
Продолжение книги «Наш родной Вешкаймский край. Страницы истории селений Вешкаймского района Ульяновской области». В.К. Воробьев, 2021. Ульяновск. Издательство ООО «Центр коммуникаций Поволжья» 2021.
Содержание:
Книга «Наш родной Вешкаймский край». От автора
Села, деревни, поселки Вешкаймского района. Вешкайма
Село Араповка (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Села Архангельское Куроедово и Ахматово-Белый Ключ (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Села Бекетовка и Беклемишево (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Село Белый Ключ (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Село Берёзовка, деревни Бутырки и Верхняя Туарма (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Село Вешкайма (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Село Вырыпаевка (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Деревня Грачёвка и село Ермоловка (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Поселки Забарышский и Залесный (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Село Зимнёнки (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Сёла Канабеевка и Каргино (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Деревня Котяковка и Коченяевка (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Деревня Красная Эстония и Красный Бор (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
Деревня Мордовская Кандарать и село Мордовский Белый Ключ (из книги «Наш родной Вешкаймский край»)
АРХАНГЕЛЬСКОЕ КУРОЕДОВО – село Ермоловского сельского поселения, бывшей Каргинской волости Карсунского уезда Симбирской губернии. Население в 2000 г. – 15 человек, в 2014 г. – 2 человека.
Расположено в 19 км к юго-западу от райцентра на левом берегу реки Туарма. Основано в конце XVII в. Летом 2004 г. ульяновские археологи раскопали на северо-западной окраине села у реки Туарма в грунтовом могильнике погребение мордвы – эрзя позднего средневековья (до строительства Карсунской укреплённой линии). В ходе раскопок были выявлены многие предметы из цветного металла (ювелирные украшения, монеты), железные изделия (нож и кресало), изделия из стекла и камня (бусы), раковины-каури и другие. Эти материалы позволяют судить о жизни и занятиях древних людей до начала русской колонизации края, что данное село, возможно, возникло на месте расположения древнемордовского поселения.А.О. Липинский приводит интересное народное предание, бытовавшее в XVIII–XIX вв. в здешнем селе и соседней деревне Мордовская Кандарать, о льготах мордве, принявшей христианство. В царвствование императрицы Елизаветы Петровны был издан указ об освобождении «перекрасившихся из мордвы в христианство» от рекрутских наборов и податей «на веки вечные» и поэтому их предки «жили богато». Мордовский народ действительно при дочери Петра I принял христианство, ему разрешили строить у себя церкви, причём каждому давались при крещении 3 образа: Спасителя, Божией Матери и святого Николая да по рублю денег на крест. Первая часть названия села (Архангельское) происходит от имени основного престола местной церкви – Архангела Михаила, а вторая часть (Куроедово) связана, можно сказать, с фамилией первого помещика Куроедова или с курами – ритуальной обрядовой пищей местных жителей в дохристианских верованиях и народных праздниках.
Церковное название села – единственное, сохранившееся в районе до сего времени. Церковь в «новокрещенной» деревне во имя святых Архангела Михаила и Николая была построена, по сведениям Н.И. Баженова, в 1770 г., а по данным В.Э. Красовского, ещё раньше – 1745 г. Она, по словам П.Д. Дорогойченко, являлась «пунктом насильственного крещения» мордвы, здесь была сделана «попытка создания монастыря», но не успешная. В 1859 г. в селе Архангельское Куроедово, находившемся на Пензенском почтовом тракте, в 31 дворе проживало 250 человек.
Начальная школа была открыта в 1863 г., но в 1876 г. закрылась. Через несколько месяцев она вновь открылась, поскольку И.Н. Ульянов в отчёте за 1877 г. отмечал, что она находилась «в весьма удовлетворительном состоянии».
7 октября 1886 г. в с. Архангельское Куроедово дьякон Александр Ясницкий «в свободном доме, принадлежащем причту местной церкви», открыл церковно-приходскую школу. По сведениям Д. Троицкого, в 1899 г. новое школьное помещение, построенное 9 лет назад, «сгорело о святках», но в 1900 г. оно перешло «во вновь построенное, на месте сгоревшего в прошлом году, здание стоимостью в 450 руб. (400 руб. страховой премии и 50 руб. от общества)».
В 1910 г. в селе насчитывалось 62 двора и 389 жителей. 52 крестьянских хозяйства бывшей помещицы Колунчаковой имело 557 десятин земельных угодий, или в среднем чуть более 10 десятин на каждое. Однако 19 хозяйств засевало менее 4 десятин каждое, ещё 16 хозяйств – до 10 десятин и только 17 хозяйств – более чем по 10 десятин. 10 дворов совсем не имели земли, 17 – лошадей и 16 – коров. На всё село приходились один-единственный плуг да одна веялка. В селе 17 человек рубили лес, 40 человек отвозили его на Ермоловский спиртзавод. 75% населения были неграмотными.
В 1913 г. в селе – 71 двор и 435 жителей, имелись церковь, церковноприходская школа, общественная мукомольная мельница и сторожка удельного ведомства. К 1926 г. число дворов здесь уменьшилось на 2, а население – на 66 человек, в школе первой ступени обучалось до десятка ребят.
В годы Великой Отечественной войны домой в село Архангельское Куроедово не вернулись более 40 местных уроженцев (их имена названы в областной Книге Памяти).
Здешний колхоз «Победа» в 1950 г. вошёл в состав колхоза имени Чапаева Мордовско-Белоключёвского сельсовета.
Между этим селом и деревней Мордовская Кандарать сохранилась часть Пензенского тракта с посаженными по его обеим сторонам соснами – памятник истории местного значения, находящийся под охраной государства.
В селе родился Владимир Васильевич Мишанин (1952–2017), много лет работавший начальником РОВД и главой администрации Майнского района.
АХМАТОВО-БЕЛЫЙ КЛЮЧ – село Каргинского сельского поселения, бывшей Каргинской волости Карсунского уезда Симбирской губернии. Население в 2000 г. – 209 человек, в 2014 г. – 123 человека, преимущественно русское.
Расположено в 13 км к юго-западу от райцентра и в 5 км к северо-западу от с. Каргино на реке Белый Ключ. Основано в конце XVII – начале XVIII вв. помещиками Ахматовыми, представителями старинного дворянского рода Ахматовых, отсюда и происхождение названия этого селения.
В 1648 г. алатырец Данила Михайлович Ахматов за активное участие в строителстве Карсунской линии получил на этой реке земельный участок в 225 десятин, куда перевёл из Засурья своих крестьян и основал самостоятельное селение.
В первой половине XIX в. селом владел Николай Петрович Ахматов, гвардии штаб-ротмистр, карсунский уездный предводитель дворянства в 1848–1850-х гг., которому принадлежали ещё сёла Новое Никулино Симбирского уезда, Никулино и деревня Безводная Карсунского уезда и с. Назарьевка Мокшанского уезда Пензенской губернии (по сведениям краеведа И.В. Смирновой).
В 1859 г. в селе – 93 двора и 878 жителей. В конце 1860-х гг. здесь открылась начальная школа, которая в 1870 г. закрылась из-за отсутствия средств и помещения. Вновь она была открыта 13 ноября 1893 г. священником Алексеем Петровским как школа грамоты «в доме дворянина Николая Ахматова». Её первой учительницей стала выпускница епархиального училища Д. Архангельская (с жалованьем «по 6 рублей в месяц» от симбирского братства трёх святителей).
В 1896 г. для школы построили новое помещение, причём «обществом (крестьян. – В.В.) употреблено своих 100 рублей и епархиальным училищным советом отпущено 200 рублей». Через год школа была преобразована в церковноприходскую.
Своей церкви до начала XX в. в сельце не было, церковный приход находился в с. Каргино. В 1900 г. здесь числилось 135 дворов и 869 жителей. Тогда же в селе управляющим имением помещицы-миллионерши Веры Александровны Садовской работал Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (1852–1906), видный русский писатель, автор произведений «Детство Тёмы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры» и др. За каждым шагом писателя, которого симбирские помещики и духовенство объявили «богохульником, соблазнителем к беспечности» и «развратителем жителей» за его социальные опыты по улучшению жизни крестьян, по указанию свыше следила полиция. Около барского дома находился пруд с вётлами. Здесь встречали новый 1903 г. бывший в гостях у Гарина известный писатель Скиталец (С.Г. Петров) (1869–1941), образно описавший это событие в своих воспоминаниях.
Благодаря краеведу П.Д. Дорогойченко стало известно об активном участии жителей села в событиях революции 1905–1907-х гг. «25 июня 1906 года, – телеграфировала властям графиня Толстая, – в Ахматово-Белом Ключе и Каргине крестьяне волнуются. В экономии Герасимова явились человек 200, разгромили усадьбу, в саду сломали плодовые деревья, разогнали рабочих, запретили сгонять барский скот на пастьбу и т.д.».
В письме Николаю II графиня утверждала, что крестьяне в земле не нуждаются. По словам уездного исправника, «возникли новые беспорядки, везде собирались толпы, которые требовали вернуть письмо. Крестьяне готовились к бунту, наметили срок его начала. Управляющий был неоднократно бит».
Происходили волнения и в имении помещика А.В. Антонова. «В ночь 14 января, – говорится в документе, – крестьяне села загородили жердями проезд в лес, и когда было поехали для осмотра староста экономии, полесовщик и конторщик, то их молодые люди встретили криком: «Бей их» и бросали в них кольями, сильно зашибли руку конторщику». Крестьяне мстили защитникам Антонова: у старосты Автономова отравили собаку, у лесника Парамонова сожгли на гумне копну хлеба, управляющему пригрозили разорвать «на части за вызов стражников». Когда пристав и стражники начали производить обыски у крестьян, те «выкрикивали разные вызывающие оскорбления и дерзости и кидали в стражников поленья», а крестьянин Алексей Грачёв нанёс две ножевые раны стражнику Кирсанову. Управляющий имением Вендель в начале 1907 г. встретил в селе отряд карсунских стражников во главе с уездным исправником Шемякиным, «выставил защитникам 3 ведра водки». После выпивки «началась расправа ещё злее, чем в Дурасовке». В этой деревне по указанию Венделя избили до 70 человек, в том числе несколько женщин. По рассказам крестьян, «Шемякин обладал большой физической силой, собственноручно брал мужиков за бороды и с силой сбрасывал на землю, и тот час же начинали свистеть нагайки стражников. Били не только по спине, но и по лицу и чему попало. Некоторых первоначально заставляли раздеться донога, а затем клали во дворе на снег и били в несколько нагаек».
В 1910 г. в селе было 157 дворов и 1019 жителей, в 1913 г., соответственно, 170 и 1220, и имелись своя церковь, церковноприходская школа, общественная мельница, усадьба М.Н. Ускова (4 двора, 16 человек) с мельницей и мельница Н.С. Парамонова. На всё село приходились 38 плугов, железная борона и несколько сеялок. 17 крестьянских дворов совсем не имели земли, 50 – лошадей и 24 – коров. Вместе с тем 10 хозяйств засевали более чем 10 десятин, 11 хозяйств содержали более трёх лошадей каждый и 26 – более двух коров. Плотников в селе было 34, каменщиков – 29 и сельхозрабочих – 24 человека.
Как видно из рапорта благочинного священника 5-го округа Карсунского уезда М. Копьёва на имя управляющего Симбирской епархией архиепископа Тихона от 23 мая 1919 г., «священник с. Ахматова Белого Ключа Александр Введенский, по сообщению прихожан, 1919 года марта 23 дня [был] расстрелян красноармейцами». Причины расстрела и по чьему распоряжению это произошло, в рапорте не названы, хотя понятно, что это случилось во время подавления Чапанного восстания.
По инициативе здешних комсомольцев в 1920 г. создан сельскохозяйственный кооператив на уровне артели. Парни и девушки приобрели 14 лошадей, 10 плугов, стали вместе трудиться, заводить семьи, строить дома, вели большую работу среди батраков.
В 1931 г. в селе уже 254 двора, а населения – 1269 человек. В 1930–1940-х гг. 4 жителя села были незаконно репрессированы, в том числе расстрелян председатель колхоза И.М. Сурков.
В годы Великой Отечественной войны погибли или пропали без вести более 140 уроженцев села, в том числе политрук 12-й танковой бригады полковник Е.А. Дементьев. По 4 похоронки получили семьи Выборновых и Гурьяновых.
В 1950 г. колхозы «Ленинский ключ» и «Нагорный новый путь» объединились в одно хозяйство, а в 1959 г. оно вошло в состав колхоза имени Кирова с центром в с. Каргино.
Ныне в селе нет ни школы, ни ФАПа, ни почтового отделения, имеются лишь сельский клуб с библиотекой да памятник-обелиск погибшим землякам.