В конце августа 2010 года Ульяновск посетил Игорь Петрович Золотусский – первый литературный критик, удостоенный премии Александра Солженицына (2005 г.)
В 1946 году Игорь Петрович окончил с медалью Ульяновскую 1-ю мужскую школу и получил «путёвку в жизнь». Нынешний приезд в город юности – не любопытства ради, а в связи со съёмками документального фильма «Несть лести в языце моем…» о великом нашем соотечественнике Н.М. Карамзине.
Первая школа
На встречу с Игорем Петровичем в каминный зал Дворца книги пришли литераторы и журналисты, а также те, кто был знаком с Игорем Золотусским с юности. Пока писатель был занят на съёмках фильма, одноклассник учёного Виктор Аполлонович Каторгин рассказал собравшимся о школьной жизни, о любимых учителях. И сам Золотусский, не слышавший этого выступления и продолживший рассказ о 1-й мужской школе, с благодарностью назвал те же имена учителей, что и Каторгин, и добавил значительно:
«Концентрация ума, благородства и капитальных знаний – такой была Первая школа».
«Путёвку в жизнь» дал Игорю Золотусскому учитель литературы Михаил Петрович Черненко. Это был человек удивительной судьбы. В 1915 году он окончил Петербургский университет, в советское время был лётчиком. В 1930-е годы в Воронеже ему посчастливилось встретиться с Сент-Экзюпери. А вскоре Черненко был арестован по доносу. Знания, которые Михаил Петрович вложил в интеллектуальный багаж своего талантливого ученика, перевесили скромные старания преподавателей Казанского университета, куда Золотусский поступил после школы.
«Такой насыщенности образованной интеллигенции, как в Симбирске в Казани я не встретил», – признался учёный.
«Нас было трое»
«Я не хочу ругать советское время, хотя жизнь была тяжёлая. Время для меня было тяжёлое», – сказал Золотусский.
Отец Игоря Петровича, крупный советский разведчик, много сделавший для становления советского государства, был репрессирован в 1937 году, объявлен «врагом народа». В 1941 году арестована мама. Отец, лишённый всех прав, после войны жил в селе Артюшкино, но ему удалось (видимо, через друзей) устроить сына в привилегированную ульяновскую школу № 1.
«Я рос советским юношей, – поведал далее Игорь Петрович, – не пылал ненавистью к власти, не пытался обновить эту жизнь; был искренний комсомолец, редактировал школьную газету».
В 1951 году отца арестовали во второй раз. Игорь Золотусский был уже студентом КГУ, он тут же приехал в Ульяновск, пришёл в МГБ на ул. Л. Толстого и заявил, что его отец честный человек, он ни в чём не виноват. В лицо бил яркий свет настольной лампы, в тени которой прятались следователи, задававшие каверзные вопросы, но юноша уверенно отвечал, что не верит обвинениям в адрес отца. Так закалялся его характер.
Когда архивы КГБ были рассекречены, Игорь Петрович узнал, что его отец не подписал ни одного протокола, не подставил ни одного из знакомых, не сломался, выстоял, несмотря на допросы.
«Если бы не отец, не знаю, кем бы я стал», – признался И.П. Золотусский.
Он отдал долг памяти родителям – написал о них книгу «Нас было трое».
«Гоголь – святой человек»
Жизнь в Казани была голодной. Даже в приёмнике-распределителе после ареста матери жилось куда более сытно. Книги отошли на второй план. После университета Игорь Золотусский уехал на Дальний Восток, два года преподавал литературу в Хабаровском крае. Работал в газете, на радио, стал писать критические статьи. Начинающего литератора заметил Корней Чуковский…
«И я понял, что ничего не знаю, – неожиданно повернул свой рассказ Игорь Петрович. – Начались долгие годы самообразования. Я стал ходить в историческую библиотеку. Прочитал все тома «Истории государства Российского» и задумался: что такое Россия, каковы её корни, каков её путь. Карамзин был подступом к книге о Гоголе…»
На книгу о Н.В. Гоголе в серии ЖЗЛ ушло 16 лет. Кроме того, Золотусскому удалось создать музей Н.В. Гоголя на Полтавщине.
«Гоголь – святой человек. Чем больше я погружался в Гоголя, тем ближе и понятнее становился народ, которого я не знал. Я приник к Гоголю, как к чистому источнику, и погрузился с головой в XIX век, там и живу – с 1968 года – до сих пор».
Карамзин и его идея «развития свободы»
Прощаясь со школой № 1, выпускники весело фотографировались возле памятника Н.М. Карамзину.
Пройдёт много лет, и Игорь Золотусский поймёт: «Мы ничего о нём не знали. С увлечением читали
«Кюхлю» Тынянова, где Александр I изображён трусливым человеком, и не задумывались над тем, что гений Карамзина расцвёл во время его царствования. Все русские писатели родились при Александре I. Не было бы Александра, не было бы и Карамзина».
Кто же он такой, Карамзин? Задайте этот вопрос первому встречному и услышите в ответ «певец самодержавия». Нет и нет! Главная идея Н.М. Карамзина – «идея свободы, развития свободы».
«Мы пережили эпоху преждевременной свободы, которая нас чуть не сломала, а многих и сломала, – сказал Игорь Петрович. – Свобода – это всё-таки самоограничение. Это власть человека над собой».
Карамзин оказался во Франции, когда эта страна переживала последствия Великой революции, он понял её разрушительную силу. Предвидел историк и декабрьское восстание в Санкт-Петербурге, и оно свершилось: «идеи разрушения превозмогли идеи созидания». Идея же «Истории государства Российского» – созидательная.
«Наша история будет строиться не по европейской энциклопедии, а по энциклопедии России – по Библии», – утверждал Карамзин.
От старого – к новому, но в запасе должно оставаться старое. Есть традиции предков, на которые надо опираться. Позиция Н.М. Карамзина – ответ Сперанскому, который считал, что реформирование требует «резать по живому»… Это всё актуально и сегодня!
Поэт и царь
И.П. Золотусский заставил нас по-новому взглянуть на А.С. Пушкина. По его мнению, поэт наследовал дело и думы Карамзина.
Литераторы часто цитируют пушкинскую фразу «и я бы мог…», иллюстрируя его отношение к восстанию декабристов. А Золотусский напомнил нам другое изречение поэта: «Слава Богу, Он избавил меня от Сенатской площади». После восстания декабристов Николай I вызвал к себе А.С. Пушкина.
О чём говорили поэт и царь более часа, никому не ведомо. Зато нам известна записка о народном воспитании, которую можно считать итогом той беседы. «Историю русскую должно будет преподавать по Карамзину, – писал Пушкин. – «История государства Российского» есть не только произведение великого писателя, но и подвиг честного человека».
Раньше поэт смеялся: «Вы рабство предпочитаете свободе», но Александр Сергеевич 1826 года – совсем другой, и он пришёл к выводу, что насильственно свободу завоевать нельзя.
В полемике с декабристами Пушкин защитил Карамзина и вместе с ним – православный взгляд на русскую историю, в которой Крещение Руси – исходный пункт для понимания всей нашей цивилизации и культуры. Ведь Н.М. Карамзин утверждал, что не меч варягов-язычников, а Слово Божие объединило племена Руси, в том числе и нерусские по происхождению. Все эти положения историка изучены и приняты Пушкиным как основа мировоззрения, они вошли в его поэзию и прозу.
Завершая встречу с симбирянами, Игорь Петрович Золотусский напомнил ещё один важный вывод Карамзина: «Историк считал, что за деньги не делается ничего великого. А мы обольстились деньгами сегодня». Не это ли – главная беда нынешнего поколения?
"Мономах", №4, 2010 г.