День строителя традиционно отмечается во второе воскресенье августа. В этот день чествуют ветеранов, а также отмечают наградами наиболее выдающихся работников и предприятия строительной отрасли. В преддверии праздника мы встретились с заслуженным строителем Ульяновской области, Почетным строителем России и узнали о том, как проходили крупнейшие стройки Ульяновска 1970-1980 годов, определившие дальнейшую судьбу города.
Говорят, что профессиональный строитель столь же специфическая профессия, что и профессиональный музыкант. Недаром архитектуру сравнивают с застывшей в камне музыкой. Только, в отличие от неудачной симфонии, неправильно построенный дом может рухнуть и погубить людей. Поэтому дисциплина на стройках всегда была сродни армейской.
- Вы только представьте: повернет крановщик не туда, и несколько человек запросто могут погибнуть, - рассказывает Анатолий Олейник. - Поэтому при работе с подъемной техникой каждый шаг был под роспись. Случись что - подсудное дело.
Анатолий Иванович приехал в Ульяновск в 1969 году по распределению после окончания Горьковского строительного техникума. Город готовился к празднованию 100-летия со дня рождения В.И. Ленина и строился невиданными даже для наших дней темпами.
«Я останавливаю кран!»
- В течение пяти лет в Ульяновске были возведены здания речного порта, аэропорта, авто- и железнодорожного вокзала, - продолжает Анатолий Олейник. - Появились мебельная фабрика, пивзавод, кондитерская фабрика, мемориальный комплекс, педагогический университет. Тысячи людей трудились в три смены. Возникла новая промышленность. По сути, за пять лет был создан весь привычный нам сегодня Ульяновск. На тот момент город был самым красивым в Среднем Поволжье.
Анатолий Иванович знал о каждой перечисленной стройке не понаслышке. Молодой специалист трудился в Управлении механизации №2, отвечавшем за эксплуатацию всей строительной техники: от экскаваторов до бульдозеров. На 21-летнем выпускнике строительного техникума лежала громадная ответственность: он отвечал за 26 башенных кранов, работавших на всех крупных объектах.
- Для строительства высотной части гостиницы «Венец» задействовали башенный кран «БК-5», - вспоминает Анатолий Олейник. - Оказалось, что на машине 1949 года выпуска не работал ни один прибор. А работы велись рядом с трамвайными путями. Могло произойти несчастье. Я сообщил начальству об этом и остановил работу крана. Тогда меня вызвали в штаб строительства, который был в районе мемцентра. Потребовали, чтобы возобновил работу, но я отказался сделать это до устранения неполадок. Пригласили моего непосредственного начальника, но он поддержал меня. С трудом, но удалось убедить, что необходимо минимум 30 часов на ремонт. И мне дали это время.
Так принципиальность молодого специалиста помогла избежать возможного несчастного случая и обеспечила ему авторитет среди старших и более опытных коллег.
На волне патриотизма
Параллельно с работой строитель окончил Ульяновский политехнический институт. Отсев был жесточайший: из 114 человек, поступивших на факультет станков и инструментов, осталось всего 15. Полученные знания вскоре пригодились: с середины 1970-х годов в Ульяновске началось новое грандиозное строительство. Решением правительства страны в городе создавалась авиационная промышленность. За последующие десять лет возник завод «Авиастар», новый микрорайон и вся сопутствующая инфраструктура.
- В Ульяновск были переброшены специалисты из Ташкента, где строили военно-транспортные самолеты Ил-76, Воронежа, Самары, Саратова, - отмечает Анатолий Олейник. - Я даже ночевать вынужден был на стройке, настолько бурными темпами шли работы. В течение четырех месяцев возводили девятиэтажный панельный дом.
Кстати, по мнению строителя, панельные многоэтажки критикуют незаслуженно.
- Я вам лишь два примера приведу: панельные дома строят даже в Германии и Японии, - объясняет Анатолий Иванович. - Согласитесь, столь развитые страны не будут возводить что попало. Панельные строения технологичны, а кроме того, обеспечивают хорошую теплозащиту.
А главным фактором, обеспечившим успех громких строек прежних эпох, ветеран считает энтузиазм и патриотизм.
- Ежедневно проводились собрания, и нам рассказывали, что и где будет возведено и чем обернется в будущем, - подчеркивает строитель. - Эмоциональный подъем был невероятный, никто никогда не отлынивал от работы. Все выполнялось в срок. Очень хотелось бы, чтобы и современная молодежь трудилась бы так же, и наш город становился все красивее.
Дмитрий Сильнов
«Ульяновск сегодня», №74, 9 августа 2019 г.
«Хорошо, очень хорошо мы начинали жить». Глава 7 (продолжение)
События, 18.6.1937