1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Лента времени
Фото, 2 Декабря 1996
События, 5 Декабря 1879
События, 28 Декабря 1908
События, 27 Декабря 1908
Места, 1 Июля 1898
Места, 12 Июня 1698
Места, 12 Июня 1698
Герои, 15 Октября 1886
События, 30 Ноября 2009
Воспоминания, 13 Сентября 1935
Воспоминания, 8 Сентября 1941
Герои, 4 Июля 1763
Герои, 22 Февраля 1885
Места, 2 Мая 1780
Места, 12 Июля 1648
События, 23 Октября 1782
События, 30 Ноября 1941
События, 5 Октября 1916
Места, 28 Июля 1785
Места, 13 Сентября 1837
События, 23 Августа 1845
События, 2 Мая 1918
Места, 27 Марта 1998
События, 4 Октября 1898
Места, 20 Мая 1652
Фото, 12 Июля 1997
Воспоминания, 17 Марта 1997
События, 22 Декабря 1982
Места, 13 Сентября 1653
Места, 18 Октября 1997
Фото дня
Строительство моста через Волгу
Популярное
Видеоархив
Тэги
Места, 23 Сентября 1997
Инза сорок лет назад

Наступили сумерки, когда пассажирский поезд Ульяновск-Москва подходил к Инзе. Я вышел из вагона и у дежурного по станции спросил, как добраться до городской гостиницы. Дежурная в фуражке с красным околышем приветливо улыбнулась:

- А Вы что, не были в Инзе? Тут совсем рядом. Пройдете привокзальную площадь, повернете направо, и через несколько метров будет гостиница.

Устроившись, зашел в ресторан поужинать. Сразу бросились в глаза аккуратно расставленные столики, покрытые чистыми скатертями, заранее расставленные холодные закуски и приборы. На столиках - цветы. Официантки в белых блузках и темных фартуках вежливо приглашают к столу. Чувствуется, что здесь ждут пассажиров. Ужин оказался очень вкусным. Позже я узнал, что ресторан держал марку лучшего торгового предприятия на железной дороге, а возглавлял его опытный работник и хозяйственник А.А. Кондренков.

Утром началось первое знакомство с городом. Перед гостиницей через дорогу стоял двухэтажный Дом отдыха локомотивных бригад. Проходя по улице Красных бойцов, справа увидел старинный особняк, в котором разместился Госбанк. На противоположной стороне при вокзальной площади - клуб железнодорожников. Около станции раскинулся небольшой уютный парк с высокими тополями и множеством птичьих гнезд. В глубине парка просматривалась танцевальная площадка (жаль, что парк этот позже был уничтожен).

На другой стороне возвышалось двухэтажное здание - районный узел связи. Рядом с ним приютилась типография и редакция районной газеты "Ударник". В полуразрушенном помещении ютилась прокуратура, в тесноте работал районный суд. Было еще одно двухэтажное здание: райком партии на улице Заводской. Одним словом, провинциальный городишко.

Сильное впечатление произвели железнодорожная станция с ее службами и паровозное депо. Через этот крупный железнодорожный узел проходили товарные и пассажирские поезда из Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии на Москву и Казань. Жизнь на станции кипела круглые сутки. ...

Это было сорок два года назад, в июне 1955 года, когда я был направлен в Инзу редактором районной газеты "Ударник", где проработал почти семь лет. И вот станции Инза уже сто лет. Перебирая подшивки старых газет, я многое вспомнил из того времени.

Инза была разделена железнодорожной магистралью на две части: северную, со всеми районными организациями и учреждениями, и южную - с "Сельхозтехникой", мясокомбинатом, диатомовым комбинатом и его поселком. Пешеходного сообщения не было. Люди переходили через многочисленные железнодорожные пути, и это было небезопасно.

Город быстро рос и развивался. Большое жилищное строительство развернулось в его северной части. Здесь выросли "инзенские черемушки", и тогда остро встал вопрос о пешеходном переходе. Так был построен перекидной мост - мечта горожан.

Быстро развивался диатомовый комбинат. В 1955 году он освоил выпуск новой продукции - вулканитовых безобжиговых изделий, а в 1958 году на них пришел заказ из Индии - в Бхилаи строился металлургический комбинат. Развернулось соревнование за досрочное выполнение важного заказа. Соревнование возглавила маркировщица Тамара Сорокина. Железнодорожники тоже понимали важность заказа и ни разу не сорвали график поставки вагонов. Журнал "Огонек" N5 за 1958 год поместил снимок: на фотографии индийский инженер, улыбаясь, держит в руках два кирпича, присланных на стройку металлургического завода в Бхилаи из Советского Союза. Эти термоизоляционные изделия были любовно сделаны диатомовцами и привезены в Индию в вагоне, отправленном инзенскими железнодорожниками.

Славными трудовыми успехами завоевали заслуженный авторитет локомотивные бригады машинистов А. Чуприкова, И. Морозова, В. Мишина и многие другие. В 1958 году стал широко внедряться скоростной метод обработки поездов. Лучше других трудился коллектив смены №1 (диспетчер В. Шевыряев, дежурный по вокзалу А. Базов). Только за один день января в ненастную погоду смена обработала скоростным методом 5 поездов и сэкономила 124 вагоночаса.

С таким же трудовым подъемом работали путейцы, связисты, ремонтники и другие службы станции. Железнодорожный транспорт - особая отрасль. Здесь недопустимы ошибки и просчеты. Чтобы не было ущерба, нужны дисциплина и добросовестное отношение к делу от начальника до рядового. В те времена работали опытные командиры производства. Начальником станции был Е.Ф. Тимошенко, а начальником депо И.В. Осипов. Они поддерживали высокий моральный дух людей, не оставляли без внимания ни одного случая разгильдяйства.

1959 год для инзенцев стал годом великих свершений. В Инзу пришла электроэнергия. На железнодорожном узле ст. Инза произошла техническая революция: станция перешла на электрическую тягу. 18 октября Инза встречала первый электросостав, а 24 октября - первый пассажирский электропоезд.

В одной из телепередач А. Солженицын сказал, что в России до революции и после никакого патриотизма не было. Факты говорят о другом. На моих глазах здесь, на инзенской земле, проявлялся настоящий советский патриотизм. Смотрю на сухие цифры повышенных обязательств: план отправления поездов выполнить на 102%, обработать скоростным методом 4 тысячи транзитных поездов, получить прибыли 40 тысяч рублей, обеспечить погрузку сдвоенными операциями пяти тысяч вагонов. За каждым обязательством - дело, трудовой подвиг людей, которых я хорошо помню...

Люди жили дружно, делились радостью и горем, помогали друг другу, сообща воспитывали детей.

Мне как-то пришлось побывать в доме N50 на улице Вокзальной. Здесь жили семьи железнодорожников. Хозяин одной из них, уже пенсионер, Иван Васильевич Осипов, бывший начальник депо. Он вырастил достойную смену, создал семейную династию (сын Игорь стал зам. начальника депо ст. Рузаевка, Олег и Юрий - машинисты). Дом жил особенной жизнью. С соседом Борисоглебским Осиповы заложили фруктовый сад. Если одна семья на работе, другая семья готовит обед на всех. Купленная Осиповыми стиральная машина - тоже одна на всех. Кто-то из детей провинился - проступок обсуждается всеми жильцами.

Большую роль в жизни железнодорожников играла школа N 19. Многие годы ее директором была Е.Н. Бурова, а завучем Н.В. Безруков. У школы уже тогда сложились интересные традиции. Именно в этой школе в 1959 году родился почин: «Всем классом - на стройку семилетки». Весь выпускной класс вместе с классным руководителем В.С. Молодцовой решил поехать на строительство Сенгилеевского цементного завода. Там они работали малярами, штукатурами, каменщиками. Интересно, где теперь бывшие выпускники этого замечательного класса, как сложилась судьба Вячеслава Бяшина, Валерия Иевлева, Лилии Шленкиной, Виктора Плаксина, Юрия Трусова и других?

Жизнь не стояла на месте. Станция бурлила в трудо-ых буднях. По всей Куйбышевской железной дороге гремела слава о П.А. Манютине, И.В. Чурашове и других машинистах, которые ставили новые рекорды.

Но, как говорится, не хлебом единым... Культурная жизнь била ключом. Ее центром был железнодорожный клуб. Славился он своим замечательным хором, которым руководил С. Берсенев, и своим драматическим кружком, душой и наставником которого был Н.Н. Морошкин. Возраст подходил к шестидесяти, а Наркис Наркисовии заряжал молодых энергией и оптимизмом. 40 лет отдал он любительской сцене, сыграл более 100 ролей. Участвовали в самодеятельности и молодые работницы станции: Люба Гладкова, Света Степанова, Римма Соболева, Слава Разживин и многие другие. Все праздники и круглые даты отмечались днем на привокзальной площади, а вечером - в клубе.

За годы моей работы в редакции Инза заметно изменилась. Выросли новые дома, вступил в строй кинотеатр "Заря", были построены районный Дом культуры, больничный городок, санаторий, открылась музыкальная школа, зазеленели улицы, покрылись асфальтом площади и тротуары. В квартиры пришел газ, засветились экраны телевизоров.

Наступил 1962 год. Страну охватила очередная реоганизация управления и всего народного хозяйства. Вместе с продвижением кукурузы на север шло разделение

промышленности па городскую и сельскую, перестраивалась школьная система, были ликвидированы районные газеты.

С большой грустью уезжал я из Инзы. Ночью вышел на залитый электрическими огнями перрон станции, сел в вагон и простился с ночным городом. Поезд "Москва-Ульяновск" тихо тронулся, и в окне замелькали станционные постройки. Сосед по купе, словно читая мои мысли, произнес: "Инза, Инза, звук родной..."

Я уехал, а город остался. Остались и люди, которые продолжали делать историю.

Григорий Бузаев, бывший редактор инзенской районной газеты «Ударник», член Союза журналистов России

«Мономах», №3(10), 1997 г.

Темы: Транспорт

Поделиться в социальных сетях

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев.

© 2019. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Биджанов К.В.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru