Продолжение книги В.К. Воробьева «Страницы истории Майнского района Ульяновской области». 2011 г.
После исторического взятия русскими войсками во главе с Иваном Грозным в 1552 году Казани обширная территория Среднего Поволжья, в том числе Ульяновская область и Майнский район, вошла в состав Русского государства. Для защиты коренного населения края (татар, чуваш и мордвы) от набегов степных кочевников и заселения его русскими людьми правительство предпринимает здесь строительство ряда укреплённых (засечных, пограничных, оборонительных) линий. Одна из них – Симбирско-Карсунская, возведённая в 1647 - 1654 годах от реки Суры до реки Волги общей протяжённостью 165 км. На её строительстве ежегодно было занято до пяти тысяч человек «подымовных людей» из ближайших поволжских уездов по такой разнарядке: от русских людей по одному человеку с 5 дворов, ясашных – по одному человеку с трёх дворов. Их привлекали «для лесного готовленья и возки и осторожного дела».
Строительство городков и острогов на линии было довольно тяжёлым и опасным делом, поэтому строители заранее вооружались не только пилами, топорами и лопатами, но и самопалами, пиками, луками и рогатинами – «кто что имеет».
На открытых степных местах линия представляла собой высокий, в несколько саженей, и сплошной земляной вал, увенчанный дубовым частоколом, с глубоким (до 8 метров) рвом (в сторону кочевников), а в лесной местности – засекой (все деревья шириной от 80 до 200 метров подрубались на высоте одного метра и, скреплённые с пнями, валились в сторону «дикого поля»).
В 1647-1650-х годах на Симбирско-Карсунской линии – восточной границе Русского государства – были построены укреплённые городки-крепости Карсун, Урень, Тагай, Юшанск и Симбирск, а также целый ряд острогов и слобод, среди них – Уржумская и Подлесненская слободы.
Симбирский краевед П.Л. Мартынов писал, что Тагайский городок был построен «в форме квадрата, обнесённого со всех четырёх сторон валом со рвом, по 60 сажен каждая сторона. Этот городок служил складом военного оружия и припасов. А рядом с ним в основанной тогда же слободе Подлесной… поселены были ратные служилые люди, защищавшие данную местность от разбойничьих набегов инородцев».
Из документов видно, что заселили Тагайский городок «разного звания ратные люди»: 200 человек из большого села Ключищи Казанского уезда, и из городов Цивильска – 50, Ядрина и Кокшайска – по 20, а Тагайскую Подлесную слободу – 100 человек из того же села Ключищи. Соседний городок, Юшанский, заселили 100 конных казаков из села Фёдоровское Казанского уезда и 40 пеших стрельцов из города Царево-Санчурска, а близлежащую Уржумскую слободу – 50 пеших стрельцов из города Уржума Вятского уезда. Казаки с реки Карлы Казанского уезда стали первыми поселенцами Карлинской слободы на Гуще. В 1661 – 1663 годах в Тагае числилось 278 ратников, в Юшанске – ещё больше (359). Для сравнения: в те же годы в Симбирске их было 1375, в Карсуне – 1011, а всего на линии – 5435 человек. Все эти городки, остроги и слободы были первыми, в основном русскими, поселениями в нашем крае. Как пишет П.Л. Мартынов, до построения «Симбирской пограничной черты» «здесь встречалось очень мало русских населённых пунктов» и «существовали только следующие инородческие селения: мордовские Кадышево (не Майнского, как отмечает краевед К.А. Селиванов, а Карсунского района – В.В.), Безсоновка, Вожжи и Семёновка, чувашские деревни Тимерсяны, Маклауши (ныне Старые Маклауши) и Алгаши». Отсюда следует, что Старые Маклауши являются первым, самым древним селением Майнского района, но когда оно возникло – сведений нет.
За царскую службу каждый из ратников получал по 7 – 10 десятин пашни и сенных покосов, «смотря по людям, кому сколько мочно», а также жалованье из казны по 6 рублей в год. На новых местах служилые люди охраняли государственную границу, строили дома, разрабатывали земельные участки, занимались различными ремёслами и промыслами.
Пушкари и затинщики обслуживали крепостную артиллерию, стрельцы несли сторожевую службу в городках и на границе, а конные казаки посылались далеко в степь в дозор. Они же ремонтировали укрепления и постройки, совершенствовали своё воинское мастерство.
Служилые люди Тагайского, Юшанского и других городков пограничной линии не только отражали набеги степняков, но и привлекались в дальние походы. Например, в 1661 – 1663 годах большая часть их по указу царя Алексея Михайловича находилась «на ево государеве службе» в Царицыне и на Дону во главе с боярами, воеводами и князьями Г.С. Черкасским и Ф.Ф. Волконским и были направлены на «изменников на уфимских башкирцев». В этом походе участвовало 212 стрельцов и казаков из Юшанского городка и 151 – из Тагайского (более половины всего их гарнизона).
Примечательно, что до 1654 года обязанности головы города – крепости Тагай исполнял К.А. Дмитриев – прапрадед поэта-баснописца и министра юстиции И.И. Дмитриева, а с 4 декабря 1677 года – С.И. Пазухин, прадед Н.М. Карамзина по материнской линии.
В 1708 году в связи с упразднением управления Симбирско-Карсунской пограничной линии ратные люди из Тагая, Юшанска и остальных городков и острогов были переведены на царскую службу под Азов, оставшиеся жители перешли в разряд «коронного ведомства пахотных солдат» (с 1845 года – удельных крестьян), а сами городки стали пригородами Симбирска. Так закончилась «военная история» этих населенных пунктов и началась их мирная жизнь.
После строительства Симбирско-Карсунской пограничной линии началось массовое заселение территории края русскими людьми. Многие дворяне и «дети боярские» по челобитью переводили сюда, на «порозшие земли», своих крепостных крестьян и дворовых людей из центральных уездов России и основывали здесь новые населенные пункты, давая им свои фамильные названия (например, Аксаково и Сущёвка, Матюнино и Сухаревка и др.).
После разгрома разинцев под Симбирском многие сёла в районе основали уволенные в запас солдаты и офицеры Московского выборного полка (Абрамовку, Выры, Поповку и др.).
Тогда же, в конце 17 века, беглые крепостные крестьяне и «гулящие люди» из центра России заселили Игнатовку и Вязовку, Городецкое и Воецкое и др. Переселенцы из некоторых сёл образовали рядом другие деревни - Крюковку и Екатериновку, Малое Жеребятниково и Сергиевку и др.
Заселение района продолжалось в 18 - 19 веках и закончилось в начале 20-го столетия: в 1898 году были образованы посёлки железнодорожных станций Майна и Выры, в 1917 году - посёлок имени Гимова, 1928 - 1929 годах - посёлки Безречный, Безлесный, Искра, Родниковые Пруды. По-видимому, тогда же, в первой трети 20 века, началась история других посёлков: Труд и Новая Калда, Малоросы и Дружба - самых поздних поселений в районе.
Из книги «Страницы истории Майнского района Ульяновской области» (В.К. Воробьев)
Рецензент – В.А. Перфилов, заместитель директора ОГУК «Ленинский мемориал», кандидат исторических наук, Заслуженный работник культуры Российской Федерации
В авторской редакции
Научно-популярное издание.
Ульяновск. Издательство Государственная корпорация СМИ «Медиа 73». 2011