1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
События, 6 Января 1937
События, 14 Мая 1937
Воспоминания, 1 Апреля 1988
События, 14 Апреля 2024
События, 14 Апреля 2024
События, 3 Марта 1919
Воспоминания, 22 Апреля 1990
Воспоминания, 12 Апреля 2024
События, 14 Октября 1936
События, 22 Марта 1937
Воспоминания, 1 Января 1991
События, 6 Апреля 1850
Герои, 8 Апреля 2024
События, 1 Января 1945
Воспоминания, 8 Июля 1942
События, 8 Июня 1942
События, 3 Мая 1942
События, 10 Октября 1942
События, 7 Июля 1941
События, 1 Апреля 1942
События, 1 Марта 1942
События, 23 Июня 2024
События, 4 Апреля 2024
Герои, 4 Апреля 2024
События, 22 Июня 1941
События, 3 Июля 1941
События, 22 Июня 2024
Места, 24 Апреля 1985
События, 7 Ноября 1935
События, 1 Января 1937
Фото дня
Лауреат Нобелевской премии Ж.И. Алферов в Ленинском мемориале
Герои, 24 Февраля 1811
Добрый пастырь
Источник: Иван Сивопляс

Как-то довольно много лет тому назад один знакомый служитель культа, заочно постигавший духовные науки в Саратовской семинарии, попросил помочь ему с написанием работы про святителя Иоанна Тобольского (1651 – 1715), в миру Ивана Максимовича, митрополита Тобольского и всея Сибири.

Два Максимовича

Я пытался объяснить, что не историк, а краевед, и занимаюсь не Сибирью, а Симбирском – но очень неотступен и печален был батюшка, сетуя, что с историей он не мог совладать даже в средней школе, а Тобольск или Симбирск – так ли суть важно? Всё одно, на одной земле живём!

И тут-то, вспомнилось мне, что у нас тоже был «свой» Максимович, самый первый архипастырь образованной в 1832 году Симбирской и Сызранской епархии в пределах Симбирской губернии, архиепископ Анатолий (1766 – 1844), в миру Андрей Иванович Максимович. И Иоанн Тобольский, и Анатолий Симбирский были потомками одного и того же благочестивого украинского шляхтича Максима Васильковского: Иоанн – сыном, а Анатолий – праправнуком.

Оба талантливы, делали блестящие карьеры и были обласканы российскими государями. Оба на самом взлёте подверглись опале – внешне завуалированной, но столь же явной для современников – когда они, пастыри Божии, пытались обличать земное начальство.

Любимец Петра Первого, князь Александр Данилович Меньшиков (1673 – 1729) возвёл у себя в имении церковь и в декларативной форме потребовал от владыки Иоанна приехать и освятить её в назначенный им день. Владыка отказался, сорвав приуроченный к такому случаю пир горой, и мстительный князь рекомендовал Петру назначить Иоанна митрополитом в Сибирь, где тот через три года отдал Богу душу, успев напророчить Меньшикову его собственную незавидную судьбу: «Да, далеко я заехал, но он будет ещё дальше меня».

Короче говоря, доклад наш получил оценку «отлично».

В блистательном Санкт-Петербурге

Думал ли и преосвящённый Анатолий, что когда-либо окажется в Симбирске? Но неисповедимы пути Господни. Куда раньше он, прилежный ученик Переяславской духовной семинарии, что в Полтавской губернии, оказался в столичном Санкт-Петербурге!

Лучших учеников с «мест» направляли в Санкт-Петербургскую главную духовную семинарию в знаменитой Александро-Невской лавре, чтобы готовить из них будущих преподавателей. Андрей Максимович окончил её в 1789 году и сразу начал преподавать в ней риторику и греческий язык. В 1792 году был рукоположен в священники к столичной церкви Успения Пресвятой Богородицы, известной в истории как храм Спаса на Сенной площади. Отстроенный за тридцать лет до этого на средства богатейшего россиянина своей эпохи Саввы Яковлева (1713 – 1784), Спас на Сенной считался одним из красивейших и богатейших питерских храмов.

Церковь Спаса на Сенной в Санкт-Петербурге, настоятелем в которой был отец Андрей Максимович:

Особой гордостью считался 542-пудовый колокол на сорокаметровой колокольне – храмоздатель Яковлев так дорожил им при жизни, что приказал примотать язык колокола цепью и застёгивать её замком, ключ от которого хранился у самого Яковлева и выдавался им лично, когда он позволял в него звонить. Престол храма был обложен позолоченными серебряными панелями весом более ста килограммов, а храмовый образ Успения Пресвятой Богородицы осыпан жемчугами и бриллиантами.

Спас на Сенной считался купеческим храмом. Помимо богатейшего семейства Яковлевых среди его прихожан было много богатых людей из торгового сословия, людей богобоязненных и щедрых. Им, в свою очередь, очень импонировал учёный настоятель, вдохновенный проповедник, послушать которого специально приходили прихожане из других храмов, а в те времена соревновательность в плане у кого колокол громче, хор голосистей и батюшка вдохновенней, являлась важной частью общественной жизни. Не приход, а мечта!

Речи отца Андрея не только звучали устно, но и публиковались «с дозволения Святейшего Синода». Прекрасного оратора приглашали для проповедей на разные события, торжественные и печальные. 7 марта 1808 года в Александро-Невской лавре он произнёс речь при погребении духовника Его императорского величества Александра I, протопресвитера придворного и Московского Благовещенского соборов Сергия Федорова:

«Нет ничего ужаснее, ничего болезненнее, как представлять себе собственную кончину свою. Мы умышленно закрываем очи наши и отвращаемся от такого предмета, к которому по необходимости наклоняет нас собственная наша природа. Но что же чрез то успеваем мы? Смерть всегда преследует свою добычу. Она облекается покровом непроницаемым, крадется потаенными путями, неприметно подкапывает бренную храмину нашу, ловит все выгодные случаи, чтобы внезапно напасть на нас с необоримой силою. И тогда уже неизбежны и совершенно решительны бывают ее удары».

Речь отца Андрея понравилась многим – но был у неё и совершенно особый слушатель, сам император Александр I.

Столь проникновенно о смерти отец Андрей говорил, сообразуясь с личными обстоятельствами: он овдовел, потерял горячо любимую жену. Священнику только однажды позволялось вступить в брак, но вдовому священнику ничто не мешало стать монахом. И тут, как говорится, несчастье помогло: отец Андрей принимает постриг с именем Анатолий – и перед ним буквально распахиваются новые карьерные перспективы!

Явно не без протекции императора в 1809 году иеромонах Анатолий стал ректором и профессором богословия в родной Санкт-Петербургской духовной семинарии, помещавшейся во всё в той же Александро-Невской лавре. Одновременно, был назначен архимандритом первоклассной Свято-Троицкой Сергиевой Приморской пустыни, пригородного к столице монастыря.

Собор Пресвятой Троицы в Троице-Сергиевой Приморской пустыни, где служил архимандритом владыка Анатолий:

Обитель опекалась правящими монархами и служила «модным» местом для захоронения представителей высшей столичной знати – здесь размещались их родовые усыпальницы. Архимандриту Анатолию вверили попечение над отцами-законоучителями всех кадетских корпусов Санкт-Петербурга.

Вид на здание Санкт-Петербургской духовной семинарии, где учился и ректором которой был Анатолий Максимович:

«Слово…» – не воробей

24 февраля 1811 года архимандриту Анатолию предложили выступить с речью в знаменитом Исаакиевском соборе по случаю приведения к присяге чиновников, избранных на гражданские должности в Санкт-Петербургской губернии.

Так выглядел Исаакиевский собор в начале XIX века:

Слово это имело эффект разорвавшейся бомбы:

«Малодушные, преданные страстям, унижающим человечество, не могут быть служителями Престола. Не могут управлять другими, кто потеряли власть над самими собою. Не могут быть верными монарху, кто пребывают неверными своему Богу, - без обиняков, в карьер начал отец Анатолий. - Не какая-нибудь верность, основанная на чувственной выгоде и часто связующая самых развращённейших человеков, потребна в званиях общественных, но вера Евангельская, возвышающая дух наш превыше всего земного и гибнущего. В верности общественного служения мы должны жертвовать самою жизнью. Чем более кто имеет власти, тем менее может жить по своим прихотям – здесь должны исчезнуть все виды самолюбия – должно отречься самого себя. Власть над человеками не есть собственность человека – это существенная принадлежность Творца вселенной. Горе человеку, который власть употребляет для насыщения своих прихотей, который своим примером уполномочивает всякое распутство и бесчиние. Какое мучение, какой ад для его совести! Лучше бы было никогда не родиться ему. Он умирает – но не умирает грех его. Яд греха разливается по бесчисленным членам, и пагубные следствия его, может быть, ощутительны будут даже до конца света».

Эти слова цепляют и через 213 лет – а каково было тем, кому это предназначалось, тем самым чиновникам Санкт-Петербургской губернии?

Архимандрит Анатолий «задал тон». В марте того же 1811 года «выстрелил» наш земляк, Николай Михайлович Карамзин, кстати сверстник Анатолия (1766 – 1826), подав императору Александру I «Записку о древней и новой России», где тоже обрушивался на нерадивых чиновников:

«Не боятся государя – не боятся и закона! Наше правление есть отеческое, патриархальное. Чего Александр не сведает, если захочет ведать? И да накажет преступника! Да накажет и тех, которые возводят его в чины! Начинайте всегда с головы: если худы капитан-исправники – виновны губернаторы, виновны министры!..».

«Слово…» Анатолия и «Записка…» Карамзина, сходятся историки, знаменовали переход политики императора Александра I от либеральных реформ к охранительным тенденциям. Но если «Записка…» была засекречена, то Анатолию за «Слово…» пришлось держать ответ.

В январе 1812 года в Переяславе, бывшем центром Полтавской и Переяславской епархии, скончался епископ Феофан (Шиянов) – человек великой мудрости и простоты, тоже блестящий оратор – его специально командировали в Санкт-Петербург в 1776 году, чтобы он сказал на бракосочетании великого князя Павла Петровича, будущего императора Павла I.

Вознесенский собор в городе Переяславе, где служил владыка Анатолий:

Так появился чудесный повод «сплавить» Анатолия на «малую родину». Он был хиротонисан в епископы (на фото справа - в это время) и отправлен в Полтавскую епархию. Четыре года радовал владыка Анатолий земляков и духовенство, от души слагавшее в его честь немудрящие стихи:

«Твой взор мил кроткий тот сулит струи доброт».

В 1816 году владыку Анатолия перевели на бывшую уже два года вакантной Минскую кафедру, и он стал епископом Минским и Литовским. 16 лет кротко и мудро служил владыка в Минске, также любимый паствой и духовенством, а времена тогда наступали строгие – царство императора Николая I, за любовь к порядку прозванного «Палкиным».

На смену доброму старцу в Минск из Тамбова прислали энергичного епископа Евгения (Баженова), хвалившегося тем, что сдал в солдаты несколько сотен нерадивых священнослужителей и прибегал для «вразумления» прочих к телесным наказаниям, рогаткам и колодкам. Евгений продержался в Минске два года и никто из духовенства даже не пришёл провожать его.

Минск в первой половине XIX века:

Симбирский архипастырь

Говорили, что Анатолий сознательно выбрал назначение на вновь образованную Симбирскую кафедру, прекрасно сознавая всю меру трудностей, в том числе, бытовых, с которыми предстояло столкнуться на новом месте. Формально, для Анатолия Симбирск был повышением – он получил сан архиепископа, но при этом, в Симбирске не было ни семинарии, ни даже достойной архипастыря резиденции. Начинать приходилось с нуля, что крайне непросто для всякого, тем более, пожилого человека. Не один год заняли упорные труды.

В сентябре 1840 года открылась Симбирская духовная семинария. 15 сентября 1841 года Анатолий торжественно освятил заложенный еще в 1824 году Кафедральный Свято-Троицкий собор, на долгие годы ставший главным украшением и символом Симбирска. При Анатолии в епархии подвизались симбирский юродивый Андрей Огородников и священник села Бортсурманы Курмышского уезда Алексей Гневушев, за подвиги благочестия причисленные Православной церковью к лику святых. Архиепископ с сонмом духовенства сам погребал блаженного Андреюшку в Симбирском Покровском монастыре.

В 1842 году, «по глубокой старости и упадку сил», добрый архипастырь ушел на покой. Анатолий уехал из Симбирска и поселился в Сызранском Вознесенском монастыре – как говорили, чтобы не смущать преемника своего, архиепископа Феодотия (Озерова) (1797 – 1858), и не соблазнять паству неуместными сравнениями. Впрочем, Феодотий скоро снискал всеобщую любовь.

В Сызрани Анатолий отошел к Богу 14 февраля 1844 года 78 лет от роду и был погребен у монастырской церкви Федоровской Божией Матери.

При Советской власти монастырь, по обыкновению, закрыли. Могила Анатолия пришла в забвение, на десятилетия считалась утраченной, буквально в нескольких метрах от неё устроили смотровую яму для гаража. Хорошо сохранившиеся в массивном дубовом гробу останки архиепископа обнаружили летом 2004 года при проведении реставрационных работ в монастыре, возвращённом Церкви. 16 сентября Анатолия торжественно перезахоронили в Воскресенском некрополе Симбирска-Ульяновска, и уже двадцать лет, как первый наш архипастырь покоится в симбирской земле.

Иван Сивопляс, научный сотрудник

Музея-заповедника «Родина В. И. Ленина»

Темы: Религия

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей РусскихАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛатышевЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМаркелычев АлександрМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПетров С.Б.ПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.Соснин П.И.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Регистрационный номер СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, 73online@mail.ru