В январе этого года я, готовя выпуск передачи ульяновского радио «Фронтовая реликвия», побывала в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда (С.-Петербург). В его экспозиции находится живописный портрет уроженца Карсуна генерал-полковника Советской армии Д.Н. Гусева, написанный художником Г.Е. Розенблюмом ещё в годы войны. Этот облик героя был ранее неизвестен на его малой родине.
С началом блокады Ленинграда (сентябрь 1941 – январь 1944 года) перед штабом Ленинградского фронта во главе с Д.Н. Гусевым встала задача обеспечения города и войск всем необходимым. Именно Гусев выступил с инициативой построить автомобильную дорогу по льду Ладожского озера. Это предложение одобрил Военный совет Ленинградского фронта. Войска, получавшие по той ледовой трассе пополнение, вооружение и продовольствие, стойко защищали северные и южные подступы к городу, наносили контрудары по врагу.
За умелое руководство штабом Ленинградского фронта в мае 1942 года Д.Н. Гусеву было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта. С апреля 1944-го он стал командующим 21-й армией.
В апреле 1945 года генерал-полковнику Д.Н. Гусеву за боевые заслуги на Ленинградском фронте, а затем в Висло-Одерской, Верхнее-Силезской и Пражской операциях было присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждён четырьмя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Суворова I степени, орденом Кутузова II степени, орденом Красной Звезды, многочисленными медалями и иностранными наградами. Умер 25 августа 1957 года, похоронен в Москве.
Материал о начале военной биографии Д.Н. Гусева был опубликован в журнале «Мономах» № 2 (86) за 2015 год
В декабре 1943 года, ещё до снятия блокады, Военный совет Ленинградского фронта принял постановление об организации в осаждённом городе выставки «Героическая защита Ленингpaдa». Так стал формироваться Музей обороны и блокады. Он стал поистине народным, поскольку возникло общественное движение по сбору материалов для его фондов.
5 октября 1945 годa paспоpяжением Советa нapодных комиссapов PСФСР первоначальную выстaвку пpеобpaзовaли в музей pеспубликaнского знaчения. Его популярность росла: только в 1946 году его уже посетили 350 000 граждан страны и иностpaнных гостей.
Но в конце 1940-х – начале 1950-х годов в СССР началась так называемая борьба с космополитами: репрессиям подверглись многие деятели отечественной науки и культуры. Тогда возникло и знаменитое «Ленинградское дело» – серия судебных процессов против руководителей ленинградских областных, городских и районных организаций ВКП(б), которое коснулось и организаторов Музея блокады.
В марте 1953 года его под предлогом реконструкции по указанию «верхов» окончательно расформировали. Легендарному учреждению довелось возродиться (в гораздо меньших масштабах) в 1989 году по настойчивому ходатайству ленинградцев и по решению исполкома Ленгорсовета. Сегодня в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда сосредоточено более 50 тысяч экспонатов, ежегодно он принимает в среднем 40 000 посетителей.
Как создавалась музейная галерея портретов руководителей обороны Ленинграда, рассказала хранитель музейного фонда изобразительного искусства Е. Харгашова:
«Ещё в годы войны председатель Ленинградского Союза советских художников В. Серов обращал внимание на необходимость создания галереи военачальников Ленинградского и Волховского фронтов - своеобразного аналога знаменитой художественной галереи 1812 года в Эрмитаже. В 1943–1944 годах ряд ленинградских художников – те, кто воевал, – были привлечены к созданию выставки «Героическая оборона Ленинграда». В 1944 году для той выставки художниками-фронтовиками Г. Роземблюмом, А. Бантиковым, Г. Савиновым и другими были написаны портреты генералов, воевавших на Ленинградском фронте. Работы выполнены в схожей реалистической манере, примерно одинаковые по размеру. После ликвидации музея в 1953 году все портреты передали в Музей истории города, там они находятся и сейчас. Некоторые из них, включая портрет начальника штаба Ленинградского фронта Д.Н. Гусева (тогда ещё в звании генерал-лейтенанта), сегодня экспонируются в Музее обороны и блокады Ленинграда».
Лидия Берч
Ульяновск – С.-Петербург – Ульяновск
«Мономах», №2(98), 2017 г.
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 8 (окончание)
События, 9.3.1937«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
События, 18.6.1937