1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Лента времени
Герои, 18 Марта 1870
Герои, 20 Мая 1925
Воспоминания, 15 Мая 1889
Воспоминания, 28 Июля 1914
Места, 16 Апреля 1970
Герои, 18 Апреля 1894
Герои, 4 Апреля 1932
Места, 15 Мая 1945
Места, 22 Мая 1911
События, 13 Июля 1941
Фото, 1 Января 1899
Фото, 1 Июня 1900
Фото, 15 Сентября 1833
Фото, 24 Июля 1890
Фото, 13 Сентября 1880
Фото, 21 Июня 1930
Фото, 16 Октября 1916
Воспоминания, 23 Июля 1953
Воспоминания, 22 Июня 1941
События, 7 Февраля 1925
Места, 9 Декабря 1939
Места, 1 Сентября 1918
Герои, 30 Сентября 1900
Герои, 9 Января 1900
Воспоминания, 30 Июня 1924
Места, 19 Декабря 1893
Воспоминания, 20 Мая 1952
Воспоминания, 1 Сентября 1946
Фото, 19 Сентября 1995
Герои, 28 Сентября 1909
Фото дня
Брежнев на открытии Ленинского мемориала
Популярное
Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийБейсовБлаговБлаговещенскийБодинБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарейкисВарламовВладыка ПроклВоейковыГавриил МелекесскийГайГлинкаГолодяевскаяГольдманГончаровГоринГорячевГусевДавыдовДемочкинДмитриевЕрмаковЗагряжскийЗуевЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКоринфскийКругликовКурочкинКурочкинКурчатовКустарниковЛенинЛивчакЛимасовЛюбищевМартыновМатросовМельниковМетальниковМинаевМирошниковМихаил ИвановМорозовН.И. НикитинаНаримановНевоструевНемцевНецветаевНикитин В.Никитина Е.И.Николай КуклевОзнобишинОрловы-ДавыдовыОсипов Ю.Перси-ФренчПластовПолбинПоливановПугачевПушкинРадищевРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСергей НеутолимовСкочиловСоколов А.СтолыпинСусловСытинТельновТимофееваТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УхтомскиеФедоровичеваФилатовХитровоХрабсковЧижиковШадринаШартановШирмановШодэШоринЯзыковЯковлевЯшин
АвиацияАнекдотыАрхеологияАрхитектураБлагоустройствоБытВиды СимбирскаВизитыВОВВодохранилище/дамба/мостыВойныВолгаВоспоминания очевидцевГолодГостиницыГубернаторыДемографияДеревняДетствоДефицитЖКХЗабастовкиЗдоровьеКартыКиноКосмосКультураМедицинаМитинги/демонстрацииМодаНазвания улицНаукаНИИАРОборонаОбразованиеОбщепитОктябрята/Пионеры/КомсомолОползниОснование СимбирскаПереименованияПерестройкаПожарыПолитикаПраздникиПрирода/экологияПроисшествияПромышленностьПутешествия и отдыхРеволюцияРелигияРепрессииСельское хозяйствоСимбирск-Ульяновск в рисунках и живописиСМИСнос зданийСоветская архитектураСпортСпортСтарожилыСтарые фотоСтатистикаСтроительствоСтроительство водохранилищаСтроительство ленинской мемориальной зоныТеатрТорговляТранспортУльяновск в фильмахФольклорЦелинаЦены
События, 22 Июня 1941
Московский автомобильный в Ульяновске

22 июня 1941 года – день, навсегда изменивший ход мировой истории, день, когда фашистская Германия пересекла советские границы и напала на СССР. Прямым следствием начала войны стала массовая эвакуация населения и важнейших промышленных предприятий. В жизни Ульяновска началась новая глава – благодаря росту количества фабрик и заводов, привлечения специалистов высокого класса город стремительно стал завоёвывать статус промышленного. Несомненно, одним из наиболее масштабных эвакуированных предприятий стал Московский автозавод им. Сталина.

Иван Алексеевич Лихачёв – директор завода:

«Товарищи! Друзья! Не буду скрывать от вас: наше положение очень серьёзное. Враг рвётся к Москве. Завод вынужден перебазироваться вглубь страны. Вы получите расчёт и дальнейшие указания от администрации своих цехов. Помните, что судьба завода в ваших руках. Завод должен жить, куда бы война ни забросила его».

Всего четыре города были конечными пунктами эвакуации московского автозавода: Челябинск, Миасс, Шадринск, Ульяновск. Группу, направленную в Ульяновск ещё в августе 1941-го для разведки на месте, возглавил Евгений Антонович Дундуков. В Москву он докладывал, что место для разворачивания производства не вполне пригодно, но в условиях войны, тем не менее, удовлетворяет. В коллекции фотодокументов Государственного архива новейшей истории Ульяновской области хранится ценный снимок, датированный 1941 годом, на котором запечатлены склады Государственного таможенного управления – то самое место, где начинал свою работу автозавод: десять «пеналов»-сараев общей площадью в 20 тысяч квадратных метров, не сохранившиеся до сегодняшних дней. Именно здесь располагались цеха по выпуску малолитражных двигателей.

«– Эй! Какая станция?

Тёмная фигура, торчавшая на путях, ответила:

Киндяковка.

А до Ульяновска далеко?

Ульяновск и есть.

Человек выпрыгнул из теплушки.

Ульяновск, говоришь? Где же он? Что-то города не видно.

Да вон он! – рукавица ткнула куда-то в тёмное пространство, где неясно проступали контуры невысоких строений и мертвенно-жёлто мерцали редкие огни…».

На фотографии можно увидеть рельсы железной дороги и людей, разбирающих прибывший груз. Эшелоны поступали из Москвы с интервалами в 2-3 дня. Но и в этих паузах работы хватало по горло: склады под самый потолок были забиты рафинированной медью, свинцом, оловом. Пятидесяти-шестидесятикилограммовые чушки уложены в плотные штабеля. Полторы тысячи москвичей за два месяца – ноябрь и декабрь 1941 года – разгрузили свыше двух тысяч платформ с оборудованием. Для координации процесса разгрузки складов Главного таможенного управления НКВТ и вагонов с оборудованием автозавода была создана комиссия. К 7 декабря 1941 года почти вся площадь складов была заполнена, что не позволяло принимать вновь прибывающее оборудование: в утеплённых складах размещалась 34,336 тонны грузов, в неутеплённых – 118,540 тонны. Тем не менее в сутки разгружалось всего 50 вагонов, вместо запланированных 400 в 2-дневный срок. Для немедленной разгрузки имеющихся вагонов комиссия обязала автозавод использовать левый тупик путей завода, выгружая ежедневно не менее 105 вагонов.

Кроме того, предлагалось использовать ещё на тот момент недостроенное депо станции «Киндяковка» с ежедневной разгрузкой 45 вагонов. Для обеспечения бесперебойной работы на станциях, командующий Приволжским военным округом и начальник Ульяновского гарнизона выделяли ежедневно по 600 человек бойцов.

«После московского гиганта новая «жилая площадь» производила гнетущее впечатление. Низкие длинные сараи скорее напоминали бараки, чем производственные корпуса. В них болтались три-четыре лампочки».

Одним из серьёзных недостатков в пуске эвакуированных предприятий на полную мощность являлась недостаточность энергетической базы города. Комитет обороны города Ульяновска в декабре 1941 года рекомендовал директору завода Шварцбургу обратиться с ходатайством в СНК СССР и Наркомат средмаша о выделении заводу потребных энергетических мощностей и электроаппаратуры и немедленной переброске его в Ульяновск для монтажа. В дополнение к выделенным площадям складов Главного таможенного управления телеграфным распоряжением СНК СССР должны были перейти в пользование ЗиС также здания краеведческого музея, школы № 6, редакции газеты «Красноармеец» и бывшей школы огнестойкого строительства.

Одновременно начальник Ульяновского гарнизона генерал-майор Золотухин получил рапорт от командира 174 ОЗАД ПВО старшего лейтенанта Дорожкина с просьбой о занятии тех же зданий службами дивизиона: артснабжением, продснабжением, ОВС и т. д, в связи с необходимостью освобождения занимаемых на тот момент помещений.

В то же время Золотухин докладывал Военному совету ПРИВО, что перечисленные здания находились в ведении Военного совета административно-хозяйственного управления НКО СССР и на гарнизон возложена лишь охрана этих помещений, что создавало препятствие для размещения здесь завода. Отсутствие в Ульяновске непосредственного взаимодействия с высшими органами государственной власти в СССР, вследствие нахождения города в составе Куйбышевской области и подчинения Куйбышевскому областному комитету, являлось одной из главных причин медленного перехода жизни в Ульяновском округе на военные рельсы. Лишь посредством разбирательства на заседании городского комитета обороны удалось всё же закрепить выбранные площади за автозаводом.

Различного рода проблемы возникали не только в процессе размещения промышленного производства. Обслуживание автомобилестроения не могло обходиться без большого количества специалистов, а также их семей, эвакуированных из Москвы в тыл страны.

«Ульяновцы сочувственно встречали эвакуированных, помогали, чем могли. Автозаводцы занимали общежития, бараки на станции. В общежитиях не хватало матрацев, одеял, простыней. Многим пришлось спать на голых нарах».

С 22 июня 1941 года до эвакуации завода им. Сталина в Ульяновске уже размещалось свыше 40 тысяч рабочих, служащих, красноармейцев и их семей. Норма жилой площади была сокращена до 2-3 метров. В целях быстрейшего размещения прибывших рабочих ЗиС от Ульяновского городского комитета в адрес секретаря Куйбышевского обкома ВКП(б) Каннунникова поступила докладная записка с предложением об отнесении Ульяновска к числу режимных городов 1-й категории. С целью ограждения находящихся на данной территории объектов особой важности от проникновения агентов и разведчиков противника, а также преступных элементов в режимных городах запрещалось жить определённой категории лиц, иностранным гражданам и лицам без гражданства, лицам, судимым в прошлом за особо опасные государственные и некоторые другие преступления, рецидивистам и др. Таким образом, предлагалось провести выселение лиц, не имеющих права проживания на данной территории, для освобождения жилой площади в городе, в максимальной близости к месту размещения производства.

Несмотря на сложности, связанные с условиями жизни в период военного времени, работа по возведению завода не стояла на месте. Со второй половины декабря 1941 года основная масса технологов-конструкторов была переброшена на проектные работы, связанные с подготовкой пуска производства и строительством завода. В начале января 1942-го рабочие инструментального цеха были переброшены на монтаж своих цехов. Остальные рабочие были задействованы на погрузке материалов ГТУ и окончании разгрузки прибывающих вагонов, а также по приведению в порядок заводской площадки.

«В январе 1942 года в восьмом корпусе разместили основную массу деталей и разложили, как выражались рабочие, «по закладкам», то есть с таким расчётом, чтобы для каждой очередной операции сборки машин нужные детали были под рукой. Пора было собирать новые машины…»

Рената Ильязова, ведущий архивист Государственного архива новейшей истории Ульяновской области

При подготовке работы использованы документы из фондов ГАНИ УО, а также отрывки книги «Ульяновский автомобильный. Очерк истории завода», 1966.

«Мономах», №4(94), 2016 г.

На фото - Складские помещения Государственного таможенного управления,где первоначально размещался Ульяновский автомобильный завод им. Сталина. 1941 г. Автор фото неизвестен.

Поделиться в социальных сетях

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2020. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Биджанов К.В.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru