1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Лента времени
События, 28 Января 1924
События, 6 Июля 1648
Места, 1 Июля 1648
Герои, 23 Мая 1975
Места, 7 Сентября 1824
Фото, 5 Октября 1998
События, 25 Сентября 1926
События, 18 Сентября 1931
События, 3 Сентября 1836
События, 13 Сентября 1931
События, 12 Сентября 1648
События, 27 Сентября 1923
Места, 23 Ноября 1936
События, 24 Ноября 1936
События, 3 Ноября 1936
Места, 6 Сентября 1987
Фото, 2 Сентября 1999
События, 10 Июля 1941
Герои, 23 Августа 1929
Герои, 28 Мая 1939
Фото, 23 Августа 1987
События, 7 Февраля 1967
Фото, 16 Августа 1997
Фото, 16 Августа 1997
Герои, 26 Июля 1831
Места, 8 Февраля 1841
Герои, 15 Августа 1916
События, 29 Апреля 1931
События, 3 Августа 1929
События, 8 Августа 1929
Фото дня
Сотрудники Ленинского мемориала в 1970 году
Популярное
Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦены
События, 25 Сентября 1926
Автобус в губернском Ульяновске: как в нашем городе появился общественный транспорт
Источник: Иван Сивопляс

95 лет назад, 25 сентября 1926 года – день, кстати, тоже был субботний – в Ульяновске появился общественный наземный транспорт. В 63-тысячном городе, административном центре Ульяновской губернии, открылось автобусное движение.

Можно сказать, сбылась давняя мечта горожан. Впервые вслух об общественном транспорте в Симбирске заговорили в 1867 году: губернатор граф Владимир Орлов-Давыдов обсудил с городским головой купцом Александром Зотовым поиск подрядчиков, готовых построить в губернском городе фуникулёр, рельсовое транспортное средство на канатной тяге для перевозки пассажиров и грузов от волжских пристаней на Симбирскую гору, высотою в 70 сажен, то есть более 150 метров.

Жалко, что за проблемами со здоровьем, вынудившими его через год покинуть губернский город, губернатор не смог воплотить своего желания. Если бы идея графа Орлова-Давыдова воплотилась, Симбирский фуникулёр стал бы первым в Российской империи! Реально первый фуникулёр в Нижнем Новгороде запустили только в 1896 году. Однако история не знает сослагательного наклонения.

На рубеже XIX – XX столетий в Симбирске заговорили о трамвае. Пуск трамвая обсуждали в городской думе драматической осенью 1917 года. О нём говорили победившие советские деятели среди громов Гражданской войны в 1918 – 1919 годах и в наступившей послевоенной разрухе. И говорили не потому, что сказать больше было нечего.

Драматические события предреволюционного и революционного времени особо выпукло явили, как нуждался губернский город в общественном транспорте. И железнодорожная станция, и волжские пристани находились очень далеко от центра города и были не очень удобно расположены. А тут в город хлынули мобилизованные, раненые, беженцы – а извозчиков забирали в армию. Доходило до того, что для переноски раненых организовывали добровольцев, которые пешим ходом несли тяжёлые носилки, иногда через весь город, по несколько километров.

Кстати, горячим сторонником идеи пуска трамвая в Симбирске был председатель губкома ВКП (б) Иосиф Михайлович Варейкис (1894 – 1938). Оказавшись в 1921 году на работе в Баку, Иосиф Варейкис стал инициатором создания Бакинского трамвая, первого трамвая, пущенного в СССР. Правда, в Баку с трамваем было попроще, поскольку ещё с 1889 года в городе работала конка, вагоны на конной тяге, были проложены рельсы.

Автобусное движение в Ульяновске открылось по трём маршрутам: 1. Ленкоранские казармы (училище связи) – вокзал Ульяновск-1, и обратно, через Гончаровскую и Покровскую (Л. Толстого) улицы. Маршрут насчитывал три станции, каждая из которых требовала дополнительной оплаты; 2. Конец Ново-Казанской (Гагарина) улицы – Пристань, и обратно, через Ярмарочную и Базарную площади (улицы Можайского, Марата, К. Маркса), четыре станции; 3. Вокзал Ульяновск-1 – Пристань, и обратно, через Базар (К. Маркса) и Дворцовую улицы, 4,5 станции.

Проезд одной станции стоил 8 копеек, за каждую следующую надо было доплачивать ещё три: весь маршрут № 1 обходился в 20 копеек. Плата за проезд, конечно, «кусалась», имея в виду, что средняя зарплата в СССР официально определялась цифрой в 28 рублей. Зато шикующие ульяновские кавалеры имели теперь возможность отличиться, катая барышень в автобусе по городу! Кстати, в праздничные и воскресные дни 1-й маршрут продлялся до Винновской рощи, одного из любимых мест отдыха горожан.

Автобус приехал. Его ожидает толпа желающих. Фото середины 1920-х годов:

В будние дни автобусы должны были ходить в «часы пик»: с 8.30 до 11 часов утра и с 15.00 до 20.00. По праздникам и воскресеньям движение должно было осуществляться без перерывов с 8.30 до 23.30. Но это в теории. На появление автобусов в обычной жизни ульяновцы отреагировали анекдотом:

— Ну, что Иван Иванович, домой на автобусе?

— Нет, Иван Петрович, пешком — я обедать спешу! Его не дождёшься, а дождёшься, так не влезешь!

Автобус АМО Ф-15. Современная миниатюрная копия:

Действительно, перевозки по трём маршрутам осуществлялись всего тремя 14-местными автобусами «Фиат» с двигателями на 15-20 лошадиных сил. Автобусы, видимо, были итальянскими только по названию — как раз с 1926 года автобусы на базе лицензированного итальянского грузовика Fiat-15 Ter начали производить на заводе АМО, Автомобильного московского общества, впоследствии ЗИЛа. Советский «фиат» несколько отличался от своего итальянского прототипа, в частности, колёса с деревянными спицами были заменены в нём на более подходящие к родному бездорожью металлические штампованные дисковые. Кузов был деревянным, крыша обтянута дерматином. Ульяновские автобусы были оборудованы багажником для вещей на крыше. Такие машины могли разгоняться до 50 км/час.

Автобус с багажной площадкой на крыше. Фото 1930-х годов:

22 сентября 1926 года автобусы выкатили на ульяновские улицы с пробными рейсами. Это было ярким событием в городской жизни: зеваки глазели, уличные мальчишки буквально кидались под колёса, под которыми уже успели погибнуть несколько собак и куриц, и кидали в машины камнями. Лошади, запряжённые в телеги, пугались, дёргались и могли понести, создавая опасности пешеходам и грозя опрокинуть нагруженные на телеги вещи.

Автобус на улице российского города. Середина 1920-х годов:

Ульяновск — не исключение и не уникальность: в 1925 — 1927 годах автобусное движение открылось во многих городах Советского Союза, в республиканских и губернских центрах: в тех же наших соседках Казани и Самаре. Общественный транспорт был насущной необходимостью. Автобусы привлекали тем, что не требовали такой инфраструктуры, как трамваи — проводов и рельсов. Правда, забывалось, что автобусам нужны соответствующего качества дороги, на бездорожье они постепенно и скоро выходили из строя. А так как выделялись автобусы на каждый город штучно, то потери оказывались невосполнимыми.

В Ульяновск автобусы прибыли Волгой из Самары. Автобусный гараж и автомастерские тоже устроили с видом на Волгу: под них определили бывшую женскую тюрьму на Венце, дом, построенный в начале XIX века помещиком Василием Карамзиным, братом знаменитого историографа. Места за баранками ульяновских «фиатов» заняли «шофферы», как писалось тогда это слово, В. И. Богоявленский, М. П. Афанасьев и ответственный шоффер-кондуктор П. А. Дроздов. Автобусный гараж влился в систему комбината городских предприятий, в 1927 году переименованного в Ульяновский горкомхоз.

Первоначальная схема движения автобусов по Ульяновску, тем более с учётом ограниченного числа единиц транспорта, была составлена весьма грамотно. Линии движения, проходя через центральные улицы и места торговли, связывали отдаленные районы и «ворота города». Небольшие автобусы, несмотря на «кусачий проезд» и редкие рейсы, ходили переполненными.

В 1927 году ульяновский автопарк пополнился тремя автобусами американской фирмы «Паккард». Эта очень известная, вплоть до середины XX столетия, фирма специализировалась на люксовых легковых автомобилях, популярных среди элит во всём мире. «Паккарды» ещё со времён Гражданской войны очень жаловал Иосиф Сталин. Они были очень не дёшевы, зато, очень надёжны.

Автобус Паккард в США. 1917 год:

Ещё один автобус переоборудовали из грузовика. Это было совсем не редкость на заре советской автобусной эры, тем более что и серийная продукция отечественного автопрома не отличалась особым комфортом: «собачья будка на колёсах», нередко величали их остроумные россияне.

В том же 1927 году городской инженер Суханов разработал общий проект для ульяновских автобусных остановок. Параллельно зримые очертания стала обретать давняя мечта о прокладке трамвайных путей. Казалось, общественному транспорту Ульяновска уготовано светлое будущее. Но… В 1928 году Ульяновск лишился статуса губернского центра и скоро стал всего лишь райцентром в составе Средне-Волжского края Куйбышевской области. Финансовый поток оскудел, и необильный автопарк стал растворяться буквально на глазах. «Все автомашины с изношенностью 90%. Заявок на запчасти и резину снабжающие органы не принимают. К концу года из семи автомашин эксплуатировалась одна» — констатировал отчёт Ульяновского горкомхоза за 1931 год.

Будто в насмешку Ленинградский институт ГИПРОГОР (Государственный институт проектирования городов), в 1932 году разработал комплексный план развития города Ульяновска. Так вот, минимальная научно обоснованная потребность Ульяновска в общественном транспорте определялась цифрой в 90 автобусов при одновременном пуске трамвая со 190 вагонами!.. А так, по жизни, в январе 1933 года автобусное движение в Ульяновске прекратилось вообще, за «смертью» последней, кое-как выезжавшей на маршрут машины…

Новый автобус на улице Ульяновска. Фото из газеты Пролетарский Путь от 18 апреля 1936 года:

Но в том же 1933 году заведовать ульяновским гаражом стала легендарная Самсониха, Евдокия Михайловна Самсонова (1896 – 1985), с 1932 года возглавлявшая городской ассенизационный обоз, службу по вывозу нечистот. Городские власти, видимо, совсем отчаялись и разочаровались в автобусном движении, махнули на гараж рукой. Однако Самсониха — она, кстати, сама была квалифицированным шофёром! — сделала невозможное: в 1934 году автобусное движение удалось восстановить! На два маршрута вышли три восстановленных машины, и четвёртая, «собранная из деталей сломанных автобусов, не поддающихся починке».

А осенью 1935 года неугомонная Евдокия Михайловна отыграла козырь Ульяновска как родины вождя пролетариата. В Москве Самсониха добилась приема у члена ЦИК СССР Марии Ильиничны Ульяновой (1878 – 1937), младшей сестры Владимира Ульянова-Ленина. Благодаря протекции Ульяновой город получил два новых автобуса ЗИС-8, вышедших на линию в апреле 1936 года, накануне 66-й годовщины со дня рождения Ульянова-Ленина.

Автобус ЗИС-8:

Выпускавшийся с 1934 года ЗИС-8 стал основным советским довоенным автобусом: 21 место для сидения и 8 официальных стоячих. Впрочем, как припоминали старожилы, автобус обязательно ехал переполненным, отчего его заметно кренило на правую сторону. Каркас корпуса был деревянным, на неровной дороге — а это почти любая дорога — пассажиров сильно трясло, а из салона не выветривался запах бензина. Но автобус вёз — и это было главное преимущество, сглаживающее множество прочих недостатков. Два автобуса стали обслуживать единственный, но самый значимый городской маршрут «Вокзал – Пристань».

Автобус ЗИС. Фото 1940-х годов:

Проблемы с транспортом – очень старые ульяновские проблемы. Но хочется быть оптимистом. 278 лет своей истории, с 1648 по 1926 год, Симбирск-Ульяновск жил без общественного транспорта и 95 лет живёт с ним: у нас есть запас времени, есть, куда расти!..

Иван СИВОПЛЯС

Темы: Транспорт

Поделиться в социальных сетях

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2020. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru