26 ноября свой 75-летний юбилей отмечает чемпион мира, многократный призер чемпионатов СССР по хоккею с мячом Николай Афанасенко. Шведы, в команде которых он когда-то играл, с уважением называли его «ужасный русский», а для ульяновских болельщиков он навсегда остался любимым «Афоней». О любви к спорту, амбициях и необычном подарке мы говорили накануне юбилея.
— Николай Иванович, вы по праву признанная легенда спорта. Ощущаете свою значимость?
— Вы правда считаете меня легендой? Это, конечно, приятно слышать, но легендой я себя не чувствую. Почему-то с годами все чаще себя ощущаю человеком, который много не успел в своей жизни. И ругаю себя за свой недостаточно «цепкий» характер, за то, что неправильно строил карьеру.
— Но почему? Что вы делали не так?
— Если сказать по-современному, то я был плохой менеджер своей судьбы.
— Вы часто вспоминаете детство?
— Детство у меня было трудное, поэтому вспоминаю его нечасто. Папа был инвалидом, мама много работала. Никаких особенных праздников у меня не было.
— Но подарки-то были?
— Самый запоминающийся подарок — это коньки, которые мне подарил дядя. Сейчас таких нет (смеётся — прим. ред.). Очень неказистые были, но они мне помогли полюбить лед. Я научился кататься, стал ходить на стадион, там меня заметил мой первый тренер.
— Вы рано поняли, что хотите стать чемпионом?
— В том-то и дело, что мне всегда не хватало амбиций. Я и не собирался становиться чемпионом, мать-природа помогла, физические данные были хорошие. В профессиональный спорт пришёл очень поздно — в 19 лет.
— Наверное, уставали от ежедневных тренировок?
— Не уставал! Мне было классно на льду, особенно когда команда выигрывала! Это такой адреналин!
— Вы же даже в Швеции играли?
— Играл. В 1989 году меня туда «продал» Спорткомитет России. На мне они, конечно, хорошо заработали, а зарплату я получал мизерную. Ребята-шведы удивлялись, как я живу на эти деньги (смеётся — прим. ред.).
— Понравилась вам страна? Хотелось там остаться?
— Страна меня поразила. Когда у нас были пустые прилавки, там было такое изобилие... Глаза разбегались, но остаться там не хотел — все чужое было. Особенно удивило: если люди приходят в гости со своей выпивкой и ее недопивают, то забирают с собой. И все чеки из магазина собирают. Вы себе представляете: я заправил машину и храню чеки полгода. Русской душе такое несвойственно.
— Хоккей — командная игра. У вас как у тренера любимчики были?
— Конечно, выделял ярких ребят, хотелось им помочь пробиться. Ведь очень сложно попасть в высшую лигу, даже если у тебя есть способности. Нужны средства. Не у всех родителей, к сожалению, они есть.
— Вы по-прежнему встаёте на коньки?
— Каждый день на тренировках. Старшим ребятам показываю, как надо забивать, с младшими просто играю. Очень люблю младшую группу, они такие забавные. И тоже, между прочим, меня считают легендой (смеётся — прим.ред.). Недавно один малыш шоколадку подарил и сказал, что берет с меня пример.
— Жена — ваша болельщица?
— Вот уж нет! Она всего пару раз на моих играх была. С Галей мы уже 48 лет вместе, она у меня женщина серьезная, инженер.
— Сын пошёл по вашим стопам?
— Саша не спортсмен. Была надежда на внука, но он предпочёл борьбу хоккею, хотя на коньках я его кататься научил.
— У скрипачей дома на почетном месте любимая скрипка, а у хоккеистов — любимая клюшка?
— Вы правы, у меня есть дома пара хороших клюшек.
— Где будете отмечать юбилей?
— Как всегда в кафе «Купола» с близкими друзьями.
— Каких подарков ждёте?
— Да никаких подарков особенно не жду. Просто отличный повод повидаться. Если честно, один из друзей мне уже проболтался, что подарит симбирцит.
— Что пожелали бы себе 17-летнему с высоты прожитых лет?
— Сказал бы себе: «Коля! Не хлопай ушами: побольше тренируйся, попадай в сборную и крепко держись за свою удачу. Только смелость берет города».
Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online
Фото на главной: ulpravda.ru
Ирина Ермолаева
Изданы две детские книги с иллюстрациями ульяновского художника
События, 25.11.2024