Издательский Центр УлГУ в конце прошлого года выпустил в свет сборник рассказов и фоторабот известного отечественного фотожурналиста и фотохудожника Леонида Лазарева под названием «Живу дважды». Фотограф, вошедший в число лучших, не только в нашей стране, но и в мире, выступил как автор художественных рассказов.
За многие десятилетия работы в центральных изданиях Л.Н. Лазареву приходилось встречаться и снимать многих известных литераторов. В золотой фонд фотомастера вошёл портрет С.Я. Маршака, снятый незадолго до смерти поэта и переводчика в 1964 году. Чтобы сделать фотопортрет А.Т. Твардовского, фотокорреспонденту зимой 1966 года пришлось несколько часов провести в кабинете главного редактора журнала «Новый мир».
Автора Василия Тёркина он благотворил, сидел тихо и ловил каждое движение своего кумира, не нарушая творческого процесса работы над текстом. Л.Н. Лазареву удались изображения Е.И. Евтушенко (1964), А.А. Вознесенского (1978), Р.И. Рождественского (1980), Ю.М. Нагибина (1988).
В 1959 году судьба свела молодого фотографа с писательницей Анной Александровной Караваевой (1883–1979). Он снимал её портрет по заданию журнала «Советская женщина».
Так же, как и он, Анна Караваева одно время работала в журнале «Советская женщина». В 1945–1950 годах она была заместителем главного редактора, а затем редактором французского издания этого печатного органа. В 1925 году неутомимая литературная труженица приезжала в Ульяновск. Три года жизни писательницы в Ульяновске отличались продуктивностью, особенно в литературном творчестве. Именно Ульяновск в 1958 году помог Л.Н. Лазареву заявить о себе как о способном и перспективном фотомастере.
Двадцатидвухлетний фотограф перед работой с А.А. Караваевой только что прочитал набиравшую популярность в СССР книгу американского писателя Уилсона Митчелла «Брат мой, враг мой». Ему не терпелось узнать, что думает по поводу этого произведения известная писательница, к тому же очень хотелось блеснуть интеллектом и просто поддержать диалог. Однако вопрос молодого человека вызвал замешательство автора многих литературных трудов. Она сделала паузу, посмотрела на него внимательным взглядом, потом проговорила: «Милый мой, мне бы своё написать». При этом она сделала акцент на словах «милый мой». Диалог с ней он запомнил на всю жизнь и теперь, когда ему задают подобные вопросы, отвечает словами А.А. Караваевой. Он понимает, что напряжённая творческая работа невозможна при распылении внимания, требует сосредоточенности и самоотдачи. Л.Н. Лазарев сделал две версии портрета писательницы. Один из них демонстрировался на выставках и вошёл в альбом портретов, который выйдет Москве. Читателям предлагается оценить неизвестный публике портрет писательницы из архива фотожурналиста.
Фотокорреспондент Л.Н. Лазарев по своей профессиональной деятельности имел возможность контактировать, делиться мнением со своими коллегами журналистами.
Большинство из них – яркие личности, индивидуальности, прекрасно владеющие пером. Ездил в командировки со знаменитым Ю.И. Визбором. Со спецкором журнала «Кругозор» Б.С. Вахнюком, который приобретёт известность как поэт, бард, киносценарист, Л.Н. Лазарев приезжал в Ульяновск в декабре 1969 года. Близким другом фотографа по редакции «Кругозора» стал А.И. Гальперин – автор сценария документального фильма «Франция, песня» (1969). Повседневная работа Л.Н. Лазарева в редакции проходила рядом с Е.С. Велтистовым, членом Союза писателей, лауреатом Государственной премии СССР (1982) за кинодраматургию. По его произведениям был снят любимый многими детьми и взрослыми телесериал «Приключения Электроника».
Мастеру светописи приходилось работать с Г.М. Шерговой, К.А. Ревенко, З.А. Межеровой и многими другими людьми, общение с которыми невольно влияло на его образовательный потенциал и литературные способности. Вместе с Л.М. Резниковым Л.Н. Лазарев, наряду с М.М. Жванецким, становится лауреатом премии «Литературной газеты» за 1986 год. Под рубрикой «Кинозал клуба 12 стульев» на шестнадцатой полосе «Литературной газеты» в разделе фельетонов и юмора друзья опубликовали серии фотофильма «Человек под автомобилем» (перваясерия – «Мечте навстречу», вторая «Крах иллюзий»). Его можно было читать и смотреть. После публикации в редакцию буквально посыпались одобрительные письма читателей. Появились новые фотофельетоны. Затем на основе текста к ним создали эстрадный номер. Л.Н. Лазарев в свободное от работы время наряду с известными артистами и писателями-сатириками выступал на сцене как артист разговорного жанра.
Интенсивная фотожурналистская работа не позволяла использовать дар слова в полном объёме. В редакции в шутку предлагали посылать в командировку одного Л.Н. Лазарева, который справится и с написанием текста, и с подготовкой фоторепортажа. Однако он резонно замечал, что текст можно исправить, переписать, а фотографии вновь не снимешь. Фотограф не имеет права на ошибку: состояния и мгновения, достойные всеобщего внимания, не повторяются. Необходимо максимальное сосредоточение интеллектуальной, нравственной, физической энергетики фотохудожника, чтобы хотя бы иногда появлялись не просто качественные кадры, но и настоящие шедевры фотоискусства. Ни на что другое сил тогда практически не оставалось.
Теперь время позволяет мастеру фотографии взяться за перо, чтобы уже в рукописи словом выразить то, о чём пытался сказать светом.
На страницах сборника, вышедшего в Ульяновске, нашлось место выражению глубоких чувств автора и его размышлениям о своей жизни, судьбах людей и страны. Содержание повествования имеет автобиографическую основу. Подача материала осуществляется сжато, однако это не помешало его яркости, образности. Хотя в сборник вошла только половина рассказов, написанных Л.Н. Лазаревым, их вполне достаточно, чтобы создать собственное восприятие образа и творческого кредо художника. Рассказы приоткрывают завесу над таинством фотожурналистики и фотоискусства. Однако присутствие авто-биографической канвы не даёт повода искать полное сходство с первоисточником. Автор сознательно засекретил подлинные имена героев своих нарраций, минимально использует точные географические названия. Только некоторые персонажи – Ю.А. Гагарин, И.В. Ильинский, Н.И. Сац, И.К. Архипова и другие, пользующиеся его особым уважением, фигурируют в книге под своими фамилиями. В отношении них не допускается художественный вымысел. Кстати сказать, случаи, угрожавшие жизни и здоровью главного героя, органично вписанные в сюжетную канву рассказов, также являются документальными фактами.
Рукописная часть книги дополняется разделом «Светопись», где представлены фотоработы Л.Н. Лазарева. Многие из них, как отмечают специалисты, соответствуют музейному уровню. Фотоотпечатки относятся к разным периодам жизни автора и нашей страны, богаты тематически, выполнены в разных жанрах и стилях. Каждый расскази каждое визуальное изображение являются законченными самостоятельными произведениями. Соединение двух искусств в книге делает её уникальной не только по содержанию, но и по форме подачи материала. Рукописные рассказы, как и светописные, являются своеобразным гимном творчеству и счастью вопреки всем невзгодам и испытаниям. В двух разделах просматриваются различные пласты истории страны, культуры, фотографии и биографии автора. В сборник вошли рассказ и ряд фотоизображений, связанных с городом Ульяновском, определивших творческий взлёт маэстро.
Ульяновский маршрут Л.Н. Лазарева не исчерпан. Продолжение будет.
Ирина Зубова
Фото Леонида Лазарева
«Мономах», №1(85), 2015 г.
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
События, 18.6.1937