1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
События, 5 Сентября 1941
События, 27 Апреля 1937
События, 18 Июня 1937
Герои, 7 Апреля 1784
События, 9 Мая 2024
Герои, 7 Мая 2024
События, 5 Мая 2024
Места, 23 Апреля 2024
Герои, 5 Мая 2024
События, 7 Мая 2024
События, 18 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Воспоминания, 11 Февраля 1988
События, 2 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Места, 19 Апреля 2024
События, 28 Апреля 2024
События, 3 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 1 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 3 Марта 2004
Места, 26 Апреля 2024
Места, 26 Апреля 2024
Герои, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 27 Апреля 2024
События, 5 Февраля 1937
Фото дня
Венец
Воспоминания, 20 Января 1963
Первый наместник Жадовской пустыни

20 января 1963 года родился отец Агафангел (Александр Семёнов), а 17 ноября 2014 года схиигумен Агафангел, духовный отец многих православных симбирян, отошёл ко Господу. Оборвалась зримая связь с необыкновенным земляком. Всякий раз, бывая в Жадовском монастыре, я навещал отца Агафангела, просил его святых молитв, и он утешал, а я молил Господа о продлении его земных дней. Батюшка видел насквозь своих духовных чад, но никогда не обижал. Он жалел нас, вразумлял за проступки с отеческой любовью. В последний раз я приехал к батюшке 4 ноября после литургии. Пили чай, говорили обо всём. Было видно, что он очень слаб. Уехал я с большой тревогой на душе, а через несколько дней батюшки не стало. Предлагаю читателям журнала «Мономах» страницы моей летописи, связанные с схиигуменом Агафангелом.

Нафанаил

Красота храма – состояние души

Я много раз приезжал в обитель, но такого большого количества прихожан, как в праздник Казанской Божией Матери 2008 года, ещё не видел. Уже издалека, с горки, видна была большая толпа, окружившая святой источник. Основная группа паломников приехала на двух больших туристических автобусах накануне. Причастников было около 200 человек. Гости искренне радовались построенному новому храму: завершены наружные работы, начата внутренняя отделка.

Архиепископ Прокл поздравил всех с праздником иконы Казанской Божией Матери и коснулся истории:

«…Когда я впервые приехал сюда на кафедру, всё было против нас. И в это трудное время в 1994 году Господь явил чудо в образе Божией Матери. Тогда постановлением Патриарха и Синода было утверждено решение открыть Жадовскую обитель, и она возродилась из пепла».

Благочинный Псково-Печерского монастыря иеромонах Гавриил Осташкин – родом из села Малая Хомутерь Барышского района. Отца Агафангела он считает своим духовным наставником.

«С Божией помощью, – признаётся иеромонах, – я встретил человека, который наставил меня на путь истинный. Благодаря молитвам и наставлениям схиигумена Агафангела Семёнова я сейчас нахожусь в Псково-Печерском монастыре. Он с детства возил меня в Псково-Печерский монастырь и в Троице-Сергиевскую Лавру. А теперь я узнал, что мой первый духовный наставник серьёзно болен, и приехал в Жадовскую обитель. Для меня и утешение, и радость, что мы встретились сейчас в монастыре в этот праздничный день».

Первый наместник Жадовского монастыря схиигумен Агафангел ушёл от руководства обителью в связи с тяжёлой болезнью, а после продолжительного лечения в больнице дал согласие вернуться в монастырь, дабы здесь находиться под постоянным попечением братии. За несколько дней до праздника Казанской Божией Матери Агафангел принял схиму. В праздничный день архиепископ Прокл вручил ему награду: крест с украшениями – и сердечно поблагодарил за усердную и добросовестную службу, за добрые деяния, нелёгкие труды первых лет становления и строительства монастыря.

О человеке «не от мира нашего»

В селе Измайлово по славной традиции крестный ход встречают за селом. Люди выстраиваются в длинную ровную ниточку, встают на колени, склоняют свои головы перед святынями и проходят под ними. Такая трогательная картина навела меня на мысль, что сугубо покаянное отношение местного населения к святому образу Божией Матери не случайно – это ведь родина отца Агафангела.

Во время крестного хода в 2011 году в Измайлово ко мне подошла женщина – Татьяна Владимировна Дмитриева, учительница математики. Разговорились. Оказалось, что она одноклассница отца Агафангела. Попросил её рассказать о нём.

«Он и тогда был не от мира сего. У него сильно болела мама, и Саша (так его звали) посвятил себя ей. Отец от них ушёл. В семье было два брата, Саша – старший, а младший был непутёвый. Саша содержал скотину, ездил в город за лекарствами для мамы. До сих пор удивляюсь, как он, мальчишка, смог ухаживать за больной матерью? Она ведь вообще обезножила. Он до последнего дня был рядом и похоронил её сам. А десятилетку окончил. Саша был застенчивым, все свои боли держал в себе. Добрый, жертвенный, улыбчивый. Мы общались, вместе ходили кататься на горку, на каток. Каток был прямо здесь, на этой поляне, где теперь строится храм, который, мы знаем, выхлопотал для нас отец Агафангел».

Мы стояли с Татьяной Владимировной на краю большой поляны, заросшей высокими стройными берёзами, среди которых уютно расположился деревянный Казанский храм, перевезённый из Жадовского монастыря. Когда в монастыре был поставлен первый каменный храм, Казанскую церковь разобрали и привезли на родину первого наместника в село Измайлово. Она прекрасно вписалась в природный пейзаж, как будто вышла из доброй сказки…

Как всё начиналось

Это была одна из моих встреч с батюшкой. Жил он тогда в келье монастыря. Я спросил, как всё начиналось и что за явления святых икон на внешних стенах обители видели люди в 1991 году. Отец Агафангел признался, что видел их своими глазами.

Они были будто из света сделаны и держались довольно долго, несколько дней. Когда нам сообщили, мы приехали и обомлели. Икона Божией Матери уже бледнеть стала. Сначала думали, что свет кто-то включает и даже ходили ночью на станцию смотреть, в чём дело. Я тогда ещё не был священником, приехал сюда с отцом Игорем молебен служить. А увидели эти проявившиеся лики Спасителя и Богородицы первыми трое мальчишек – они играли на току. Увидев, побежали, сказали по пути кому-то, и люди пошли... Многие это видели. Решили, что это благоволение Божие: нужно возрождать монастырь. А как? На месте монастыря ничего не было. В одном корпусе на втором этаже администрация сельская была, внизу – магазин. Вместо храма был ток, во всех стенах – сплошные дыры. В конце концов, нам отдали верхний этаж, где была администрация. Одну большую келью мы перегородили, сделали «алтарик». Соорудили небольшой престол, иконки старенькие повесили, начали молиться. В соседней келье братская была, там мы спали, и одна келья – трапезная. Вот так жили, и слава Богу.

У нас, знаете, такие чудеса происходили. На этом престольчике и перед иконой Казанской Божией Матери ещё была икона Спасителя прострелянная. Её потом отреставрировали, она сейчас в храме. Перед этими иконами сами зажигались лампадки. Потушим их, все уйдём, утром приходим: горят лампадки. И так продолжалось довольно долго... Потом нам подарили два сруба. Один сруб привезли из Павловки – председатель подарил. Второй сруб сам владыка Прокл подарил. Вот из этих срубов и сделали нашу первую деревянную церковь. Владыка часто приезжал. Первую Литургию служили под открытым небом на улице. На току был сарай, мы затянули его материалом, поставили две иконочки, аналой, подсвечники, архиепископу кафедру поставили. Бедный владыка – такая жара была! Мы-то все под навес спрятались, а он на жаре. После меня наместником стал отец Филарет. Мне пришлось уйти по болезни. Я уже не мог тянуть монастырь...

Я не удержался, спросил батюшку, как он сам считает: его болезнь – не случайна? Вот что он тогда ответил:

«Чем больше делаешь добрых дел, тем больше враг мешает. Вы думаете: так просто святое место до такой степени загадить, а потом опять восстановить? Здесь было отделение учхоза. А в храме – и прачечная, и склад, и ремонтная мастерская. В этих заброшенных домах устраивались пьянки – чего только не было! Враг, как мог, надругался над этим местом. Но и этого мало было врагу – не хотел отдавать этого места, когда мы задумали восстанавливать обитель. Я был первым насельником, и война против меня открылась. Враг чуть ли не в явь являлся… Волосы дыбом вставали…».

Последняя встреча

Мы сидим в келье батюшки Агафангела, за окном слышится, как размеренно и протяжно бьёт колокол: «не забудь, помни, мы молимся…». Владыка Прокл лично попросил схиигумена, чтобы он позволил мне записать нашу беседу на видеокамеру. Батюшка согласился, но при условии, что запись не будет использоваться для широкой огласки, а останется для истории обители. Отцу Агафангелу трудно долго сидеть, он устал, но рассказывает.

Когда мы начали строить храм, владыка сказал: построитесь – верну икону. А икона была тогда уже у владыки Прокла: отец Николай Шитов её передал. И вот, наконец, мы возвели храм, поставили на окна решётки, и владыка привёз чудотворную икону Казанской Божией Матери. Радости, конечно, было безмерно! Теперь она на месте... Матушка наша родная...

Я знал, что отец Агафангел был крестником отца Виссариона, иеромонаха, служившего при архимандрите Каллисте, и спросил у батюшки про архимандрита Виссариона, постриженика здешнего монастыря.

Он отсидел в тюрьмах и лагерях за веру. Вернулся – ему прописаться не дают. Он, бедный, и скитался без паспорта. То у одного верующего поживёт, то у другого. Рассказал он однажды такой случай: «Вот наш монастырь гонят по Сибири, а навстречу нам – монахи другого монастыря. Смотрю: взяли под руки два конвоира схимника и ведут. И вдруг от него столб огненный до неба взошёл! Мы все кинулись к нему благословиться... Кто-то успел, а на кого-то собак спустили, штыки наставили. А его тут же в кусты увели и застрелили. Вот как было. Хотя не всем дано видеть столб огненный от мученика, но солдаты поняли, когда народ к нему побежал».

Архимандрит Виссарион доживал свой век в нашем посёлке Измайлово – я ещё ребёнком был, когда он умер. Ох, какой у него был взгляд! Мы бегаем, играем, а то и ругаемся. Он выйдет с клюшкой, в подряснике, носочках белых шерстяных вязаных, как глянет – сразу тишина. Будто тебя насквозь видит. Прошли годы, и вдруг мне его племянница говорит: «Батюшка, ты приедь к нам, после Виссариона остался ящичек». Ящичек я забрал, стоит он теперь у нас в алтаре старого храма.

Рассказал мне батюшка о последних монахах Жадовской обители.

Здесь недалеко в Ушаковке жила такая тётя Зина Чекушкина. Её мама была прачкой в монастыре, а Зина пела. Она помнила многих последних монахов. Говорила, что когда начались гонения на церковь, из городских монастырей монахи начали переезжать вот в такие, глухие, как наш. Так здесь собралось человек двести монахов. А потом и их забрали. А самых старых и немощных монахов просто выгнали из монастыря. И один из таких жил в бане у тёти Зины Чекушкиной. Если в администрации узнавали, что кто-то пустил монаха или священника пожить, то тут же приезжали с ОГПУ и раскулачивали этих людей. Вот потому они и прятали его в бане. А потом ещё два-три монаха жили близ Казанского источника в Барановке. Сделали земляночку там. Со Славкина несколько людей носили им еду. Они и умерли там, а последний из них ушёл в Кузнецк. Я ещё помню дедушку одного, который, будучи мальчишкой, носил еду им. Покойный Василий Аверьянович, долгожитель местный, говорил, и бабушка Варвара рассказывала, что у них там была подземная церковь своя. В предании есть, что последний монах её запечатал, а потом сказал: «Время придёт – найдёте, а для поругания я её не отдам», – и ушёл оттуда.

В Жадовке жила баба Сима, Серафима – дочь последнего секретаря епархии отца Михаила. Ему тогда сказал тогдашний владыка, ещё до закрытия нашей епархии: ты найди себе глухую-глухую деревеньку и иди служить туда. Вот он и нашёл деревню, переехал туда и там служил. Но всё-таки его достали, где-то в поезде убили. Знаете, здесь такое давление на них было, как нигде. Баба Сима умерла в доме престарелых у отца Игоря (настоятель Троицкого храма в Барыше отец Игорь (Ваховский) содержал на церковные средства два дома для престарелых). Помню её, как она, увидев нас, улыбалась, говорила: «Вот попята пришли, вот попята пришли...». Её дедушка был братом здешнего иеромонаха Ильи, который всё время ходил с крестным ходом в Симбирск с Чудотворной иконой Казанской Жадовской иконой Божией Матери.

Потом здесь в Жадовке жила бабушка Шура Вронская, которая тоже помнила монастырь. Её брат родной принял постриг после революции. Служил псаломщиком в Павловке. Как ни требовали власти, чтобы он отрёкся от Бога, – ничего у них не получилось. В их роду очень много таких. Была у них в роду Настенька. Жила в скиту. Её волк возил на спине в Жадовский монастырь на службу. Она два раза в год приезжала к нам причащаться, причём всегда на волке. Он её до околицы дотянет по снегу (снега тогда огромные были), она ему пальчиком погрозит – он сидит, ждёт её. Она – на службу... Настенька всегда заходила к бабушке тёте Шуре Вронской. Хорошая бабушка была. Она часто ездила в Хвалынск, там до революции жил в скиту на горе схиигумен Дорофей, и были у него три иеромонаха и монах. Монах был, дай Бог памяти, Никон. А иеромонахи – Азарий и Мисаил. Вокруг дома сад у него был, яблочный, и посылал он Никона продавать яблоки: на что-то жить надо было. Вот он поедет торговать яблоками: у него там два пуда, а он их за пуд отдаёт. И девчонкам всегда говорил: «Вот, девчонки, когда что-то продаёте, вы понемножку добавляйте, подкладывайте – отдавайте больше. За жизнь, знаете, сколько набежит! Тайная милостыня!» Рассказывала тётя Шура: «Один раз ночью отец Дорофей нас будит: умойтесь, оденьтесь в платочки, пойдёмте, я вам покажу, как праведник умирает. Подвёл нас к окошечку кельи. Сам внутрь зашёл. И вот они видят: на коленях перед иконами стоит монах Никон, молится. В самом же домике «Херувимскую» поют, а по всей келье свет излучается. Так умирал монах отец Никон. И другие монахи, как отец Дорофей (у него нижняя челюсть раздроблена была, ходил в схиме, потом его сослали, и он погиб), много страдали, мученической смертью умерли. А мы что? Так, плевок у них под ногами... Помню, когда Иоанн Крестьянкин умирал, собралась вся братия монастыря вокруг него... Батюшка тяжко вздыхает, долго-долго молчит, опять тяжело вздыхает. Я затаился и отчаянно боюсь нарушить его переживания. И молюсь, молюсь за него: дай Бог ему сил продолжать бороться и своим примером продолжать давать нам негасимую искру веры, надежды и любви... Лежит он на коечке. Наместник и братия просят его: «Батюшка, ты напоследок скажи нам что-нибудь». Он одного из них подозвал и так ему шёпотом говорит: «Игумена не осуждайте». А потом другого зовёт: «И любовь имейте». Вот и всё. «Кого мы можем судить? Все люди хороши. Кто-то из нас думает так, а кто-то не так. У кого-то правда такая, у другого своя. ...Мне самому-то остались год и неделя... Вот так».

И тут, как только батюшка произнёс последние слова, в моей видеокамере, стоявшей на штативе, закончилась лента на кассете. У меня аж мороз по коже пробежал: совпадение или благоволение свыше? Запись этого моего удивления сохранилась на диктофоне: слышно, как после слов схиигумена вдруг запищала выключившаяся камера и раздался мой изумлённый возглас...

«Мономах», №1(85), 2015 г.

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей РусскихАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛатышевЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМаркелычев АлександрМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПетров С.Б.ПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.Соснин П.И.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Регистрационный номер СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, 73online@mail.ru