1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Лента времени
Места, 13 Января 1847
Места, 3 Августа 1648
Места, 3 Августа 1648
Места, 3 Августа 1930
Герои, 15 Августа 1924
Герои, 23 Декабря 1768
События, 25 Декабря 1841
Герои, 20 Февраля 1916
Места, 28 Декабря 1964
Герои, 29 Июля 1942
Герои, 29 Июля 1942
Герои, 1 Июня 1725
Герои, 12 Февраля 1871
Герои, 29 Ноября 1871
Герои, 25 Мая 1941
Герои, 25 Мая 1941
Герои, 23 Февраля 1940
Герои, 21 Марта 1896
Герои, 26 Апреля 1841
Герои, 10 Ноября 1918
Герои, 5 Ноября 1918
События, 19 Октября 1941
Места, 7 Ноября 1921
Герои, 19 Апреля 1957
События, 27 Июля 1678
Места, 17 Октября 1935
События, 29 Октября 1919
Фото, 24 Октября 1972
Места, 17 Октября 1648
События, 12 Марта 1949
Фото дня
Пасха в Ульяновске, 1989 г.
Популярное
Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМайнский районМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦены
События, 25 Декабря 1841
Славильщики, визитеры и святки. Каким было Рождество в старом Симбирске?
Источник: Иван Сивопляс

В Российской империи, где православное христианство было государственной религией, Рождество Христово было главным зимним праздником. Его справляли 25 декабря. До 1918 года Россия жила по юлианскому календарю, отставая от Европы на 12, потом на 13 суток. При переходе большевиков к григорианской календарной системе. Русская Православная Церковь осталась верна прежнему порядку летоисчисления и Рождество «переместилось» на 7 января.

Рождеству предшествовал длительный Рождественский, или Филипповский пост. В канун Рождества, сочельник, и вовсе ничего не вкушали до сумерек, «до первой звезды», после чего, перекусив, отправлялись в церковь к всенощной службе.

С шести часов утра по улицам Симбирска и прочих российских городов начинали ходить ребятишки-славильщики. Заходя в дома, славильщики пели песни-колядки, молитвы, поздравляли хозяев с Рождеством, за что получали лакомства и мелочь.

С девяти часов утра славильщиков сменяли визитеры, люди, связанные с хозяевами родственными, служебными, деловыми отношениями: наступало время рождественских визитов. Визитеры задерживались ненадолго – поздравив хозяйку (хозяин сам носился с визитами), выпив пару рюмок и сделав пару замечаний относительно погоды или здоровья окружающих, визитеры спешили откланяться – им предстояло обежать или объехать не менее полутора десятков адресов! Тем, кому не позволяло здоровье или совсем не хватало времени, оставляли хозяевам визитные карточки, чтобы отметиться, что они были. К общему облегчению, визиты завершались ровно в полдень.

В Ульяновском областном художественном музее хранится авторская реплика картины «Славильщики-городовые», написанная русским художником-жанристом Леонидом Ивановичем Соломаткиным (1837 – 1883). «Славильщики» были, эдакой, «визитной карточкой» художника, он много раз повторял сюжет картины для разных заказчиков, и ирония сюжета, среди прочего, строится на том, что затейники-полицейские явились «славить» скрягу-купца с опозданием – на часах, присутствующих в «кадре», как раз, девять или начало десятого.

Вот-вот, к хозяину попрут серьёзные визитеры, и поэтому недовольно ковыряется в кошельке, стремясь поскорее откупиться от не ко времени явившихся «славильщиков».

Почему хозяин – скряга? Да потому, что приготовленный для угощения визитеров графин уже наполовину пуст, а пирог – обрезан, хотя к выпивке и закуске ещё никто не успел «приложиться». При графине – единственная рюмка. Городовым тоже не наливали – а ведь, явившись ровно в девять, промёрзнув рождественскую ночь на стылой улице, они явно рассчитывали на порцию визитеров, вон, как самый пожилой и низкорослый среди них, так и пожирает графинчик глазами! Но нет, купец бесчеловечно отсчитывает деньги и заставляет драть горло – может быть, на них они выпьют и больше, только, когда ещё выпьют?

Леонид Соломаткин сам «закладывал за воротник» и, кажется, с особой симпатией пишет этих своих «товарищей по несчастью». У двух полицейских блестят на груди медали на Андреевской ленте в память о Крымской войне 1853 – 1856 годов, они участники боевых действий, причём у «командира отряда» есть ещё и Георгиевский крест, а в некоторых вариантах картины – и медаль «За спасение погибавших», вручавшаяся «За подвиги человеколюбия, с опасностью собственной жизни совершенные».

У Соломаткина, кстати, есть ещё и картина «Славильщицы»: две немолодые, пусть не очень модно, но вполне по погоде одетые, раскрасневшиеся с мороза дамы в полдень (!) являются в квартиру каких-то своих очень далёких знакомых, чтобы потешить колядками скучающую хозяйскую девочку. Дамы – энтузиастки, которых трудно остановить!

Даже в Симбирске, кстати, к богатым и богомольным купцам, ценителям церковного пения, домой приходили приходские священники с хорами певчих, которым за труды полагалось обильное угощение.

После Рождества начинались святки, продолжавшиеся до Крещения, 6 (19) января. Древние славяне называли святками духов предков, которые в пору года, когда Солнце «поворачивало на лето», сходили на землю с небес и из преисподних. В святочных обрядах – гаданиях, гуляниях, маскарадах, кулачных потехах – продолжало существовать не до конца вытесненное христианством язычество.

У святочного времени была важная общественная функция – отдых, как смена занятий. Ещё накануне Рождества, 23 декабря начинались рождественские каникулы ц школьников, длившиеся до Крещения. Дни с 25 по 27 декабря и с 1 по 6 января объявлялись неприсутственными, то есть, выходными, во всех правительственных учреждениях. Это было тем более кстати, что отпусков, тем более оплачиваемых, в те времена не существовало. А в сельской местности, где после окончания полевых работ наступало оцепенение до весны – случалось, что люди, почти, как медведи, впадали в спячку – святки, как раз, давали хороший повод взбодриться.

В губернском городе Симбирске святковали все по-разному и разнообразно. «Повсюду устраивались семейные вечера с танцами, играми, - вспоминал один из старожилов-симбирян, - Театр в дни рождественских праздников работал особенно интенсивно, и утром, и вечером всегда был переполнен зрителями».

Дореволюционная рождественская открытка:

В 1841 году одно из столичных российских изданий писало: «У нас входит в обыкновение канун Рождества Христова раздачею наград добрым детям, украшением заветной елки сластями и игрушками». С середины XIX века рождественская ёлка стала покорять российскую провинцию, но точечно, губернские и уездные города, помещичьи усадьбы. В сельской России, составлявшей решительное большинство её населения, ёлка не приживалась.

Первые публичные ёлки в Симбирской губернии устраивались в 1880-е годы в уездном городе Сызрани, втором по размерам городе края, но вполне тягавшемся в культурном развитии с губернским центром, за счёт более выгодного географического положения, присутствия железной дороги.

На российской почве рождественская ёлка, прообраз ёлки новогодней, приживалась непросто, поскольку казалась обычаем чуждым, западным, языческим. «Масла в огонь» добавила начавшаяся в 1914 году Первая мировая война, где Россия, пусть в союзе Англией и Францией, противостояла Германии, главному «источнику» чуждых влияний. «Настоящая война, - взывали отдельные патриотические головы, - должна вытеснить у русских чужестранный обычай, нелепое, при нашей высокой национальной культуре, явление, именуемое «Рождественской елкой». Не станем примыкать к мишурному германскому обычаю, заменим его более разумными и достойными чести русского развлечениями!».

Рождественские открытки 1926 года:

Впрочем, ещё в 1911 году в «Симбирских губернских ведомостях» местный священник Алексей Реморов опубликовал статью «В защиту елки», определяя рождественское дерево как выражение творческой силы Бога, Который «благоволил оставить часть растительности во всем блеске роскошной зелени среди холода и мрака зимних дней». «Враждебное отношение к елке несовместимо с духом христианской любви, любви к детям» - писал добрый батюшка.

Рождество оставалось главным зимним праздником и в советской России, вплоть до 1929 года, когда на праздник начались официальные гонения и запреты. А до того, на протяжении 1920-х годов симбирская уроженка Нина Сергеевна Марченкова-Барабаш, оказавшаяся с мужем-поляком на жительстве в «белопанской» Польше, регулярно поздравляла своих родственников, остававшихся в советском Среднем Поволжье с Рождеством Христовым. Открытки были польские – а Рождество наше, 7 января по новому стилю!

Иван Сивопляс

Поделиться в социальных сетях

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2020. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru