
Сочный арбуз, обожаемый почти всеми без исключения, известен в Египте с XXI века до нашей эры. Через Астрахань эта культура проникла на территорию Руси где-то тысячелетие назад. Теперь огородники нашей страны выращивают арбузы даже в тех регионах, где, казалось бы, для них явно не хватает света и тепла – на Урале, в Южной Сибири и на Дальнем Востоке. В Среднем Поволжье этот огородно-бахчевой плод растёт весьма неплохо, в том числе и в Ульяновской области. Однако его выращивание в регионе остаётся только экспериментальным.
Четыре года назад многие газеты области пестрели заголовками: «В Ульяновске выращен небывалый урожай арбузов!». Поводом для «сенсации» стал отличный урожай арбузов в агрофирме «Лаишевские овощи», где с 0,3 га собрали 20 тонн этой гигантской ягоды африканского происхождения. По вкусу, цвету и размерам – от 7 до 10 кг – местные арбузы не отличались от привозных собратьев. 18 тонн столовых арбузов сорта «леди» и «трофи» ульяновцы раскупили моментально.
На самом деле опыты по выращиванию арбузов, правда, кормовых, проводились в Ульяновской области ещё в середине прошлого века – в 1948 году. После Великой Отечественной войны перед сельским хозяйством страны остро стояла задача накормить население. Если бы эксперимент с кормовыми арбузами удался, то эта бахчевая культура могла бы стать вкусным дополнением к рациону сельскохозяйственных животных области.
«Хорошее кормление вместе с другими зооветмероприятиями является могучим средством непрерывного повышения продуктивности и улучшения остальных породных качеств сельскохозяйственных животных. К сожалению, в Ульяновской области кроме тыквы нельзя назвать другой бахчевой культуры, получившей широкое распространение. Между тем наряду с этой культурой весьма перспективным является кормовой арбуз», – писал в 1953 году кандидат сельскохозяйственных наук Н.Т. Юрусов в статье «Кормовой арбуз в Ульяновской области».
Действительно, кормовой арбуз богат питательными веществами и витаминами. Содержание белка в нём выше, чем в кормовой свёкле. При введении в рацион коров свежего кормового арбуза повышаются удои. Да и использовать его можно было не только на корм скоту, но и для человека. Из засахаренных арбузов тогда готовилось вкусное лакомство – цукаты, практически потерявшееся в наше время среди сотен тонн конфет, шоколада, «Сникерсов» и «Марсов».
Как арбуз с тыквой соревновался
Основной задачей наших учёных в опытах с кормовым арбузом было изучить новую для региона культуру, освоить её и вывести скороспелые и продуктивные сорта для Ульяновской области. Для эксперимента в 1948 году был задействован один сорт арбуза – Красноводопадский-5. Он был выведен Красноводопадской селекционной станцией в Узбекистане. Через год в опытах стал участвовать ещё один сорт – Бродский, выведенный Чкаловским НИИ молочно-мясного скотоводства из сорта Азовский пудовик, в свою очередь выведенный селекционерами Камышинской станции Сталинградской области. До 1951 года опыты проводились на учебно-опытном участке кафедры ботаники Ульяновского пединститута при колхозе им. ОГПУ (был и такой колхоз) в Ульяновском районе. Участок пединститута располагался на водоразделе Волги и Свияги около посёлка Винновка. Кроме этого, посевы кормового арбуза были сделаны на поле овощного колхоза, на заливных землях волжской поймы.
В 1951 году опыты продолжили в учебно-опытном хозяйстве Ульяновского сельхозинститута в Заволжье. Во время экспериментов с арбузами полив и удобрения учёные не применяли. Для сравнения результатов двух бахчевых культур в опытах участвовала и тыква местного ульяновского сорта Мозолеевская. Эксперимент пошёл не совсем удачно, так как погодные условия в те годы для этих теплолюбивых растений сложились неблагоприятные. Количество осадков было крайне недостаточным. И несмотря на то что арбуз отличается повышенной засухоустойчивостью, в наших климатических условиях ему оказалось некомфортно.
В неблагоприятный 1950 год тыква благодаря меньшему требованию к теплу успела раньше достигнуть плодоношения и дать больше урожая, чем арбуз. Однако некоторое преимущество в «споре» с тыквой арбуз всё-таки обнаружил. В благоприятные для него годы он дал почти вдвое больший урожай и намного превзошёл тыкву по такому важному показателю, как лёжкость. Оба сорта арбуза, участвовавших в опытах, продемонстрировали в условиях хранения при температуре 6-7 градусов тепла отличную сохранность. Вывод учёных середины прошлого века был однозначен:
«Учитывая высокую урожайность, засухоустойчивость, кормовые достоинства, лёжкость плодов и другие положительные качества кормового арбуза, следует внедрить эту культуру в посевы кормовых севооборотов колхозов и совхозов и прежде всего в южных районах области».
Однако и по сей день эксперты считают, что выращивание бахчевых культур в климатической зоне Среднего Поволжья является занятием рискованным. В хозяйствах нашего региона выращивание арбузов в промышленных масштабах не практикуется, и агрофирмы, засевая свои площади семенами арбуза, рассчитывают только на везение – ведь угадать нужное в сезон выращивания арбуза количество осадков и очень жарких дней практически невозможно.
Лилия Янушевская
«Мономах», №5(95), 2016 г.
Книга «Объективом и пером о былом». Часть I. 30 ЛЕТ С ТЕЛЕВИДЕНИЕМ. По ленинскому пути
Воспоминания, 22.4.1946