В самом центре нашего города на улице Гончарова в доме № 30 располагается кафе. Ульяновцы частенько заглядывают в него, и лишь немногие знают, что именно в этом здании находилась Симбирская духовная семинария.
Сразу после образования Симбирской епархии первый её глава архиепископ Анатолий решил учредить Симбирскую духовную семинарию и приступил к поиску помещений.
Ничего подходящего не нашлось, и он поручил губернскому архитектору И.Н. Лизогубу разработать проекты на постройку новых зданий. В том же году были готовы чертежи и сметы на возведение трёх каменных двухэтажных корпусов на территории Покровского монастыря, а также новой каменной ограды вокруг обители. Одновременно архитектор предложил выкупить и снести всю частную застройку по улице Сызранской (ныне ул. 12 Сентября) до улицы Покровской (ныне ул. Л. Толстого). Реализация этого предложения в том же 1832 году привела к появлению рядом с Покровским монастырём новой городской площади, позднее получившей название Николаевской: на её восточной стороне планировалось разместить громадное здание Духовной семинарии с квартирами для преподавателей и общежитием для семинаристов. Однако на реализацию этого проекта требовались огромные средства, и дело застопорилось на длительный период.
В 1838 году архиепископ Анатолий случайно узнал, что в центре Симбирска на улице Большой Саратовской продаётся усадьба купцов Косолаповых с несколькими большими каменными постройками. Доверенные архиепископа сразу вступили в переговоры с владельцами усадьбы и вскоре достигли предварительной договорённости о её продаже по предельно низкой цене. Архиепископ Анатолий известил высшие инстанции, что «...представился благоприятный случай к покупке для Симбирской семинарии каменного двухэтажного дома с таковыми же при нём флигелем и разными постройками на дворе. Дом сей совершенно прочен, благоустроен и приспособлен к училищным потребностям».
Но вскоре после оформления всех юридических документов архиепископ Анатолий направил в Синод доклад, в котором говорилось, что здания семинарии, вопреки первоначальному о них отзыву, оказались настолько ветхими, что часть их вообще не подлежит исправлению...
Все изначально были выстроены без соблюдения строительных норм и правил, да к тому же из «худо выделанного кирпича при самой дурной кладке», вследствие чего во всех помещениях постоянно держалась сырость. Такой резкий поворот озадачил членов Святейшего синода. У них сразу возникло немало резонных вопросов. Почему архиерей так безоглядно доверился продавцу и неизвестным «присяжным ценовщикам»? Почему не пригласил для освидетельствования покупаемых построек настоящих специалистов? Дело вскоре разрешилось. Если верить слухам, распространившимся тогда в Симбирске, произошло следующее. Обер-прокурор Синода в своём очередном докладе императору был вынужден упомянуть и о Симбирском «казусе». Известный своей строгостью Николай Павлович отреагировал на эту информацию в необычной для него и совершенно неожиданной для всех форме: «Теперь за Симбирскую епархию я совершенно спокоен!».
В начале августа 1840 года из Казани в Симбирск прибыл назначенный ректором новой семинарии архимандрит Гавриил (Воскресенский, 1795–1868), который вместе с первыми преподавателями этого учебного заведения приступил к отбору будущих семинаристов.
2 сентября 1840 года Симбирская духовная семинария была торжественно открыта. Правда, по окончании первого учебного года пришлось приступить к ремонту семинарских построек.
Во время грандиозного симбирского пожара в августе 1864 года все семинарские постройки были полностью или частично уничтожены огнём. От каменных сооружений остались только обгоревшие стены. В 1868 году был утверждён проект восстановления семинарского комплекса, согласно которому предполагалось сооружение новых больших пристроев и возведение третьего этажа над главным корпусом и стоявшим рядом флигелем. Реализацию этого проекта в 1869 году начал известный в Симбирске строительный подрядчик, владелец местного чугунно-литейного завода В.И. Андреев. Благодаря ему во всех семинарских постройках появились прочные чугунные лестницы. Часть из них сохранилась до наших дней. Была восстановлена домовая семинарская церковь, освящённая 8 ноября 1870 года во имя Трёх Святителей.
В 1894–1896 годах все трёхэтажные корпуса семинарии были соединены в один огромный корпус, который приобрёл вид, незначительно отличающийся от современного. Срок обучения в семинарии составлял шесть лет. С 1863 года выпускники семинарий получили право на поступление в университет.
В дальнейшем семинарию возглавляли архимандрит Герасим (Добросердов), архимандрит Серафим (Протопопов), магистр богословия Гурий (Охотин), архимандрит Сергий (Ланин), архимандрит Никодим (Боков). Впоследствии все ректоры семинарии были возведены в сан епископов и архиепископов. А епископ Астраханский и Енотаевский Герасим (Добросердов) был прославлен в лике симбирских святых (1984 год).
Периодом наивысшего расцвета Симбирской духовной семинарии было ректорство архимандрита Гурия (Охотина Николая Васильевича, 1828–1912), впоследствии архиепископа Новгородского и Старорусского. Он окончил Симбирскую духовную семинарию и затем Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1855 году о. Гурий, утверждённый в степени магистра богословия, был переведён в Симбирскую семинарию, где работал в должности преподавателя, инспектора, а в марте 1874 года назначен ректором. Семинаристов он воспитывал воздействием своей высокой в религиозном и моральном отношении личности. Обладавший обширными познаниями во многих научных отраслях, о. Гурий требовал от преподавателей семинарии усердно заниматься их научными дисциплинами. Неудивительно, что Симбирская семинария под его управлением выпустила немало лиц, впоследствии занявших профессорские кафедры в высших учебных заведениях, главным образом, в духовных академиях.
Среди преподавателей семинарии в разные годы её существования было немало выдающихся личностей, оставивших в истории духовной жизни и педагогики России глубокий след.
Капитон Иванович Невоструев (1815–1872) – выдающийся археограф, исследователь древнерусской литературы. По окончании Московской духовной академии Невоструев сразу был назначен преподавателем Симбирской духовной семинарии. Он усердно занимался изучением местной старины, особое внимание обращал на документы, хранившиеся в духовных, общественных и частных архивах. К числу видных духовных просветителей относится протоиерей Дмитрий Николаевич Орлов (1825–1887). Получив образование в Киевской духовной академии, он был определён преподавателем в Симбирскую семинарию. В 1851 году Орлов был возведён в степень магистра, а уже на следующий год за отличную, усердную и полезную службу переведён на должность профессора и помощника инспектора семинарии. В 1854 году был избран в члены-сотрудники Императорского Русского географического общества. В 1862 году Д.М. Орлов избран действительным членом Симбирского статистического комитета. С 1874 по 1887 год в семинарии работал её выпускник Михаил Семёнович Флоренсов (1847–1918), впоследствии епископ Вологодский и Тотемский Антоний. Флоренсов начал преподавательскую деятельность сначала в Харьковской, а через три месяца – в Симбирской духовной семинарии, в 1878 году был рукоположен во священника, служил в Троицком кафедральном соборе. В 1890 году хиротонисан во епископа Острожского, а через четыре года возглавил Вологодскую и Тотемскую епархию. Уйдя на покой в Донской монастырь в 1898 году, он знакомится со студентом Московского университета Павлом Флоренским и до конца своей жизни становится его духовным отцом. В Москве почитался как прозорливый праведник и подвижник.
С 1884 года с семинарией была связана педагогическая деятельность Сергея Петровича Ягодинского (1864–1914), выпускника семинарии и курсов Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге. На протяжении 30 лет Ягодинский являлся ведущей фигурой в церковно-музыкальной жизни Симбирска. Он был знатоком церковного пения, руководителем архиерейского хора. Прекрасным подтверждением педагогического таланта С.П. Ягодинского являются высокая оценка выступлений руководимых им хоров знатоками церковного пения, а также успехи на певческом поприще его учеников: великого архидиакона К.В. Розова и известного оперного певца С.И. Ильина, симбирских регентов и певчих.
Среди выпускников семинарии также немало выдающихся церковнослужителей, учёных, педагогов, деятелей искусства. В разные годы учебное заведение окончили великий патриарший архидиакон К.В. Розов и его братья – священномученик протоиерей Николай, диакон Михаил. Сотни имён выпускников Симбирской семинарии насчитывает мартиролог священнослужителей Русской православной церкви, среди них епископ Орловский и Севский Макарий (Гневушев). Выпускниками семинарии были духовный писатель Е.А. Малов, известный коллекционер и меценат И.Е. Цветков, видный русский педагог А.И. Анастасиев и многие другие.
С Симбирской духовной семинарией связаны имена братьев Керенских. Владимир Александрович Керенский – крупный ученый, магистр богословия. Его родной брат Сергей Александрович – педагог, кандидат богословия, преподавал славянский язык в Симбирском епархиальном женском училище.
Семён Иванович Ильин (1890–1950) – певец, режиссёр, педагог, заслуженный артист Украины, прошёл обучение в Симбирском духовном училище, а затем в духовной семинарии. Все годы обучения Ильин пел в хоре С.П. Ягодинского. Красивый бас, любовь к музыке определили дальнейшую судьбу Ильина. Он поступил в Петербургскую консерваторию, но ежегодно, вплоть до 1918 года, приезжал в Симбирск с сольными концертами.
Известный симбирский график, педагог, краевед, собиратель старины Дмитрий Иванович Архангельский (1885–1980) окончил Симбирское духовное училище и духовную семинарию. Учился на курсах рисования в Петербурге при Академии художеств. Возвратившись в Симбирск, преподавал в учебных заведениях города, в том числе и в духовной семинарии.
Один из наиболее ярких и самобытных мастеров отечественного изобразительного искусства XX века Аркадий Александрович Пластов (1893–1972) окончил Симбирское духовное училище, затем учился в местной духовной семинарии. Мастерству живописи обучался у художника Д.И. Архангельского в Симбирске, позже – на отделении скульптуры Строгановского центрального художественно-промышленного училища, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1947 году А.А. Пластов становится действительным членом Академии художеств СССР. Удостоен звания народного художника СССР, лауреат Государственной премии СССР, Ленинской премии и Государственной премии им. И.Е. Репина.
Всем создателям, преподавателям и воспитанникам Симбирской духовной семинарии, известным и неизвестным – наша благодарная память.
По материалам Алексея Сытина и Елены Сковиковой
«Мономах», 2015 г., №3