1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
О проекте Лента времени Популярное Годы Люди Места Темы Контакты
Лента времени
Герои, 9 Декабря 1965
Герои, 9 Декабря 1975
Герои, 7 Декабря 1648
События, 22 Октября 1922
Места, 7 Декабря 1832
События, 15 Октября 1922
Фото, 1 Мая 1956
Герои, 31 Января 1830
Герои, 18 Октября 1834
Герои, 8 Ноября 1879
Фото, 14 Июля 1899
События, 7 Сентября 1921
События, 7 Сентября 1921
Герои, 21 Ноября 1902
События, 10 Ноября 1918
События, 22 Ноября 1918
События, 13 Ноября 1918
Воспоминания, 15 Мая 1932
Места, 21 Ноября 1648
Герои, 22 Ноября 1960
События, 4 Ноября 1918
Фото, 12 Февраля 1912
Фото, 1 Августа 1934
События, 12 Сентября 1918
События, 19 Января 1922
События, 13 Сентября 1921
Фото, 18 Октября 1891
Воспоминания, 9 Октября 1920
Воспоминания, 11 Февраля 1920
Воспоминания, 15 Января 1920
Фото дня
Ценная находка
События, 12 Сентября 1918
«Борцы» и «жертвы» революции
Источник: Иван Сивопляс

Историк и краевед Иван Сивопляс рассказывает историю памятника Борцам революции, расположенного на ульяновском Венце.

В День народного единства и согласия меня попросили провести по центру Ульяновска группу его гостей, иностранных студентов, обучающихся в Самаре и Саратове. Ребята вполне сносно разговаривали по-русски.

Гостей города впечатлила Волга, точнее говоря, Куйбышевское водохранилище, будто они у себя в Самаре и Саратове Волги не видали. Впечатлила лестница у Краеведческого музея — подозябший народ весело ринулся вниз, желая пересчитать все её 607 ступеней; остановило только предупреждение, что снизу вверх считать будет гораздо труднее.

И, наконец, заинтересовал памятник Борцам революции — точнее говоря, рассказ о том, что здесь действительно покоятся те самые борцы, не менее семи десятков человек. «Вы же говорили, что это любимое место прогулок горожан? — спрашивали меня. — Почему же здесь устроили кладбище?».

Кладбище тоже может быть замечательным местом для прогулок, отвечал я. А одна из идей, видимо, была такая: напомнить слоняющимся по Венцу симбирским-ульяновским обывателям, кому они обязаны счастливой и беззаботной жизнью…

Любые революционеры, не только большевики, отрицали религию, но всякое революционное движение по сути своей было квазирелигиозным, цитируя или прямо заимствуя те или иные элементы культа и обрядов. Особым образом это касалось культа мучеников, игравшего самую важную роль в жизни Церкви, почитавшей их мощи, вкладывавшей их частицы в антиминсы и алтари, строившей храмы на местах их мучений и погребения.

Революция также с размахом почитала своих мучеников, или «жертв». Грандиозные, масштабные похороны жертв революции, собиравшие сотни тысяч участников, ознаменовали окончание событий Февральской революции в Петрограде, где захоронили 184 человека, и Октябрьской в Москве, где было погребено 238 погибших. Точки для братских захоронений тоже были выбраны нетривиальные – Марсово поле в Петрограде, место парадов и массовых гуляний, Красная площадь в Москве.

Особым образом, подчёркивался «внецерковный и общегражданский» характер революционных похорон: без церковных обрядов, без использования религиозной символики. Родственники при желании могли совершать их частным порядком – организаторов искренне возмущало, что некоторые родственники, тоже в частном порядке, поместили на гробы изображения крестов.

Кто были первыми?

Как ведётся в России, из столиц революционная «мода» распространилась в провинцию. События 1917 года обошлись в Симбирске без массовых кровопролитий. Первыми воистину «революционными» похоронами стало погребение бойцов Народной армии, освободившей Симбирск от большевиков 22 июля 1918 года — да, мы некорректно, по привычке, зовём их белогвардейцами. А ведь по декларируемым политическим предпочтениям они были социалистами-революционерами, поклонялись не Богу, а Марксу, ратовали за отмену частной собственности и сражались под красными флагами, только с надписью «Вся власть Учредительному собранию!».

Доводилось встречать свидетельства, что именно «белогвардейцы» стали первыми борцами и жертвами революции, погребёнными на Венце. А почему бы и нет? Фотографически снимок запечатлел два катафалка, на которых везут тела погибших белочехов, похоронную процессию из боевых товарищей погибших чешских легионеров и густую толпу любопытствующих симбирян на фоне кафедрального Троицкого собора — и это ближе к Венцу, чем к городскому кладбищу.

Чехи почти идеально подходили на роль борцов и жертв — интернационалисты, сложившие головы вдали от родного пива, Праги и хоккея, ради свободы симбирян от проклятого царизма и большевизма. Был в этом и практический аспект, ибо в Симбирске, вдали от родных и близких, едва ли кто стал следить на кладбище за могилами павших героев, а здесь, в центре, была вероятность, что их не забудут и приведут в порядок.

На братских могилах не ставят крестов

12 сентября 1918 года Красная армия силами Железной дивизии освободила Симбирск — но Симбирская военная операция на том не закончилась. Спустя шесть дней народоармейцы перешли в наступление, выбив «красных» из-за Волги, захватив патронный завод. Наступающих по железнодорожному мосту белых едва сдержал Интернациональный полк Железной дивизии, её отборное, самое дисциплинированное и мотивированное подразделение.

Полк состоял, по преимуществу из чехов, словаков, немцев, австрийцев — ещё были русские и один африканец. Команды в полку отдавались на немецком языке — кто по-немецки не понимал имели записочки с транскрипцией и зубрили слова наизусть. Интернационалист остановили натиск врага, но дорогой ценой — не менее семнадцати человек, а скорее всего, ещё больше, погибшими.

Про семнадцать мы знаем из воспоминаний командира Железной дивизии Гая Дмитриевича Гая, что они были погребены в братской могиле на симбирском Венце. Могилу мы видим на снимках, сделанных осенью 1918 года, в окружении бойцов Железной дивизии, салютующих мёртвым товарищам почётным знаменем ВЦИК, врученным дивизии за взятие Симбирска 28 сентября 1918 года. Видно, что могила не очень большая – едва ли столпившиеся живые бойцы попирали ногами место последнего покоя своих боевых товарищей: гробы бойцов-интернационалистов, видимо, были положены в несколько слоёв.

На братской могиле павших красноармейцев на Венце, сентябрь 1918 года:

В качестве надгробий над могилой из земли торчат деревянные столбы. Можно было бы свести невразумительность — даже непочтительность — временных памятников к трудностям военного времени. Но стоит вспомнить, что у обрубленного древесного ствола — «пни на могилах», которые изготавливались даже из мрамора — была устойчивая символика, выражение скорби о безвременно ушедшем человеке, чаще мужчине, который ушёл из жизни, не оставив семьи и потомства…

Загадочное самоубийство

23 марта 1919 года к бойцам Железной дивизии подхоронили красноармейцев и советских работников в количестве 21 человека, павших при подавлении Мартовского, или Чапанного восстания, бушевавшего на протяжении марта 1919 года в Сенгилеевском, Сызранском и Карсунском уездах Симбирской губернии и Ставропольском уезде Самарской. У восстания был не лишённый оригинальности лозунг «Долой коммунистов! – Да здравствуют большевики!»; коммунисты отбирали хлеб, а большевики дали землю.

Спустя несколько дней в братской могиле был похоронен казначей Симбирского губисполкома Никитин, о самоубийстве которого был официально напечатано в газете 26 марта 1919 года. Смерть эта явно вызвала в губернском городе большие кривотолки, ибо 27 марта была напечатана очередная заметка, сообщавшая, что следствию не удалось установить причин самоубийства товарища Никитина — что немаловажно, товарища, а не гражданина.

Возможно, похороны среди борцов революции должны были окончательно развеять слухи вокруг этой истории — но они, видимо, слухов только добавили, ибо в сентябре 1918 года, когда бойцы Интернационального полка героически сражались и гибли, отстаивая Симбирск, товарищ Никитин пытался «эвакуироваться» из, как ему казалось, обречённого города… Но все мы оказываемся одинаково равны перед смертью.

10 марта 1920 года на Венце упокоились десять бойцов квартировавшей в Симбирске 30-й бригады ВОХР, погибших в Бугульминском уезде Самарской губернии при подавлении так называемого Вилочного восстания, названного так по вилам, которыми вооружались повстанцы. Другое название — Восстание Чёрного орла. Оно объединило башкирское и татарское население Среднего Поволжья, отстаивавших от свирепствовавших в деревнях продотрядов не только свой хлеб, но и свою национальную и религиозную идентичность: «Известно, что татары свиней не разводят, а продком требует от них свинину», «продармейцы издеваются над минаретами, над тюбетейками».

Восстание было подавлено, но большевики вынуждены были корректировать свою продовольственную и национальную политику — в частности, ближайшим «ответом» восставшим стало создание уже в мае 1920 года Татарской АССР. Это было последнее братское захоронение на Венце. Но вплоть до 1922 года продолжались одиночные захоронения.

Отдельные судьбы

Самым высокопоставленным, из известных нам деятелей, покоящихся здесь, стал Симбирский губернский военный комиссар Иосиф (или Юозас по-литовски) Викентьевич Варейкис (1872 – 1919), дядя главного симбирского большевика Иосифа Михайловича Варейкиса (1894 – 1938). Старый большевик с тюремным опытом, участник Первой русской революции и Первой мировой войны, Иосиф Варейкис-старший не отсиживался за спиной у племянника. В конце 1919 года он лично участвовал в тушении пожара в тифозных бараках, находившихся на Садовой (ныне Кирова) улице, лично участвовал в эвакуации из здания тифозных пациентов, от которых и подхватил хворь, стоившую ему жизни.

Тиф свёл в могилу и 27-летнего Виктора Григорьевича Пеньевского (1893 – 1920), уроженца Омска, недолго побывшего заместителем председателя Симбирского губисполкома, командира Симбирской рабочей бригады. Он участвовал в Гражданской войне, попал в плен, бежал — кстати, из тюремной больницы — был награждён серебряным портсигаром «Честному воину Рабоче-крестьянской Красной Армии» и, наконец, упокоился рядом с такими же «честными воинами».

Виктор Григорьевич Пеньевский:

Загадочна судьба 21-летней учительницы Александры Долныковой. Девушка погибла 7 октября 1920 года от «случайного выстрела», такая причина смерти указана официально — а погребли её среди признанных «борцов»… Большинство людей, похороненных в братских могилах, принципиально анонимны — советская идеология оперировала понятием Масса, а не Личность.

Возведение обелиска

В 1924 году губернский отдел местного хозяйства поручил архитектору Феофану Евтихиевичу Вольсову (1879 – 1945) составить проект памятника, положив в его основу «принцип экономности и дешевизны»: минула революция и Гражданская война, и их герои сильно потеряли в цене. Согласно заданию архитектура монумента исключала скульптурные изображения и он не должен был повредить захоронения.

Но несколько месяцев спустя на подвигах решили не экономить. Объявлялись конкурсы, и в апреле 1926 года, наконец, был утверждён проект, предложенный будущим академиком, признанным классиком соцреализма художником Аркадием Александровичем Пластовым (1893 – 1972): скульптурная группа на постаменте, украшенном четырьмя барельефами, изображающими различные эпизоды Гражданской войны.

Художник Аркадий Пластов рядом с собственной моделью памятника Борцам революции:

Но в мае того же 1926 года в Ульяновск пришло закрытое циркулярное предписание Президиума ЦИК СССР об обязательном предварительном утверждении ВЦИК проектов на сооружение памятников деятелям революции и другим лицам. Неизвестно, глянулись бы ВЦИКу «другие лица» на пластовских барельефах, в любом случае процедура установки памятника могла затянуться до бесконечности, поэтому Губисполком вынужден был отказаться от проекта Аркадия Пластова и вернуться к составленному ещё в 1924 году «типизированному», как тогда выражались, проекту Феофана Вольсова. Памятник торжественно открыли к десятилетию Октябрьской революции в 1927 году.

Открытие памятника Борцам революции в Ульяновске 7 ноября 1927 года:

К 12 сентября 1948 года, 30-й годовщине освобождения Симбирска-Ульяновска от «белых», когда областной центр одновременно отмечал свой 300-летний юбилей, обелиск украсила таблица белого мрамора: «Героям красноармейцам, павшим в бою за освобождение Симбирска 12 сентября 1918 года». Мы теперь знаем, что одним 12 сентября 1918 года дело не ограничилось… 12 сентября 1968 года, в день 50-летия освобождения Симбирска-Ульяновска от «белых», перед монументом был торжественно зажжён Вечный огонь. С того же времени началась работа по выяснению имён тех, кто был погребён в братской могиле. Нам интересны люди, их судьбы – а значит, и их имена.

Иван Сивопляс

Поделиться в социальных сетях

Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВешкаймский районВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыХудожественный музейЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦенычугунка

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2022. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru