После сватовства, если, конечно, оно завершалось согласием на брак, следовал цикл обрядов, состоящий из запоя, кладки, рукобития. По разным причинам (экономическим, историческим, семейным) эти обряды могли проводиться или каждый в отдельный день, или все вместе в одни день.
(Продолжение статьи, начало - в №1 за 1994 г - Свадебные традиции районов Ульяновской области)
Наиболее важным и богатым на поэтические элементы был запой.
В разных районах области и даже в разных селах одного района существовали свои варианты названия этого обряда: «уговор» (Новоспасский район), «запойки» (Сенгилеевский район), а в Барышском районе бытовала традиция проведения двух запоев: один - после сватовства, другой - перед венчанием. Большим разнообразием характеризуется и время проведения этого обряда: в тот же день после сватовства (Барышский район), через неделю после сватовства (Инзенский район), через три недели после сватовства (Инзенский район), на следующий день после сватовства (Базарносызганский район). Существовали и ограничения в выборе дня для проведения запоя, прежде всего нельзя было устраивать его в так называемые тяжелые дни: в понедельник и в среду. Причем, как нам указали в Кузоватовском районе, «гуляли на запое после 12 часов ночи». Дело в том, что «в селе про запой должны были узнать только утром на следующий день, дабы никто родителям жениха или невесты не хулил, не хаял невесту или жениха. У нас так было у одних: договорились, да потихоньку до запоя не сумели, невесту-то и расхаяли, а жених отказался от нее. А это в деревне позор!»
Приходили на запой только самые близкие родственники жениха и невесты.
В Барышском районе в с. Н. Ханинеевка «жених шел первый, а все за ним». Непременными участниками запоя были девушки - подруги невесты. Во многих селах до сих пор сохранился строгий порядок рассаживания всех участников обряда по определенным местам: «крестные жениха и невесты сидят в переднем углу; жених с товарищами сидят за особым столом; невеста с подругами - за другим» (Инзенский район). Но чаще всего невесты (а иногда и жениха с невестой вместе) за общим столом не было. В соответствии с традицией она (одна или вместе с женихом) должна была находиться в чулане (Инзенский, Старомайнский, Кузоватовский, Барышский, Новоспасский районы). После того, как гости немного посидят за столом, происходит самое главное событие - к ним выводят невесту. «Сваха со стороны жениха начинает кричать: «Сваты, сватушки, нашего ясного сокола поглядите, свою белую лебедушку покажите». Невеста со своей свахой выходят из чулана. Гости встают. Невеста со свахой кланяются им три раза. Затем они идут (сваха впереди, невеста за ней) и здороваются за руку с каждым по очереди, а женщин, кроме того, целуют. После этого невеста со свахой снова уходят в чулан.
Через некоторое время сваха кричит:
«Сваты, сватушки, пожалуйте с рукодельицем». Выходят сваха с невестой. Сваха подает жениху рюмку вина и закуску, а невеста дарит его полотенцами. На отдарье жених кладет на тарелку деньги. Затем невеста дарит отца жениха рубашкой, а мать платьем, потом крестного с крестной ... Все они на отдарье кладут деньги невесте на тарелку. Невеста со свахой кланяются и снова уходят в чулан. Третий раз сваха кричит: Сваты, сватушки, пожалуйте с аршинчиком!» Снова выходят сваха с невестой и затем снова уходят ... Все три раза выхода к гостям невеста меняет наряд. Третий раз она выходит в платье, в котором будет венчаться. Девушки начинают петь песню:
Батюшка, пей, батюшка, пей,
Да меня не пропей.
Лучше пропей, лучше пропей
Вороных коней.
Коней прольешь, коней пропьешь,
Коней выкупишь,
А меня пропьешь, а меня пропьешь,
Век не выкупишь.
Матушка, пей, матушка, пей,
Меня не пропей,
Лучше пропей, лучше пропей
Свой сундук с добром.
Сундук пропьешь, сундук пропьешь,
Сундук выкупишь,
А меня пропьешь, а меня прольешь,
Век не выкупишь.
После этого сваха с женихом идут в чулан за невестой. Запевают песню:
Вы камки ли, мои камушки,
Вы камки мои узорчатые...
Жених выводит невесту к гостям.
Невеста говорит: «Тятенька, маменька, крестный, крестная и ты (называется имя жениха), здравствуйте». Затем девушки запевают песню:
Залетела канареечка,
Как соловушка во клеточку.
Как соловушка во клеточку.
Залетевши, стосковалася,
Стосковалася, сгоревалася,
Ох-ти, ох-ти мне тошнехонько,
Мне тошнехонько, грустнехонько
Без приданого без батюшки,
Без сударыни без матушки,
Без любезных подруженек.
Затем подруга невесты берет с жениха выкуп за невесту. Она подносит тарелку, на которой находятся перчатки, связанные невестой, и рюмка вина. Подруга подает се жениху. Он выпивает ее, берет перчатки и кладет на тарелку деньги. Затем подруга берет жениха с невестой за руки и ведет в чулан (Старомайнский район).
Взаимное одаривание было обязательным актом и в других районах области (Инзенский, Барышский), а в Новоспасском районе он назывался «дать на сережки). Очень часто вывод невесты к гостям превращался в небольшую, но яркую комическую сценку. Например, вместо невесты «сватьям и жениху показывают чучело» (Новоспасский район) или выводят другую девушку, наряженную невестой (Новоспасский, Барышский районы), иногда это делалось трижды (Старомайнский, Барышский районы). А в с.Акшуат Барышского района, как рассказывали нам, «невесту бывало нарядят в плоху одежу, а вместо ее другую подсунут». В Сенгилеевском и Барышском районах на запой приготавливали куст репья, наряжали его тряпками да бумажками. «За этим кустом невеста сидела, вопила. На столе стоял каравай хлеба на полотенце. (Барышский район). В Сенгилеевском районе «на запое главным был репей со свечками, который стоял в переднем углу на столе. Свечки на репье были маленькие. После первой рюмки свечки зажигали. Когда свечи сгорали, репей выбрасывали».
Девушки на запое пели специальные свадебные песни: «всем гостям поодиночке поют, мужикам одни, женщинам другие песни», а за это их должны одаривать, о чем они и сами не забывали напоминать, приговаривая после каждой песни: «Спасибочко говорите, а барышням подайте» (Барышский район). В основном это были величальные песни, в которых рисовался идеальный портрет человека на фоне идеального мира, как, например, в величaльной свахе:
Свахонька бела,
Свахонька румяна,
Отчего она бела?
Отчего румяна?
У ней братья-соколы
На море летали,
С моря пену сымали,
Своих сестер вымыли.
Оттого она бела,
Оттого румяна.
Во многих селах, как уже говорилось, запой совмещался с рукобитьем, представлявшим собой своеобразный «юридический» акт, т.е. закрепление, оформление договора между двумя семьями. Вот как он проходил, например, в с. Садовое Новоспасского района: «На стол расстилают шубу, вывернутую наизнанку, и родители складывают руки крест на крест: сват - со сватом, сваха -со свахой в знак того, что теперь роднятся две семьи».
Невеста и жених никогда не присутствовали до конца запоя. Вместе с молодежью они уходили или в чулан, или на улицу. А когда запой кончался и гости расходились, девушки с невестой шли провожать жениха и при этом пели песню:
Вечор девки во пиру были,
Вечор красные во беседушке
У любезной своей подруженьки
И да, свет у Надежды,
И да, свет у Федоровны.
Уж мы пили, ее пропили
Не за сто рублей, не за тысячу,
За един-то стакан зелена вина,
За другой стакан меда сладкого,
А за третий-то за добра молодца,
Свет Василия Александровича.
Со следующего дня в доме жениха и невесты начиналась подготовка к свадьбе.
Михаил Григорьевич Матлин - доцент кафедры литературы Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова.
Журнал "Мономах", №1 (2), 1995 г.
Продолжение Свадебные традиции районов Ульяновской области. Часть 3
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
События, 18.6.1937