1965
XVII век
XVIII век
XIX век
XX век
XXI век
До основания Симбирска
1648 1649 1650 1651 1652 1653 1654 1655 1656 1657 1658 1659 1660 1661 1662 1663 1664 1665 1666 1667 1668 1669 1670 1671 1672 1673 1674 1675 1676 1677 1678 1679 1680 1681 1682 1683 1684 1685 1686 1687 1688 1689 1690 1691 1692 1693 1694 1695 1696 1697 1698 1699 1700 1701 1702 1703 1704 1705 1706 1707 1708 1709 1710 1711 1712 1713 1714 1715 1716 1717 1718 1719 1720 1721 1722 1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733 1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744 1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755 1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766 1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777 1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788 1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799 1800 1801 1802 1803 1804 1805 1806 1807 1808 1809 1810 1811 1812 1813 1814 1815 1816 1817 1818 1819 1820 1821 1822 1823 1824 1825 1826 1827 1828 1829 1830 1831 1832 1833 1834 1835 1836 1837 1838 1839 1840 1841 1842 1843 1844 1845 1846 1847 1848 1849 1850 1851 1852 1853 1854 1855 1856 1857 1858 1859 1860 1861 1862 1863 1864 1865 1866 1867 1868 1869 1870 1871 1872 1873 1874 1875 1876 1877 1878 1879 1880 1881 1882 1883 1884 1885 1886 1887 1888 1889 1890 1891 1892 1893 1894 1895 1896 1897 1898 1899 1900 1901 1902 1903 1904 1905 1906 1907 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925 1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 1946 1947 1948 1949 1950 1951 1952 1953 1954 1955 1956 1957 1958 1959 1960 1961 1962 1963 1964 1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Лента времени
Места, 23 Августа 1666
Места, 1 Января 1648
Герои, 27 Июля 1784
События, 9 Марта 1917
События, 6 Октября 1916
Воспоминания, 13 Сентября 1949
События, 1 Января 1996
Воспоминания, 22 Февраля 1970
Места, 13 Сентября 1648
События, 18 Марта 1736
События, 13 Сентября 1648
Фото, 4 Сентября 1900
Фото, 4 Сентября 1845
Фото, 4 Сентября 1900
Фото, 25 Июля 1900
Фото, 13 Сентября 1900
Фото, 13 Сентября 1912
Фото, 13 Сентября 1908
Фото, 17 Апреля 1900
Фото, 30 Апреля 1880
Фото, 25 Мая 1903
Фото, 18 Апреля 1848
Фото, 12 Декабря 1883
Фото, 5 Июня 1872
Фото, 5 Июня 1872
Фото, 13 Сентября 1900
Фото, 13 Сентября 1900
Фото, 13 Сентября 1900
Фото, 13 Сентября 1900
Фото, 13 Сентября 1900
Фото дня
В книгу отзывов
Популярное
Видеоархив
Тэги
Воспоминания, 26 Апреля 1995
Свадебные традиции районов Ульяновской области. Часть 1

"У вас есть невеста, а у меня жених, станем родство заводить!

- Это сваты в дом припожаловали. Значит, не за горами и сама свадьба. В красочном празднике - спектакле свои правила: шутка в обнимку с пляской, а песня - с гармоникой. Широка на Руси была свадьба, да непроста: затевалось сначала предсвадебное действо, потом шли свадебные гулянья, а вслед как водилось в наших поволжских широтах, послесвадебные «отводины» да «беседы»...

Русский народный свадебный обряд. Ученые не случайно сравнивают его с театральным действом: есть персонажи (невеста, жених, свахи, дружка, родители и др.), «сценарий», созданный великим драматургом, имя которому - традиция. Но театральность и праздничность свадьбы были не всегда. Даже в начале нынешнего века этот обряд выглядел скорее хозяйственным соглашением двух родов, своеобразным юридическим актом, узаконивающим создание семьи, и в какой- то степени - магическим ритуалом. Существовал набор церемоний, из которых слагалась свадьба: сватовство, рукобитне, кладка, запой, осмотр дома жениха, девишники, баня, посещение девушками дома жениха, сборы невесты к венцу, приезд жениха за невестой, венчание, встреча новобрачных от венца, праздничный стол в доме жениха и в доме невесты в первый день, поиски «ярки».

Фольклорные экспедиции студентов и преподавателей УГПИ по территории области помогли составить весьма точный портрет русской народной свадьбы в ее местном своеобразии, которое сохранилось в традициях до конца 30-х годов. Кстати, даже в одном селе существовало несколько вариантов свадьбы. Как, скажем, выглядело сватовство? Отправимся, к примеру, в Сурский (север области), Старомайнский (восток), Вешкаймский и Карсунский (центр) районы. Здесь разнообразие уже в том, кто его вел: «приходили родители жениха» (Старомайнский район), «идут его мать с отцом» (там же), «в дом невесты приходят две свахи» (Старомайнский, Сурский районы), «сватала в Полянках сваха (крестная мать)» (Сурский район), «сватала обычно сваха, и было плохой приметой, если шли родственники сватать без свахи» (Сурский район). Исконная традиция требовала, чтобы сватовство осу­ществлялось не раньше сумерек, но в 20-30-е годы этого уже не придерживались.

А вот другой обычай - отличать одеждой сватов или свах, сохранился в то время достаточно долго. «Идет женщина под большой шалью - значит сватать пошла» (Вешкаймский район). «Сваха дома принаряжалась, на голову надевала белый платок, а поверх пальто накрывалась «турецкой» шалью с длинными кистями и цветными узорами» (Сурский р-он). Иногда необычность в одежде сохраняла явно магический смысл, тем более когда это сочеталось с другой атрибутикой для благополучного завершения сватовства: «Берут сковородник. Надевают разны носки. И идут...» (Старомайнский р-он), «Сваты шли ближе к вечеру. Когда они собирались, то родители жениха бросали сватам в спину подушку, чтобы сватовство было удачным» (Сурский р-он).

Оригинальный для нашей области обычай жил в с. Красная река Старомайнского р-на, где знаком согласия на засыл сватов служила передача невестой своей юбки жениху: «А поутру идет жених заклад просить с невесты. Сняла с себя юбку, отдала. И вечером идут его мать с отцом, крестный и крестная сватать». Долго сохранялась традиция особого места сватов в избе невесты - под матицей, что говорило о цели визита: «Придя в дом невесты сваты садилась под матицу» (Сурский р-он), «свахи приходят в дом девушки и садятся под «матку» (матицу) - дают понять, что пришли сватать» (Карсунский р-он), «Войдя в дом, сваты садились на продолговатую лавку, не дожидаясь приглашения родителей невесты» (Старомайнский р-он).

В некоторых селах сохранилось и ритуальное место девушки, которую приходили сватать, - в чулане или за печкой: «Невеста во время просватанья прячется в чулане» (Сурский р-он), «Невеста в это время находилась в чулане» (Старомайнский р-он), «Невеста во время сватовства скрывалась за печкой» (Старомайнский р-он) наступала и кульминация сватовства: своеобразный «торг» - «дипломатические переговоры», главенствовала в которых сваха: «В нашем доме голубок, в вашем доме голубица» (Сурский р-он), «У вас девонька, у нас паренек - не выпьем ли за них по чарочке разок» (Барышский р-он), «У вас, слыхали, ярочка продажная имеется. А у нас барашек молоденький есть. Не свести ли их в один хлев?» (Сурский р-он), «У вас курочка, у нас петушок, давайте загоним их в один клюшок» (Старомайнский р-он), «У нас есть садик, а у вас виноградик, нельзя ли этот виноградик пересадить в наш садик?» (Вешкаймский р-он). А вот такой диалог удалось записать в с. Новиковка Старомайнского р-на. Приходят родители жениха, сваха. Спрашивают родителей невесты:

- Нет ли у вас молодой ярочки?

- Нет, овцы есть, ягнята есть, а ярка не подросла.

- А может есть?

-Нет.

- А давайте посмотрим?

- Ну, смотрите, только не распугайте овец.

Сваты ищут невесту. Находят, приводят к родителям:

- Ну вот и ярочка, а вы сказали, что нет.

- Да она еще не подросла.

- А нам старую не надо.

- А барашек подстатный?

- Наш барашек - самый лучший в стаде. Шерстка колечками вьется. Круты рога загнуты. Хороший барашек.

...Но, пожалуй, самый интересный вариант сватовства, был записан в с. Красная река того же района. Родные жениха идут в дом к невесте. Невеста прячется в чулане. Первым входит жених и заходит прямо к невесте. Среди гостей находится самый бойкий мужчина, который впоследствии будет дружкой. Заходя, он спрашивает: «Мы слышали, что тут у вас продается ярочка. Не продадите ли вы ее нам?» Хозяева отказывают. Тогда родные жениха просятся переночевать. Все это происходит в задней комнате. Хозяева отказывают в ночлеге якобы из-за отсутствия места. «В таком случае продайте нам ярочку!» - заявляют гости. Все это сопровождается веселыми шутками. Женихову родню, наконец, пропускают в переднюю избу. Всех гостей от жениха сажают за стол, а родные невесты стоят. Женихова родня с собой приносит ведро вина. Будущий дружка носит всем это угощенье. Первым подают родителям невесты. Жениха и невесту вызывают из чулана. Родители жениха тщательно осмат­ривают невесту: хороша ли, не хромая ли, не кривая ли и т.п. Между невестиными родителями и невестой с женихом идет диалог. Невестины родители, обращаясь к невесте:

- Идешь?

- Иду!

- Тогда пьем! (Выпивают свои рюмки).

Жениховы родители - к жениху:

- Берешь?

- Беру.

- Тогда пьем!

Все выливают, жениха и невесту снова отправляют в чулан. Выпив все вино, которое принесли родные жениха, невестины родные выставляют свое. Вся гулянка сопровождается песнями и шутками.

Автор публикации - Михаил Григорьевич Матлин, доцент кафедры литературы УлГПУ им. И.Н. Ульянова.

Журнал "Мономах", №1(1), ноябрь 1994 г.

Продолжение - Свадебные традиции районов Ульяновской области. Часть 2

Свадебные традиции районов Ульяновской области. Часть 3

Темы: Деревня Фольклор Праздники

Поделиться в социальных сетях

«Годы и люди» - уникальный исторический проект, повествующий о событиях родины Ленина, через документы, публикации, фото и видео хронику и воспоминания очевидцев.

© 2019. "Годы и люди", годы-и-люди.рф, 18+
Учредитель: ООО "СИБ". Главный редактор: Биджанов К.В.
Свидетельство СМИ "Эл № ФС77-75355" от 01.04.2019 г. выдано Роскомнадзором.
432011, г. Ульяновск, ул. Радищева, дом 90, офис 1
+7 (8422) 41-03-85, телефон рекламной службы: +7 (9372) 762-909, mail@73online.ru