Несмотря на «нелетную» погоду, приглашаем пройтись по бульвару Пластова.
Расположен он в центре города и является продолжением улицы Гончарова, соединяя центральную улицу Ульяновска и Новый Венец. Но это сегодня… А раньше тут было просто продолжение улицы Большой Саратовской (ныне улица Гончарова). Также здесь располагалась Завьяловская площадь. Назвали ее в честь купцов Завьяловых, имевших тут каменный и деревянный дома. Сегодня на их месте стоит четырёхэтажный жилой дом с почтовым отделением на первом этаже.
Основная часть строений этого места были одно- и двухэтажными, деревянными. Несколько домиков сохранились. На перекрестке улицы Радищева и бульвара Пластова и по сей день стоит деревянный дом с мезонином. Он интересен не только своим преклонным возрастом, но и тем, что может легко запутать неопытного путешественника. Дело в том, что на доме размещена адресная табличка, которая гласит, что дом расположен не на бульваре, а в переулке Пластова. А ведь такого переулка нет на карте города. Вот и получается, все дома стоят на бульваре, а этот — в переулке. Прямо как в известной юмореске Ефима Шифрина про трамвай, идущий разными маршрутами.
Но вернемся к нашему рассказу о площади Завьяловской. Зимой 1903-1904 годов на ней по инициативе Симбирского семейно-педагогического кружка заливался каток. Правда, просуществовал он недолго, так как здесь в 1904 году начались работы по созданию «Народного сада».
Вот что писали об этом «Симбирские губернские ведомости»: «В 9 часов утра на Соборную площадь вышли колонны школьников под барабанную дробь и музыку маршей двух оркестров. Построившись перед сколоченной заранее и украшенной праздничными флагами эстрадой, участники праздника выслушали приветствие городского начальства, отслужили торжественный молебен и отправились в «Народный сад», где заранее для посадок были приготовлены саженцы и ямки для них. Каждое училище заняло отведенное ему место, и закипела работа. А с крыш и балконов соседних домов щелкали фотоаппаратами фотографы-любители. После окончания посадок, вновь построившись в колонны под предводительством полковника Глинского, восседавшего верхом на коне, «лилипутская армия» прошла до Ленкоранских казарм — там ее уже ждали. На поле стояли дымящиеся котлы с кипятком для чая, бочки с русским квасом, столы, на которых в вазах были разложены булки, яйца и колбаса. Наскоро перекусив, школьники занялись играми в лапту, чехарду, горелки, пели хором песни и устраивали пляски, на радостях «качали» присутствующее начальство. В 5 часов вечера все разошлись по домам».
В 1918 году площадь переименовывают в Пролетарскую. Но хотелось бы отметить, что это произошло только на бумаге, а жители продолжали называть площадь по-старому.
Первые значительные изменения в этих местах относятся к 40-м годам ХХ века, когда были построены корпуса педагогического института, но сильно повлиять на облик улицы-бульвара-площади они не смогли.
А вот в 70-годы всё изменилось. Причиной кардинальных преобразований было грандиозное строительство в центре города, связанное с празднованием 100-летия со дня рождения В.И. Ленина. Практически вся старая застройка была снесена, а на ее месте вознеслись здания Ленинского мемориала и гостиница «Венец».
В 80-90-е годы облик улицы дополнился двумя гигантами ульяновского строительства. В 1985 году возвели здание Дома Советов, которое, правда, числится по улице Радищева, но оно торцом выходит на бульвар и напрямую его касается.
А в 1997 году появляется еще один большущий дом – здание Центрального банка. Кованые ворота к нему, к слову, были изготовлены по специальному проекту ульяновской мастерской кузнечного дела «Корч», известной не только в России, но и за рубежом.
В 1986 году решением Ульяновского горисполкома этой части города приваривают имя народного художника СССР, лауреата Ленинской и Государственных премий СССР, действительного члена Академии художеств СССР Аркадия Пластова. Улица-бульвар получает четкие границы и свое настоящее имя.
Несколько слов о художнике, которого называют одним из самых ярких и самобытных мастеров живописи. А.А. Пластов (1893-1972) — уроженец села Прислониха Симбирской губернии, учился в Симбирске сначала в духовном училище, а затем в духовной семинарии. Художественное образование продолжил в Москве в Императорском Строгановском художественно-промышленном училище и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
В 1917 году Пластов вернулся в родную Прислониху. С 1935 года выступал с жанровыми картинами. В своих произведениях живописец изображал жизнь и труд простых крестьян, природу.
Идея об установке в Ульяновске памятника великому художнику появилась давно, но прошло много лет прежде, чем это осуществилось. Скульптор Анатолий Бичуков изобразил Пластова реалистично, поместив в руки художника палитру и кисть. Именно эти предметы очень «приглянулись» ульяновским вандалам, — особенно кисточка художника, которую «вырывали» неимоверное число раз. Приходилось её восстанавливать. Даже придумали устанавливать пластмассовый муляж, в надежде, что на него не позарятся, но всё без толку. В конечном итоге кисточку просто перестали восстанавливать. Вот и стоит художник Пластов с палитрой, но без кисти…
Сегодня бульвар Пластова — популярное место у горожан. Здесь приятно отдохнуть в тени деревьев на лавочках, а по пятницам и субботам тут собирается много новобрачных, которые делают свадебные фотографии. В студеные январские дни, в очередную дату со дня рождения художника к его памятнику приходят почитатели изобразительного искусства, чтобы отдать дань памяти нашему земляку.
До новых прогулок по улицам нашего города!
Материал подготовлен сотрудниками Ульяновского городского архива
"Ульяновск сегодня", 18.09.2019 г.
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
События, 18.6.1937