
До середины шестидесятых годов прошлого века этот скверик на перекрестке улиц Гончарова и Ленина в Ульяновске был известен горожанам, как «Три пионера». Скульптура, изображавшая трех юных борцов за дело коммунизма, стояла в глубине тенистой площадки.
Но однажды майским утром 1965 года, горожане, спешившие на работу мимо скверика, к удивлению своему на месте трех фигур с горнами и барабаном увидели «какую-то скульптуру». Неопознанный монументальный объект, закинув ногу на ногу, восседал в кресле, водруженном на гранитный пьедестал, и задумчиво смотрел куда-то поверх голов прохожих.
Столь внезапное и тихое, без обычной в таких случаях шумихи в прессе появление нового памятника не могло не породить множество слухов. Говорили, например, что это и не памятник вовсе, а обычная садовая скульптура, вроде пресловутой девушки с веслом или тех же трех пионеров, и наштамповали ее, скульптуру, во множестве экземпляров. Только почти через год, в марте 1966-го, в «Ульяновской правде» появилась, наконец, статья, в которой утверждалось, будто в сквере установлена «проектная скульптура будущего памятника Гончарову». Самое удивительное, что даже имя автора монумента оказалось засекреченным. В адресно-справочной книжке «Ульяновск», вышедшей в том же году, автором был назван некто С.К. Пигаревский, которого, как выяснилось, в природе не существовало.
Ульяновскому краеведу А.Н. Блохинцеву пришлось провести целое расследование, чтобы, наконец, развеять информационный туман, неожиданно окутавший памятник писателю
Выяснилось, что монумент И.А. Гончарову еще в 1960 году ульяновский горисполком заказал в Худфонде РСФСР. Автором скульптуры стал кандидат искусствоведения, достаточно известный московский скульптор Лев Моисеевич Писаревский. Разработанный им проект настолько понравился принимавшему работу худсовету, что тот постановил увеличить авторский гонорар на 25 процентов.
Первоначально памятник предполагалось отлить в бронзе, но заказчик – ульяновский горсовет – не сумел раздобыть необходимого количества металла, поэтому Мытищинский завод художественного литья заменил бронзу чугуном, отлив, кстати, фигуру в единственном экземпляре.
Осенью 1961 года разобранный памятник по частям был доставлен в Ульяновск, где и хранился более трех лет во дворе УлГЭС, что на ул. Минаева, в ожидании пока «Три пионера» освободят ему место в сквере.
И вот наступил май 1965 года. Но, «почему-то официального открытия этого памятника не было, - пишет в своем «научно-историческом описании памятника классику русской литературы И.А. Гончарову» Александр Николаевич Блохинцев. – Более того, ни в печати, ни по радио не было объявлено горожанам, что это за памятник, кому и зачем он поставлен». Отыскать причины подобной секретности краеведу так и не удалось. Возможно, власти опасались скандала, поскольку подмосковные ваятели откровенно схалтурили, сдав работу со множеством недоделок, а заказчики их почему-то не заметили. «Мытищинский завод выпустил скульптуру без обработки…, в результате чего она оказалась «сырой», неотделанной. Масса мелких дефектов литья осталась не удаленной», - писал Блохинцев. Более того, и декоративную отделку заводчане провели кое-как, в частности, не загрунтовали чугун под покраску. В результате уже через год монумент начал ржаветь и в 1968 году его пришлось реставрировать.
В общем, время шло, страсти утихли, а памятник нашему выдающемуся земляку стоит в 150 метрах от дома, где он когда-то родился. Высота фигуры – 2,5 метра, а всего памятника – 5,2 м. Пьедестал высотой в 2 м. выполнен из полированного красного гранита в виде четырехугольной призмы. На передней ее грани выбито факсимиле И.А. Гончарова и даты его жизни: 1812-1891. Призма покоится на гранитном «фундаменте» высотой 40 см.
Вновь предоставим слово А.Н. Блохинцеву: «Писатель изображен сидящим в кресле. Туловище его развернуто в полоборота и чуть чуть наклонено вправо. Локтем правой руки он опирается на подлокотник кресла, где лежит книга, а на ней – листы бумаги, приготовленные писателем, чтобы сделать на них свои беглые заметки. Левой рукой он придерживает эти листы… Писатель напряженно всматривается в даль, как бы в поисках персонажей своих романов… Автору скульптуры удалось запечатлеть момент напряженных творческих раздумий писателя, его поиска и наблюдений…».
А в 2005 и 2006 годах по соседству с памятником писателя появились диван и тапочки одного из его героев – Ильи Ильича Обломова.
Владимир Миронов
Источник фото - http://nasledie73.ulgov.ru/about/2087/2084/
Книга «Объективом и пером о былом». Часть II. САМОЕ ПАМЯТНОЕ И ДОРОГОЕ. Дом на улице Бакинской
Воспоминания, 7.1.1959Книга «Объективом и пером о былом». Часть II. САМОЕ ПАМЯТНОЕ И ДОРОГОЕ. Телеграмма с сюрпризом
Воспоминания, 1.7.1957Книга «Объективом и пером о былом». Часть II. САМОЕ ПАМЯТНОЕ И ДОРОГОЕ. Семейные заботы
Воспоминания, 7.1.1958Книга «Объективом и пером о былом». Часть II. САМОЕ ПАМЯТНОЕ И ДОРОГОЕ. Семья и дети
Воспоминания, 1.10.1958