1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Лента времени
События, 3 Сентября 1836
События, 13 Сентября 1931
События, 12 Сентября 1648
События, 27 Сентября 1923
Места, 23 Ноября 1936
События, 24 Ноября 1936
События, 3 Ноября 1936
Места, 6 Сентября 1987
Фото, 2 Сентября 1999
События, 10 Июля 1941
Герои, 23 Августа 1929
Герои, 28 Мая 1939
Фото, 23 Августа 1987
События, 7 Февраля 1967
Фото, 16 Августа 1997
Фото, 16 Августа 1997
Герои, 26 Июля 1831
Места, 8 Февраля 1841
Герои, 15 Августа 1916
События, 29 Апреля 1931
События, 3 Августа 1929
События, 8 Августа 1929
Места, 18 Августа 1929
События, 3 Августа 1923
События, 16 Июля 2009
Фото, 29 Июля 1996
События, 21 Сентября 1906
События, 15 Мая 1846
Герои, 10 Июля 1893
Герои, 11 Марта 1801
Фото дня
Жители Комаровки собираются на освящение Михаило-Архангельского монастыря, 1995 г.
Популярное
Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийАфанасенкоБаратаевыБейсовБекетовыБестужевыБлаговБлаговещенскийБогдановБодинБросманБуничБурмистровБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВарюхиныВладыка ПроклВоейковыВольсовГавриил МелекесскийГайГлинкаГоленкоГоличенковГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорькийГорячевГранинГречкинГузенкоГусевДавыдовДекалина ЕкатеринаДмитриевЕгуткинЕрмаковЕрофеевЗагряжскийЗахаревичЗинин А.Зинин В.ЗотовЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКонстантиновКоринфскийКругликовКрыловКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛазарев Л.ЛезинЛенинЛеонтьеваЛермонтовЛермонтовЛивчакЛимасовЛюбищевМалафеевМартыновМатросовМедведевМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовМотовиловН.И. НикитинаНазаровНаримановНеверовНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевНовопольцевОблезинОгаревОдоевскиеОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Отец АгафангелПаустовскийПерси-ФренчПластовПолбинПоливановПолянсковПугачевПузыревскийПушкинРадищевРадонежскийРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСеменовСерафим СаровскийСергей НеутолимовСеровСклярукСкочиловСоколов А.СтолыпинСусловСытинТельновТимофеевТимофееваТихоновТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УргалкинУстюжаниновУхтомскиеФедоровичеваФеофанФилатовФокина АнастасияХитровоХрабсковЧижиковЧириковШабалкинШадринаШамановШартановШейпакШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯстребовЯшин
АвиастарАкшуатАрхивыАэропортыБелое озероБелый ЯрБиблиотекиБольницыВенецВерхняя террасаВинновская рощаВладимирский садВокзалыВолгаГостиницыДимитровградДК ГубернаторскийДом ГончароваДом, где родился ЛенинДом-музей ЛенинаЖадовская пустыньЗаводыКарсунКартыКиндяковкаКладбищаКраеведческий музейЛенинские местаЛенинский мемориалМостыМоторный заводМузеиМузей-заповедник «Родина В.И. Ленина»Нижняя террасаНовоульяновскНовоульяновскНовый городПальцинский островПамятникиПарк Дружбы народовПарк ПобедыПарки и скверыПатронный заводПескиПриборостроительный заводПрислонихаРечной портСвиягаСенгилейСимбиркаСквер ГончароваСквер КарамзинаСтадионыСураСурскоеТургеневоТЭЦУАЗУЗТСУИ ГАУлГАУУлГПУУлГТУУлГУУльяновский механический заводУльяновский механический заводУндорыУниверситетыУсадьбыЦерквиЦУМЧуфаровоШаховскоеЯзыково
АвиацияАгитацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГоворят очевидцыГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗасечная чертаЗдоровьеКартыКиноКомсомолКосмосКультураМедицинаМитинги и демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПионерыПожарыПолитикаПраздникиПрирода и экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦены
Места, 31 Мая 1911
Воскресенский храм над старым некрополем
Источник: Иван Сивопляс

110 лет тому назад, в мае 1911 года в Симбирске был освящён Воскресенский храм на городском кладбище; к его названию нередко прибавляют слово «кладбищенский». Некогда кладбища обустраивались за пределами городской территории, на окраинах. Сегодня же территория Воскресенского некрополя, среди которой высится давший ему название Воскресенский храм – почти самый центр Ульяновска. Кладбище закрыли для захоронений в 1972 году. А Воскресенскую церковь для богослужений не могли закрыть даже в самые мрачные годы советской власти.

На протяжении десятилетий она была одной из двух действующих православных церквей в городе. Теперь, и по достоинству, Воскресенский храм является одним из архитектурных символов Симбирска-Ульяновска. Более того, церковь – единственный в Ульяновской области памятник архитектуры культового назначения, признанный объектом культурного наследия федерального, то есть, всероссийского, значения!

История Воскресенского храма складывалась непросто, а оттого особо занимательно. Городское кладбище, прозванное Новым, за западной окраиной Симбирска открылось в 1874 году. Оно было предназначено для захоронения православных жителей губернского города, составлявших уверенное большинство его населения. Здесь же был выделен участок для погребения лютеран и католиков – у мусульман, евреев и старообрядцев в городе были собственные погосты.

В Российской империи православие было государственной религией. Та важность, которую в чине погребения играли религиозные обряды, предрасполагала к появлению на кладбищах культовых объектов, часовен и храмов. В 1882 году на Новом городском кладбище в Симбирске была построена и освящена часовня, а вот с полноценным храмом дело надолго застопорилось.

Это можно было бы объяснить банальной нехваткой средств, но едва ли. Тут, скорее, действовали причины ментального свойства. Новое кладбище несколько раз пытались закрыть и перенести на ещё более отдалённое место, подальше от реки Свияги и приближающихся городских окраин, потому что такое соседство казалось небезопасным в гигиеническом отношении на фоне периодически случавшихся всплесков эпидемий с повышенной смертностью.

К тому же, в конце XIX столетия стремительно нарастала секуляризация российского общества. На место религии приходила наука. Верить было немодно, религиозные экстазы сменяло насмешливое равнодушие: в 1894 году Симбирский губернатор Владимир Акинфов на освящении храма в селе Грязнушке Симбирского уезда потчевал желающих душистым табаком из табакерки, «на которой, к неудовольствию барыней, была великолепно наэмалирована голая женщина».

Так, без храма на кладбище Симбирск вступил в XX столетие с его первыми для России драматичными потрясениями: Русско-японской войной 1904 – 1906 годов и Первой русской революцией 1905 – 1907 годов. Внешние катаклизмы, как правило, немало обновляют религиозное чувство, тем более, что в 1904 году епископом в Симбирск был назначен владыка Гурий (Буртасовский) (1845 – 1907), известный молитвенник и консерватор.

В Симбирске владыка Гурий тотчас заметил непорядок, отсутствие храма на Городском кладбище и скоро решил ситуацию разрешить. Епархиальному архитектору Петру Малукалову было объявлено подготовить проект нового храма на основании существующей часовни, а сам владыка Гурий придумал имя для новой церкви – Воскресенская, в честь события Воскресения Христова. Для Симбирской губернии такое название было нетипичным. К началу XX столетия в честь Воскресения Христова в крае были освящены всего 15 храмов, против 107 в честь Николая Чудотворца, 87 в честь Казанской иконы Божией Матери, 85 – Святой Троицы, 78 – Михаила Архистратига, 62 – Рождества Христова.

Для Воскресенского храма владыка Гурий заказал на Афоне икону Матери Божией Иерусалимской, подлинник которой некогда украшал Воскресенский храм или Храм Гроба Господня в Иерусалиме. На кладбище были завезены стройматериалы для строительства. И тут возмутилась Симбирская городская дума и категорически потребовала свернуть всякие несанкционированные ею работы на городской территории, которой, в том числе, являлось кладбище.

Иерусалимская икона Божией Матери, написанная для храма по заказу владыки Гурия:

Нет бы порадоваться, что благодаря Гурию город понесёт меньше расходов!.. Идеология – главнее: ведь епископ слыл за крайнего консерватора даже в среде духовенства, а в Думе тон задавали депутаты-гласные, уверенные, что Российской империи необходимы кардинальные перемены, и на этом поле сочувствовавшие открытым революционерам. Владыка пытался жаловаться на действия городских властей некогда казавшемуся всесильным обер-прокурору Святейшего Синода Константину Победоносцева, но тот мудро просил Гурия смириться, чтобы не давать симбирским гласным повода для новых эскапад.

Но усилия владыки Гурия не пропали даром. Симбирская Дума сама задвигалась, причём, готова уже была не стесняться в средствах, лишь бы затмить архипастырский проект. Летом 1906 года началась работа по строительству на городском кладбище Воскресенской церкви по одобренному Симбирской городской думой оригинальному проекту, исполненному городским архитектором Леонидом Анненковым: лёгкий многоглавый храм, заставлял вспомнить лучшие творения русской архитектуры XVII столетия, эпохи «нарышкинского барокко».

Увы, но вскоре после начала работ Леонид Анненков скоропостижно скончался. Городским архитектором в Симбирск был приглашён выдающийся зодчий Фёдор Ливчак (1878 – 1919). В 1907 году он представил на рассмотрение Симбирской Городской Думы собственный оригинальный проект, кардинально изменив стиль и размер постройки.

Считается, что отказаться от проекта Анненкова заставила экономия средств. Но какая тут экономия, если новый проект предусматривал значительно увеличить вместимость храма с 250 до 350 человек, обустроить под ним подземные помещения, лепнину, росписи, металлические оконные рамы, плиточные полы, центральное калориферное отопление. Всё это было ново, неожиданно и недёшево.

Как кажется, идеология опять победила экономику: нарядный, многоглавый проект Воскресенского храма, отсылавший к «беспечальной» эпохе XVII века оказывался несозвучен переживаемым драматичным событиям, да, пожалуй, и самой функции храма на кладбище, где отпевают недавно умерших людей, и так сильна печаль и горечь от их утраты.

Фёдору Осиповичу, независимо от степени личной воцерковленности, было присуще чувство соборности, постоянное, очень органичное и творческое обращение к архитектурному, художественному и культурному наследию русского народа. Выражением этого становились спроектированные зодчим Ливчаком общественные здания и сооружения, банки, больницы, школы. Раскрывая один из своих архитектурных замыслов, он писал: «В идее осуществления проекта лежало олицетворение здания … в виде колоссальной избы с характерной двускатной коньковой крышей».

Церковь есть высшее выражение соборности, а храм – её зримый символ. «Необычность возведенного Ливчаком храма заключалась в том, что он обратился к неизвестному до него в Симбирске прототипу. Суровая простота и ясность композиции Воскресенской церкви вызывала в памяти тип тетраконха – разновидности центрического храма, известного с VI века и нашедшего распространение в архитектуре Армении и Грузии».

Строительство храма начиналось с фундамента и подвальных помещений. Это – интереснейшая и малодоступная часть храма. Рост городов на рубеже XIX – XX столетий приводил к увеличению темпов «заселения» кладбищ. Перед властями предержащими возникал насущный вопрос: что делать? Варианты предлагали учесть мировой опыт: кремация и складирование-перезахоронение костных останков в склепах и катакомбах, как это делалось и делается во многих европейских странах.

Своеобразным памятником этим дискуссиям и стали подземелья Воскресенского храма. По заказу городских властей Фёдор Ливчак спланировал обустройство подземных помещений под склепы и катакомбы для вторичного перезахоронения костных останков. Там действительно был захоронен скончавшийся в 1916 году на Персидском фронте первый староста храма, Симбирский купец Алексей Павлович Балакирщиков. Но широкого применения идея не нашла, как несходная с православными погребальными традициями.

В подземелье Воскресенского храма:

Объявление о погребении Алексея Балакирщикова в Воскресенской церкви, 1916 год:

22 мая (4 июня) 1911 года кладбищенская Воскресенская церковь была торжественно освящена с участием Епископа Симбирского и Сызранского Вениамина (Муратовского). «Маленький, очень красивой архитектуры храм был переполнен народом, который также запрудил всю окружающую храм площадь», - сообщала о событии газета «Симбирянин».

В праздник Успения Божией Матери, 28 августа 1931 года в Ульяновске последовало массовое закрытие храмов и молитвенных домов всех действовавших на тот момент в городе конфессий. Закрытия избежали только окраинные Воскресенская церковь на кладбище и Неопалимовская церковь, освященная 29 мая 1912 года в слободе Куликовке. «Воинствующие безбожники» не решились закрыть сразу все православные храмы на «родине Ленина», справедливо опасаясь ропота и неудовольствия верующих.

Каток репрессий, однако, не миновал Воскресенский храм. Были расстреляны два первых его настоятеля, отец Иоанн Апраксин (1861 – 1938) и сменивший его в 1916 году отец Иоанн Сергиевский (1870 – 1938). К высшей мере была приговорена прихожанка храма Ольга Григорьевна Анненкова, вдова архитектора Леонида Анненкова, приложившего руку к его строительству.

В Ильин день, 2 августа 1941 года Куйбышевский облисполком (Ульяновск входил в состав Куйбышевской области) принял решение о закрытии Воскресенского храма. Здание храма планировалось сдать в аренду под засыпку хлеба ульяновскому пункту «Заготзерно».

Но Промысел Божий сильнее человеческих планов. Словно бы не сомневаясь в этой истине, местоблюститель Патриаршего престола митрополит Московский и Колдоменский Сергий (Старгородский) 1 сентября 1941 года, через две недели после формального закрытия, назначил в Воскресенскую церковь города Ульяновска нового настоятеля, отца Анатолия Мартынова. А 26 октября 1941 года, в праздник особо почитавшейся в Симбирске иконы Иверской Божией Матери), митрополит Сергий лично служил в Воскресенском храме, будучи эвакуирован в Ульяновск из Москвы, в связи с наступлением немцев во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.

В иконостасе Воскресенского храма привлекает внимание образ святого Преподобного Серафима Саровского, написанный в начале XX столетия. Господь через страдания приведёт Россию к великой славе, говорил когда-то святой Серафим Саровский своему «служке», симбирскому дворянину Николаю Мотовилову. «Радость моя, Христос Воскресе!» - приветствовал Серафим Саровский каждого, приходившего к нему. Лучшие слова для храма в честь Воскресения Христова.

Иван Сивопляс

Фото автора

Поделиться в социальных сетях

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2020. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Раевский Д.И.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru