1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
События, 12 Декабря 2025
События, 13 Декабря 2025
События, 12 Декабря 2025
События, 12 Декабря 2025
События, 8 Декабря 2025
Воспоминания, 22 Июня 1941
Герои, 5 Декабря 1890
События, 6 Декабря 2025
События, 6 Декабря 2025
Герои, 5 Декабря 2025
Герои, 5 Декабря 2025
События, 5 Декабря 2025
Места, 5 Декабря 2025
Места, 6 Декабря 2025
События, 8 Декабря 2025
События, 7 Декабря 2025
События, 8 Декабря 2025
События, 6 Декабря 2025
Места, 7 Декабря 2025
События, 7 Декабря 2025
События, 8 Декабря 2025
Герои, 21 Октября 1872
События, 5 Декабря 2025
События, 4 Декабря 2025
События, 5 Декабря 2025
События, 27 Ноября 2025
События, 10 Декабря 2025
События, 4 Декабря 2025
События, 4 Декабря 2025
События, 3 Ноября 2005
Фото дня
Чугунная решетка и памятник Ленину. Ульяновск, 1947 г.
События, 3 Февраля 1938
«Железный конь» и крестьянская лошадка

К середине тридцатых годов прошлого века гужевой транспорт перестал быть безальтернативным. Наряду с пролетками и тяжелыми ломовиками по улицам городов колесили автомашины, мотоциклетки и велосипеды. А бескрайние поля возделывали тысячи тракторов. И все же «железный конь» пока еще не мог полностью вытеснить крестьянскую лошадку из хозяйственно-экономической жизни страны, особенно на селе, где она по-прежнему оставалась главной тягловой силой. Миллионы лошадей трудились и на стройках социализма, служили в Красной Армии… В общем, механическая и конская тягловые силы пока еще конкурировали друг с другом, причем, не только на экономическом фронте.

«На семь замков запирай вороного…»

На протяжении нескольких лет в ряде областей и районов Среднего Поволжья безнаказанно орудовала неуловимая банда конокрадов. Возникая то здесь, то там, бандиты не только массово угоняла лошадей «у общественного и единоличного сектора», но и не гнушались при этом совершением более тяжких преступлений, в том числе жестоких убийств. Так, в июне 1937 года в Арзамасовском районе Горьковской области, отобрав лошадь у гражданина Минеева, налетчики убили ее хозяина. 13 декабря того же года в селе Чумакино Инзенского районо Куйбышевской области такая же участь постигла гражданина Вишнякова, лишившегося не только коня, но и жизни. 3 февраля 1938-го в Юрасовке Чердаклинского района от рук конокрадов погибли супруги Захаровы, причем мужа убили на глазах жены, находившейся на седьмом месяце беременности. В марте в окрестностях села Кабакино Вачкинского района Горьковского края во время налета с целью завладения лошадьми, бандиты расправились с их владельцами – Хмельницким и Макаровой.

Но к этому времени милиция уже вышла на след банды и, что называется, плотно «сидела у нее на хвосте». Уже вскоре после налета в Чумакино удалось задержать четверых бандитов, оказавшихся цыганами, носившими одну на всех фамилию – Лебедевы.

Главарем этой шайки был пятидесятитрехлетний Василий Михайлович, он же Павлович, он же Никифорович. А его сообщниками – Николай Васильевич 29 лет по кличке «Левка», тридцативосьмилетний Василий Иванович и девятнадцатилетний Василий Михайлович.

Спустя полтора месяца – 12 февраля 1938 года в деревне Викторовке Еделеевского сельсовета Тагайского района Куйбышевской области в руки милиции попалась еще одна цыганская банда, на этот раз – из шести человек. Самым старшим из них был пятидесятилетний Александр Андреевич Плеханов. Остальным участникам, как и в первом случае, не имевшим ни постоянного места жительства, ни определенных занятий, было от 18 до 30 лет. Только фамилии на этот раз они носили разные: Николаев, Вишняков, Соловьев, Верицкий, Борисов.

Еще через неделю – 20 февраля удалось взять очередного Лебедева – сорокавосьмилетнего Ивана Николаевича – главаря обоих бандгрупп, совершивших все указанные выше преступления, включая убийства. Но как, оказалась, были еще и третья, и и четвертая, общим количеством семь человек и тоже почти целиком состоявшие из Лебедевых, причем не только граждан, но и гражданок разных возрастов.

Главарями этих бандитских ячеек состояли Иван Прокофьевич и Василий Михайлович, как не трудно догадаться, оба – Лебедевы. А помогали мужчинам в их кровавых делах «боевые подруги» носившие ту же фамилию Мария Ивановна сорока шести лет, сорокалетняя Анастасия Ивановна, пятидесятипятилетняя Евдокия Степановна и Евдокия Васильевна Богомолова, которой едва минуло двадцать два года.

Еще часть банды сумела скрыться, и ее вылавливали по всему Средневолжскому краю до конца марта – шестерых взяла Кузоватовская милиция, еще нескольких – Буинская и Шемуршинская. Всего в итоге набралось больше 25 человек обеих полов.

У задержанных нашли наганы и обрезы, а также две фиктивные печати, с помощью которых они фабриковали документы и на себя, и на краденых лошадей. Последних было обнаружено и изъято 18 голов с поддельными конокарточками. Три лошади удалось опознать, и их вернули потерпевшими.

По нынешним меркам это было организованное преступное сообщество межрегионального масштаба, ликвидацию которого вполне заслуженно можно считать крупным успехом Куйбышевской областной милиции, включая и ульяновскую, в первую очередь, районную.

Что касается городской, то у нее были свои заботы.

Берегись автомобиля

В отличие от сельского, городской кримналитет лошадьми уже не интересовался. Во всяком случае, в сводках происшествий по городу за январь – апрель 1938 года факты хищения таковых не упоминаются. Так или иначе, с гужевым транспортом было связано лишь одно происшествие, имевшее место 20 января на улице Кирова, по которой примерно в восемь вечера ехал грузовик, принадлежавший Сенгилеевскому совхозу. Управлял автомобилем шофер Михаил Степанович Леонтьев, рядом с которым в кабине находился механик Леонид Федорович Антонов. И тот и другой были выпивши.

Не доезжая завода «Металлист» (сегодня это район перекрестка улиц Кирова и Карсунской), грузовик догнал тянувшийся в том же направлении обоз Сенгилеевского райпотребсоюза, состоявший из нескольких подвод, груженых вином, и протаранил замыкавшую повозку. От удара та опрокинулась, бутылки высыпались на снег и побились, распространив в морозном воздухе приятный хмельной дух и нанеся потребсоюзу ущерб в полторы тысячи рублей.

Будучи доставленными в 1-е отделение РКМ, оба автомобилиста не смогли внятно объяснить причину аварии, которая, по мнению милиции, была совершена умышленно из хулиганских побуждений, за что и водителя, и механика привлекли к уголовной ответственности.

В общем, к середине тридцатых дорожно-транспортные происшествия с участием «самодвижущихся экипажей», стали неотъемлемой частью городских криминальных сводок. При этом далеко не всегда ДТП оказывались такими же курьезными, как приведенное выше.

В три часа дня 2 февраля 1938 года в Ульяновске, на улице 12-го сентября грузовик Большеключищенской МТС, которым управлял водитель Н.М. Галяшкин, задавил четырехлетнего Федю Фомина. С серьезными повреждениями затылочной части черепа и вдавливанием кости в мозг, ребенок был доставлен в хирургическое отделение больницы, а Галяшкин – в тюрьму.

Спустя меньше, чем неделю, новое ДТП случилось в слободе Нижняя Часовня в Заволжье. Здесь поздно вечером грузовик завода имени Володарского под управлением шофера Софьина не смог разминуться с шедшей навстречу пьяной кампанией и сшиб одного из ее участников – рабочего того же завода Грушина, который, впрочем, пострадал не сильно и получил необходимую медпомощь прямо на месте. Тем не менее, водитель был задержан и доставлен в милицию.

А вот для инспектора аптекоуправления Леонида Марковича Голдберга встреча с грузовиком окончилась раздавленной грудной клеткой и расколотым черепом, от чего, спустя пять часов, пострадавший умер в Совбольнице (нынешней областной).

Несчастье случилось около пяти вечера 7 апреля в Ульяновске на улице М. Горького (часть современной улицы Минаева между улицами Железной дивизии и Гончарова), где пешехода сбил грузовик, принадлежавший городской билетной кассе. Водитель Николай Иванович Насонов был немедленно арестован и привлечен к суду.

Роковой оказалась поездка в город и для Натальи Петровны Курнаевой – колхозницы из Нижнее-Черемшанского района Куйбышевской области. В 10 часов утра 17 апреля женщина шла по проезжей части улицы 12 сентября. Проходя мимо тюрьмы, она увидела грузовик, несшийся ей навстречу со скоростью 25 километров в час. Это был автомобиль водочного завода, который вез продукцию предприятия на станцию Ульяновск–1. При виде машины Курнаева растерялась и, вместо того, чтобы отойти в сторону, буквально застыла посреди дороги. А водитель Наумов, не успев затормозить, сначала сбил потерпевшую, а потом еще и переехал ноги упавшей женщины левым передним колесом.

Курнаеву срочно доставили в Совбольгницу, (благо та находилась совсем рядом), где диагностировали телесные повреждения средней тяжести. А Наумова автоинспекция задержала и привлекла к уголовной ответственности.

Огонь, вода и выхлопные трубы

Впрочем, порой дорожно-транспортные происшествия заканчивались трагически не только для пешеходов, но и для самих «самодвижущихся экипажей». Например, такое случилось с одним из автомобилей завода имени Володарского. В то утро – 27 марта – грузовиком управлял шофер Василий Алексеевич Витушкин. Около 6 часов, когда машина переползала через железнодорожный переезд около станции Нижняя Часовня, у нее внезапно заглох мотор. И как ни пытался водитель его снова запустить, ничего не получалось. А вот у маневрового паровоза с двигателем было все в порядке, и он на полной скорости врезался в застывшую на переезде машину, разбив ее в щепки. Что касается водителя, то он, скорее всего, успел покинуть кабину. Во всяком случае, о том, что он как-то пострадал, в сводке не сказано. На место происшествия выехал автоинспектор Басанов.

А еще один грузовик того же предприятия поглотила огненная стихия. Случилось это вечером 8 апреля, когда шофер Вышкин повез на свалку бумажное утильсырьем, коим был забит кузов грузовика. Прибыв на место, Вышкин, видимо, зачем-то газанул, да так, что искры, «выстрелившие» из выхлопной трубы, попали на бумажные отходы в кузове и подожгли их. Автомобиль полностью сгорел.

И наконец, грузовик управления ульяновского гидроузла поглотила водная пучина. Как именно это произошло, не совсем понятно. Из сводки лишь известно, что ЧП случилось 24 апреля около пяти вечера на Волге возле острова «Середина». Находившиеся в кабине водитель Глеб Федорович Гимель, проживавший на ул. К. Маркса в доме № 41/1 и начальник склада гидроузла Василий Иванович Хрущев, квартировавший на улице Л. Толстого в доме № 37, не пострадали. Останки же грузовика, скорее всего, до сих пор покоятся где-то на волжском дне.

А вот краж или угонов механических транспортных средств, сводки не зафиксировали. Видимо, время «автокрадов» еще не наступило.

Источники:

ГАУО Ф. Р-1435, оп. 12. Д. 9, л. 215, 481, 491, 495, 546, 532, 534, 548, 557.

Владимир Миронов

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей РусскихАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБолдакин АлександрБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗубов Александр ЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛатышевЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМаркелычев АлександрМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитенко ПетрНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНиколай ШатровНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПастухова О.Д.ПаустовскийПерси-ФренчПетров С.Б.ПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРазумовский ДмитрийРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.Соснин П.И.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрёшников АлексейТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАвтомеханический техникумАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыбульвар ПластоваВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГоспиталь ветеранов войнГостиницыДворец бракосочетания на улице ГимоваДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньзавод "Контактор"ЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейКуйбышевское водохранилищеЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМариинская гимназиямедицинский факультет УлГУМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островпамятник Богдану ХитровоПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводпереулок КраснознаменныйПескиплощадь 30-летия Победыпоселок Поливнопосёлок имени КарамзинаПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер Гончаровасквер имени И.Н. Ульяновасквер КарамзинаСквер Карамзинасквер Новый ВенецСоборная площадьСпасский женский монастырьСпасский женский монастырьспуск Степана РазинаСтадионыСуворовское училищеСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУулица Гагаринаулица Гончароваулица Карла Либкнехтаулица Карла Марксаулица Крымоваулица Ленинаулица Льва Толстогоулица Пушкарёваулица Пушкинскаяулица Радищеваулица Рылееваулица Спасскаяулица Сувороваулица УльяновскаяУльяновская областная клиническая больницаУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
80 лет ПобедеАвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПрокуратура УОПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийсоборыСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахУФСИН России по УОФольклорХрамыЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Регистрационный номер СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, 73online@mail.ru

Политика конфиденциальности