
Коллективизация, набиравшая обороты на селе, практически не затрагивала горожан. Во всяком случае, напрямую. У них была своя жизнь, свои заботы и свои, сугубо городские проблемы. Одной из таковых неожиданно стала… безопасность дорожного движения.
Надо сказать, что попытки навести порядок в этом вопросе предпринимались и прежде. Так, особое внимание данной проблеме было уделено еще 11 июня 1925 года в обязательном постановлении Президиума Ульяновского Горсовета «Об упрощении порядка взыскания штрафов», изданном на основании инструкции НКВД № 204 от 11 апреля того же года. Оно разрешало штрафовать:
«- За проезд грузовых автомобилей и экипажей с грузами по асфальтированной мостовой ул. К. Маркса (ныне ул. Гончарова). Штраф – 1 руб.
- За быструю езду по улицам города экипажей, велосипедов, мотоциклетов, автомобилей и проч. сверх установленной скорости. Штраф – 1 руб.
- За езду на велосипедах, мотоциклетах и проч. по тротуарам, скверам и газонам. Штраф – 50 коп.
- За отсутствие на видном месте номера, установленного Губфинотделом на экипажах, мотоциклетах, автомобилях, велосипедах и пр. Штраф -1 руб.
- За бросание на тротуары, мостовые в садах, скверах и газонах шелухи, семячек, бумаги, окурков и пр. Штраф – 25 коп».
- За стоянку легковых и ломовых извозчиков на неуказанных местах. Штраф – 50 коп».
В следующем, 1926 году, упорядочиванию уличного движения Горсовет посвятил уже отдельное постановление от 20 августа. Оно так и называлось: «Об урегулировании уличного движения в г. Ульяновске».
Документ устанавливал предельные скорости движения по городским дорогам: для легковых автомобилей – 20 верст в час, грузовиков, легковых извозчиков, велосипедистов и мотоциклетов – не более 12 в/ч. (около 21 и 13 км/ч. соответственно)
Запрещалась езда вдвоем на одноместных велосипедах, особенно с детьми, а также катание по тротуарам и газонам.
Извозчики не имели права выезжать на биржу (официально отведенное место для ожидания пассажиров) пьяными и отлучаться от экипажа во время стоянки там. Кроме того, свободные легковые извозчики были обязаны по требованию милиции бесплатно перевозить «ушибленных, находящихся в бесчувственном состоянии, скоропостижно умерших, а также милиционеров, преследующих преступников».
Запрещалась перевозка грузов и проезд грузовых автомобилей по асфальтовой мостовой ул. К. Маркса (ныне Гончарова), а также движение экипажей чрез чугунные крышки водопроводных колодцев.
Особым участником уличного движения в городе стали рейсовые автобусы. Их появление потребовало разработать и утвердить правила пользования таковыми, что и было сделано в виде обязательного постановления от 17 декабря того же года «О пользовании автобусным сообщением по г. Ульяновску», являвшееся, по сути, перечнем запретов.
Запрещалось ездить в «автомобилях-автобусах» в пьяном виде, лицам, «явно одержимым заразной болезнью», а также с оружием. Обывателям – с неразобранными охотничьими ружьями, а красноармейцам и милиционерам – с винтовками. Последним запрещалось также перевозить под конвоем арестованных.
Всем прочим не разрешалось:
- провозить громоздкий и тяжелый багаж, животных, птиц, огнеопасные предметы, а также вещи, пачкающие платье и издающие дурной запах.
- Высовываться из автобуса.
- Плевать в автобусах.
- Курить внутри автобуса.
- Ставить детей на сидения.
- Шуметь и петь при проезде.
С момента выхода этого, последнего по времени, постановления прошло около четырех лет и Горсовету пришлось в очередной раз обращаться к проблеме дорожного движения. А все потому, что поэтическая строка «молодым везде у нас дорога» неожиданно обрела совершенно новое и вполне конкретное звучание: проезжая часть городских улиц в какой-то момент превратилась в излюбленное место развлечений юных ульяновцев. Например, состязаясь в меткости поражения движущихся «мишеней», мальчишки закидывали камнями и палками проезжавшие экипажи и редкие пока автомобили. Или испытывали на прочность найденные дома веревки: натягивали их поперек городских дорог и наблюдали, как спотыкаются лошади, запутываются колеса повозок или с треском ломаются и падают столбики придорожных оград, когда в привязанные к ним «ловушки» попадали самодвижущиеся экипажи.
К концу весны эти далеко не невинные детские забавы приняли настолько массовый характер, что привлекли внимание Горсовета, который вынужден был 30 мая издать очередное Обязательное постановление, посвященное возникшей проблеме.
«За последнее время участились случаи игр малолетних детей на дорогах улиц. Со стороны же подростков проявляются явно хулиганские действия, мешающие нормальному уличному движению. <…> Наличие данных явлений по городу не исключает возможности повторения несчастных случаев, а также мешает нормальному, как конному, так и автомобильному движению по городу», – говорилось в документе. Однако адресован он был не малолетним нарушителям ПДД, а их родителям, которые, по мнению депутатов Горсовета, не принимали воспитательных мер «к недопущению игры их детей на дорогах улиц и к устранению хулиганских действий» не в меру озорных отпрысков.
Постановление вменяло «в обязанность родителям иметь постоянное наблюдение за своими детьми и ни в коем случае не допускать игры их детей на дорогах улиц». В противном случае «за хулиганские действия, проявляющие со стороны подростков», их родителей надлежало привлекать к административной ответственности – штрафу или принудительным работам, как за хулиганство.
Наблюдение за исполнением данного постановления (как, впрочем, и всех предыдущих) возлагалось на городскую милицию.
Кстати, не тогда ли и появился треугольный дорожный знак «Осторожно, дети!».
Источники:
ГАНИ УО Ф. 13, оп. 1. Д. 955. Л. 3а, 5, 12, 18.
ГАУО Ф. Р-634. оп. 1. Д. 55. Л. 20, 20 об., 39, 78.
ГАУО Ф. Р-634, оп. 1. Д. 86. Л. 219.