
К середине тридцатых годов прошлого века гужевой транспорт перестал быть безальтернативным. Наряду с пролетками и тяжелыми ломовиками по улицам городов колесили автомашины, мотоциклетки и велосипеды. А бескрайние поля возделывали тысячи тракторов. И все же «железный конь» пока еще не мог полностью вытеснить крестьянскую лошадку из хозяйственно-экономической жизни страны, особенно на селе, где она по-прежнему оставалась главной тягловой силой. Миллионы лошадей трудились и на стройках социализма, служили в Красной Армии… В общем, механическая и конская тягловые силы пока еще конкурировали друг с другом, причем, не только на экономическом фронте.
«На семь замков запирай вороного…»
На протяжении нескольких лет в ряде областей и районов Среднего Поволжья безнаказанно орудовала неуловимая банда конокрадов. Возникая то здесь, то там, бандиты не только массово угоняла лошадей «у общественного и единоличного сектора», но и не гнушались при этом совершением более тяжких преступлений, в том числе жестоких убийств. Так, в июне 1937 года в Арзамасовском районе Горьковской области, отобрав лошадь у гражданина Минеева, налетчики убили ее хозяина. 13 декабря того же года в селе Чумакино Инзенского районо Куйбышевской области такая же участь постигла гражданина Вишнякова, лишившегося не только коня, но и жизни. 3 февраля 1938-го в Юрасовке Чердаклинского района от рук конокрадов погибли супруги Захаровы, причем мужа убили на глазах жены, находившейся на седьмом месяце беременности. В марте в окрестностях села Кабакино Вачкинского района Горьковского края во время налета с целью завладения лошадьми, бандиты расправились с их владельцами – Хмельницким и Макаровой.
Но к этому времени милиция уже вышла на след банды и, что называется, плотно «сидела у нее на хвосте». Уже вскоре после налета в Чумакино удалось задержать четверых бандитов, оказавшихся цыганами, носившими одну на всех фамилию – Лебедевы.
Главарем этой шайки был пятидесятитрехлетний Василий Михайлович, он же Павлович, он же Никифорович. А его сообщниками – Николай Васильевич 29 лет по кличке «Левка», тридцативосьмилетний Василий Иванович и девятнадцатилетний Василий Михайлович.
Спустя полтора месяца – 12 февраля 1938 года в деревне Викторовке Еделеевского сельсовета Тагайского района Куйбышевской области в руки милиции попалась еще одна цыганская банда, на этот раз – из шести человек. Самым старшим из них был пятидесятилетний Александр Андреевич Плеханов. Остальным участникам, как и в первом случае, не имевшим ни постоянного места жительства, ни определенных занятий, было от 18 до 30 лет. Только фамилии на этот раз они носили разные: Николаев, Вишняков, Соловьев, Верицкий, Борисов.
Еще через неделю – 20 февраля удалось взять очередного Лебедева – сорокавосьмилетнего Ивана Николаевича – главаря обоих бандгрупп, совершивших все указанные выше преступления, включая убийства. Но как, оказалась, были еще и третья, и и четвертая, общим количеством семь человек и тоже почти целиком состоявшие из Лебедевых, причем не только граждан, но и гражданок разных возрастов.
Главарями этих бандитских ячеек состояли Иван Прокофьевич и Василий Михайлович, как не трудно догадаться, оба – Лебедевы. А помогали мужчинам в их кровавых делах «боевые подруги» носившие ту же фамилию Мария Ивановна сорока шести лет, сорокалетняя Анастасия Ивановна, пятидесятипятилетняя Евдокия Степановна и Евдокия Васильевна Богомолова, которой едва минуло двадцать два года.
Еще часть банды сумела скрыться, и ее вылавливали по всему Средневолжскому краю до конца марта – шестерых взяла Кузоватовская милиция, еще нескольких – Буинская и Шемуршинская. Всего в итоге набралось больше 25 человек обеих полов.
У задержанных нашли наганы и обрезы, а также две фиктивные печати, с помощью которых они фабриковали документы и на себя, и на краденых лошадей. Последних было обнаружено и изъято 18 голов с поддельными конокарточками. Три лошади удалось опознать, и их вернули потерпевшими.
По нынешним меркам это было организованное преступное сообщество межрегионального масштаба, ликвидацию которого вполне заслуженно можно считать крупным успехом Куйбышевской областной милиции, включая и ульяновскую, в первую очередь, районную.
Что касается городской, то у нее были свои заботы.
Берегись автомобиля
В отличие от сельского, городской кримналитет лошадьми уже не интересовался. Во всяком случае, в сводках происшествий по городу за январь – апрель 1938 года факты хищения таковых не упоминаются. Так или иначе, с гужевым транспортом было связано лишь одно происшествие, имевшее место 20 января на улице Кирова, по которой примерно в восемь вечера ехал грузовик, принадлежавший Сенгилеевскому совхозу. Управлял автомобилем шофер Михаил Степанович Леонтьев, рядом с которым в кабине находился механик Леонид Федорович Антонов. И тот и другой были выпивши.
Не доезжая завода «Металлист» (сегодня это район перекрестка улиц Кирова и Карсунской), грузовик догнал тянувшийся в том же направлении обоз Сенгилеевского райпотребсоюза, состоявший из нескольких подвод, груженых вином, и протаранил замыкавшую повозку. От удара та опрокинулась, бутылки высыпались на снег и побились, распространив в морозном воздухе приятный хмельной дух и нанеся потребсоюзу ущерб в полторы тысячи рублей.
Будучи доставленными в 1-е отделение РКМ, оба автомобилиста не смогли внятно объяснить причину аварии, которая, по мнению милиции, была совершена умышленно из хулиганских побуждений, за что и водителя, и механика привлекли к уголовной ответственности.
В общем, к середине тридцатых дорожно-транспортные происшествия с участием «самодвижущихся экипажей», стали неотъемлемой частью городских криминальных сводок. При этом далеко не всегда ДТП оказывались такими же курьезными, как приведенное выше.
В три часа дня 2 февраля 1938 года в Ульяновске, на улице 12-го сентября грузовик Большеключищенской МТС, которым управлял водитель Н.М. Галяшкин, задавил четырехлетнего Федю Фомина. С серьезными повреждениями затылочной части черепа и вдавливанием кости в мозг, ребенок был доставлен в хирургическое отделение больницы, а Галяшкин – в тюрьму.
Спустя меньше, чем неделю, новое ДТП случилось в слободе Нижняя Часовня в Заволжье. Здесь поздно вечером грузовик завода имени Володарского под управлением шофера Софьина не смог разминуться с шедшей навстречу пьяной кампанией и сшиб одного из ее участников – рабочего того же завода Грушина, который, впрочем, пострадал не сильно и получил необходимую медпомощь прямо на месте. Тем не менее, водитель был задержан и доставлен в милицию.
А вот для инспектора аптекоуправления Леонида Марковича Голдберга встреча с грузовиком окончилась раздавленной грудной клеткой и расколотым черепом, от чего, спустя пять часов, пострадавший умер в Совбольнице (нынешней областной).
Несчастье случилось около пяти вечера 7 апреля в Ульяновске на улице М. Горького (часть современной улицы Минаева между улицами Железной дивизии и Гончарова), где пешехода сбил грузовик, принадлежавший городской билетной кассе. Водитель Николай Иванович Насонов был немедленно арестован и привлечен к суду.
Роковой оказалась поездка в город и для Натальи Петровны Курнаевой – колхозницы из Нижнее-Черемшанского района Куйбышевской области. В 10 часов утра 17 апреля женщина шла по проезжей части улицы 12 сентября. Проходя мимо тюрьмы, она увидела грузовик, несшийся ей навстречу со скоростью 25 километров в час. Это был автомобиль водочного завода, который вез продукцию предприятия на станцию Ульяновск–1. При виде машины Курнаева растерялась и, вместо того, чтобы отойти в сторону, буквально застыла посреди дороги. А водитель Наумов, не успев затормозить, сначала сбил потерпевшую, а потом еще и переехал ноги упавшей женщины левым передним колесом.
Курнаеву срочно доставили в Совбольгницу, (благо та находилась совсем рядом), где диагностировали телесные повреждения средней тяжести. А Наумова автоинспекция задержала и привлекла к уголовной ответственности.
Огонь, вода и выхлопные трубы
Впрочем, порой дорожно-транспортные происшествия заканчивались трагически не только для пешеходов, но и для самих «самодвижущихся экипажей». Например, такое случилось с одним из автомобилей завода имени Володарского. В то утро – 27 марта – грузовиком управлял шофер Василий Алексеевич Витушкин. Около 6 часов, когда машина переползала через железнодорожный переезд около станции Нижняя Часовня, у нее внезапно заглох мотор. И как ни пытался водитель его снова запустить, ничего не получалось. А вот у маневрового паровоза с двигателем было все в порядке, и он на полной скорости врезался в застывшую на переезде машину, разбив ее в щепки. Что касается водителя, то он, скорее всего, успел покинуть кабину. Во всяком случае, о том, что он как-то пострадал, в сводке не сказано. На место происшествия выехал автоинспектор Басанов.
А еще один грузовик того же предприятия поглотила огненная стихия. Случилось это вечером 8 апреля, когда шофер Вышкин повез на свалку бумажное утильсырьем, коим был забит кузов грузовика. Прибыв на место, Вышкин, видимо, зачем-то газанул, да так, что искры, «выстрелившие» из выхлопной трубы, попали на бумажные отходы в кузове и подожгли их. Автомобиль полностью сгорел.
И наконец, грузовик управления ульяновского гидроузла поглотила водная пучина. Как именно это произошло, не совсем понятно. Из сводки лишь известно, что ЧП случилось 24 апреля около пяти вечера на Волге возле острова «Середина». Находившиеся в кабине водитель Глеб Федорович Гимель, проживавший на ул. К. Маркса в доме № 41/1 и начальник склада гидроузла Василий Иванович Хрущев, квартировавший на улице Л. Толстого в доме № 37, не пострадали. Останки же грузовика, скорее всего, до сих пор покоятся где-то на волжском дне.
А вот краж или угонов механических транспортных средств, сводки не зафиксировали. Видимо, время «автокрадов» еще не наступило.
Источники:
ГАУО Ф. Р-1435, оп. 12. Д. 9, л. 215, 481, 491, 495, 546, 532, 534, 548, 557.
Владимир Миронов
В Ульяновске состоялась премьера фильма «Удивительные клады Волги»
События, 27.11.2025Во Дворце книги откроется выставка, посвящённая 200-летию со дня восстания декабристов
События, 10.12.2025






