1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Лента времени
События, 7 Августа 1906
Фото, 12 Июня 1900
Фото, 12 Июня 1900
Воспоминания, 22 Июня 1941
Воспоминания, 20 Мая 1941
Воспоминания, 22 Июня 1941
Воспоминания, 22 Июня 1941
Воспоминания, 22 Июня 1942
Воспоминания, 22 Июня 1941
Воспоминания, 9 Мая 1945
Воспоминания, 22 Июня 1941
Фото, 1 Июля 1960
Фото, 7 Сентября 1890
Фото, 16 Апреля 1960
Фото, 16 Апреля 1960
Фото, 16 Апреля 1870
Фото, 19 Мая 1900
Фото, 10 Августа 1900
Фото, 20 Мая 1900
Фото, 5 Октября 1916
Фото, 20 Мая 1900
Воспоминания, 5 Июня 1983
Воспоминания, 22 Июня 1941
Воспоминания, 22 Июня 1941
Воспоминания, 22 Июня 1941
Книги, 9 Мая 1945
Фото, 7 Сентября 1900
Фото, 7 Сентября 1900
Фото, 7 Сентября 1900
Фото, 7 Сентября 1930
Фото дня
Вид с высоты на Симбирск
Популярное
Видеоархив
Тэги
Места, 4 Сентября 1845
Сивопляс: Земляки из бронзы
Источник: Иван Сивопляс

Дореволюционный Симбирск звался «родиной Карамзина». За советским Ульяновском закрепилось имя «родины Ленина». Каждая эпоха ставила памятники своим героям, и памятники эти, по счастью, сохранились до нашего времени, сделавшись монументальными символами города.

Именно символическая и идеологическая нагрузка всегда обеспечивает особый интерес к монументальным памятникам. Она становится причиной их установки и общественного внимания к ним. Они же влияют на долговечность памятников, когда смена идеологий вдруг приводит к сносу того, что строилось на века, как это случалось с памятниками императорам после 1917 года или памятниками Сталину после развенчания культа личности в 1956 году.

Старый Симбирск был по-своему уникальным местом, единственным губернским центром в Российской империи, который не был украшен ни одним памятником императору – монумент в честь Александра II установили здесь в центре города, на перекрёстке улиц Гончаровской и Панской (ныне Андрея Блаженного), только осенью 1916 года, но так и не успели официально его открыть, прежде чем грянула Февральская революция 1917 года.

Хотя нет – один император, покойный на тот момент Александр I изображён на постаменте торжественно открытого в 1845 году памятника историографу Николаю Карамзину. Присутствие другого, Николая I, как бы подразумевается на другой стороне постамента, посвящённой выделению смертельно больному писателю щедрого императорского пансиона.

Памятник Н. М. Карамзину.

В 1833 году симбирские дворяне решили увековечить своего великого собрата, симбирского уроженца Николая Карамзина установкой памятника в его родном городе. Под памятником, правда, подразумевалась не фигура, а «общеполезные» учреждения, учебное заведение, библиотека, названные именем земляка. Было запрошено и получено высочайшее, то есть самого императора официальное разрешение на строительство памятника и сбор добровольных пожертвований – но вместо учреждений велено было ставить памятник в привычном нам смысле этого слова: камень и бронза, скульптуры и постамент.

Сложно сказать, в какой степени симбирское общество было самостоятельно в своём стремлении – либо желало подыграть центральной власти просчитанной и даже согласованной «инициативой с места». Дело в том, что Николай Карамзин, известный нам как историк и литератор, деятельный реформатор русского языка был вдобавок главным идеологом тридцатилетнего царствования императора Николая I с его православием, самодержавием, народностью, губернаторами-технократами, с Россией в качестве «европейского жандарма» и жирной точкой катастрофичной Крымской войны в финале.

Николай I умел ценить людей – и особенно тех, кто был рядом с ним в первые дни его царствования во время восстания 14 декабря 1825 года. Николай Карамзин был среди этих людей – и более того, простуда, полученная на Сенатской площади, стала причиной болезни, что через полгода свела историка в безвременную могилу. Император назначил Карамзину годовую пенсию в 50 тысяч рублей золотом – а годовое жалованье губернатора было всего 3 тысячи – готов был снарядить корабль, чтобы отвезти его на лечение, сделал ближайшими своими сановниками людей, которых ему указал Карамзин, и даже Пушкина освободил из ссылки и встречался с ним по совету историка. Николай I сам выбрал место для памятника Карамзину, когда посещал Симбирск в августе 1836 года, и сам одобрил концепцию монумента.

Дореволюционное изображение памятника Карамзину. На фоне - разрушенный Губернаторский дом.

Муза истории Клио не просто так возвышается над постаментом, в котором помещён сравнительно скромный бюст историографа. История словно склоняется перед скромным человеком, сумевшим описать её ход, распознать её законы. История развивается благодаря мнениям Карамзина, ставшего авторитетом и советником российских царей. Кстати, и само открытие памятника было никак не приурочено к конкретным датам жизни Николая Карамзина, но случилось как раз в девятую годовщину посещения Симбирска Николаем I. В этом году памятнику Карамзину исполнится 175 лет, и у нас будет повод поговорить о нём подробнее.

А вот ленинский 150-летний юбилей уже минул среди наступившей самоизоляции – а с ним и юбилеи ленинских памятников, возводимых в разные годы: 80-летие памятника Владимиру Ленину, что ныне на Соборной, бывшей площади Ленина, 50-летие грандиозного Ленинского мемориала и памятника «Мария Ульянова с Володей Ульяновым», находящегося неподалёку.

Владимир Ильич родился и жил в эпоху фотографии, и существующие фотоизображения в немалой степени определили иконографию вождя мирового пролетариата, в первую очередь тип «Ленин-вождь» с лысиной и бородкой клином. Таким советские художники любили изображать вождя, провозглашающего Советскую власть в октябре 1917 года, хотя именно в это время Ленин из соображений конспирации сбрил бороду и носил густой парик.

Ленин-вождь запечатлён на мемориальной доске, украшающей Дом-музей Ленина на одноимённой улице. Это – старейшее из сохранившихся монументальное изображение Ильича, украсившее улицы его родного города ещё в давнем 1926 году. Оно тем более ценно, что скульптурный портрет ваял земляк Аркадий Пластов (1893 – 1972), будущий народный художник СССР, один из столпов жанра социалистического реализма в живописи.

Барельеф Владимира Ленина работы Аркадия Пластова.

Родной Симбирск не видел живьём зрелого вождя революции. Владимир Ульянов покинул город в 17 лет, но на памятнике, торжественно открытом в Ульяновске 22 апреля 1940 года, в день 70-летия со его дня рождения, Владимир Ульянов-Ленин предстаёт в своём классическом образе. Этот памятник был и остаётся одним из лучших монументальных Лениных во всей советской истории. Автором скульптурного монумента стал один из лучших советских скульпторов Матвей Манизер (1891 – 1966).

Правда, изначально, для «родины Ленина» скульптор предложил на рассмотрение Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР эдакого «домашнего» Ленина: невысокого, коренастого, со скуластым волжским лицом. На Манизера обрушились с замечаниями: «Сделать изменение головы фигуры для поисков более правдивого облика Ленина. Произвести изменения в пропорциях фигуры с целью ее удлинения и убавить излишнюю полноту. Сделать силуэт фигуры более содержательным».

В начале апреля 1940 года мастера Ленинградского завода монументальной скульптуры отлили 6-метровую бронзовую фигуру вождя. На момент изготовления это была самая большая скульптура из бронзы, изготовленная в СССР. 15 апреля ее доставили в Ульяновск и установили на постаменте. Общая высота монумента составила около 14,5 метра.

Памятник Владимиру Ленину в послевоенные годы.

Монумент органично вписался в городской ландшафт, он и сейчас остаётся одним из главных монументальных символов Ульяновска. За памятник Ленину Матвей Манизер в 1941 году был удостоен Сталинской премии, а в 1958 году авторское повторение ульяновской скульптуры заслужило Гран-при Брюссельской выставки и золотую медаль Академии художеств СССР.

Отмеченное в 1970 году 100-летие со дня рождения В.И. Ульянова-Ленина стало важнейшей вехой в истории Симбирска-Ульяновска. Масштабная реконструкция радикально преобразила облик города в соответствии с требованиями своего времени, превратила его в «визитную карточку» СССР, которую с гордостью демонстрировали иностранцам как пример явных достижений социализма. Архитектурная и монументальная пропаганда многократно воспроизводила известный каждому советскому человеку канонический образ вождя Октябрьской революции – в частности, в виде колоссального бюста на фасаде Ленинского Мемориала.

Горельеф бюста Владимира Ленина на фасаде Ленинского мемориала.

29 ноября 1969 года договор на создание бюста был заключён с прославленным советским скульптором-монументалистом Николаем Васильевичем Томским (1900 – 1984), лауреатом шести Государственных премий, президентом Академии художеств СССР. Договор был заключён, но не маэстро ваял скульптурный горельеф. Реальным исполнителем стал главный скульптор Ленинского Мемориала, ученик Матвея Манизера, лауреат Сталинской премии Павел Бондаренко (1917 – 1992).

Впрочем, куда более интересным кажется другое творение Павла Бондаренко, в котором ему ассистировал скульптор Олег Комов (1932 – 1994), член правления Союза художников СССР – скульптурная группа, памятник Марии Ульяновой с Владимиром Ульяновым, установленный близ Музея-квартиры В.И. Ленина, дома, в котором семья Ульяновых проживала в 1871 – 1875 годах.

Скульптурная группа «М. А. Ульянова с сыном Володей».

Именно в этот период была сделана самая ранняя фотография будущего вождя революции, запечатлевшая четырёхлетнего Володю рядом с его трёхлетней сестрой Ольгой. Фото послужило основой облика Володи на памятнике. Но тема детства великого человека выражена отнюдь не камерно, что подчёркивают размеры монумента: скульптура высотой 3 метра 9 сантиметров, общая высота памятника с постаментом составляет 4 метра 49 сантиметров.

При этом советские скульпторы буквально следовали канону древнерусских иконописцев, изображавших Богоматерь и Младенца Христа. На иконах у Младенца писалось тело взрослого человека, признак его божественного совершенства. Володя Ульянов тоже выглядит маленьким мужчиной – развитая грудь, расправленные плечи, правая нога готовится шагнуть, уводя мальчика из-под материнской руки, заботливо положенной ему на левое плечо – вперёд, в коммунистическое завтра!

Если в годы советской власти на банкнотах печатали профили Ленина, то в современной России на 1000-рублёвых купюрах запечатлён памятник Ярославу Мудрому в Ярославле, творение Олега Комова. Особым талантом этого скульптора было умение «вписывать» монументальные творения в «контекст исторической архитектурной среды». Это качество вполне проявилось в ульяновском монументе. Памятник не заслоняет, не портит вида, не отвлекает внимания от старинного дома, где жили Ульяновы. И этому стоит учиться современным скульпторам.

Иван СИВОПЛЯС

Поделиться в социальных сетях

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев. Проект реализуется при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

© 2020. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Биджанов К.В.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru