Не так давно поэт Евгений Евтушенко выступал в переполненном зале Ленинского мемориала в Ульяновске, был во Дворце книги, встречался со студентами. А 44 года назад он сказал нам с мужем, когда мы сидели в его номере гостиницы «Венец», что в Ульяновск он больше не приедет – из-за того, что чиновники тогда отнеслись к нему очень неприветливо.
Мы сидели у него почти до часу ночи. Он рассказывал о своих поездках по миру в славные 60-е, о выступлениях на стадионах во многих городах Советского Союза. Говорил о том, как позже, когда он не подписал письмо об исключении Б. Пастернака из Союза писателей, к нему переменилось отношение властей. Тогда Евгений Александрович сказал многое из того, что не предназначалось для посторонних ушей. После той встречи нас с мужем долгие годы не выпускали в зарубежные поездки.
Наших встреч с Евгением Евтушенко в тот его приезд в Ульяновск было несколько, включая и шумное застолье у нас дома с артистами и главным режиссёром МХАТа И.М. Раевским и Н.С. Плотниковым, народным артистом СССР, игравшим академика-атомщика Ниточкина в нашумевшем тогда фильме «Девять дней одного года». Но всё по порядку.
Зима 1972 года. На родину Ленина на празднование 50-летия образования СССР приехала группа известных артистов из Москвы. И, как случайно выяснилось, с ними – Евгений Евтушенко. Имя его тогда гремело. Я, как редактор теленовостей, отвечающий за культуру, тут же решаю пригласить его на телевидение. Но не тут-то было! Партийное начальство категорически запретило. Тогда ему разрешили выступить только в библиотеке и в редакции газеты. Правда, по инициативе Сергея Петрова, будущего краеведа, студенты добились, чтобы он выступил и в пединституте. Зал там был переполнен.
Встретиться с Евгением Александровичем я решила во что бы то ни стало. Позвонила ему, он вышел – высокий, в необычной по тем временам рыжей шубе... Я подошла, представилась, задрав голову (я ему много ниже плеча). Он наклонился и так грустно говорит: «Кажется, я здесь никому не нужен. Только вы и позвонили».
Предлагаю ему показать город, Дом-музей Ленина. Он как-то неопределённо помолчал и спрашивает: «А у вас есть каток?». Я втайне возликовала – каток был моим любимым местом. Директор Центрального стадиона, узнав о желании Евтушенко покататься, тут же предложил коньки и сказал: «Катайтесь сколько хотите!».
Пока на льду никого ещё не было, я пижонски помчалась на своих «бегашах». Евгений Александрович прокатился немного туда-сюда, видно, коньки оказались не в пору. Было холодно. Я пригласила к нам погреться и пообедать. Он обрадовался. Пришли, он снял свою рыжую шубу, устроился в уголке на кухне между двух батарей. Когда я стала наливать ему щи, говорит: «А можно погорячей? Люблю, чтобы обжигало».
Евгений Александрович с интересом рассматривал картины моего мужа (Аркадия Егуткина. – Ред.), они долго беседовали. Оказалось, что Евтушенко большой любитель живописи и собрал хорошую коллекцию картин, путешествуя по миру, там и Сикейрос, и Пиросмани, и Пикассо, и российский Олег Целков, ныне всемирно известный художник, давно живущий во Франции. У нас дома ему особенно понравились портреты Блока и Пастернака (работы Аркадия). «Хотелось бы их приобрести, поверьте, они будут висеть в достойной компании», – сказал он и стал доставать деньги из пиджака. «Они пока в работе, когда будут готовы, я с удовольствием подарю их вам», – заверил Аркадий.
Увы, мы трижды не заставали Евгения Александровича в Москве, даже побывав вскоре у него дома в высотке на набережной Москвы-реки.
Шли годы. Аркадий Егуткин стал народным художником России, профессором УлГУ, восемнадцать лет возглавлял Ульяновский Союз художников, удостоен звания «Почётный гражданин Ульяновска».
Мы часто бываем у дочери в Израиле. Весной этого года выступление Евтушенко в концертном зале «Бейт а-Хаяль» (Тель-Авив), где он читал стихи и новую поэму, было встречено на ура. Потом мы беседовали, фотографировались за кулисами. Я прочла его стихотворение:
«Я, как поезд,
что мечется столько уж лет
Между городом «ДА»
и городом «НЕТ»...
И закончила своими строчками:
Поэт в России больше, чем поэт!
И кто попробует сказать, что НЕТ?
Своей судьбой Вы доказали: ДА».
Вот тогда-то наконец мы с мужем вручили Евгению Александровичу портрет молодого Пастернака – тот самый, который так понравился ему 44 года назад. Евтушенко, очень уставший от выступлений в свои 84 года, сказал, что был счастлив получить такой долгожданный подарок. «Я с удовольствием повешу его в своей галерее», – добавил он.
Галина Печёркина
«Мономах», №4(94), 2016 г.
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
События, 18.6.1937