1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Лента времени
Фото, 6 Марта 1942
Фото, 20 Мая 1881
Воспоминания, 22 Июня 1941
Воспоминания, 14 Июня 1995
Герои, 4 Мая 1881
События, 9 Мая 1945
Фото, 2 Августа 1996
Фото, 26 Июля 1996
Фото, 4 Апреля 1908
Места, 1 Мая 1944
Фото, 24 Ноября 2009
Фото, 5 Октября 1913
Фото, 5 Октября 1914
Места, 18 Апреля 1848
Фото, 12 Декабря 1900
Фото, 21 Ноября 1969
Фото, 1 Сентября 1913
Воспоминания, 21 Ноября 1959
Фото, 5 Июня 1900
Фото, 5 Июня 1861
Герои, 6 Февраля 1916
События, 18 Июня 1902
Фото, 8 Мая 1975
Фото, 27 Марта 1935
Фото, 27 Августа 1913
Воспоминания, 27 Августа 1929
Воспоминания, 12 Марта 1909
События, 12 Апреля 1823
События, 27 Августа 1900
Герои, 12 Декабря 1766
Фото дня
Продажа цветов у Детского мира, Ульяновск, 1980 г.
Популярное
Видеоархив
Тэги
АбушаевыАксаковАкчуриныАлексей ТолстойАлексий СкалаАндреев-БурлакАндрей БлаженныйАнненковАнненковыАрхангельскийБлаговБлаговещенскийБутурлинБызовВалевскийВалерий ФедотовВарламовВладыка ПроклВоейковыГавриил МелекесскийГайГлинкаГольдманГончаровГоринГорячевГусевДавыдовДемочкинДмитриевЗагряжскийЗыринИвашевКарамзинКашкадамоваКеренскийКозыринКозыринКолбинКругликовКурчатовКустарниковЛенинЛивчакЛюбищевМатросовМельниковМетальниковМинаевМихаил ИвановМорозовНаримановНемцевНецветаевНиколай КуклевОзнобишинОрловы-ДавыдовыПерси-ФренчПластовПолбинПоливановПугачевПушкинРадищевРадыльчукРазинРозановРозовСадовниковСафронов В.СахаровСергей НеутолимовСкочиловСтолыпинСусловСытинТельновТимофееваТрофимовТургеневТюленевУльянов И.Н.УхтомскиеФедоровичеваФилатовХитровоХрабсковЧижиковШирмановШодэЯзыковЯковлев
Герои, 12 Декабря 1766
«Жить, есть не писать историю, не писать трагедии или комедии…»

Н.М. Карамзин об искусстве и действительности

В культурной памяти поколений Н.М. Карамзин живёт прежде всего как историограф государства Российского и автор знаменитой сентиментальной повести. Но вслед за литературоведом Б.М. Эйхенбаумом можно сказать: «Мы слишком мало обращали до сих пор внимания на то, что Карамзин был не только художником, но и мыслителем и, можно сказать, первым нашим философом» (Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969. С. 203–204). Его философско-эстетические воззрения на соотношение искусства и действительности претерпели сложную эволюцию и по своей значимости вполне могут быть сопоставлены с представлениями корифеев русской литературы – Пушкина и Толстого.

Важнейшие вехи эволюционного пути Карамзина обозначены были в трудах Ю.М. Лотмана. Опираясь на работы крупнейшего исследователя, следуя далее по намеченному пути, можно по-новому взглянуть на личность и творчество Н.М. Карамзина, выявить малоизученные или недостаточно освещённые страницы его духовной и творческой биографии и в результате подойти к новому уровню понимания всей сложности проблем, касающихся взаимоотношения искусства и действительности.

Поначалу искусство для Карамзина – наилучший способ общения между людьми во имя их «нравственного сближения». Этим содержанием проникнуты «Письма русского путешественника». В период глубокого душевного кризиса, вызванного последствиями

Французской революции, искусство – «чародейство красных вымыслов», способ ухода от действительности.

«Если мир этики – мир человеческого сердца – безусловен и однозначен, то мир жизни разнолик и изменчив, – пишет Ю.М. Лотман о карамзинских воззрениях этого времени. – Но искусство не может отказаться от изображения жизни. Следовательно, в отличие от этики, искусство ведёт нас в страну относительного, изменчивого, многоликого, – в страну игры». (Лотман Ю.М. Поэзия Карамзина // Карамзин Н.М. Полное собрание стихотворений. Л., 1966. С. 42).

Отсюда – ирония по отношению к тому вымыслу, который читателем принимался за действительность. Так, в самом тексте повесть «Бедная Лиза» названа «печальной былью». Во имя сопереживания автор пытался убедить читателя в достоверности всего описываемого (конкретика места и времени). Однако В.Н. Топоров приводит архивный документ (рукописный вариант карамзинской записки о Москве, т. е. за пределами текста повести), где автор определяет жанровую природу своего произведения иначе.

Говоря о Симоновом монастыре и близлежащем пруде, осенённом деревьями, Карамзин пишет:

«За 25 лет перед сим сочинил я т а м бедную Лизу, сказку весьма незамысловатую, но столь счастливую для молодого автора, что тысячи любопытных ездили и ходили туда искать следов Лизиных». (Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина. Опыт прочтения. М., 1995. С. 226).

Хотя за искусством остаётся высокое значение – сближать родственные души, всё же Карамзин не воспринималкак божественную миссию, ему всегда была ближе концепция игры. В поисках Истины Карамзин обратился к Истории, путешествию в глубь времен.

Последовавшие личные невзгоды и трагедии семейной жизни привели Карамзина к отказу от признания абсолютной ценности писательской деятельности:

«Жить, есть не писать историю, не писать трагедии или комедии; а как можно лучше мыслить, чувствовать и действовать, любить добро, возвышаться душою к его источнику; всё другое, любезный мой приятель (тяжело переживая смерть дочери Натальи в 1815 году, Карамзин обращается к А.И. Тургеневу), есть шелуха, – не исключаю и моих осьми или девяти томов... Чем далее мы живём, тем боле объясняется для нас цель жизни и совершенство ея. Страсти должны не счастливить, а разрабатывать душу. Сухой, холодный, но умный Юм в минуту невольного живого чувства написал: “Douce paix de l’âme resinée aux orders de la Providence!” Даже Спиноза говорит о необходимости какой-то неясной любви к Вышнему для нашего благоденствия. Мало разницы между мелочными и так называемыми важными занятиями: одно внутреннее побуждение и чувство важно. Делайте что и как можете: только любите добро: а что есть добро, спрашивайте у совести. Быть статским секретарём, министром или автором, учёным – всё одно». (Русская старина. 1899. № 2. Февраль. С. 470. См. также: Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма. С. 260).

Л.Н. Толстой считал эти строки лучшими из всего написанного Карамзиным. Ранее Толстой писал Н.Н. Страхову: «... что такое добро – сущность жизни... сущность же жизни – то, что заставляет жить, есть потребность того, что мы называем неправильно добро» (Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: В 90 т. Репринтное воспроизведение издания 1928–1958 гг. М., 1992. Т. 64. С. 267. Т. 62. С. 24).

Определением жизни становится творение добра и духовное восхождение к его источнику. Односторонне было бы полагать, что в Истории Карамзин обрёл для себя искомую реальность, познал «настоящее». Едва ли не большую трудность, чем определение статуса «искусства» в сознании Карамзина, представляет собой его понимание «действительности».

Как считают большинство исследователей, Карамзину всегда была чужда мистика, что уже в молодые годы привело его к отказу от масонства. Единственное трансцендентное понятие, которое многократно повторяется в его текстах, это «Провидение». Им, по мнению Карамзина, определяется всё происходящее. Близкие автору герои в трагические минуты бытия обращают свой взор на небо (сквозной мотив его произведений).

Хотя представление о потустороннем мире порой бывает у Карамзина окрашено лёгкой иронией, всё же в ряде его стихотворений и писем обнаруживается утрата веры в реальность бытия («жизнь есть сон») и надежда на обретение подлинной яви после пробуждения (смерти).

В письме к Дмитриеву от 30 сентября 1821 года Карамзин упоминает о своих стихах, обращённых к императрице Елизавете Алексеевне, с которой связывала его задушевная дружба:

«К ней написал я, может быть, последние стихи в моей жизни, в которых сказал:

Здесь всё мечта и сон;

но будет пробужденье!

Тебя узнал я здесь

в прелестном сновиденье:

Узнаю наяву!

В самом деле, чем больше приближаюсь я к концу жизни, тем более она кажется мне сновидением. Я готов проснуться, когда угодно Богу: желаю только уже не иметь мучительных снов до гроба; а мысль о смерти, кажется, не пугает меня». (Письма Н.М. Карамзина к И.И. Дмитриеву. СПб., 1866. С. 316).

Среди записок Карамзина Б.М. Эйхенбаум отмечает записанный по-французски афоризм: «Да, жизнь есть только сон; но сам тот, кто видит сон, существует». (Карамзин Н.М. Неизданные сочинения и переписка. Ч. 1. СПб., 1862. С. 196, 199).

Таким образом, само понятие «жизнь» вступает в противоположные отношения с понятиями «реальность», «действительность», «явь».

В письме к Елизавете Алексеевне в 1818 году, написанном по выходе в свет первых восьми томов «Истории государства Российского», Карамзин выводит на первый план главнейшую для него ценность, важнейший критерий: взаимопонимание, сочувствие родственных душ:

«Повергаю себя и 8 томов моей Российской Истории к стопам В а ш е г о И м п е р а т о р с к о г о В е л и ч е с т в а. Счастливый воспоминанием В а ш и х милостей и чувством живейшей признательности, дерзну ли надеяться, что сочинение не повредит сочинителю в В а ш и х мыслях? Я писал с любовию к Отечеству, ко благу людей в гражданском обществе и к святым уставам нравственности; но сего, может быть, не довольно для успеха книги: всё зависит от впечатления, которое произведёт она в душах, подобных В а ш е й». (Карамзин Н.М. Неизданные сочинения и переписка. Ч. 1. СПб., 1862. С. 39).

Главной ценностью творчества остаётся его способность сближать родственные души, рождать в них сочувствие, сопереживание, но единственной реальностью становится лишь та область, где возможно их беспрепятственное общение и полное взаимопонимание, т. е. трансцендентное бытие.

Однако чувство любви к земной жизни, к природе не погибло в нём, что следует из письма к И.И. Дмитриеву от 1 апреля 1820 года: «Пишу к тебе при ярком свете солнца: оно верно и на Москву светит. Чувство к природе ещё живо в моём сердце, несмотря на чистый идеализм моей философии». (Письма Н.М. Карамзина к И.И. Дмитриеву. СПб., 1866. С. 284).

Примерно за месяц до своей кончины, смертельно больной, он пишет кн. Вяземскому (20 апреля 1826 г.) о своем страстном желании отправиться в далёкое путешествие: «С этого места сорвала меня буря или болезнь, и я имею неописанную жажду к разительно новому, к другим видам природы, горам, лазури италианской etc. Никак не мог бы я возвратиться к моим прежним занятиям, если бы здесь и выздоровел» (Письма Карамзин к князю Вяземскому (1810–1826) // Старина и новизна. Исторический сб. Кн. 1. СПб.,1897. С. 173).

В результате наивысшим благом для Карамзина оказывается не литературное творчество во имя нравственного сближения и духовного общения, не творение добра как альтернатива искусству, не пробуждение от сна жизни ценою смерти, а реальное земное странствие, манящее новыми впечатлениями, красотами природы и т. д. (то же у Пушкина: «По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам... »).

Свою фразу 1815 года, начало которой вынесено здесь в заглавие, в 1826 году Карамзин, возможно, закончил бы иначе: жить – значит путешествовать.

Любовь Сапченко, профессор кафедры литературы УлГПУ им. И.Н. Ульянова

«Мономах», №1(91), 2016 г.

Люди: Карамзин

Темы: Культура

Поделиться в социальных сетях

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2020. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Биджанов К.В.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru