Мы бежим по жизни с оглядкой назад: и хочется заглянуть вперед, да не можем, а прошлое прекрасно-заманчиво, как зеркальце царицы, дарящее комплименты. Да, мы осуждены видеть только прошлое: память - залог нашего существования. Человек смертен, а род его вечен. И каждый из нас вносит в копилку памяти рода по золотой монете.
А сколько золотых монет собрали мы в Павловке? Самое старое из обетованных земель место зовется в народе Головой. Здесь прячутся подземные воды, бьют родники, отсюда берут разбег все ручьи и речушки, питающие округу. Вода - начало начал, всему голова. Это район Старого Пичеура. От него по подземным векам течет жизненная сила в долину Павловки. Жизнь и смерть неразделимы, потому вода есть живая и мертвая, потому и озерам быть - Светлому и Поганому.
Сказ о поганом озере
Непроходимы дремучие леса. Не топтала их нога человека, не видывали они творений рук человеческих. Но пришли сюда люди. Преследуемые властью, долго искали долю и нашли ее в печеурских дебрях. Отыскав источник, вырубили вокруг него старые дерева, и образовалась поляна. Люди радовались и плясали, пело песни и благодарили Бога. Разбив стан, они уснули, утомленные долгими поисками надежного места. И снилось им счастливое завтра с обилием зверья и рыбы. Да только завтра для них никогда не настало.
Скрылись за макушками вековых сосен последние лучи солнца, и могучие деревья, возмущенные появлением сильных существ с топорами, сцепили ветки и дружно согнулись до самой земли, призвав на помощь крепко спящую Матушку. Потянулась Земля, зевнула и... ушли в разверзнутый зев невинные рабы Божьи. Поглотив много людей, Земля-матушка вдоволь напилась воды родниковой и снова ушла на покой. А на месте поляны осталось озеро. И прозвали его люди Поганым.
Сказывают, сатанинская сила таится в поганой воде. Дно его немерено, словно нету дна вовсе, рыба не ловится. Плавают по водяной глади два острова со стонущими березами. Подует ветер северный - прибьет острова к южному берегу, подует с обратной стороны - понесутся паруса березовые к северу.
Прячется озеро в густом зеленом шатре. Нелегко пробраться к его берегам: цепляются острыми ветками кривые березы, присасываются кровожадные пиявки, тянут в топкое болото камыши. В воде шевелятся водоросли. Это нечистая сила расчесывает свои зеленые косы, вплетая в них ленты лилий.
"Прочь, прочь отсюда!" - все так же недружелюбно, как и сотни лет назад, скрипят старые сосны.
Не все вмещает человеческая память – пренебрегают люди Божьим завещаньем. Зато древний дуб, доживающий свой четвертый век у Старого Пичеура, нашептывает соседу роднику забытые сказы.
Легенда о девяти братьях
Когда-то люди жили в согласии. Вместе трудились, дружно отдыхали, Бога не гневили. Росла их мудрость. Но в мудрости мало проку, если нет созерцания и покаяния, потому что разум рождает зависть, а зависть переходит в корысть, от корысти же бед не оберешься. От нее - рознь и междоусобицы, а значит, война и кровь. Брат - на брата, сват - на свата...
Страшная пошла резня по всей земле, злоба становилась все гуще и отвратительнее. И только девять братьев не поддались пороку. Ничто не могло их поссорить. Взялись они крепко за руки и, не подняв топора, встали супротив зла безоружные. Надвигалась на них зараза, и была близко погибель уже, как вдруг лес сомкнулся стеной и прикрыл братьев зеленым щитом.
Прокатилась беда мимо. И лес расступился, открылось поле вольное, широкое, на нем рожь богатая, а посередь поля - девять дубков молоденьких. Много жизней в лету кануло, много воды утекло, а дубки те и по сей день стоят, о непобедимой силе дружбы рассказывают.
…Живут в этих местах мордва да чуваши, русские да татары, живут - дубами любуются, хлеб собирают.
На Копейкиной горе
Ах, какие ярмарки шумели здесь и сто, и двести лет назад! Жили люди мастеровые, трудолюбивые. Знали тайны разных ремесел, товар свой везли на базар, с ярмарки тоже возвращались не пустые. Но где трудяга - там и мошенник, где честный - рядом вор. Стало быть, и воров-разбойников водилось в этих местах немало.
Едет, бывало, купец с ярмарки, а перед ним, как из-под земли, - разбойнички. Оберут дочиста, да и голову долой - редко кому уйти посчастливится.
А был однажды такой случай. Ехал с ярмарки помещик. Товар вез, денег немало.. А дорога извилиста, то под горку торопится, то снова вверх стремится. Лошадки бег замедляют, жаром дышат. На самой сопке решено было отдохнуть. Не успели спешиться, как посыпались с деревьев разбойники.
- Все, все берите, братцы, только не губите! - кричит помещик и сам спешит отдать денежки.
Воры товар осматривают, а главарь денежки из рук помещика принимает и его же спрашивает:
- Все ли отдал, толстосум?
- Все, все! - клянется помещик.
- Ой ли?..
- Вот те крест! Все до копеечки! - несчастный крестится да трижды землю целует. А злодеи хохочут.
- Ну что ж, вот тебе, барин, копейка на развод. Разживешься - вернешь с наваром!
Прыгнул разбойник в помещичью коляску да скрылся, как ветер, за ним и все остальные воры исчезли. А помещик счастлив, что жив остался. Бредет домой пешком, копейку в кулаке сжимает. С той поры прозвали эту гору Копейка.
Тайны древних пещер
Много тайн хранит здешняя земля. Необычен край дурманящий. Скрывались в чащах лесных беглые крестьяне, окапывались в землянках староверы, находили пристанище воры и мошенники.
Как ни старались власти разбойников выловить, где бы ни выставляли дозор, все попусту. И леса прочесывали, и русло реки Избалы и вдоль и поперек исходили - ни одного разбойничьего стана не нашли.
А злодеи на дорогах как были, так и остались. Ограбят честного человека и - как сквозь землю провалятся. Знали местные жители, что существуют в сопках пещеры, да разве туда сунешься! Находились, конечно, отважные мужички, шли в пещеры - там, в лабиринте ходов, их бедовые головушки терялись...
Несется с горы разбойничья троечка прямо в крутой овраг - и вдруг исчезла! Ушла куда-то под землю, вместе с награбленным богатством.
В землю со временем уходит все живое. Ушли и разбойники. Власть времени даже пещеры пригнула к земле. Осели лазы: не то что троечку - человека на полусогнутых ногах не впускают, смертью грозят.
Скворчиха
Самая высокая в районе точка - гора Скворчиха. Рядом - Безобразовские сады. По весне скворцов прилетало сюда немало - райский сад да и только! Все лето трудяги-скворцы боролись против вредителей, а осенью покидали свои дома, чтобы отправиться за море.
В ту осень Скворчиха, поранив крыло, к дальнему перелету была не готова. Птенцы ее подросли, окрепли и тоже готовились в путь. И вот, когда вся стая скворцов набрала высоту, Скворчиха, наблюдавшая за родней, вдруг забегала, заметалась, замахала крыльями и полетела. Она покружила над садом, затем повернула к высокой горе. Теряя силы, полюбовалась лесом и степными просторами, проводила взглядом своих взрослых птенцов...
На следующий день безобразовские мальчишки нашли на горе мертвую
скворчиху. Вырыли ей могилку, а сверху, чтобы место не затерялось, положили камень. Так и повелось - Скворчихина гора.
Шумкин родник
Шумка - парень глухой, нелюдимый. Приспичит ему что сказать - мычит, шумит гортанными звуками, руками машет. За то и прозвали Шумкой. Заметили как-то парни, что он за Степанидой-красавицей по пятам ходит и давай над ним смеяться. Глухонемой злится, кулаками размахивает, а ребятам - потеха. Никто в драку с ним не вяжется.
Осерчал Шумка и убежал в лес, с тех пор в селе его больше не видели. А девки сказывали, что глухонемой соорудил возле родника шалашик, там и живет. Сидит у родника и как будто с водой шепчется. ...
А может, это шептались травы или ласкались ивы? Или плеск воды так похож на объяснение в любви Шумки глухонемого?
«Мономах», «3(18), 1999 г.
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
События, 18.6.1937