1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Лента времени
Воспоминания, 22 Июня 1941
Воспоминания, 22 Июня 1941
Воспоминания, 22 Июня 1941
Книги, 9 Мая 1945
Фото, 7 Сентября 1900
Фото, 7 Сентября 1900
Фото, 7 Сентября 1900
Фото, 7 Сентября 1930
Фото, 7 Сентября 1900
Фото, 7 Сентября 1900
Воспоминания, 1 Июля 1941
Воспоминания, 22 Июня 1941
Герои, 10 Февраля 1648
Герои, 14 Января 1905
Фото, 10 Августа 1900
Фото, 20 Мая 1900
Фото, 20 Мая 1900
Фото, 3 Августа 1900
Воспоминания, 1 Января 1950
Воспоминания, 27 Августа 1943
Воспоминания, 22 Июня 1941
Воспоминания, 22 Июня 1941
Воспоминания, 22 Июня 1941
Воспоминания, 1 Ноября 1946
Воспоминания, 9 Мая 1945
Воспоминания, 22 Июня 1941
Воспоминания, 22 Июня 1941
Фото, 22 Июля 1900
Фото, 22 Июля 1900
Фото, 13 Сентября 1900
Фото дня
Бригада коммунистического труда
Популярное
Видеоархив
Тэги
Герои, 16 Июня 1882
Пастырь добрый

На городском кладбище Ульяновска, недалеко от церкви Воскресения Христова, есть могила. Внутри белой металлической ограды стоит внушительных размеров лакированный крест, на котором прибита железная табличка с эпитафией и надписью: "Архиепископ Иоанн". Могила эта замечательна тем, что после церковной службы сюда часто заходят люди, молятся, поют "Со святыми упокой". Хотя архипастырь умер еще в 1968 году, народу на могиле становится год от году все больше. Из уст в уста передают люди память о необычном архиепископе, вся жизнь которого без остатка была посвящена Богу и Церкви.

Архиепископ Иоанн (в миру Иван Васильевич Братолюбов) служил в Ульяновске с 1953 по 1959 гг. Он родился в Казани 16 июня 1882 года в семье протоиерея. Учился в Казанском духовном училище, затем в семинарии и Академии, которую окончил в 1906 году со степенью кандидата богословия. В это же время он был определен в Симбирскую духовную семинарию в качестве помощника инспектора.

Решение стать монахом возникло у него давно. С детства будущий архипастырь юродствовал. В 1907 г. архиепископ Симбирский и Сызранский Иаков постриг юношу в монашество. В этот же год церковное начальство перевело о. Иоанна на должность помощника смотрителя в Усть-Сысольское духовное училище. О. Иоанн проявил большое старание в монастырском служении, и уже в 1912 г. он был возведен в сан архимандрита и назначен в Могилевскую пастырскую школу заведующим. С 1917 года перешел на епархиальную службу.

В 1923 г. сам Патриарх Тихон, ныне канонизированный Русской православной церковью как святой, посвящает архимандрита Иоанна во епископа Березовского, и владыка получает в управление Тобольскую епархию. Бог судил так, что вся жизнь владыки Иоанна прошла в скорбях и переездах с места на место. Уже в 1924 г. он назначается епископом Воткинским, затем в 1927 г. - епископом Шацким, в 1929 г. - епископом Уральским, в 1930 г. - епископом Курганским.

Эти годы были очень трудными в жизни Русской православной церкви. Шли гонения на тех архиереев и священников, которые не перешли к "обновленцам" и остались верны истинной Церкви. Это привело к тому, что в 1931 г. владыка Иоанн был осужден по статье 58, п. 10-11, сроком на 5 лет.

О дальнейших его испытаниях узнаем из документа, найденного в Ульяновском облгосархиве: это рапорт, написанный самим архиепископом 28 января 1954 г.: "Будучи епископом Курганским, я отбывал наказание с июля 1932 г. в Ташкентском лагере, а с 4-го апреля 1933 г. по 30 октября 1936 г. был в Бек-Буди Узбекской ССР. С 12 декабря 1936 г. по 16 октября 1937 г. по своей инвалидности проживал в г. Казани. 16 октября 1937 г. был арестован и постановлением Тройки НКВД ТАССР 29 ноября 1937 г. приговорен на 10 лет и отбывал наказание в 7-м отделении Сев. Ураллаге НКВД до 9 февраля 1943 г., когда был освобожден досрочно".

Освобождение владыки Иоанна из лагерей НКВД стало частью общего изменения ситуации, сложившейся в СССР вокруг православной церкви в годы Великой Отечественной войны. Почти с самого начала войны с Германией И.В. Сталин под давлением обстоятельств изменил политику советского правительства в отношении церкви. "Полностью прекратилась антирелигиозная пропаганда, была свернута деятельность "Союза воинствующих безбожников" ...В июле-августе 1941 г. еще нередки были аресты священнослужителей, но с осени они почти прекратились. Более того, из лагерей освободили десятки священнослужителей, в том числе к сентябрю 1943 г. шесть архиепископов и пять епископов". В числе освобожденных был и владыка Иоанн.

Если бы обстоятельства не сложились столь счастливо для владыки, неизвестно как бы закончилась его жизнь: даже в лагерях он был верен Богу до мелочей, ничем не поступался в принципах. Своим прихожанам он признавался, что никогда не шел на компромиссы с лагерным начальством, а потому постоянно получал самый жесткий режим. Только Бог уберег его от гибели в тех нечеловеческих условиях. Он ощущал главную свою духовную задачу - сохранить верность Господу: "Я в ссылке не поддавался. С какими словами ушел, с такими и вернулся".

Документы, хранящиеся в областном архиве, помогают частично восстановить картину управления владыкой Иоанном Ульяновской епархией. Судя по всему, архиепископ Иоанн сначала был назначен временно управляющим епархией. Первый подписанный им в этом качестве документ относится к 19 февраля 1953 г. Это - назначение протоиерея Димитрия Ермишина благочинным 2-го округа, в который входили восемь церквей: церкви в Мелекессе, селах Ивановке, Бирле, Кокряти, Теньковке, Мордовской Карагуже, Лаве, Кашинке. Всего же Ульяновская епархия была разделена владыкой Иоанном на 2 благочиннических округа.

По приезде в Ульяновск владыка устроился в церкви на ул. Водников, 17. Об этом эпизоде его жизни, а равно и о судьбе храма следует сказать особо. Здание, в котором располагалась церковь, было выстроено в 1887 г. деревянное, на кирпичном фундаменте. Общая площадь его была всего 136 квадратных метра. Строилось оно в свое время как клуб водников, а потом использовалось как общежитие работников речного порта. Судьба здания резко изменилась в октябре 1941 г., когда в город прибыл в эвакуацию из Москвы местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) со своей свитой. Общежитие в короткие сроки было переоборудовано под главный храм Ульяновска.

На втором этаже располагалась пристройка, предназначенная для кельи митрополита Сергия. В этой пристройке и поселился по приезде своем в Симбирск в 1953 г. владыка Иоанн.

Современники свидетельствуют, что архиепископ Иоанн (Братолюбов) был архиереем не обычным. Один ульяновский священник вспоминает: "Его знал весь город. Всегда ему уступали место. Но он этим никогда не пользовался. За хлебом, за молоком ходил, всегда выстаивал очередь. Блажил. Ходил в женской одежде. У него была шапка с длинными ушами. Ходил на каблуках, а нижнее белье, когда лежал в больнице, носил женское". Но мало кто знает, почему он носил женскую одежду. Дело в том, что владыка глубоко почитал как человека поистине святой жизни игумению Екатерину, сопровождавшую его в странствиях со времен заключения. Мария Семеновна Маслова, хорошо знавшая владыку, говорит, что игумения Екатерина редко выходила из своей кельи, была прозорлива, и даже ей был дан дар чудотворения. Когда она умерла, владыка, в уподобление подвига святой блаженной Ксении Петербургской, стал носить одежду матушки Екатерины.

За юродством владыки Иоанна скрывались молитва и покаяние, аскетизм, истинное служение Всевышнему. Уборщица храма Неопалимой Купины Татьяна Александровна Лаврентьева рассказывала в 1998 г.: "Он взял на себя юродство как бы для спасения не только личного, но и всей епархии своей, всего нашего города. Подошел однажды к колонке и кричит, и плачет: "Хотя бы 40 раз в день говорите каждый: Господи, помилуй! Ведь мы погибаем. Город должен провалиться. Какая будет беда, какой ужас и страх. Куда пойдем?" Сильно, говорят, плакал владыка".

Многие православные в Ульяновске встречались с владыкой Иоанном и не могли его забыть уже всю жизнь: от него веяло необычно сильной верой, сугубо монашеской аскезой. Тамара Ивановна Белова, прихожанка храма Неопалимой Купины поведала о своей встрече с ним в то время, когда ей было 17 лет: "Я видела архиепископа Иоанна один раз в жизни. На Пасху владыка служил в Неопалимой Купине. И после службы его выводили под руки. Я пробилась к нему поближе: хотелось хоть что-нибудь от него услышать. Он остановился, перекрестил весь народ и шепотом сказал: "Благославляю". А глаза у него все это время были закрыты, Я этому очень удивилась. Спустилась к своей тетке, инокине Спасского женского монастыря Матрене, и говорю ей:- Услышала одно слово.- Какое?- Благославляю.- Это хорошо.- А почему у него глаза закрыты?- Чтобы не видеть почитания.Это был поистине духовный орел!"Келейником и секретарем архиепископа Иоанна, в его бытность в храме по ул. Водников, был о. Борис (Крыжин), нынешний настоятель храма Воскресения Христова. Вот что он рассказал о почитаемом архиепископе: "Мне как келейнику и личному секретарю архиепископа Иоанна приходилось с ним много ездить по епархии. Служить нам не дозволялось по закону ни в одном приходе. Мы только навещали приходы. Приедем, навестим, справимся о состоянии дел в приходе и уедем. Владыка был очень строг и требователен к выполнению церковного устава... Он был необычайно строгий постник - великий. Мясо никогда не вкушал. Был необычайно скромен, не любил никакой роскоши. Вел жизнь поистине праведническую. Очень почитал житие и труды св. Иоанна Лествичника, читал его творения с амвона (особенно в посты) в соборе. О своих "отсидках" в лагерях никогда не говорил, уклоняясь от назойливых вопросов. Служил он в основном в соборе и в храме Неопалимой Купины, иногда в храме Воскресения Христова. Мне он подарил Библию, Евангелие, даже посуду - такой был добрый".

Мария Семеновна Маслова утверждает, что владыка был прозорлив. Как-то в Петров пост она сильно занедужила. Пришла к архиепископу Иоанну за благословением на операцию. Он ее благословил и сказал, что операция пройдет успешно и ничего бояться не надо. В самом деле, операцию сделали безболезненно и на удивление быстро. И выздоровление по молитвам владыки Иоанна шло чрезвычайно быстро. Мария Семеновна старалась найти работу возле собора, чтобы не пропускать службы. Сама просилась в ночные смены, а днем пела в хоре. За такое верное отношение к церкви и любил ее владыка. Когда подходила она к нему благословляться, разводил руками, как бы отодвигая от себя народ: "Отойдите все, ко мне Мария идет".

Когда он лежал в постели тяжело больной и уже умирал, Мария Семеновна, работавшая на швейной фабрике им. КИМ, как-то ушла сама с недомоганием с работы, отпросившись раньше времени. Прошла мимо дома владыки, не заглянув к нему. Он же, хотя и не мог ее видеть в окно, тотчас сказал: "И что это Мария прошла мимо, почему не заглянула?" Эта фраза была у него на языке, по свидетельству келейницы Натальи, несколько дней, - пока не пришла Мария Семеновна. При этом он сказал: "Ты же душу мою держишь". Удивительно, что сразу после ухода Марии Семеновны он умер.

Хорошо знавшая владыку прихожанка храма Воскресения Христова Анна Алексеевна (она вместе с Натальей ухаживала за владыкой в последние годы его жизни и теперь живет в оставшемся после него доме) рассказала, что по дому архиепископ Иоанн всегда любил ходить "крестом". Иподиакон Нижегородской епархии Игорь, бывший прихожанин указанного храма, вспоминает, что его родная бабушка рассказала ему, как владыка укротил бурю на Волге. Архиепископу с клиром и некоторыми прихожанами нужно было перебраться за Волгу, на ее восточный берег. Туда ходил паром. Но в это время началась буря. Все небо стало черным-черно.- Владыко, куда нам переправляться, - мы же утонем!Испуг и страх были общими. Но владыка сказал:- Престол ждет!А потом помолчал и добавил:- Помолимся, отцы! - И крестом благословил взбесившуюся реку. После краткой молитвы Волга утихла и архиепископ с клиром переправился на пароме на другой берег.

Владыка был очень нищелюбив, старался хоть что-нибудь да подать нищим и всегда был окружен ими. Сытых же и богатых как бы чурался, не приближал их к себе.

Владыка много ездил по своей епархии, налаживая духовную и материальную жизнь приходов. Время было тяжелое, в церкви, находившейся под строгим надзором государства, было много неустройств. Далеко не все верующие понимали высоту духовной жизни архиепископа Иоанна и его подвиг юродства, который, по их мнению, не подходит для архиерея. Усугублялось дело и тем, что владыка был чрезвычайно строг к тем настоятелям церквей, которые позволяли себе утаивать деньги и не предоставлять точную отчетность. Судя по документам, хранящимся в областном Ульяновском архиве, такие настоятели не только позволяли себе грубые, оскорбительные выходки в отношении архиерея, который был легко уязвим, т.к. не шел на сотрудничество со светскими властями, но и организовывали на него доносы в Патриархию и уполномоченному по делам религий.

Много помогала архиепископу Иоанну в его деятельности игумения Екатерина. Умерла она в 1956 г. и похоронена рядом с архиепископом Иоанном на кладбище у храма Воскресения Христова. :Но после смерти игумении люди совсем позабыли о ней. Мало кто приходил к ней на могилку. За несколько недель до смерти архиепископа его келейница Анна Алексеевна спросила его:- Владыко, а может, еще поправитесь, еще поживете?На что он ответил очень характерно:- Дорожку к Екатерине укажу.После смерти владыки люди, приходившие к нему на могилку, в своих молитвах всегда поминали и игумению Екатерину. Так происходит и доныне. Действительно, владыка "указал дорожку" к игумении.

Между тем обстановка вокруг истинных верующих и пастырей церкви в стране все более осложнялась. Неуступчивый в вопросах веры и по-монашески аскетичный владыка, по воспоминаниям о. Бориса Крыжина, чувствовал, что его могут отправить на покой (возраст у него был преклонный), а епархию просто ликвидируют, и заранее купил дом в Собачьем переулке (ныне это 1-й пер. Рылеева, д. 1).

Вскоре вопрос о закрытии кафедрального собора на ул. Водников встал вплотную. В феврале 1959 года Госпожарнадзор сделал заключение о невозможности размещения церкви в этом помещении, так как это грозит пожаром для церкви, соседних жилых помещений и гибелью людей. С таким заключением Госпожарнадзора вынуждены были согласиться представители церкви и представитель патриархии, инженер Любимов.

Узнав через духовенство и верующих о пожарной опасности, проживающие вблизи жильцы стали возмущаться и обратились за помощью в руководящие органы города: якобы близкое расположение церкви к окружающим жилым домам и большое скопление верующих причиняет много беспокойства, а во время церковной службы колокольный звон и пение хоров в большом радиусе разносится по центральной части города.

Не случайно в газете "Ульяновская правда" 3 апреля появляется статья под названием "Убрать рассадник невежества и бескультурья", которую подписали свыше 100 человек. Авторы статьи обращались к горисполкому с просьбой решить вопрос о прекращении функционирования собора и создания нормальных условий для граждан этой части города. Идя навстречу просьбам граждан, Ульяновский горисполком 2 июня принял решение о закрытии церкви по ул. Водников. С указанием Ульяновского епархиального управления этот храм из собора превратился в обыкновенную разовую церковь, а затем и вовсе был закрыт. Закрыта была и епархия. Владыка поселился в доме в Собачьем переулке. Вела его хозяйство келейница Наталья, а помогала ей Анна Алексеевна.

С 1959 г. и до самой своей честной кончины архиепископ, попавший в опалу к светским властям, жил одиноко. Особенно обидно было то, что к нему, очевидно, из-за боязни не приходили и священники, многие из которых начали свою службу в церкви под его началом и были рукоположены им в священнический сан. Редкие из них заглядывали в домик владыки Иоанна.

Главное, что делал владыка при жизни, был призыв к покаянию. Анна Алексеевна рассказывала, что архиепископ даже перед кончиной все время повторял: "Мне нужно сказать народу". Будучи крайне ослабевшим, он вдруг, словно молодой энергичный человек, вскакивал с кровати и с силой обувался в валенки.- Владыко, вы куда? Вам нельзя вставать, ложитесь!- Мне нужно сказать народу...И шел к соседу-коммунисту, который, несмотря на свою партийную принадлежность, внимательно слушал владыку Иоанна, призывавшего к покаянию и рассказывавшему о другой, небесной жизни.

За несколько дней до смерти келейницы говорили ему:- Владыко, надо бы позвать священника, приобщить Вас.На что архиепископ ответил:- Не надо звать, сами придут.В субботу и воскресенье они еще более настойчиво предлагали позвать священника со Святыми дарами. Но у владыки ответ был прежний: "Сами придут". И, в самом деле, в понедельник пришел священник, которого никто не приглашал. Он и приобщил владыку Иоанна к Святым Христовым тайнам.

27 февраля 1968 г. в возрасте 85 лет окончилась жизнь владыки Иоанна, великого молитвенника и постника. Поток людей к могиле верного православию пастыря не иссякает с годами. Сюда заходят не только те, кто знал владыку лично, но и люди уже иных поколений, даже приезжие из других городов.

Владимир Мельник

От редакции:Владимир Иванович Мельник - человек титулованный: член-корреспондент Академии наук республики Татарстан, доктор филологических наук, профессор Государственной академии славянской культуры, член Союза писателей России, лауреат премии журнала "Дальний Восток".Публикации этого писателя и ученого можно встретить во многих журналах: "Звезда", "Дон", "Волга", "Сибирские огни", "Кодры", "Литературный Киргизстан", "Дальний Восток", "Купель", в этом же списке и наш "Мономах".Владимир Иванович Мельник работал в Ульяновске в 1990-е годы и оставил добрый след в деле образования и культуры, а также в сердцах многих людей.В настоящее время профессор В.И. Мельник живет и трудится в Москве, но творческие связи с нашим городом не порывает. Его интерес к истории Симбирской и Мелекесской епархии, к святым людям нашего края выливается в новые публикации. Вот уже несколько лет писатель работает над книгой о симбирских праведниках XX века.Материалы своих исследований ученый периодически присылает в редакцию журнала "Мономах", и мы с радостью публикуем его статьи на православные темы. Среди подписчиков "Мономаха"у Владимира Ивановича Мельника немало читателей-поклонников, которые верят в духовное возрождение России и нравственное богатство нашего народа.В связи с подготовкой книги о симбирских праведниках XX века редакция "Мономаха" просит всех, кому что-либо известно о новых подробностях жизни владыки Иоанна Братолюбова, присылать информацию (для В.И. Мельника).

«Мономах», №4(39), 2004 г.

Источник фото

Темы: Религия

Поделиться в социальных сетях

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2020. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Биджанов К.В.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru