Первые эшелоны с оборудованием Московского автомобильного завода прибыли в Ульяновск на станцию «Киндяковка» осенью 1941 года. Без грузоподъемных механизмов люди разгружали многотонные станки, затаскивали их под крышу. Нужно было в кратчайшие сроки пустить завод, чтобы поставлять фронту необходимую продукцию. Полторы тысячи москвичей за два месяца – ноябрь и декабрь 1941 года – разгрузили свыше двух тысяч платформ с оборудованием.
Первые автостроители приступили к работе на территории таможенных складов завода “Металлист”. Они сделали все возможное, чтобы уже в феврале 1942 года первые десять машин «ЗИС-5» были собраны и отправлены на фронт. Постепенно темпы сборки автомобилей возрастали – с пяти до пятидесяти машин в сутки. В 1942 году на фронт были отправлены 1893 автомобиля.
«ЗИС-5» был автомобилем надежным, легко заводился в холода и довольствовался любым бензином. Он состоял из 4,5 тыс. деталей. Разобрать или собрать его можно было, пользуясь минимальным количеством инструментов. Автомобили «ЗИС-5» в годы Великой Отечественной выпускались без передних тормозов, бампера, правых фар, хромированных деталей облицовки. Не обладая повышенной проходимостью, «ЗИС-5» тем не менее успешно преодолевал размокшие грунтовые дороги и заснеженные проселки, и стал незаменимой машиной советских войск. А создавали эти автомобили ульяновцы, в большинстве своем - молодежь.
Трудились под девизом: «Работаем сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня!».
Весной 1943 года, когда наша армия громила немцев на Украине, бригады автостроителей Ульяновска боролись за присвоение звания «фронтовой». Всего этой высокой чести на заводе удостоились 13 бригад. Молодые ребята, почти девчонки и мальчишки, трудились не покладая рук, по неделям не выходя из цеха, работали по 12-14 часов в сутки. Плохо было с теплой одеждой, питанием. Были случаи, когда ребята обмораживались. Они отправляли на фронт теплые вещи. Автозаводцы внесли более 300 тысяч рублей своих личных сбережений в фонд Верховного Командования.
В 1943 году Государственный комитет обороны принял решение о строительстве автомобильного завода в Ульяновске. Было выделено 200 га земли за рекой Свиягой под промышленное и жилищное строительство.
Наряду со строительством производственных цехов, была поставлена еще одна задача – построить ТЭЦ. 3 марта 1944 года все, как один, автозаводцы вышли на рытье котлована под ТЭЦ, которая должна была дать тепло строящемуся Засвияжью.
В 1944 году по решению ГКО автомобиль «ЗИС-5» передавался в Миасс. Перед коллективом завода встал вопрос: какой автомобиль выпускать. Группа энтузиастов и руководство отстаивали свою модель автомобиля. Заводу было предложено производство дизельного грузовика «УАЗ-253», разработанного нашими конструкторами. Именно для этого автомобиля и строился автозавод.
В канун первого мая 1944 года был изготовлен первый опытный образец этой машины, которой в то время в стране не было равных. На первых испытаниях 3,5 тонная машина показала отличные динамические качества. Это была большая трудовая победа ульяновских автомобилестроителей. Но, к сожалению, все технические документы на этот автомобиль были переданы в Новосибирск.
Всего за годы войны автозавод выпустил 7260 автомобилей ЗИС-5 и почти 20 тысяч двигателей. Около 500 автозаводцев были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».
Но не только в тылу боролись за свободу своей страны автозаводцы. На фронтах Великой Отечественной сражались сотни солдат, которые свою дальнейшую мирную жизнь связали с ульяновским автомобильным заводом. Они бились с врагом на самых различных фронтах, участвовали в исторических сражениях, от исхода которых зависела дальнейшая судьба Родины. Танкистами, пехотинцами, артиллеристами и разведчиками, летчиками и саперами были на войне автозаводцы. Все они были награждены боевыми орденами и медалями, а двое – И.Н. Бурмистров и Н.Н. Чиженков – удостоены звания Героя Советского Союза.
Со дня Победы прошло 60 лет. Автомобиль с деревянной кабиной сменили новые машины, способные удовлетворить самые высокие требования покупателя. В ноябре 2003 года на Ульяновском автозаводе начался серийный выпуск внедорожника "UAZ Hunter". В июле 2005 года на производство будет поставлен "UAZ Patriot", который ознаменует для Ульяновского автомобильного завода начало новой эпохи. Прогрессивная конструкция автомобиля, использование высококачественных импортных комплектующих, кардинальное изменение подходов к сборке новой модели позволят УАЗу создать машину принципиально нового уровня как по потребительским характеристикам, так и по надежности. И это будет совершенно другая история. А тот легендарный "ЗИС-5" занял почетное место в музее автомобильного завода.
Прошло 60 лет. Сегодня в цехах завода практически не осталось тех, чья юность пришлась на те страшные годы, тех, кто видел кровопролитные бои Великой Отечественной войны, тех, кто, не жалея себя, трудился на благо страны и народа. Но остается память. Завод не забывает своих героев. В этом году УАЗ поздравляет с Днем Великой Победы 280 участников Великой Отечественной войны и 800 тружеников тыла. Заводчане по сей день хранят в своих сердцах воспоминания о подвиге отцов и дедов, подвиге, который был совершен ценой неимоверных усилий.
ГЕРОИ УАЗа
Иван Николаевич Бурмистров родился 24 февраля 1920 года в селе Норовка Цильнинского района в крестьянской семье. Война застала его в Забайкалье, где он проходил военную службу. В составе своей части был направлен в Подмосковье. Служил в пехоте. Боевое крещение принял в Тихвине во время ожесточенных боев в Подмосковье. После ранения окончил курсы связистов и был направлен в 78-ю Гвардейскую стрелковую дивизию 7-й армии, дислоцировавшуюся под Белгородом, в составе которой он и прошел весь дальнейший боевой путь. Золотую Звезду Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина он получил за участие в операции по форсированию Днепра. В ночь на 25 сентября 1943 года в районе с. Домоткань (Днепропетровская область), с группой связистов из семи человек он, переправившись под огнем противника на правый берег Днепра, проложил кабельную линию связи и передал данные для корректировки огня артиллерии и в течение всей операции обеспечивал бесперебойную связь батальона с командованием полка, что сыграло неоценимую роль при отражении контратаки противника. Воюя с фашистами, он не знал, что за свой подвиг был представлен к высокому званию. Лишь после войны в 1946 году в Кремле ему торжественно вручили эту высшую правительственную награду. После войны Иван Николаевич трудился на Ульяновском автомобильном заводе - в Управлении главного конструктора. Вел большую работу по воспитанию патриотизма у молодежи.
Стефан Иванович Галлером в августе 1942 года, скрыв свой реальный возраст (ему тогда было всего 17 лет), добровольцем ушел на фронт. В этом же году под Сталинградом, в ночь с 19 на 20 ноября, он получил тяжелое ранение. Около года провел в госпиталях. Летом 1943 года – снова на фронт. При наступлении на Кривой Рог (форсирование Днепра) был серьезно ранен, взят в плен и отправлен в концлагерь Бухенвальд, затем – в Дахау. После освобождения в апреле 1945 года лечился, а потом был направлен на службу в автополк. В марте1946 года его демобилизовали. За храбрость и отвагу он был награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией».
В 1946 году приехал в Ульяновск, устроился на автозавод, работал в цехах шасси, ковкого чугуна, кузнечном, механическом. В 1985 году Стефан Иванович ушел на заслуженный отдых, но продолжал работу до 1989 года в центральной заводской лаборатории.
В январе 1943 года Олега Анатольевича Азбукина 17-летним юношей призвали в армию, в Ульяновское пехотное училище, окончив которое в июне, он был направлен в 12-ю гвардейскую воздушно-десантную бригаду командиром взвода разведки. Ему довелось воевать на Карельском, 3-м Украинском фронтах. С боями прошел Финляндию, Венгрию, Болгарию, Югославию, Румынию, Австрию, южную Германию, Чехословакию. Был пять раз ранен. Счастливая случайность спасла его от смерти в Финляндии: выполняя задание, отделение разведчиков, которым командовал Олег Анатольевич, попало под обстрел. Шесть десантников погибли, выживших вечером следующего дня расстреляли. Но случилось чудо. Олег Азбукин очнулся от того, что нечем было дышать. Раскидав землю, десантник смог выбраться из неглубокой могилы и спастись.
В ноябре 1945 года Олега Анатольевича из-за полученных ранений демобилизовали из армии. А в 1979 году фронтовик стал завучем ГПТУ №7. Олег Анатольевич Азбукин награжден 4-мя орденами и 18-ю медалями.
«Мономах», №2(41), 2005 г. Фото - главный конвейер УАЗа, Борис Тельнов
Изданы две детские книги с иллюстрациями ульяновского художника
События, 25.11.2024