1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Лента времени
Воспоминания, 13 Сентября 1949
События, 1 Января 1996
Воспоминания, 22 Февраля 1970
Места, 13 Сентября 1648
События, 18 Марта 1736
События, 13 Сентября 1648
Фото, 4 Сентября 1900
Фото, 4 Сентября 1845
Фото, 4 Сентября 1900
Фото, 25 Июля 1900
Фото, 13 Сентября 1900
Фото, 13 Сентября 1912
Фото, 13 Сентября 1908
Фото, 17 Апреля 1900
Фото, 30 Апреля 1880
Фото, 25 Мая 1903
Фото, 18 Апреля 1848
Фото, 12 Декабря 1883
Фото, 5 Июня 1872
Фото, 5 Июня 1872
Фото, 13 Сентября 1900
Фото, 13 Сентября 1900
Фото, 13 Сентября 1900
Фото, 13 Сентября 1900
Фото, 13 Сентября 1900
Фото, 13 Сентября 1910
Фото, 13 Сентября 1898
Фото, 13 Сентября 1910
Фото, 13 Сентября 1900
События, 4 Декабря 1911
Фото дня
Съёмки
Популярное
Видеоархив
Тэги
События, 26 Апреля 1995
Свадебные традиции районов Ульяновской области. Часть 2

После сватовства, если, конечно, оно завершалось согласием на брак, следовал цикл обрядов, состоящий из запоя, кладки, рукобития. По разным причинам (экономическим, историческим, семейным) эти обряды могли проводиться или каждый в отдельный день, или все вместе в одни день.

(Продолжение статьи, начало - в №1 за 1994 г - Свадебные традиции районов Ульяновской области)

Наиболее важным и богатым на поэтические элементы был запой. В разных районах области и даже в разных селах одного района существовали свои варианты названия этого обряда: «уговор» (Новоспасский район), «запойки» (Сенгилеевский район), а в Барышском районе бытовала традиция проведения двух запоев: один - после сватовства, другой - перед венчанием. Большим разнообразием характеризуется и время проведения этого обряда: в тот же день после сватовства (Барышский район), через неделю после сватовства (Инзенский район), через три недели после сватовства (Инзенский район), на следующий день после сватовства (Базарносызганский район). Существовали и ограничения в выборе дня для проведения запоя, прежде всего нельзя было устраивать его в так называемые тяжелые дни: в понедельник и в среду. Причем, как нам указали в Кузоватовском районе, «гуляли на запое после 12 часов ночи». Дело в том, что «в селе про запой должны были узнать только утром на следующий день, дабы никто родителям жениха или невесты не хулил, не хаял невесту или жениха. У нас так было у одних: договорились, да потихоньку до запоя не сумели, невесту-то и расхаяли, а жених отказался от нее. А это в деревне позор!»

Приходили на запой только самые близкие родственники жениха и невесты. В Барышском районе в с. Н. Ханинеевка «жених шел первый, а все за ним». Непременными участниками запоя были девушки - подруги невесты. Во многих селах до сих пор сохранился строгий порядок рассаживания всех участников обряда по определенным местам: «крестные жениха и невесты сидят в переднем углу; жених с товарищами сидят за особым столом; невеста с подругами - за другим» (Инзенский район). Но чаще всего невесты (а иногда и жениха с невестой вместе) за общим столом не было. В соответствии с традицией она (одна или вместе с женихом) должна была находиться в чулане (Инзенский, Старомайнский, Кузоватовский, Барышский, Новоспасский районы). После того, как гости немного посидят за столом, происходит самое главное событие - к ним выводят невесту. «Сваха со стороны жениха начинает кричать: «Сваты, сватушки, нашего ясного сокола поглядите, свою белую лебедушку покажите». Невеста со своей свахой выходят из чулана. Гости встают. Невеста со свахой кланяются им три раза. Затем они идут (сваха впереди, невеста за ней) и здороваются за руку с каждым по очереди, а женщин, кроме того, целуют. После этого невеста со свахой снова уходят в чулан. Через некоторое время сваха кричит: «Сваты, сватушки, пожалуйте с рукодельицем». Выходят сваха с невестой. Сваха подает жениху рюмку вина и закуску, а невеста дарит его полотенцами. На отдарье жених кладет на тарелку деньги. Затем невеста дарит отца жениха рубашкой, а мать платьем, потом крестного с крестной ... Все они на отдарье кладут деньги невесте на тарелку. Невеста со свахой кланяются и снова уходят в чулан. Третий раз сваха кричит: Сваты, сватушки, пожалуйте с аршинчиком!» Снова выходят сваха с невестой и затем снова уходят ... Все три раза выхода к гостям невеста меняет наряд. Третий раз она выходит в платье, в котором будет венчаться. Девушки начинают петь песню:

Батюшка, пей, батюшка, пей,

Да меня не пропей.

Лучше пропей, лучше пропей

Вороных коней.

Коней прольешь, коней пропьешь,

Коней выкупишь,

А меня пропьешь, а меня пропьешь,

Век не выкупишь.

Матушка, пей, матушка, пей,

Меня не пропей,

Лучше пропей, лучше пропей

Свой сундук с добром.

Сундук пропьешь, сундук пропьешь,

Сундук выкупишь,

А меня пропьешь, а меня прольешь,

Век не выкупишь.

После этого сваха с женихом идут в чулан за невестой. Запевают песню:

Вы камки ли, мои камушки,

Вы камки мои узорчатые...

Жених выводит невесту к гостям.

Невеста говорит: «Тятенька, маменька, крестный, крестная и ты (называется имя жениха), здравствуйте». Затем девушки запевают песню:

Залетела канареечка,

Как соловушка во клеточку.

Как соловушка во клеточку.

Залетевши, стосковалася,

Стосковалася, сгоревалася,

Ох-ти, ох-ти мне тошнехонько,

Мне тошнехонько, грустнехонько

Без приданого без батюшки,

Без сударыни без матушки,

Без любезных подруженек.

Затем подруга невесты берет с жениха выкуп за невесту. Она подносит тарелку, на которой находятся перчатки, связанные невестой, и рюмка вина. Подруга подает се жениху. Он выпивает ее, берет перчатки и кладет на тарелку деньги. Затем подруга берет жениха с невестой за руки и ведет в чулан (Старомайнский район).

Взаимное одаривание было обязательным актом и в других районах области (Инзенский, Барышский), а в Новоспасском районе он назывался «дать на сережки). Очень часто вывод невесты к гостям превращался в небольшую, но яркую комическую сценку. Например, вместо невесты «сватьям и жениху показывают чучело» (Новоспасский район) или выводят другую девушку, наряженную невестой (Новоспасский, Барышский районы), иногда это делалось трижды (Старомайнский, Барышский районы). А в с.Акшуат Барышского района, как рассказывали нам, «невесту бывало нарядят в плоху одежу, а вместо ее другую подсунут». В Сенгилеевском и Барышском районах на запой приготавливали куст репья, наряжали его тряпками да бумажками. «За этим кустом невеста сидела, вопила. На столе стоял каравай хлеба на полотенце. (Барышский район). В Сенгилеевском районе «на запое главным был репей со свечками, который стоял в переднем углу на столе. Свечки на репье были маленькие. После первой рюмки свечки зажигали. Когда свечи сгорали, репей выбрасывали».

Девушки на запое пели специальные свадебные песни: «всем гостям поодиночке поют, мужикам одни, женщинам другие песни», а за это их должны одаривать, о чем они и сами не забывали напоминать, приговаривая после каждой песни: «Спасибочко говорите, а барышням подайте» (Барышский район). В основном это были величальные песни, в которых рисовался идеальный портрет человека на фоне идеального мира, как, например, в величaльной свахе:

Свахонька бела,

Свахонька румяна,

Отчего она бела?

Отчего румяна?

У ней братья-соколы

На море летали,

С моря пену сымали,

Своих сестер вымыли.

Оттого она бела,

Оттого румяна.

Во многих селах, как уже говорилось, запой совмещался с рукобитьем, представлявшим собой своеобразный «юридический» акт, т.е. закрепление, оформление договора между двумя семьями. Вот как он проходил, например, в с. Садовое Новоспасского района: «На стол расстилают шубу, вывернутую наизнанку, и родители складывают руки крест на крест: сват - со сватом, сваха -со свахой в знак того, что теперь роднятся две семьи».

Невеста и жених никогда не присутствовали до конца запоя. Вместе с молодежью они уходили или в чулан, или на улицу. А когда запой кончался и гости расходились, девушки с невестой шли провожать жениха и при этом пели песню:

Вечор девки во пиру были,

Вечор красные во беседушке

У любезной своей подруженьки

И да, свет у Надежды,

И да, свет у Федоровны.

Уж мы пили, ее пропили

Не за сто рублей, не за тысячу,

За един-то стакан зелена вина,

За другой стакан меда сладкого,

А за третий-то за добра молодца,

Свет Василия Александровича.

Со следующего дня в доме жениха и невесты начиналась подготовка к свадьбе.

Михаил Григорьевич Матлин - доцент кафедры литературы Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова.

Журнал "Мономах", №1 (2), 1995 г.

Продолжение Свадебные традиции районов Ульяновской области. Часть 3

Темы: Фольклор Праздники Деревня

Поделиться в социальных сетях

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев.

© 2019. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Биджанов К.В.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru