1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Лента времени
Воспоминания, 22 Июня 1941
Воспоминания, 22 Июня 1941
Воспоминания, 22 Июня 1941
Книги, 9 Мая 1945
Фото, 7 Сентября 1900
Фото, 7 Сентября 1900
Фото, 7 Сентября 1900
Фото, 7 Сентября 1930
Фото, 7 Сентября 1900
Фото, 7 Сентября 1900
Воспоминания, 1 Июля 1941
Воспоминания, 22 Июня 1941
Герои, 10 Февраля 1648
Герои, 14 Января 1905
Фото, 10 Августа 1900
Фото, 20 Мая 1900
Фото, 20 Мая 1900
Фото, 3 Августа 1900
Воспоминания, 1 Января 1950
Воспоминания, 27 Августа 1943
Воспоминания, 22 Июня 1941
Воспоминания, 22 Июня 1941
Воспоминания, 22 Июня 1941
Воспоминания, 1 Ноября 1946
Воспоминания, 9 Мая 1945
Воспоминания, 22 Июня 1941
Воспоминания, 22 Июня 1941
Фото, 22 Июля 1900
Фото, 22 Июля 1900
Фото, 13 Сентября 1900
Фото дня
Бригада коммунистического труда
Популярное
Видеоархив
Тэги
Герои, 20 Февраля 1926
«Без сцены я не могу жить!»

Славная история у нашего драматического театра. Сколько талантливых режиссёров, актёров работало в нём в разные годы! Даже в недавнем обозримом прошлом. Поговорите со старожилами города, с подлинными любителями театра, и вам с удовольствием расскажут о том, каким был театр в годы войны, как великолепно играли в его спектаклях В. Брагин, М. Кондратьев, М. Светлов, Н. Проваторов, Б. Знаменский и В. Уменушкин, Л. Тюрина… И позже, в 1950-60 годы, такой неизгладимый след оставили М. Шарымов и К. Юрасова, А. Рудяков и Л. Авченко, В. Соколов и В. Якушенко, Н. Сухорукова и Н. Четвергов. И обязательно расскажут о Юрии Ершове – его знали и любили все. И не только потому, что он был «парнем из нашего города» – здесь прошло его детство, отсюда уходил на войну и сюда же вернулся, здесь стал актёром.

Юрий Александрович Ершов был хорошим актёром и удивительным человеком – мужественным, благородным и талантливым. А ещё – беспощадно требовательным к себе.

До сих пор невозможно примириться с его ранней смертью. Она кажется такой же несправедливостью, как смерть В. Шукшина, В. Высоцкого, А. Миронова. Осталась память о его героях, осталось в семье 10 тетрадей его дневников, которые он вёл с 14 лет. В них – самые заветные мысли, чувства, мечты, в них его живое, любящее и страдающее сердце.

«23 января 1942 г., Ульяновск. В библиотеке взял книгу «Без вины виноватые». Хочу окончательно заучить роль Незнамова. Мне очень нравится эта роль…».

Это пишет семиклассник, которому всего 15 лет. Он уже мечтает о театральном училище, хочет стать актёром, хотя сам не верит сейчас, что эта мечта осуществима.

Пройдёт почти 10 лет, и 1 декабря 1951 года Юрий Ершов, артист Ульяновского драматического театра, будет играть Григория Незнамова в спектакле «Без вины виноватые».

Будет прекрасный актёрский ансамбль: В. Брагин, Л. Тюрина, Н. Гайдашев, Г. Муромский, П. Каранов… И самое волнующее: в роли Кручининой – знаменитая актриса московского Малого театра Елена Гоголева.

Это событие станет настоящим экзаменом: чего ты стоишь, артист Ершов? Ответом были восторженные овации зрительного зала, радость товарищей и самое дорогое – искренняя вера Е. Гоголевой в его талант: «Кручинина находит, что у вас есть талант и много души, – мне хочется сказать Вам это, Юра. Мне очень-очень хотелось бы ещё встретиться с вами, сыграть «Без вины» и ещё другие пьесы. Может, так оно и случится…».

Однако играть вместе больше не пришлось. Зато были добрые письма, а на портрете, который Гоголева прислала из Москвы, она писала: «Мне кажется, Вы много пережили, и, кто знает, сколько ещё каждому из нас предстоит в жизни и хорошего, и дурного. Только никогда не теряйте мужества и веру в лучшее будущее. А ведь оно будет непременно, Юрочка. Простите, очень хочется именно так Вас назвать. Это от души. Елена Гоголева».

Актриса не ошиблась. Двадцатипятилетнему артисту Юрию Ершову действительно пришлось очень много тяжёлого пережить, и путь его на сцену был мучительно труден.

Было обычное довоенное детство в семье железнодорожника, мальчишечьи радости и увлечения. Учился в железнодорожной школе № 65. На всю жизнь запомнилась Нина Александровна Державина – учитель литературы. Может, от неё пришла любовь к книгам, к серьёзному чтению. И ещё – любовь к театру. Замечательный был в довоенное время в Ульяновске театр, великолепные актёры, волнующие спектакли: «Ревизор», «Овод», «Слава», «Падь серебряная», «Коварство и любовь»…

Юрий начал пробовать свои силы в школьной самодеятельности, а потом – в клубе железнодорожников. Война всё изменила. В здании школы расположился госпиталь, и каждый день после уроков бежал туда – организовывали концерты самодеятельности, а часто просто читали раненым в палатах любимые книги, стихи… Жилось трудно, голодно, тревожили безрадостные сообщения Совинформбюро.

Отца с другими железнодорожниками мобилизовали на фронт. Закончен 7-й класс. Очень хочется в театральное училище, но Юрий чувствует себя ответственным за мать и сестру, ведь он – единственный мужчина в доме. Надо работать. Всё лето работает кочегаром на паровозе, потом – слесарем-сборщиком на заводе. Было тяжело, но не жаловался. Каждую свободную минуту – книгам и театру. И, конечно, клубу Ильича. Драматический кружок ставит небольшие пьесы, чаще всего на военные темы, иногда – сцены из классических пьес.

Наступил 1944 год. Начали призывать в армию родившихся в 1926-м – последнее военное пополнение.

«Кончается моя жизнь в гражданке. Я вступил в солдаты! Пошла новая жизнь. Жизнь солдата Красной Армии. Что даст она мне? 1 мая 1944 г.».

Второе танковое училище в Ульяновске, военный ускоренный выпуск: строевая, стрельбы, изучение материальной части… В свободное время – спортивные соревнования, танцы и, конечно, самодеятельность.

«Вчера смотрел нашу художественную самодеятельность… Как же я переживал. Так и хотелось прыгнуть на сцену! Как жаль мне стало самого себя! Боже мой! Ведь я всем своим существом артист! Во мне душа, мысли, воображение актёра. Без сцены я не могу жить. Она для меня всё! 8 октября 1944 г.».

Полгода учёбы позади. Присвоено звание младшего техника-лейтенанта. В должности заместителя командира танкового экипажа по технической части – на фронт. Попрощался с родными, а о самом главном сказать не решился – написал: «У меня к вам большая просьба: всё, что в доме есть моё, т.е. дневники, письма, книги, а самое главное – роли (ведь я ещё собираюсь после войны играть на сцене) – никуда не девайте и не рвите. Пускай они лежат и будут целы. Когда я приеду, они будут мне очень нужны… 16 октября 1944 г.».

Немногим больше полугода оставалось до конца войны, в Москве постоянно гремели салюты в честь всё новых и новых побед Красной армии. Но бои продолжались, каждый день уносил сотни жизней…

Прошёл младший лейтенант Ершов на своём танке по Польше, воевал в Германии. Много повидал, много испытал, привыкая к нелёгкой судьбе солдата… Всё ближе к Берлину, всё ближе к Победе.

«1 мая 1945 года. Погода на редкость замечательная: солнце и тепло, скоро будут уже первые листочки на деревьях. Прибыла кухня с вином и завтраком: «На обед привезём вам праздничное кушанье!». Но перед обедом приказ: «Садиться в машины и – на новые позиции!». Вот чёрт, так хотелось здесь провести остаток дня, тем более что обещали хороший обед… Въехали на поляночку из леса. Кругом чистота, но смотрю: сапёры наши лазают с шестом… С не очень спокойной душой продолжаю двигаться вперёд. Вдруг сапёры отчаянно замахали руками и шестами, кричат: «Стойте! Мины! Стойте!» И тут я успел услышать страшный взрыв. Перед глазами пошли круги, и… потерял сознание. Очнулся на земле, санитар перевязывает правую ногу… С большим усилием повернул голову, и глазам представилась беспомощная машина с вырванными катками…».

Не знал Юрий, что сам искалечен ещё больше, чем его танк, не знал, чем обернётся для него это ранение 1 мая 1945 года – за неделю до окончания войны.

До госпиталя везли на танке по изрытой воронками дороге. Каждый самый мягкий толчок причинял невыносимую боль. То терял сознание, то снова приходил в себя. Целые сутки пролежал в санитарной летучке, и всё время дежурили два солдата, потому что через каждые две-три минуты надо было переворачивать – боли ужасные. Потом опять ехали на танке, и опять каждый толчок отзывался болью по всему телу. И трудно было понять, что же именно болит. И не знал тогда 18-летний младший лейтенант, что повреждён позвоночник, и это надолго.

Даже известие о Победе не принесло большой радости. Затуманенное сознание не могло по-настоящему оценить это событие.

«Город Люккао. Хирургический полевой госпиталь… Только пускай когда-нибудь кончатся эти боли, и я буду здоров. Даже когда врачи сказали, что придётся пролежать в госпитале месяцев 5-6, я усмехнулся: «Что вы! Да я убегу от вас!» Но убежать мне было не суждено. Я сам ошибся, и врачи немного ошиблись. Этого времени хватило только для того, чтоб прошли только боли».

Последнее время лежал в военном госпитале в г. Горький, откуда и забрал его 6 февраля 1946 года отец. Поднял на руки, как ребёнка, и повёз домой. Своё 20-летие Юрий встретил дома, прикованный к постели.

«Что даст мне третий десяток? Неужели я не в состоянии буду осуществить свою мечту? Нет, об этом невозможно и подумать. Я должен, должен быть актёром! 20 февраля 1946 г.»

И снова госпиталь, на этот раз дома, в Ульяновске. Запись в дневнике: «Сегодня смотрел концерт облдрамтеатра. И, чёрт возьми, обидно становится: ты лежишь, но ведь… и ты мог бы стоять на этих подмостках. А годы проходят, все лучшие годы…».

С трудом стал подниматься, опираясь на костыли. И вот так, на костылях, в сопровождении медсестры, поехал в Пятигорск на курортно-грязевое лечение. И вот оно, выстраданное чудо, – вернулся домой просто с палочкой.

Ещё раз лечился в Пятигорске – на этот раз приехал без палочки. Прихрамывал, но не очень заметно. И вот теперь – к заветной цели!

Сначала всё тот же родной клуб имени Ильича. Сыграли «Байдарские ворота», «Платона Кречета». Подлинным триумфом стал лермонтовский «Маскарад». О спектакле заговорили в городе, и все единодушно отмечали успех Ю. Ершова в роли Арбенина. К осени приехал в г. Чкалов (Оренбург) в студию при драмтеатре.

Начинается новая книга его дневников. Раньше он называл их «Воспоминания и мысли о детстве», «Записки солдата», «Дневник инвалида», теперь же это были «Записки актёра».

«30 ноября 1947 г., г. Чкалов. Моя первая премьера как профессионального актёра Чкаловского областного драматического театра им. Горького. Ур-ра! Мой первый спектакль прошёл удачно, т.к. главный режиссёр улыбнулся и сказал: «Приятно!» Только бы и в дальнейшем не спуститься, ведь путь актёра очень труден и извилист».

При первой же возможности Юрий уехал в родной Ульяновск. Горькими оказались первые месяцы в театре.

«1 марта. Ульяновск. Болтаюсь, можно сказать, без работы, т.к. ничего конкретного не дали… Боюсь, что придётся не раз вспомнить слова чкаловского главного режиссёра Куликовского: «Смотри, пожалеешь». 10 марта. 8-го в ДКА играл с Горюновой в сцене из «Грозы». Впечатление у всех хорошее, но вчера Скибневский (гл. режиссёр) сказал: «Вы, оказывается, немного прихрамываете? Так незаметно, а со сцены…». Короче говоря, он наступил на самое больное место, и это огорчило меня. Теперь будет решаться вопрос: буду ли я в состоянии дальше работать в театре или же просто выгонят. В Чкалове не замечали, а тут – на тебе. Эх, Юрий Александрович, когда же тебе в жизни повезёт?».

Признание пришло не сразу. И вот уже он играет Саню Григорьева в «Двух капитанах», Ваську Пепла в горьковском спектакле «На дне», тургеневского Инсарова и, наконец, Григория Незнамова. Очень красивый, обладающий удивительным голосом, он покорял силой характера и темперамента, в то же время – щедрой душевностью, добротой.

Бывали в его актёрской судьбе и тяжёлые времена. Три сезона Ершова не было в Ульяновске – играл в Астрахани и Уфе. Неизменный успех у зрителей, прекрасные роли… Настойчиво приглашают к себе театры Калинина, Рязани, Костромы, Иркутска, но он опять возвращается в Ульяновск. С нетерпением ждёт встречи со своими зрителями, с родной сценой. Город тоже радовался встрече с любимым актёром. Ульяновцы полюбили и его Дмитрия Ершова в спектакле «Братья Ершовы», и матроса Рыбакова в «Кремлёвских курантах», и Александра Ульянова в пьесе Дедюхина «Нет прекрасней назначенья». Но особенно шумный успех имели две его последние крупные роли – Лестера Кейна в спектакле «Дженни Герхард» и советского разведчика в военном детективе «Опасная профессия».

Были неизменно «бурные, долго не смолкающие» аплодисменты, восторженные высказывания на зрительских конференциях, хвалебные рецензии в областной и центральной прессе. Публика по нескольку раз смотрела эти спектакли, ходила «на Ершова».

И всё-таки это были его последние роли. Случилось невероятное: человек, который всю жизнь так яростно стремился на сцену, не мыслил себе жизни без театра, ушёл из него, когда ему не исполнилось и 35 лет.

Ушёл с болью, обидой. Последней каплей, переполнившей терпение, было фарисейское решение главного режиссёра А. Образцова поручить ему роль Виктора в «Иркутской истории» А. Арбузова. Прекрасная роль. Кажется, о такой можно только мечтать. Но главное в ней, без чего никак нельзя было обойтись, – отчаянная, безудержная пляска Виктора на свадьбе.

Нет, режиссёр не забыл ни о больном позвоночнике, ни об искалеченной ноге строптивого актёра, постоянно ищущего справедливости, о ком бы из его товарищей ни шла речь, да к тому же ещё и председателя месткома, от которого не было покоя ни главному режиссёру, ни директору. Ершова откровенно провоцировали.

И он ушёл. Зрители долго обращались в областное управление по делам культуры с вопросом: «Почему Ершов ушёл из театра?». И получали невразумительные ответы: то по состоянию здоровья, то о перспективах профессии режиссёра телевидения.

Он проживёт ещё почти 10 лет. Будет много и хорошо работать на телевидении, быстро обрастёт новыми друзьями. Всё, кажется, у него будет: любимая семья, родительский дом, интересная работа, преданные друзья. Вот только театра не будет, сцены, новых ролей. А ведь сколько осталось неосуществлённых замыслов, пьес, в которых так хотелось сыграть! Кто знает, сколько лет жизни унесла эта образовавшаяся пустота, эта тоска по театру. Ведь мальчишеская мечта, записанная когда-то в дневнике, осталась с ним навсегда: «Без сцены я не могу жить. Она для меня всё!»

Ольга Солнцева

«Мономах», 2008 г., №2(53)

Люди: Гай

Поделиться в социальных сетях

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2020. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Биджанов К.В.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru