
Продолжение книги «Наш родной Вешкаймский край. Страницы истории селений Вешкаймского района Ульяновской области». В.К. Воробьев, 2021. Ульяновск. Издательство ООО «Центр коммуникаций Поволжья» 2021.
Содержание:
Книга «Наш родной Вешкаймский край». От автора
Села, деревни, поселки Вешкаймского района. Вешкайма
Село Араповка (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Села Архангельское Куроедово и Ахматово-Белый Ключ (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Села Бекетовка и Беклемишево (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Село Белый Ключ (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Село Берёзовка, деревни Бутырки и Верхняя Туарма (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Село Вешкайма (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Село Вырыпаевка (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Деревня Грачёвка и село Ермоловка (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Поселки Забарышский и Залесный (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Село Зимнёнки (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Сёла Канабеевка и Каргино (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Деревня Котяковка и Коченяевка (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Деревня Красная Эстония и Красный Бор (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Деревня Мордовская Кандарать и село Мордовский Белый Ключ (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
БЕРЁЗОВКА – село Чуфаровского городского поселения, бывшей Анненковской волости Карсунского уезда Симбирской губернии. Население в 2000 г. – 294 человека, в 2014 г. – 233 человека, русские.
Расположено в 13 км к востоку от райцентра и в 6 км к югу от ст. Чуфарово. В окрестностях села – смешанные леса, березовые перелески, рядом с ним – крупное болото Дальние камыши с большими залежами торфа.
Основано в конце XVII в., названо по берёзовому лесу, близ которого находилось.
В 1719 г. в селении была построена на средства прихожан деревянная церковь с двумя престолами: Архистратига Божия Михаила и Воздвижения честного и животворящего Креста Господня. В храме имелась особо чтимая икона «Животворящий Крест» (праздновалась 14 (27) сентября). По устному преданию, крест явился в поле, на роднике, в 3 км к юго-востоку от села в XVIII или начале XIX вв. На месте его явления устроили деревянную часовню, где крест хранился много лет, поэтому придел в местной церкви был освящён во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня. Предание говорит, что в конце XIX – начале XX вв. в Берёзовке находился уже не сам явленный крест, а крест (распятие) с частицей из явленного креста. Почитался он как большая святыня в окрестных селениях, а после закрытия храма все иконы и сам крест увезли в неизвестном направлении, предположительно в г. Самару. Родник же, где явился крест, и сейчас почитается жителями. На праздник Воздвижения к нему сходятся люди, молятся и пьют родниковую воду (по сведениям А.В. Киселёва).
Были в селе ещё 2 часовни: деревянная, построенная в поле на церковные средства в 1890 г., и каменная, выстроенная «частным лицом» в память «чудесного спасения» императора Александра III от покушения народников (в апреле 1998 г. сход жителей села принял решение построить у себя на месте старого храма новую церковь, избрали церковный совет).
До 1869 г. здешнее имение (1500 десятин земли и суконная фабрика) принадлежало полковнику А.П. Иванову. На его дочери Софье был женат Н.Н. Философов, отец которого – Н.И. Философов – был участником разгрома восстания декабристов в Петербурге 14 декабря 1825 г., любимцем Николая I, дослужился до звания генерал-лейтенанта гвардии. Н.Н. Философов с женой несколько лет жил в с. Берёзовке (по сведениям С.Л. Сытина).
На Берёзовской фабрике (основана в 1850 г.) тогда работало 120 мужчин, 80 женщин и 50 малолетних детей, действовало 42 ткацких станка, 20 прядильных, 18 чёсальных, по 2 – сукновальных и щипальных, один стригальный. Красильный котёл «приводится в действие паровою машиной в 15 сил». В год на фабрике возделывалось серонатурального, тёмно-зелёного и жёлтого сукна до 57 тысяч аршин (40540 метров) на сумму 50 тысяч рублей. Шерстяное сырьё закупалось в Симбирской, Оренбургской, Нижегородской и Астраханской губерниях до 6500 пудов (104 тонны) по цене от 5 до 8 рублей за пуд (от 30 до 50 копеек за 1 килограмм), а произведённое сукно сбывалось преимущественно в казну ценой в среднем около одного рубля за метр (по сведениям В.А. Ауновского).
По данным А.О. Липинского, в 1861 г. на фабрике работало уже 380 человек, которые произвели сукна 67450 метров на сумму 72300 рублей серебром.
Владельцем имения, «помещиком средней руки» в с. Берёзовке в 1860-х гг. был А.С. Комаров, отец восьмерых дочерей.
В 1859 г. в селе – 106 дворов и 939 жителей, в 1861 г. открылась школа (для неё построили собственные помещения в 1888 г. и 1899 г.).
Из документа, впервые опубликованного П.Д. Дорогойченко, видно, что 12 июля 1906 г. здешний помещик Брюханов жаловался губернатору на революционные действия местных жителей.
В 1910 г. в 226 дворах проживало 705, крестьян бывших помещиков Иванова, Авинова, Алашеева, Комарова, Дурасова и Гафидовых, 111 из которых занимались плотничеством.
В 1913 г. в селе насчитывалось 244 двора и 1414 жителей, имелись церковь и часовня, школа и усадьба К.Д. Кошелева.
В начале сентября 1918 г. здесь находился штаб первой бригады Симбирской Железной дивизии, а ранним утром 9 сентября отсюда начал наступление на Симбирск 2-й Симбирский полк. В марте 1919 г. местные крестьяне участвовали в Чапанной войне. На вопрос агитаторов губкома РКП(б), с каким лозунгом пришли сюда «бунтари», крестьяне «сказали, что пришла партия народной свободы». «Спим, – отвечали берёзовцы. – Вдруг ночью шум, нас будят и велят сейчас же вооружаться. Если кто задаёт вопрос: «А где оружие?», то его чуть ли не избивают неизвестные лица и велят вооружаться, кто чем хочет: вилами, топорами и т. п. При каждом удобном случае мы разбегались».
В 1931 г. в селе вместе с Берёзовским выселком было 320 дворов и 1668 жителей. Здесь имелся колхоз «40 лет Октября», который в 1950 г. вошёл в состав колхоза имени Ворошилова, а в 1957 г. был переименован в колхоз «40 лет Октября».
Жертвами незаконных политических репрессий в 1930–1940-х гг. стали 11 жителей села, а весной 1930 г. отделом ОГПУ было сфабриковано мифическое дело №П-5170 «О злостной антисоветской агитации, проводимой жителями с. Берёзовка Карсунского района». Главным виновником по данному делу спецорганы назвали священника местной церкви А.М. Добронравова, который всегда заступался за своих верующих. Когда сельские власти в декабре 1929 г. предъявили церковному совету к оплате огромную сумму налога, священник после службы в храме обратился к прихожданам со словами: «Братья и сёстры! На наш храм наложили большой налог. Это делают коммунисты с целью закрыть храм в случае неуплаты налога. Но за веру мы должны бороться, как боролись наши предки. Им веру уничтожить не удастся!». После этого был организован сбор средств, и налог был уплачен.
Но сельские коммунисты обвинили батюшку в сопротивлении властям и добились его ареста. Постановлением «тройки» при ОГПУ по Средневолжскому краю священник был приговорён к 5 годам заключения в концлагерь. Вместе с ним были осуждены ещё 4 жителя села, в том числе псаломщик Н.К. Мещеряков (по материалам протоиерея Алексия Скала).
С Великой Отечественной войны не вернулись 172 жителя села, их имена названы в областной Книге Памяти.
В 1994 г. местное сельхозпредприятие понесло огромные убытки, его задолженность была больше стоимости всех основных средств. В 1998 г. оно стало семеноводческим по возделыванию перспективных сортов зерновых и зернобобовых культур, но чуда не произошло, и в 2007 г. предприятие было ликвидировано. Ныне здесь имеются крестьянско-фермерские хозяйства Р.Х. Камаева и Г.А. Камаевой.
В селе есть СДК и библиотека, киноустановка, ФАП и почтовое отделение, частный магазин, действующий храм. Установлен памятник-обелиск погибшим воинам-землякам, проведен природный газ.
БУТЫРКИ – деревня Стемасского сельского поселения, бывшей Беклемишевской волости Карсунского уезда Симбирской губернии. Население в 2000 г. – 102 человека, в 2014 г. – 45 человек, преимущественно русские.
Расположена в 30 км к юго-востоку от райцентра и в 2 км к юго-востоку от с. Беклемишево. Вблизи её на высоте 200 метров начинается река Стемасс, приток реки Барыш, а устье – к западу от с. Берёзовка. Длина – 25 км, ширина 3–5 метров, глубина – до 0,3 метра, половодье в апреле бурное.
Населённые пункты с таким названием встречаются, кроме Вешкаймского района, в Мелекесском, Сенгилеевском, Ульяновском районах Ульяновской области и во многих других регионах. По сведениям ульяновского профессора В.Ф. Барашкова, исходное значение этого слова – «изба на отшибе; селитьба, отдалённая от основного селения». Деревня образована в конце XVII в.
В начале XIX в. деревня Орловка, Бутырки тож, находилась «в общем владении» поручика А.Е. Столыпина и П.И. Мятлевой, жены тайного советника, дочери генерал-фельдмаршала и статс-дамы Её Императорского Величества, купившей землю у подполковника Некифора Афанасьевича Беклемишева.
«Во дни крепостного права, – писал священник П. Благоразумов во 2-м номере за 1898 г. в газете «Симбирские епархиальные ведомости», – здесь был хороший помещичий дом с усадьбой, ткацкая полотняная фабрика, лечебница со врачом, пользовавшимся далеко в окружности известностью, училище для детей; недостовало только самого главного и нужного – храма, тем более нужного, что в Бутырках издавно гнездился раскол».
Селение первоначально называлось Орловкой, потому что «не все его коренные поселенцы, а многие выселены помещиком из Орловской губернии». Так ли это было в действительности – неизвестно.
Бутырки, как и соседнее Беклемишево, связано с именем Ивана Петровича Мятлева (1796–1844), известного поэта пушкинского окружения, детские впечатления которого и знакомство с народно-поэтической сатирой нашли отражение во многих его стихах, особенно в «Разговоре барина с Афонькой», высоко оценённом В.Г. Белинским. В 1831 г. сюда из села Беклемишева по неизвестной причине было переведено приходское училище.
Бутырки представляют исторический интерес прежде всего как своеобразный центр промышленного производства второй половины XIX – начала XX вв.
В 1859 г. в Бутырках насчитывалось 142 двора с населением 958 человек. Здесь действовала помещичья полотняная фабрика, построенная в 1850-х гг., но вскоре прекратившая своё существование в связи с освобождением крестьян и неумением помещика приспособиться к новым, капиталистическим условиям организации промышленного производства.
В хозяйственной жизни бутырских крестьян из-за острого малоземелья играли важную роль ремёсла и промыслы: кожевенное, шорное, валяльное, столярное, портняжное и другие. В 1868 г. известный исследователь симбирской старины А.О. Липинский относил сельцо Бутырки к «наиболее замечательным селениям», в которых «делаются преимущественно сапоги и коты». Эта особенность местного населения и учитывалась предпринимателями в выборе сельца для открытия своих заведений.
Крупным промышленником здесь считался барон Х.Г. Штемпель, которому принадлежало 245 десятин земельных угодий. В его имении на конезаводе содержались на продажу рысистые, тяжеловозные и рабочие лошади. Вместе с помещицей, тёщей Н.А. Половцевой, барон открыл в Бутырках винокуренный и лесопильный заводы. В 1911 г. на винокуренном заводе №26, принадлежащем купцам Кутузову и Башкирову и арендуемого баронессой В.И. Штемпель, 15 рабочих за 96 дней выкурили 2356 ведер сорокаградусной продукции.
Во владении местного зажиточного крестьянина А.В. Кулышёва в Бутырках находилось предприятие по выделке кож (в 1918 г. – кожевенный завод на 8 рабочих).
Таким образом, несколько промышленных заведений приносили их владельцам доходы, а местным жителям – заработок в качестве рабочих или поставщиков сырья – зерна, картофеля, сырых кож.
В 1867 г. помещица С.П. Галахова выпросила у Святейшего синода разрешение на постройку в усадьбе домовой церкви. «Церковь, – писал П. Благоразумов, – была построена деревянная, небольшая, в форме креста, без колокольни, с остроконечным верхом и выглядела более часовней, чем храмом». Она «не отличалась ни надлежащею красотою, ни достатком, нужного для храма».
В 1897 г. часовню капитально отремонтировал барон Х.Г. Штемпель, в результате чего «бывший прежде убогий храм теперь и узнать нельзя». Он был хорошо оштукатурен, окрашен, с расписными стенами и куполом.
Летом 1876 г. здесь начинала свою педагогическую деятельность Вера Васильевна Кашкадамова (1858–1931), воспитанница Высших женских курсов в Казани, впоследствии – замечательный народный учитель, заведующая Симбирским двухклассным женским училищем, ученица и соратница И.Н. Ульянова, знакомая семьи Ульяновых, Герой Труда. «Я собрала 30 человек ребятишек, – вспоминала она, – и в свободной избе стала их учить грамоте, вместе с ребятишками приходили обучаться и подростки 14–16 лет».
Начальная земская школа в Бутырках открылась в том же 1876 г. Она, по словам инспектора Карсунского уезда А.А. Красева, помещалась «в новом доме, хорошо отстроенном на соединенные средства сельского общества и местной землевладелицы» «человек на 50–60 учащихся». Крестьяне на строительство школы затратили 147 рублей, 227 рублей выделила помещица Н.А. Половцева, которая ежегодно отпускала на её содержание более 100 рублей. В своих отчётах за 1878–1880-е гг. И.Н. Ульянов относил школу к лучшим школам края, находившимся «в весьма удовлетворительном состоянии», а здешнюю помещицу – к числу немногих лучших попечительниц губернии.
В 1910–1911-х гг. в сельце Бутырки – 209 дворов и 1031 житель, церковь и земская больница, чего не было во многих селениях. Население здесь было более грамотным, чем в других сёлах: грамотных мужчин и учеников-мальчиков – 242, женщин – 101.
На каждое крестьянское хозяйство приходилось в среднем по 7 десятин земли, но 24 хозяйства её совсем не имели, 26 хозяйств не имели коров и 64 хозяйства – лошадей. Вместе с тем 88 хозяйств засевали до 4 десятин, 61 хозяйство – до 10 и 8 – более 10 десятин каждое, 7 имели 11 батраков, 15 содержали по 2 и 3 лошади, а 20 хозяйств – более двух коров.
46% всей пашни крестьяне засевали овсом, 20% – просом, 11% – горохом, 4% – картофелем, около 10% – рожью. Урожаи были очень низкими: ржи – 39, овса – 37 пудов с десятины. Из всей техники на селе было всего-навсего 12 плугов и одна железная борона. Сапожников здесь имелось 129, валяльщиков – 26, плотников – 18 и столяров – 16 человек.
В 1913 г. в сельце числилось 216 дворов и две церкви, но население сократилось до 626 человек. К 1926 г. в 214 дворах проживало уже 1052 человека и действовала школа первой ступени.
В 1929 г. бутырцы вошли в колхоз «Путь Ленина» с центральной усадьбой в Беклемишеве, а к весне 1931 г. вышли из него и образовали своё хозяйство «III Интернационал» (в 1950 г. вновь в колхозе «Путь Ленина» Беклемишевского сельсовета). В 1931 г. в Бутырках – 233 двора и 977 жителей.
В Великой Отечественной войне погибли или пропали без вести 45 местных жителей.
Ныне деревня входит в беклемишевский СХПК «Первомайский», в ней имеется частный магазин, баллонный газ. Деревня находится на грани исчезновения.
ВЕРХНЯЯ ТУАРМА – деревня Каргинского сельского поселения, бывшей Каргинской волости Карсунского уезда Симбирской губернии. Население в 2000 г. – 2 человека, в 2014 г. – 3 человека.
Расположена в 16 км к югу от райцентра и в 2 км к юго-западу от с. Каргино на реке Туарма, в её верховьях, отчего и названо Верхней Туармой, в отличие от Нижней Туармы, находящейся в низовьях этой реки. А сама река, по мнению профессора В.Ф. Барашкова, поименована от чувашских слов «ту» («гора») и «вар» (долина», «низменность»), что означает «горная долина, между гор».
Селение возникло в 1672 г. и через 14 лет считалось нежилым.
В первой трети XIX в. деревня находилась во владении корнетши М.Н. Ахматовой, которая в апреле 1829 г. в прошении Карсунскому земскому суду просила «восстановить в вотчинах с. Вырыпаевке и дер. Верхней Туарме тишину и спокойствие».
В 1859 г. часть деревни принадлежала помещику, а другая часть – удельному ведомству, и всего в ней насчитывалось 92 двора и 814 жителей.
Своей церкви здесь не было, церковный приход находился в двух верстах – в с. Каргино.
Школа в Верхней Туарме открылась в конце 1860-х гг. В 1869 г. ей было выделено денежное пособие на приобретение книг и учебников, а через год её объединили с Каргинской школой. В 1909 г. для здешней школы построили новое помещение длиной 16 метров и шириной 8 метров стоимостью 1130 рублей.
К 1910 г. число дворов в деревне возросло до 185, а численность населения – до 1076 человек. Во владении бывших удельных крестьян и крестьян бывших помещиков Яровых числилось 1252 десятины земли и 27 десятин покосов, или в среднем приходилось более 7 десятин на каждое хозяйство. На всю деревню – 20 плугов, 2 молотилки и веялка. Совсем не имели земли 20 дворов, лошадей – 88 и коров 32 двора. 82 хозяйства засевали менее чем по 4 десятины, 75 – от 4 до 10 десятин и 8 дворов – более 10 десятин. В деревне было 74 плотника, 7 кирпичников, столько же сельхозрабочих и 3 пчеловода, ещё 7 человек работали на мельнице Ключарёвых. 90% жителей были неграмотными.
В 1913 г. в Верхней Туарме насчитывалось 202 двора и 1004 жителя, имелась начальная министерская школа и мельница Ключарёвых.
К 1926 г. число дворов здесь сократилось до 126, или на треть, население уменьшилось до 610 человек, имелась школа первой ступени. В 1930 г. был организован колхоз «Новая жизнь», затем ещё один – «Дружная семья», которые в 1950 г. вошли в крупный колхоз имени Кирова с центром в с. Каргино.
В 1930–1940-х гг. были незаконно репрессированы 5 местных жителей, в том числе крестьянка П.Ф. Егорова, кузнец И.А. Кузнецов, военнослужащий Г.К. Кормилицын, председатель колхоза А.Ф. Юдин и ветврач М.М. Пильщиков. В Великой Отечественной войне погибли или пропали без вести 29 жителей.
В XIX в. здесь находилось имение известного художника Михаила Фёдоровича Каврайского (1832–1895), происходившего из дворян Симбирской губернии. На первой художественной выставке в Симбирске в 1894 г. экспонировались более 20 его картин (по сведениям краеведа Н.А. Кузминского).
В Верхней Туарме родился и жил Сергей Григорьевич Пильщиков, активный организатор колхозного движения в округе, автор проникновенных стихов с яркими поэтическими образами. Уехав в Москву на учебу, он вскоре стал активным участником одного из литературных объединений, сотрудником журналов «Общественное питание», «Советская торговля» и других. Погиб земляк в бою под г. Орлом в 1943 г. Некоторые стихи поэта были напечатаны в районной газете «Путь Октября» 24 мая 1959 г.
В деревне много лет работал трактористом, бригадиром комплексной тракторной бригады Алексей Иванович Подсевалов, награждённый орденом «Знак Почёта», воспитавший четверых детей.