Младший лейтенант милиции Федор Васильевич Кузнецов возглавлял отделение уголовного розыска Ульяновского городского отдела НКВД с ноября 1940 г. К этому времени за его плечами был уже богатый опыт оперативной работы: по Ленинскому призыву 16‐летним парнишкой он вступил в ВКП(б) и был направлен на работу в бывшую Самарскую Водную Чрезвычайную комиссию, впоследствии переименованную в ОГПУ, где проработал до апреля 1924 г. в качестве оперативного работника, а затем коменданта.
Служил Кузнецов милиционером первого отделения рабоче‐крестьянской милиции в Куйбышеве, старшим милиционером, надзирателем. Потом переехал в Чапаевск, где стал агентом и инспектором уголовного розыска, затем помощником начальника и оперуполномоченного. 15 января 1937 г. по семейным обстоятельствам его перевели в Ульяновск. Здесь Федор Васильевич продолжил службу – сначала оперуполномоченным первого отделения милиции, а затем пошел на повышение – стал оперуполномоченным отделения уголовного розыска горотдела НКВД. А 15 ноября 1940 возглавил подразделение городских сыщиков (Архив УМВД по Ульяновской области. Личное дело Кузнецова). На этом посту его и застала война.
Впрочем, придя на службу утром 22 июня, Кузнецов о войне еще не знал.
– Начальник здесь? – спросил он у дежурного.
– Не приехал, – ответил тот. – Звонил, сказал, что с утра заедет в горком.
– Как прибудет, позвони, – распорядился Федор Васильевич. – Сводки готовы?
– Так точно!
В папке, которую подал дежурный, лежали несколько экземпляров суточной сводки происшествий по городу. Быстро пробежав глазами машинописные строчки, и убедившись, что ничего серьезного в Ульяновске не произошло, начальник УР подписал каждый экземпляр. Один забрал себе, а остальные вернул дежурному – после того, как их подпишет начальник Горотдела, документы лягут на стол первому секретарю горкома и председателю горисполкома.
– Газеты есть?
Дежурный протянул свежий, еще пахнувший типографской краской номер «Пролетарского пути». Вложив сводку в свернутую газету, как в папку, Федор Васильевич отправился к себе. Войдя в кабинет, он первым делом распахнул окно, впустив в прокуренное помещение прохладный утренний воздух, еще не пропитавшийся густым полуденным зноем и вездесущей городской пылью. За окном рваным зеленым пологом тихо шелестел Карамзинский сад, упиравшийся своей ажурной оградой в восточную стену бывшего губернаторского дома, после революции превратившегося в Дом свободы (Здание находилось в современном переулке Карамзина, прямо напротив гимназии №1 и памятника К. Марксу. Снесено в конце 60‐х годов ХХ века. Сейчас по тому месту, где оно стояло, проходит участок эспланады).
И вот теперь здесь размещалось городское управление милиции. Зеленый полог ветвей плавно покачивался, время от времени забрасывая в кабинет озорных солнечных зайчиков. Среди листвы весело и задорно перекликались невидимые птахи. Где‐то по булыжной мостовой гремела колесами подвода, но этот грубый, далекий звук не нарушал общего состояния покоя яркого солнечного утра.
Кузнецов сел за стол, взял сводку и принялся читать ее внимательно, не торопясь. Всего за сутки было зарегистрировано шесть преступлений. Среди них три хулиганства. Все – по пьянке. Вот, например: «В 19 ч. от гр‐на Носова Бориса Константиновича 1908 г.р. прож. по ул. Л. Толстого, в д. 55 кв. 23, поступило заявление о том, что он, будучи в ресторане «Бар», где к нему в нетрезвом виде подошел гр‐н Кондратьев Вячеслав Николаевич 1910 г.р. прож. в г. Ульяновске, рабочий завода имени Володарского, б.п., не судим, который из хулиганских побуждений нанес один удар кулаком руки в область правого глаза» (ГАУО. Ф. Р‐134. Оп. 8. Д. 32. Л. 186). Все три преступления раскрыты, подозреваемые задержаны и привлекаются к уголовной ответственности. А вот с кражами ситуация немного хуже. Их тоже три: в 13 часов на рынке из сумки похищен бумажник с 41 рублем и документами. В 17 часов от магазина на Нижней Часовне украли велосипед, пока его хозяин покупал водку и, наконец, за час до полуночи из кабины грузовика, стоявшего во дворе Дома колхозника, неизвестные забрали комбинезон и фуражку водителя. Воры задержаны. С поличным удалось поймать и карманника на рынке. А вот велосипед, похоже, ушел с концами. В вытрезвитель доставлено 10 человек.
Кузнецов отложил сводку. Все, как обычно. Пять‐семь преступлений за сутки – своеобразная норма. Хотя, конечно, бывали дни, когда вместо сводки дежурный составляет справку о том, что преступлений не зафиксировано. Но такое случается редко. Сделав на полях карандашные пометки, начальник ОУР отложил документ в сторону и открыл газету. Номер был абсолютно мирный. Уже несколько часов как шла война. Уже отбивала атаки врага Брестская крепость. Но никто в городе пока еще не знал об этом. Люди просыпались, радуясь теплому выходному дню. Многие собирались на стадион «Спартак» (кроме него было еще два – «Зенит» (Находился в центе города. Сейчас на этом мете отель «Хилтон») и «Локомотив» (Сейчас на его месте лицей №11 (ул. Пушкинская, 2)). Здесь 22 июня «будут продолжаться городские соревнования по легкой атлетике. В программе: метание диска, гранаты, прыжок в высоту с разбега… Соревнования обещают быть интересными. В них примут участие сильнейшие легкоатлеты спортивных обществ «Динами», «Спартак», завода им. Володарского, Краснознаменного училища и училища связи. В 13 часов 30 минут начнутся встречи по баскетболу мужских команд, участников городского розыгрыша. Команда Краснознаменного училища играет с командой завода им. Володарского, команда «Спартак» с командой училища связи.
В 18 часов на футбольном поле встретятся первая команда «Спартак» с командой тов. Парамонова. Встреча представляет большой спортивный интерес, так как команда «Спартак» потерпела поражение от команды тов. Парамонова в начале летнего сезона». А кто‐то занимал очередь в баню (их в городе было 4 на 180 мест), поругивая начальство за тесноту и нерасторопность, хотя оно и старалось: «Банно‐прачечный трест сейчас производит заготовку материалов для ремонта и постройки новых бань. Уже приобретены краски, чугунные отливы, починены и покрашены крыши, повешены водосточные трубы и восстановлена аварийная стена. Ремонт бань будет закончен примерно к 15 сентября. Кроме ремонтируемых бань, начата подготовка к строительству новой бани» (Пролетарский путь. 22.06.1941).
Газета еще продавалась в киосках и лежала в почтовых ящиках, но все то, о чем сообщалось в ней, было уже неважно. Ровно в полдень по радио со своей знаменитой речью выступил Нарком иностранных дел СССР Вячеслав Михайлович Молотов. А потом в Ульяновске начались митинги. Они прошли на заводе им. Володарского, на железной дороге, на стройках, в кинотеатрах, в городском саду, во Дворце книги, в педучилище, на швейной фабрике №5, в дважды краснознаменном бронетанковом училище им. Ленина. На ульяновской пристани митинговали матросы парохода «Джон Рид», газохода №1, баркаса «Ундоры» и других судов (там же).
В этот день без особого сбора по тревоге почти весь личный состав городской милиции вышел на службу. После участия в митинге в парке им. Свердлова, посвященного выступлению тов. Молотова, собрания прошли во всех подразделениях.
В тот же день в горвоенкомат пошли первые добровольцы. Газета «Пролетарский путь» сохранила для нас имена этих людей: капитан запаса тов. Уваров, младший командир запаса Лященко Василий Семенович, Семенов Юрий Михайлович, Шляпугин И.П., экономист‐плановик спиртокуренного завода Иванов Владимир Николаевич, работник одной из новостроек Шевкун В.И. – участник боев с белофиннами. А также учащиеся сельхозтехникума, комсомольцы Александр Чечевицын, Василий Материкин, Анатолий Кирюшкин, Борис Рогов, Анатолий Занин и Александр Новичков (Пролетарский путь. 22.06.1941).
На следующий день, 23 июня, «Пролетарский путь» опубликовал пространный отклик на речь Молотова. В нем в частности, говорилось: «Советское правительство приказало выбросить с нашей земли оголтелых фашистских бандитов. Рабоче‐Крестьянская Красная Армия, ВоенноМорской Флот и Соколы Сталинской авиации, безусловно, выполнят приказ своего правительства…
История не знает примера, когда бы наш народ оказался побежденным… Советский народ знает, что война, затеянная против СССР кликой обезумевших фашистских правителей во главе с Гитлером, не найдет поддержки среди германского народа. Советский народ знает, что германские рабочие, крестьяне и интеллигенция против этой войны, против фашистского режима и гитлеровской клики… Советский народ клянется любимому Сталину еще теснее сплотиться с партией и работать так, чтобы наша непобедимая Красная Армия имела все ей необходимое в любом количестве…» (там же).
В этом фрагменте обращает на себя внимание пассаж о том, что война с СССР не найдет поддержки среди германского народа. Что тамошние рабочие, крестьяне и интеллигенция против этой войны, против фашистского режима. А раз так, читается между строк, то они восстанут и сметут гитлеровскую клику. Это вполне созвучно сегодняшним настроениям некоторой части наших сограждан, которые уверены, что атака на Россию со стороны запада не популярна у народов этих стран и, в первую очередь, в бизнес‐кругах, поскольку приносит значительные убытки. А раз так, то рано или поздно они «восстанут» и заставят правящие режимы вновь подружиться с Россией. В прошлый раз эти надежды не оправдались – народы Европы не восстали, и война разгоралась все жарче и жарче.
А город, между тем, перестраивался на военные рельсы. В первые дни войны здесь, по аналогии со столицей, были созданы Совет по эвакуации, Городской совет обороны (ГКО), бюро учета и распределения рабочей силы и другие учреждения военного времени (Ефимов Ю.Д., Лосева В.И. Ульяновск и Ульяновская область в годы Великой Отечественной ... С. 7).
Материал из книги Владимира Миронова «Неизвестная война. Ульяновский «фронт»» из серии «Симбирские тайны». Издание в научно-популярной форме рассказывает о жизни Ульяновска и Ульяновской области в годы Великой Отечественной войны. Особое место в книге уделено работе ульяновской милиции в тот период.
СОДЕРЖАНИЕ
Если завтра война… ……………………………………………………. 5
Вставай, страна огромная…………………………………………… 14
Мобилизация…………………………………………………………… 20
Милицейский фронт………………………………………………. 30
«В Красной Армии штыки, чай, найдутся…»…………… 40
Любимый город мог ли спать спокойно? ………………. 44
Хочешь мира – готовься к войне……………………………… 51
В здоровом теле – здоровый дух…………………………….. 54
Фронтовые подруги………………………………………………… 55
Стирка оборонного значения……………………….………… 57
Путь‐дорожка фронтовая… ……………………………………. 62
Все – для фронта! …………………………………………………… 63
«Складолазы»…………………………………………………………… 68
Во имя отца, и сына, и боевого духа………………………… 70
Глас народа – глас божий? ……………………………………… 73
Диверсанты шли в Ульяновск………………………………… 79
Люди в белых халатах……………………………………………… 83
Город в шинели………………………………………………………. 90
Парад………………………………………………………………………… 94
Ополчение………………………………………………………………… 98
Граждане! Воздушная тревога! ……………………………… 100
Бункер для Сталина? ……………………………………………… 107
В тесноте, да не в обиде…………………………………………… 109
Ты сейчас далеко, далеко… ……………………………………. 118
Похвальное слово о военной цензуре………………………125
Фабрика «КИМ» и другие………………………………………… 130
Володарка…………………………………………………………………135
Десять лет за опоздание…………………………………………. 141
«Прогулял, потому что нет одежды и обуви»………… 144
Дело «вредителей»…………………………………………………. 150
Завод имени Сталина……………………………………………… 152
Кадры решают все…………………………………………………… 156
Дело о молотке………………………………………………………… 162
Жизнь – на карту………………………………………………………167
Пища для ума и не только………………………………………. 181
378
НКВД – затянуть пояса! ……………………………………………184
Земля – кормилица…………………………………………………. 191
От работы кони дохли………………………………………………198
Тагайский оборонительный рубеж………………………… 202
Рокада……………………………………………………………………… 210
Кто – воюет, а кто – ворует……………………………………… 213
Нефть в обмен на продовольствие…………………………. 215
«Каждый коммунист должен быть чекистом»………. 218
В застенках НКВД…………………………………………………… 220
Сидели два товарища……………………………………………… 220
Ульяновская область……………………………………………… 223
Погоны……………………………………………………………………. 231
Новое печатное слово……………………………………………… 234
Громкое эхо Сталинграда…………………………………………238
Чем можем, тем поможем………………………………………… 243
О хлебе… ………………………………………………………………… 246
…И зрелищах…………………………………………………………… 249
Чтобы тело и душа были молоды… …………………………253
Жить стало лучше? Жить стало веселее? ……………… 256
На милицейском «фронте» – бои местного значения……………………………………………………..……………… 259
«Бесы» из собеса……………………………………………………… 261
По звериному следу………………………………………………… 265
Налет на Пролетарском спуске………………………………. 267
Убили меня, Дима…………………………………………………… 268
След………………………………………………………………………… 270
Убийство в Панской Слободе……………………………………271
Гастролеры……………………………………………………………… 273
Охотники за сундуками…………………………………………… 274
«Татарка»………………………………………………………………… 275
В лесу не фронтовом………………………………………………. 276
Лесные «братья»……………………………………………………… 277
Задонский…………………………………………………………………279
Михайлычев……………………………………………………………. 280
Про беглых знало все село……………………………………… 282
Последний бой………………………………………………………… 283
Банда Нестерова……………………………………………………… 286
379
Бандит‐орденононсец………………………………………………287
Мелекесская «гастроль»…………………………………………. 289
За хлебом – с вилами………………………………………………. 292
Лампочка – за ударный труд…………………………………… 300
С мыслями о будущем……………………………………………… 301
Предпоследний год войны……………………………………… 303
Чистота – залог Победы………………………………………….. 307
«Кто сказал, что надо бросить песни на войне?»…… 311
Чтобы шли, как по маслу………………………………………… 312
Место, не столь отдаленное……………………………………. 314
Пожар……………………………………………………………………… 315
Подготовка……………………………………………………………… 317
Убийство…………………………………………………………………. 318
Приговор………………………………………………………………… 318
«Черные валеты»………………………………………………………319
Чего и сколько………………………………………………………… 322
Про «три колоска»…………………………………………………… 323
Расстрел за прогул, и «десятка» за опоздание………… 330
Последнее дело лейтенанта Миридонова……………… 333
Дети войны……………………………………………………………… 342
В войну взрослели рано……………………………………………343
«Наша крыша –небо голубое»………………………………… 347
Казенный дом…………………………………………………………. 353
«Сопливые острожники»………………………………………… 359
Колонисты……………………………………………………………… 365
Пленники или изменники? ……………………………………. 370
Эпилог…………………………………………………………………………… 376
Изданы две детские книги с иллюстрациями ульяновского художника
События, 25.11.2024