1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
События, 5 Сентября 1941
События, 27 Апреля 1937
События, 18 Июня 1937
Герои, 7 Апреля 1784
События, 9 Мая 2024
Герои, 7 Мая 2024
События, 5 Мая 2024
Места, 23 Апреля 2024
Герои, 5 Мая 2024
События, 7 Мая 2024
События, 18 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Воспоминания, 11 Февраля 1988
События, 2 Мая 2024
События, 28 Мая 2024
Места, 19 Апреля 2024
События, 28 Апреля 2024
События, 3 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 1 Мая 2024
Герои, 3 Мая 2024
События, 3 Марта 2004
Места, 26 Апреля 2024
Места, 26 Апреля 2024
Герои, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 26 Апреля 2024
События, 27 Апреля 2024
События, 5 Февраля 1937
Фото дня
Венец
Герои, 26 Ноября 1976
В поисках сокровенного разговора. Диалог с Алексеем Храбсковым

О театре как способе соединения с миром, о чуде возникно­вения на сцене «новой жизни из ничего» – от актера драмати­ческого театра им. И.А. Гончарова, кандидата педагогических наук, доцента кафедры актёрского искусства УлГУ, руководите­ля «Молодёжного театра» Алексея Храбскова.

– Алексей, задам банальный, но важный вопрос: как вы попали в театр?

– В юности у меня было очень мно­го увлечений, я хватался за всё. Меня постоянно упрекали родители: «Ты быстро остываешь, ничем не можешь заниматься всерьёз». Я боялся, что увлечение театром тоже недолговеч­но. Пошёл в строительный техникум, выполняя требования родителей. Это были 90-е годы, они очень боялись, счи­тали, что мои мечты о театре – блажь. Тем, что они сопротивлялись, закалили мою силу воли. Потом родители сказа­ли – «делай, что хочешь». Ну я и сделал. За годы армии взвесил все за и против. Если бы в Ульяновске не открылся вуз, я, может быть, не рискнул бы посту­пать. На тот момент не было сил, доста­точной уверенности в себе. Думал, это останется моим хобби. Но, поступив в университет, укрепился в своём выбо­ре благодаря моим учителям Михаилу Вартановичу Скандарову, Борису Вла­димировичу Александрову. И до сих пор получаю от театра удовольствие, он захватывает все моё существо.

Бывают роли – сплошной труд. Репе­тировать их скорее «нужно», чем «хо­чется» или «нравится». А есть роли, в которых рождаются моменты удоволь­ствия от переживания на сцене некой совершенно новой жизни, которая не­возможна больше нигде. Возникнове­ние из ничего реальности, которой не было раньше. Это единственное ис­кусство, творящееся прямо на глазах у зрителя. Кино уже заснято и будет одинаково повторяться. А театральное действо реально только здесь и сейчас. Когда опускается занавес, волшебство рассеивается, и той реальности уже не существует. Чудо! Наверное, это и есть самое сложное – каждый раз прожи­вать всё по-настоящему заново. Театр живой, если, несмотря на постоянные повторы, на спектакле всё свежо, как в первый раз. Свежесть сохранять тяже­ло, и нет страшнее «мёртвого» театра, в котором ничего не происходит, и мы всегда знаем, как актер повторит эту ин­тонацию. Не все могут по-настоящему жить на сцене. За теми, кто способен на это, безумно интересно наблюдать. Отсюда – возможность в роли выйти за пределы себя. Реализоваться так, как в жизни никогда не получится. Раскрыть собственный глубинный потенциал.

– Я правильно поняла: на сцене раздвигаются рамки вашей лично­сти, границы обыденного восприя­тия вас людьми?

– Владимир Леви писал: «Человек равен бесконечности». Действительно, в нас есть всё. Я был в восторге, когда открыл это для себя. Много лет назад я репетировал роль стражника в «Анти­гоне» Ж. Ануя, характер которого мне совершенно не свойственен. Во мне открывались такие вещи во время ре­петиции! Это шло откуда-то изнутри. Например, страшная алчность, которая вообще мне не свойственна. Никогда у меня не было страсти к деньгам до тряски в руках. А там, увидев золотое кольцо, – и это нужно было по роли – я затрясся всем существом. Во время ре­петиции были созданы такие условия, что во мне это пробудилось. Я с ужасом подумал: во мне это есть! Или, напри­мер, роль Родиона Раскольникова, кото­рая досталась мне в качестве учебного материала и стала любимой. Через эту работу я столько для себя открыл! Да, театр – это площадка познания себя и мира.

– Что ещё вас вдохновляет на но­вые роли?

– Почему человеку хочется делиться чем-то? Он стремится преодолеть оди­ночество, хочет соединиться с другим человеком. Может быть, это возможно через сокровенный разговор. Не во всех ролях это получается. Но третьим пла­ном, подтекстом такой разговор может состояться даже в рамках самой при­митивной развлекательной комедии. И если мне очень хочется этого исповеда­ния, я стараюсь передать его. Я делюсь, и чувствую соединение с миром.

Есть один проект, который я сделал самостоятельно, намеренно ни с кем не советуясь – так, как хочу. У меня мало постановочного опыта, обычно спра­шивал совета, а тут подумал: нет, моя история. Это спектакль «Маленький человек с большим сердцем» по ци­клу стихов «Про маленького человека» Сергея Гогина. Я понял, что хочу гово­рить именно об этом. Спектакль идёт уже два с половиной года, на него есть отклики. Один из зрителей, мужчина, расплакался. Я подумал тогда: «Ниче­го себе! Мы попали в сердце». Другой зритель (потом он стал моим другом) прочёл всё, что я вкладывал в спек­такль сокровенного. Он увидел то, что я сформулировал для себя в самой глу­бине души. Мы нашлись как люди. Ко­нечно, есть и те, кто не совсем услышал меня или интерпретировал иначе. Не хочу ничего проповедовать, мне важно, чтобы с человеком произошло что-то, и мы нашлись.

– Удаётся ли вам в жизни «выхо­дить за пределы себя», взаимодей­ствуя с людьми?

– Вся моя обыденная жизнь состо­ит из ежедневного труда. Я имею воз­можность общаться с друзьями и род­ственниками, может быть, раз пять в год. Если не занят в репетиции, бегу в «Молодёжный театр» или на занятия со студентами. Много общаюсь по делу, и моментов для сокровенного разговора почти не остается. Иногда он возника­ет с учениками. С коллегами это почти невозможно. Зачастую коллеги – сопер­ники, наши отношения не строятся на том, что мы открываем друг другу серд­ца. Может быть, будь больше сердечно­го в моей жизни, и не так уж и нужна была бы мне сцена.

Любое дело, даже если я буду печь хлеб, в данном контексте может стать тем же самым, что и театр: проводни­ком сокровенного разговора. Однаж­ды я разговаривал со священником, и он спросил меня: «Театр – это для вас что?» Я и рассказал ему о попытке со­кровенного разговора со зрителем. Он ответил: «Это хорошо, потому что лю­бая деятельность во славу Божью, то есть ради любви, освещена». Получа­ется, театральная деятельность может стать тем, от чего в мире будет больше любви. Было бы страшно обнаружить, что на самом деле в основе моей дея­тельности тщеславие и гордость. Наде­юсь, что это не так.

– Алексей, как вы считаете, какие роли более всего дали раскрыться вашему личностному потенциалу?

– Есть роли, созданные великими драматургами, знатоками человеческих душ – их очень интересно играть. Но есть и роли-схемы, роли-вампиры. Их приходится насыщать жизнью, которой там даже не предполагалось. Я уже сем­надцать лет профессионально играю на сцене. Многие роли не совсем мои, и приходится прикладывать усилия, что­бы полюбить их. Самые дорогие для меня говорят о том, что происходит в моей душе. То есть эти герои мне по­нятны. Посчастливилось играть в пьесе Григория Горина «Прощай, конферан­сье!» Спектакль основан на реальных событиях: была такая бригада, поддер­живавшая дух наших бойцов. Однажды артисты попали в плен, и один из них взорвал себя во время концерта, зрите­лями которого были фашисты. Спек­такль был приурочен к 9 мая и, к сожа­лению, шёл всего пять раз.

Если говорить о любимых ролях… После смерти Сергея Анатольевича Кондратенко я один раз сыграл в спек­такле «Месяц в деревне». Играл там Большинцова, маленького человека, который влюблен и очень боится отка­за. Эта роль для меня самая дорогая за последнее время, её безумно интересно играть.

– Ульяновцы уже знают вас как режиссёра...

– Я начал заниматься режиссурой по необходимости, нужно было ставить дипломные спектакли на кафедре. У меня нет профессионального образова­ния, пока мало опыта, но есть организа­торская жилка. Опираюсь на свой вкус и те представления, которые получил в актёрской работе. В режиссуре ды­шит мысль, гражданская позиция. Есть темы, о которых хочется говорить с по­мощью режиссуры. Но… Ставил бы я спектакли, будь полностью удовлетво­рён как актёр? У меня просто не было бы времени, я полностью отдавался бы большим и серьёзным работам. Но их почти нет. Есть неудовлетворённость и большое желание говорить.

– Вы уже говорили в одном интер­вью, что пошли преподавать, чтобы сохранить «рай, в котором спектакли не ставились, а рождались». Сложно было осваивать научную и педагоги­ческую деятельность?

– Это тоже было объективной не­обходимостью, требовалось повышать квалификацию, чтобы быть педагогом. Мне сказали: ты дальше не двинешься, выплюнет система. Но и тут Бог меня не оставил. Я повстречал научного ру­ководителя, доктора педагогических наук Ирину Викторовну Юстус, ко­торая перевернула моё сознание. Она предложила очень интересную тему, на стыке искусства и науки: я исследовал ритуалы в системе образования России, и то, как они применялись в ХХ веке.

Большое моё первое открытие – соб­ственное феноменальное невежество. И я так ему обрадовался! Вдруг понял, что у меня столько всего впереди непо­знанного. Организовать процесс мыш­ления, освоить определённые методы познания – всё это было для меня ново. Но наука – совершенно иная деятель­ность, и совмещать её с театром оказа­лось практически невозможно.

– Открываете ли вы что-то новое для себя через преподавание?

– Каждый новый курс – новые лич­ности. Они иногда выдают в творчестве такие вещи, до которых я сам бы никог­да не додумался. Это и держит меня в университете. Я передаю свой опыт, и некоторые меня слышат. В профессии хочу дойти до самой сути и передать её. Ощущаю себя таким лёгким и радост­ным от общения с молодёжью.

– В одном из интервью вы говори­ли, что хотели бы сделать «Молодёж­ный театр» современным, отражаю­щим то, что важно и актуально для молодых людей. Что вы делаете для того, чтобы понять, что сейчас нужно молодёжи?

– Разговариваю с ними. Отслеживаю, какой театральный репертуар сейчас близок молодёжи. Научился у ребят интернет-коммуникациям. Слу­шаю музыку, близкую молодёжи, пытаясь понять её. Это сближает меня с ребятами, но пока не сильно влияет на выбор нашего репертуара. Он довольно случаен, потому что нам нужно снача­ла встать на ноги, понять, будем ли мы хоть сколько-нибудь интересны.

Иногда мы делимся друг с другом тем, что больше всего волнует. Боль­шинство ребят почему-то относит себя к «потерянному поколению», хотя «по­терянное поколение» – это то, которое было после Второй мировой войны. Но наши тоже чувствуют себя потерянны­ми. Почему? Видят, что в мире много вранья, видят, что люди очень тонко ма­нипулируют другими людьми ради сво­ей выгоды. Иногда спрашиваю: «Поче­му у вас так крылья подрезаны? Почему не такие безбашенные, не такие само­отверженные?» Много прагматично­сти, рассудочности. Отказ от иллюзии, что все тебя ждут в этом мире, заставля­ет ребят засучить рукава и действовать самостоятельно.

– Вы стали победителем выставки- конкурса «Симбирская книга-2015» в номинации «Имя края» с книгой «Борис Александров». Удалось ли по-новому взглянуть на личность Бориса Владимировича в процессе изучения материала для книги?

– Книга составлена из публикаций периодической печати и интервью на радио, телевидении, из отзывов и ре­цензий на его спектакли. 150 статей 50-ти авторов за все годы его творче­ства. Я очень трепетно относился к каждому его слову. Постарался всё это суммировать, подытожить и для себя самого сформулировать его образ. Да, я написал предисловие к этому сборни­ку, но самое ценное – его прямая речь. Хотелось не делать выводы, а дать не­предвзятую информацию, объективные материалы, в которых говорит он сам, передавая своё отношение к жизни, к театру и к миру. Это, скорее, открытие Бориса Владимировича не для себя, а для других. Мне очень хотелось, что­бы он остался в этом мире. Книга была передана библиотекам, и она дойдёт до наших потомков, для меня это самое важное. Я был уверен, что тираж в 1000 экземпляров очень быстро разойдётся, ведь многим людям Борис Владимиро­вич дорог.

Человеческая память короткая – вот моё главное открытие. Интерес к этой книге возник, может быть, у двухсот человек, хотя в последний путь его про­вожали тысячи. Я с ужасом обнаружил, что молодые люди, которые пришли учиться на актёров после его смерти, о нём даже не слышали. Если о Борисе Владимировиче так быстро забывают, то что уж говорить про нас...

Записала Елена Плотникова

Фото Марии Чурбановой, Сергея Гогина, Павла Шалагина, из архива А. Храбскова

«Мономах», №3(99), 2017 г.

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей РусскихАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛатышевЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМаркелычев АлександрМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПетров С.Б.ПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.Соснин П.И.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Регистрационный номер СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, 73online@mail.ru