выпускные проверочные испытания в школах Ульяновска в 1937 году проходили с 20 мая по 20 июня. Учащиеся начальных классов закончили их, и ушли на каникулы 5 июня, средних и неполных средних – на пять дней позже – 10 числа, а старшеклассники – только двадцатого. Те же из них, кто собирался продолжить учебу, сразу начали подготовку к следующим – вступительным или приемным, которые стартовали в середине августа.
Согласно «Правилам приема в ВУЗы в 1937 году», утвержденным председателем Всесоюзного Комитета по делам высшей школы при Совнаркоме СССР товарищем И. И. Межлауком, прием заявлений о зачислении в высшие учебные заведения проводится с 20 июня до 1 августа. Принимались в ВУЗы «все граждане обоего пола в возрасте от 17 до 35 лет, имеющие законченное среднее образование или получившие аттестат об окончания средней школы…». Причем, «окончившие среднюю школу и имеющие по основным предметам отметка «отлично», а по остальным предметам (рисование, черчение, пение, музыка, физкультура) отметку не ниже «хорошо», принимались в ВУЗы без приемных испытаний.
Но, самое главное, среди многочисленных правил и оснований для поступления, пожалуй, впервые с 1917 года в инструкции, совершенно отсутствовал «классовый подход», то есть преимущество выходцев из рабочих и крестьян перед представителями прочих классов, включая бывшие буржуазные, поскольку Сталинская Конституция 1936 года упразднила все классовые различия между советскими гражданами. Теперь главное было – сдать экзамен.
В конце 1936 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) издали совместное постановление «О повышения заработной платы педагогическому персоналу техникумов, рабфаков, школ для взрослых и детских домов». В соответствии с ним с 1 февраля 1937 года повышалась заработная плата «преподавателям, директорам и заведующим учебной частью техникумов (кроме педагогических техникумов, в которых заработная плата повышена постанов. СНК СССР н ЦК ВКП(б) от 9 апреля 1936 года), средних медицинских и правовых школ, художественных, музыкальных, театральных я хореографических училищ и рабфаков». Для каждой из перечисленных категорий педагогов устанавливались соответствующие ставки, опубликованные в «Пролетарском пути» 12 января 1937 года.
А за день до этого ульяновский городской отдел народного образования устроил для учителей города большой праздничный вечер, который состоялся в клубе Краснознаменной школы на улице Труда (ныне ул. Д. Ульянова) и куда было приглашено шестьсот городских педагогов. Торжество посвящалось подведению итогов первого учебного полугодия. После официальной части состоялся большой концерт с участием лучших городских художественных сил. А в фойе была устроена большая фотовитрина с фотографиями учителей-отличников и знатных работников просвещения. Здесь были портреты О.И. Маруневей – педагога средней школы № 16, ее коллег из неполной средней школы № 15 Л.И. Фроловой, К.А. Булавкиной, П.И. Бахаревой, А. Я. Гедневой, А.Ф. Соколовой, а также учительницы школы слепых Н.И. Бузаевой, Державиной из 19-ой начальной школы и многих других.
Не удивительно, что в свете всего сказанного профессия педагога среди абитуриентов пользовалась большой популярностью – в 1937 году экзаменационной комиссии ульяновского учительского института предстояло отобрать 300 студентов из 430 кандидатов, подавших заявления в ВУЗ. И, как показали первые дни работы комиссии, выбор этот был непростым, поскольку, утверждал «Пролетарский путь», «большинство поступавших хорошо подготовились к приемным экзаменам».
Источник:
«Пролетарский путь», 1937 год.
Владимир Миронов
ВСЯ СЕРИЯ ПО ССЫЛКАМ:
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 1
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 2
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 2 (продолжение)
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 3
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 4
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 5