Наступили сумерки, когда пассажирский поезд Ульяновск-Москва подходил к Инзе. Я вышел из вагона и у дежурного по станции спросил, как добраться до городской гостиницы. Дежурная в фуражке с красным околышем приветливо улыбнулась:
- А Вы что, не были в Инзе? Тут совсем рядом. Пройдете привокзальную площадь, повернете направо, и через несколько метров будет гостиница.
Устроившись, зашел в ресторан поужинать. Сразу бросились в глаза аккуратно расставленные столики, покрытые чистыми скатертями, заранее расставленные холодные закуски и приборы. На столиках - цветы. Официантки в белых блузках и темных фартуках вежливо приглашают к столу. Чувствуется, что здесь ждут пассажиров. Ужин оказался очень вкусным. Позже я узнал, что ресторан держал марку лучшего торгового предприятия на железной дороге, а возглавлял его опытный работник и хозяйственник А.А. Кондренков.
Утром началось первое знакомство с городом. Перед гостиницей через дорогу стоял двухэтажный Дом отдыха локомотивных бригад. Проходя по улице Красных бойцов, справа увидел старинный особняк, в котором разместился Госбанк. На противоположной стороне при вокзальной площади - клуб железнодорожников. Около станции раскинулся небольшой уютный парк с высокими тополями и множеством птичьих гнезд. В глубине парка просматривалась танцевальная площадка (жаль, что парк этот позже был уничтожен).
На другой стороне возвышалось двухэтажное здание - районный узел связи. Рядом с ним приютилась типография и редакция районной газеты "Ударник". В полуразрушенном помещении ютилась прокуратура, в тесноте работал районный суд. Было еще одно двухэтажное здание: райком партии на улице Заводской. Одним словом, провинциальный городишко.
Сильное впечатление произвели железнодорожная станция с ее службами и паровозное депо. Через этот крупный железнодорожный узел проходили товарные и пассажирские поезда из Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии на Москву и Казань. Жизнь на станции кипела круглые сутки. ...
Это было сорок два года назад, в июне 1955 года, когда я был направлен в Инзу редактором районной газеты "Ударник", где проработал почти семь лет. И вот станции Инза уже сто лет. Перебирая подшивки старых газет, я многое вспомнил из того времени.
Инза была разделена железнодорожной магистралью на две части: северную, со всеми районными организациями и учреждениями, и южную - с "Сельхозтехникой", мясокомбинатом, диатомовым комбинатом и его поселком. Пешеходного сообщения не было. Люди переходили через многочисленные железнодорожные пути, и это было небезопасно.
Город быстро рос и развивался. Большое жилищное строительство развернулось в его северной части. Здесь выросли "инзенские черемушки", и тогда остро встал вопрос о пешеходном переходе. Так был построен перекидной мост - мечта горожан.
Быстро развивался диатомовый комбинат. В 1955 году он освоил выпуск новой продукции - вулканитовых безобжиговых изделий, а в 1958 году на них пришел заказ из Индии - в Бхилаи строился металлургический комбинат. Развернулось соревнование за досрочное выполнение важного заказа. Соревнование возглавила маркировщица Тамара Сорокина. Железнодорожники тоже понимали важность заказа и ни разу не сорвали график поставки вагонов. Журнал "Огонек" N5 за 1958 год поместил снимок: на фотографии индийский инженер, улыбаясь, держит в руках два кирпича, присланных на стройку металлургического завода в Бхилаи из Советского Союза. Эти термоизоляционные изделия были любовно сделаны диатомовцами и привезены в Индию в вагоне, отправленном инзенскими железнодорожниками.
Славными трудовыми успехами завоевали заслуженный авторитет локомотивные бригады машинистов А. Чуприкова, И. Морозова, В. Мишина и многие другие. В 1958 году стал широко внедряться скоростной метод обработки поездов. Лучше других трудился коллектив смены №1 (диспетчер В. Шевыряев, дежурный по вокзалу А. Базов). Только за один день января в ненастную погоду смена обработала скоростным методом 5 поездов и сэкономила 124 вагоночаса.
С таким же трудовым подъемом работали путейцы, связисты, ремонтники и другие службы станции. Железнодорожный транспорт - особая отрасль. Здесь недопустимы ошибки и просчеты. Чтобы не было ущерба, нужны дисциплина и добросовестное отношение к делу от начальника до рядового. В те времена работали опытные командиры производства. Начальником станции был Е.Ф. Тимошенко, а начальником депо И.В. Осипов. Они поддерживали высокий моральный дух людей, не оставляли без внимания ни одного случая разгильдяйства.
1959 год для инзенцев стал годом великих свершений. В Инзу пришла электроэнергия. На железнодорожном узле ст. Инза произошла техническая революция: станция перешла на электрическую тягу. 18 октября Инза встречала первый электросостав, а 24 октября - первый пассажирский электропоезд.
В одной из телепередач А. Солженицын сказал, что в России до революции и после никакого патриотизма не было. Факты говорят о другом. На моих глазах здесь, на инзенской земле, проявлялся настоящий советский патриотизм. Смотрю на сухие цифры повышенных обязательств: план отправления поездов выполнить на 102%, обработать скоростным методом 4 тысячи транзитных поездов, получить прибыли 40 тысяч рублей, обеспечить погрузку сдвоенными операциями пяти тысяч вагонов. За каждым обязательством - дело, трудовой подвиг людей, которых я хорошо помню...
Люди жили дружно, делились радостью и горем, помогали друг другу, сообща воспитывали детей.
Мне как-то пришлось побывать в доме N50 на улице Вокзальной. Здесь жили семьи железнодорожников. Хозяин одной из них, уже пенсионер, Иван Васильевич Осипов, бывший начальник депо. Он вырастил достойную смену, создал семейную династию (сын Игорь стал зам. начальника депо ст. Рузаевка, Олег и Юрий - машинисты). Дом жил особенной жизнью. С соседом Борисоглебским Осиповы заложили фруктовый сад. Если одна семья на работе, другая семья готовит обед на всех. Купленная Осиповыми стиральная машина - тоже одна на всех. Кто-то из детей провинился - проступок обсуждается всеми жильцами.
Большую роль в жизни железнодорожников играла школа N 19. Многие годы ее директором была Е.Н. Бурова, а завучем Н.В. Безруков. У школы уже тогда сложились интересные традиции. Именно в этой школе в 1959 году родился почин: «Всем классом - на стройку семилетки». Весь выпускной класс вместе с классным руководителем В.С. Молодцовой решил поехать на строительство Сенгилеевского цементного завода. Там они работали малярами, штукатурами, каменщиками. Интересно, где теперь бывшие выпускники этого замечательного класса, как сложилась судьба Вячеслава Бяшина, Валерия Иевлева, Лилии Шленкиной, Виктора Плаксина, Юрия Трусова и других?
Жизнь не стояла на месте. Станция бурлила в трудо-ых буднях. По всей Куйбышевской железной дороге гремела слава о П.А. Манютине, И.В. Чурашове и других машинистах, которые ставили новые рекорды.
Но, как говорится, не хлебом единым... Культурная жизнь била ключом. Ее центром был железнодорожный клуб. Славился он своим замечательным хором, которым руководил С. Берсенев, и своим драматическим кружком, душой и наставником которого был Н.Н. Морошкин. Возраст подходил к шестидесяти, а Наркис Наркисовии заряжал молодых энергией и оптимизмом. 40 лет отдал он любительской сцене, сыграл более 100 ролей. Участвовали в самодеятельности и молодые работницы станции: Люба Гладкова, Света Степанова, Римма Соболева, Слава Разживин и многие другие. Все праздники и круглые даты отмечались днем на привокзальной площади, а вечером - в клубе.
За годы моей работы в редакции Инза заметно изменилась. Выросли новые дома, вступил в строй кинотеатр "Заря", были построены районный Дом культуры, больничный городок, санаторий, открылась музыкальная школа, зазеленели улицы, покрылись асфальтом площади и тротуары. В квартиры пришел газ, засветились экраны телевизоров.
Наступил 1962 год. Страну охватила очередная реоганизация управления и всего народного хозяйства. Вместе с продвижением кукурузы на север шло разделение
промышленности па городскую и сельскую, перестраивалась школьная система, были ликвидированы районные газеты.
С большой грустью уезжал я из Инзы. Ночью вышел на залитый электрическими огнями перрон станции, сел в вагон и простился с ночным городом. Поезд "Москва-Ульяновск" тихо тронулся, и в окне замелькали станционные постройки. Сосед по купе, словно читая мои мысли, произнес: "Инза, Инза, звук родной..."
Я уехал, а город остался. Остались и люди, которые продолжали делать историю.
Григорий Бузаев, бывший редактор инзенской районной газеты «Ударник», член Союза журналистов России
«Мономах», №3(10), 1997 г.
Фотовыставка «На Волге широкой», 1970-й год. Воспоминания Бориса Тельнова
События, 22.4.1970