"Третий Толстой" в русской литературе, Алексей Николаевич (1883 -1945), начал свою писательскую деятельность в 1907 году. Но на собственную тему, по его словам, он напал позже.
"Это были рассказы моей матери, моих родственников о6 уходящем и ушедшем мире разоряющегося дворянства, - говорил он на курсах молодых писателей. - Мир чудаков, красочных и нелепых... Это была художественная находка. Я написал первую книгу "Заволжье".
Многих героев "Заволжья", а также романа "Хромой барин", пьес "Насильники", "Касатка" Толстой прикрепил к Симбирскому Заволжью. И это не случайно. Жизнь здешнего дворянства писатель хорошо знал не только по рассказам матери, родных и близких, но и по семейным архивам, по личным наблюдениям. Родственные связи по матери привели будущего писателя в помещичьи гнезда Симбирского Поволжья.
Мать Толстого, Александра Леонтьевна, урожденная Тургенева, приходилась двоюродной внучатой племянницей известному симбирскому декабристу Н. И. Тургеневу. Тургеневым в Заволжье принадлежало несколько селений, в частности, Тургенево.
Личное знакомство А. Н. Толстого с Симбирским Заволжьем началось в апреле 1899 года. Волга в этот год вскрылась раньше обычного, и Александра Леонтьевна, пользуясь весенними каникулами, повезла 16-летнего сына Лелю в Симбирск. Отсюда лошадьми они выехали в Тургенево, где жила родная сестра матери писателя, Мария Леонтьевна Тургенева. Мать и сын побывали у князей Хованских (село Архангельское), Наумовых (село Головкино), Шишковых, которые приходились им родней. После однообразия самарских степей здешние речки, озерца, рощи и холмы показались юному Толстому полными разнообразной поэзии и навсегда запечатлелись в памяти. Привлекали внимание оригинальные личности родных и новых знакомых.
Лето 1900 года Толстой проводил в селе Бригадировке (ныне Мелекесского района) и в имении близких знакомых Тресвятских, где познакомился с будущей первой своей женой Рожанской.
Под свежими впечатлениями уже 20 сентября он закончил автобиографическую повесть "Жизнь". (Повесть не опубликована и хранится в рукописном отделе Института мировой литературы имени Горького.)
3 июня 1902 года в родовом селе Тургенево состоялась свадьба Толстого с Рожанской.
Снова в Симбирском Заволжье Толстой появился летом 1910 года. Некоторое время он живет в селе Архангельском (ныне Чердаклинского района) у деда по матери, Леонтия Борисовича Тургенева, знакомится с его архивом, увозит последний в село Войково (того же района) к "дяде Гоне" - так звали старейшину тургеневского рода Григория Константиновича Татаринова, хранителя фамильных преданий и вещей. В Войкове Толстой работает над привезенным архивом, слушает рассказы дяди Гони и пишет роман "Две жизни".
Через три года Толстой предпринял поездку по дворянским поместьям Правобережья (Кочетовка и Карцовка Майнского района, Криуши Вешкаймского, Новая и Старая Ярыкла - Тереньгульского района), где жили родственники и знакомые писателя по матери.
"Никогда не забуду поездку по разоренным имениям Симбирской губернии, давшую материал для повести "Приключения Растегина", - вспоминал Толстой.
Повесть была написана в Войкове. С осени 1913 года она стала печататься в газете "Русские ведомости".
Если первые посещения Толстым Симбирского Поволжья имели семейные и интимные причины, то последние ставили определенные творческие цели. Добавим, что к сбору материала он привлек и тетку из Тургенева: она сообщала ему в письмах народные слова, речения, поговорки. Толстой широко использовал накопленный материал и мог с полным основанием говорить впоследствии, что многие его произведения дореволюционного периода "были построены на хронике, собранной на Волге".
Так, сюжетом повести "Неделя в Туреневе" (т. е. в Тургеневе) явились события, разыгравшиеся в Тургеневе в 1906 году. Почти все герои имели своих жизненных прототипов. После появления "Недели в Туреневе" тетка писала Толстому:
"Дорогой Алеханушка, прочла повесть, - но я не могу быть судьей - слишком это близко, и те чувства, которые так недавно пережиты и болезненны в душе, затемняют самую повесть. Осталось тяжелое чувство взворошенных незажитых ран".
На местном материале, творчески переработанном и художественно обобщенном, Толстой разрабатывал тему оскудения, вырождения современного ему усадебного дворянства. В какой-то больной бред превратилась жизнь последних Туреневых ("Неделя в Туреневе"). Бесшабашные кутежи - цель и смысл существования самодура и насильника Мишки Налымова ("Заволжье"). Пьеса "Насильники" рассказывает о группе помещиков, готовых совершить гнусное насилие над женщиной.
Сильной стороной творчества А.Н. Толстого тех лет было утверждение мотива любви, восхищение красотами родной земли. Проезжая через Симбирск, А. Н. Толстой останавливался обычно в Троицкой гостинице, считавшейся в те времена "дворянской", поскольку в ней располагались преимущественно помещики (это здание сохранилось доныне - ул. Советская, 8).
Позже, в 1913 году, когда пришлось прожить в Симбирске несколько недель, Толстой устроился на частной квартире (угол ул. Энгельса и пер. Комсомольского). Бывая в Симбирске, писатель появлялся в театре, во Владимирском, ныне Свердловском саду, и других общественных местах. Любил ходить по улицам, бродить по Венцу, запросто вступая в беседы с жителями. Рассказы старожилов (М.В. Шабурова и др.), встречавшихся с Толстым в эти годы, рисуют Алексея Николаевича "ужасно простым человеком, охотно вступавшим в разговоры".
"Своей внешностью он напоминал упитанного деревенского парня: никак нельзя было сказать, что это граф. Свои русые волосы зачесывал назад".
Симбирские впечатления попали на страницы некоторых произведений Толстого ("Хромой барин", "Заволжье" и др.). В них автор частично переносит действие в Симбирск, приводит конкретные детали (названия улиц, учреждений), описывает Троицкую гостиницу, свадебную пирушку в ней и скандал, учиненный заволжскими помещиками. Кстати, это не выдумка писателя, факты взяты из хроники симбирской жизни, богатой похождениями "столбового дворянства". То ли еще выкидывали "вымирающие зубры", как называл помещиков писатель.
В 1812 году А. Толстой написал пьесу "Насильники", она была поставлена в Московском Малом театре 30 ноября 1913 года. На премьере разразился большой общественный скандал, устроенный провинциальными помещиками, и вскоре постановка на Императорской сцене была запрещена. Во время спектакля на сцене симбирского театра повторилась та же история. Сам писатель очень дорожил своими ранними произведениями и не раз впоследствии возвращался к ним: изменял, дополнял и создавал на их основе новые пьесы. И действительно, "Заволжье", "Хромой барин", пьеса "Касатка", удостоенная Грибоедовской премии, - сочинения, которыми нельзя не восхищаться.
После революции Алексей Николаевич не бывал в нашем городе, но написанные им на симбирском материале произведения стали неотъемлемой частью его творчества, важным этапом в становлении одного из лучших русских писателей.
Материал подготовлен на основе исследований К. Селиванова и Ю. Оклянской
«Мономах», №2 (17), 1999 г.