На одной из страниц метрической книги симбирской Воскресенской церкви записано, что 27 февраля (12 марта по новому стилю. – Авт.) 1909 года у учителя Воскресенской церковно-приходской школы Дмитрия Ивановича Архангельского и его законной жены Надежды Павловны родилась дочь Гали, крещённая 1 марта. «Моё имя редкое, перешло из греческого... Отец прозвал меня Гагулей, а в советских учреждениях меня переделали в Галину, хотя по метрике я – Гали. Вот такие бывают приключения с именами», – писала позднее Галина Дмитриевна.
В своих воспоминаниях Галина Дмитриевна поделилась семейной тайной, о которой ей поведала мать Надежда Павловна.
«Моё появление на белый свет, такое долгожданное и радостное событие для моих родителей, было отмечено торжественно-трогательным ритуалом… Отец мой страстно желал всегда, чтобы его первенец – первый ребёнок (независимо девочка или мальчик) непременно стал бы художником. И вот, чтобы это неодолимое желание было бы действительно выполнено, Дмитрий Иванович попросил родившегося младенца завернуть в его рубашку, дабы передать своему дитяти свой божественный дар, свой талант художника и благословил его при этом на заранее предначертанный путь в жизни – стать художником. С самых младенческих лет незаметно и неустанно он направлял меня на этот путь, прямо не говоря мне об этом. Особенно же помогал и вдохновлял меня пример самого отца, художника, пылко и жарко влюблённого в искусство. Он пристально и неотступно руководил моим художественным воспитанием вплоть до поступления меня в институт».
После окончания ульяновской 3-й советской школы 2-й ступени Галина уехала учиться в Москву. Она поступила во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Это учебное заведение в 1926 году было преобразовано во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт), а в 1930 году на базе ВХУТЕИНа было создано несколько вузов, один из них – Московский текстильный институт, художественное отделение которого успешно окончила в 1932 году Галина Дмитриевна, став художником печатного рисунка для тканей.
В Москве Г. Архангельская познакомилась со своим будущим мужем – Николаем Ивановичем Невзоровым. 10 августа 1930 года в Ульяновске состоялись их бракосочетание и скромная свадьба. Через год в молодой семье родилась дочь Нонна, старшая внучка Д.И. Архангельского, проживающая ныне в Москве. Н.И. Невзоров погиб на войне 19 марта 1943 года Галина Дмитриевна писала:
«За всё то хорошее, что дал мне дорогой муж, я его благодарю. Благодарю за то, что он был у меня и оставил в моём сердце глубокий след. Без него была бы пуста моя жизнь. Несу память о нём до конца своих дней».
С ноября 1935 года до ухода на пенсию в апреле 1964-го Галина Дмитриевна работала на киностудии «Союзмультфильм» художником-декоратором, участвовала в создании множества картин: «Сармико», «Полёт на Луну», «Оранжевое горлышко», «Крашеный лис», «Алёнушка», «Гуси-лебеди», «Волк и олень», «Друзья-товарищи», «Серая шейка»; была ведущим художником в создании известных советских мультфильмов «Конёк-горбунок», «Левша», «Аленький цветочек», «Золотой ключик» и многих других.
В личном фонде Галины Дмитриевны Невзоровой, хранящемся в собрании Ленинского мемориала, среди документов – трудовая книжка со сведениями о многочисленных поощрениях и награждениях за безупречную работу. Здесь же хранятся её почётные грамоты, в том числе Почётная грамота Министерства культуры СССР, подписанная Екатериной Фурцевой.
«Для души я стала работать лишь уйдя на пенсию. За первые десять лет накопилось работ немало. Я охотно дарила, а лучшее оставшееся отдала А. Блохинцеву, сказав, что отдаю в его полное распоряжение, но что это мой дар родному городу Ульяновску. В день 80-летнего моего юбилея получила телеграмму из краеведческого музея Ульяновска, где благодарили меня за мои работы, которые они приняли в фонды музея от А.И. Блохинцева».
В Музее-мемориале В.И. Ленина бережно хранятся более 200 рисунков Галины Дмитриевны, выполненных гуашью, карандашом, акварелью, эскизы виньеток, эскизы к мультфильмам и другие.
24 сентября 2001 года она написала о сохранившемся желании рисовать, «хотя сил на это мало». В это время ей было 93 года.
«Невозможно меня как художника ставить рядом с отцом, – ведь я только его ученица, я его создание из материала, не слишком одарённого природой. Я художник душой. Это привил мне мой дорогой отец», – говорила Галина Дмитриевна.
Боготворившая отца, она явилась, по сути, его биографом. Из её воспоминаний и писем, которыми располагает музей, можно почерпнуть самые разнообразные сведения о Д.И. Архангельском, его увлечениях, привычках, вкусах; о Симбирске, семейном укладе, обычаях; о жизни семьи после отъезда из Ульяновска, о каждом из членов семьи и многое другое.
Возникает вопрос: как могли сохраниться в её памяти даже мелкие детали? Во-первых, на протяжении всей жизни, как следует из писем, она вела дневники и записи. Во-вторых: рассказы отца. «Всё, что было дорого или интересно, – пишет Галина Дмитриевна, – папа повторял много раз. Слушала я всегда с большим вниманием, не перебивая, не задавая вопросов, чтобы не нарушать хода мыслей моего дорогого старого отца, так много знавшего и повидавшего на свете».
Среди воспоминаний Галины Дмитриевны – отрывок из сказки «Старинный город», которую она начала писать вскоре после кончины отца и хотела, чтобы герой сказки, немолодой художник, напоминал бы Дмитрия Ивановича Архангельского.
Скончалась Галина Дмитриевна Невзорова в Москве 9 мая 2002 года на 94-м году жизни. Похоронена в посёлке Родники Московской области рядом с родителями – Дмитрием Ивановичем и Надеждой Павловной Архангельскими.
Незадолго до смерти она написала замечательные слова: «Жить надо так, чтобы не пропустить ни одного мгновения радости».
Валентина Костягина, учёный секретарь отдела фондов Ленинского мемориала
«Мономах», №2(92), 2016 г.
Еще по теме: Из воспоминаний Галины Дмитриевны Невзоровой (Архангельской)