
Максимальная скорость, с которой легковые автомобили и мотоциклы могли ездить по ульяновским улицам в 1938 году, составляла 35 километров в час, а для грузовиков и автобусов она устанавливалась на 5 км/ч. ниже. При этом все перечисленные транспортные средства, проезжая перекрестки в прямом направлении, а также двигаясь в местах ремонта мостовых, по «стесненной проезжей части» или по мостам, должны были сбрасывать скорость до 10 км/ч, а поворачивая вправо или влево – до пяти.
Ограничения не действовали для «машин специального назначения — пожарных, скорой медицинской помощи и РКМ», что, однако, не снимало «ответственности с водителей этих машин за возможные от превышения скорости последствия».
Указанные скоростные ограничения вводились новыми «Правилами уличного движения автомобильного и гужевого транспорта», которые, по предложению ульяновской Госавтоинспекции утвердил и выпустил горсовет в виде обязательного постановления, опубликованного 15 ноября 1938 года в газете «Пролетарский путь». В законную силу документ вступал через две недели, точнее, через пятнадцать дней после публикации, его действие распространялось на город Ульяновск и Заволжье, а нарушение каралось штрафом до 100 рублей или исправительно-трудовыми работами на срок до 30 дней.
Вместе с обязательным постановлением публиковались и сами правила уличного движения (ПУД), состоявшие из 26 пунктов.
Самый первый регламентировал порядок передвижения по городу транспортных средств, в том числе гужевых – только правой стороной и в один ряд. При этом, гужевые повозки и велосипеды должны были уступать дорогу автомобилям вообще, а особенно – специальным. В их число, наряду с перечисленными выше, правила включали еще и почтовые авомашины. Кроме того, всем участникам дорожного движения предписывалось пропускать «и всякого рода организованные шествия».
Вводились и некоторые запреты. Запрещались, например, «езда на автомобилях, мотоциклах и конных экипажах вперегонку», а также остановки и развороты встречного транспорта на мостах. Правда, последние все же допускались, но только при достаточной грузоподъемности моста, «указанной перед ним» (видимо, на специальном знаке – В.М.) и при ширине его проезжей части не менее 6-ти метров.
Предметом особой заботы городских властей было асфальтовое покрытие улиц. Имевших его было не так много, и проезд по ним был закрыт для колесных тракторов и всех видов гужевого транспорта не на резиновом ходу.
А по улице К. Маркса (ныне – Гончарова) запрещалось катание на мотоциклах и велосипедах. Кроме того, последним не разрешалось гонять по тротуарам, пешеходным дорожкам парков, садов и бульваров. Не допускалась также езда вдвоем на одноместном велосипеде, а при наступлении темноты – без фонаря спереди.
Были запреты и для гужевого транспорта. Кроме упоминавшегося уже ограничения его движения по асфальту, не разрешалась стоянка подвод и ручных тележек, а также кормление лошадей «вне мест специально отведенных для этой цели Горкомхозом».
Повышенное внимание Правила уделяли техническому состоянию автомобилей и мотоциклов. К езде по городу они допускались только технически исправными и прошедшими в госавтоинспекции техосмотр. Подтверждением последнего с последующим допуском автомобиля к эксплуатации служила особая отметка в техническом паспорте,
Кроме того, перед выпуском автомобиля из гаража или парка заведующие таковыми должны были удостовериться, что машина исправна и не угрожает безопасности движения, а водитель имеет надлежащие документы и может быть допущен за руль. Об этом в путевом листе делалась соответствующая отметка за подписью завгара, механика и старшего шофера, а при их отсутствии расписывался сам водитель.
Для быстрой идентификации машин на улицах города, на все борта всех грузовиков с помощью трафаретов наносились: обозначение литера, название учреждения или организации, которой принадлежит автомобиль и номерной знак. Все надписи, согласно Правилам, должны были быть стандартными, ясными и окрашенными в белый цвет.
Номерные знаки полагались и другим участникам уличного движения. Например, на велосипеде знак крепился к задней вилке на видное место. На легковых экипажах один прибивали сзади, другой – слева к козельной подушке, а на санях – с левого бока облучка. Ломовые подводы несли знак на дуге, сзади, с левой стороны.
Обучение будущих водителей практической езде на автомобиле и мотоцикле допускалось, только если рядом с курсантом сидел инструктор, имевший соответствующее удостоверение, выданное госавтоинспекцией. Кроме того, учебный транспорт оборудовался добавочными педалями сцепления и тормоза для инструктора, а также должен был нести на козырьке кабины и сзади на кузове надпись «Учебный».
Наряду с практической ездой, будущие водители наверняка изучали и настоящие Правила, в частности, те их пункты, которые регламентировали порядок использования грузовиков. Так, «погрузка и выгрузка грузов должна производиться во дворе, а при отсутствии сообщения с двором — на улице, не затрудняя движение по мостовой и тротуару». Грузы воспрещалось складывать на мостовых и тротуарах, устраивая заграждения, затруднявшие движение. А перевозка строительного мусора, сыпучих материалов и других пылеобразных веществ, перевозимых без тары, должна была осуществляться в специальных машинах. При отсутствии же таковых, кузов с подобным грузом надлежало покрывать брезентом.
По требованию госавтоинспектора и других работников милиции водители обязаны были немедленно остановить машину. Сигналом к этому служил свисток или поднятая вверх левая рука сотрудника.
При автодорожных происшествиях, таких, как авария, наезд на пешехода и прочих подобных случаях, шофер также обязан был немедленно остановиться, оказать пострадавшему посильную помощь и сообщить о случившемся постовому милиционеру, в отделение милиции и в госавтоинспекцию. Как он мог проделать все перечисленное одновременно при отсутствии сотового телефона, Правила не уточняли.
Не обошли вниманием и пешеходов. Те, услышав предупредительный сигнал приближавшегося автомобиля или другого транспортного средства, обязаны были остановиться и пропустить таковой. Исключение делалось лишь для слепых граждан, имевших на одежде специальный знак – желтую повязку шириной 8 сантиметров с синим кругом. Увидев ее на пешеходе, остановиться и пропустить обязан был уже водитель.
А еще пешим гражданам запрещалось «на тротуарах, проезжей части улиц заниматься спортивными играми; катанием на коньках, санках, лыжах и т. д.». Ответственность за детей, занимавшихся всем перечисленным в неположенных местах, возлагалась на родителей или лиц, на попечении коих дети в данный момент находились, а также на управляющих домами и комендантов зданий, допустивших игры возле вверенных им объектов.
Как ни странно, но в Правилах нет ни слова об управлении транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения. Видимо, этот актуальнейший сегодня вопрос, в те годы не имел большого значения.
Источник:
«Пролетарский путь» № 263, 26 ноября 1938 года.
Владимир Миронов
В Ульяновске состоялась премьера фильма «Удивительные клады Волги»
События, 27.11.2025Во Дворце книги откроется выставка, посвящённая 200-летию со дня восстания декабристов
События, 10.12.2025






