– Я познакомилась с Архангельским, наверное, в 1960 году. Мы с моей двоюродной сестрой, тоже искусствоведом Н.А. Агафоновой приехали к ним в Родники. Встретили нас так, как будто давно ждали, мы – родные люди. Двое стариков. Потом пришла дочь Дмитрия Ивановича, уже немолодая дама... Было так хорошо.
Потом Дмитрий Иванович, конечно, показывал работы. И что меня потрясло: я пищу, какая-то мне работа понравилась, а он: на, возьми. (У художников это совершенно не принято!).
Он говорил с увлечением! Причем, без всякой ложной скромности. «А ты знаешь, как я этот цвет уловил? Я к нему долго приглядывался. А потом увидел: он вот какой!».
Потом он сказал, что мы ему какая-то очень дальняя родня. Причем, мне родители об этом не говорили. Он первым мне об этом сказал. Спросил, как у меня обстоит дело с родней. «Так че, ты ни одного дедушки что ли не знала?» Я говорю: нет, они умерли до моего рождения. – Хочешь, я тебе дедушкой буду? – Хочу, Дмитрий Иванович!
И потом, когда дарил мне работы, подписывал: «Наташе от дедушки».
У Саши Черного есть строчка: «Отдавай. И, дрожа, не тянись за возрастом». Вот это был принцип жизни Дмитрия Ивановича. Его очень любили, помнили и ценили его ученики...
Мама мне рассказывала: «Мне очень нравятся акварели Дмитрия Ивановича. Но его мать говорила моей бабушке: Митенька-то у нас одни задворки рисует».
Если бы не Дмитрий Иванович, я бы, наверное, так никогда не полюбила бы Симбирск. С этой его провинциальностью, убогостью, скромностью, смирением...
Записано 23.11.2004 г.